Урока русского языка в 8 классе сочинение-рассуждение на тему «мы не имеем права забывать»




Скачать 93.35 Kb.
НазваниеУрока русского языка в 8 классе сочинение-рассуждение на тему «мы не имеем права забывать»
Дата публикации08.07.2013
Размер93.35 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс

педагогического творчества

2012-2013 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СЫЧЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МОНАСТЫРЩИНСКИЙ РАЙОН

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: средняя школа


КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕМУ

«МЫ НЕ ИМЕЕМ ПРАВА ЗАБЫВАТЬ»

^ (УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ)

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МБОУ Сычевская основная общеобразовательная школа Никеева Ирина Александровна
^ Место выполнения работы: Смоленская область, Монастырщинский район, посёлок Турковского торфопредприятия, МБОУ Сычевская основная общеобразовательная школа

^ Урок развития речи в 8 классе, сочинение-рассуждение (2 часа)
Цели:

  • развитие коммуникативной компетенции, то есть умения точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

  • закреплять знания об основных признаках и свойствах текста, к которым относятся смысловая цельность, связность, завершенность, членимость;

  • формировать умение составлять текст-рассуждение, то есть выдвигать тезис, обосновывать его, приводить примеры, формулировать вывод;

  • воспитывать уважительное отношение к истории России, героическому прошлому нашего народа.


Оборудование: аудиозапись песни «Растёт в Волгограде берёзка» в исполнении Людмилы Зыкиной.

^ При подготовке урока были использованы материалы, опубликованные на сайте http//www.detistalingrada.ru, а также Антологии художественных произведений о Великой Отечественной войне «Венок славы» в двенадцати томах, том 4. Сталинградская битва/ сост. А. Корнеев. - М.: Современник, 1987г.

Ход урока (1 урок)


  1. Оргмомент

  2. Объявление темы и целей урока

Ребята, сегодня нас с вами ожидает очень важный, нужный урок, урок развития речи. В процессе работы нам предстоит вспомнить, что такое текст, каковы его основные признаки, а подробнее мы остановимся на тексте-рассуждении. В конце урока нас ждет интересная, но, одновременно, трудная работа. Интересная, потому что вы в очередной раз попробуете свои силы в творчестве, будете работать над созданием своего собственного сочинения-рассуждения. Трудная эта работа, потому что тема нашего сочинения и материал, с которым мы будем работать, не совсем обычны. Разговор наш сегодня пойдет о памяти, но не о памяти одного конкретного человека, а о памяти народа, об исторической памяти.

  1. Работа с материалом к сочинению

Мы, выросшие в мирное время, знаем обо всех ужасах войны только из книг и кинофильмов. Но люди, пережившие войну, выжившие в ней, никогда не смогут забыть тех страшных лет.

Говорят, что на войне детей не бывает. Наверное, это так, ведь ребёнок, попав на войну, сразу лишается самого светлого и радостного времени – детства. Он невольно взрослеет. Герои нашего сегодняшнего урока – уроженцы Сталинграда, в детстве узнавшие, что такое война. Так же как и взрослые, «дети Сталинграда» пережили голод и холод, смерть родных и близких людей. Самым страшным днём стал для сталинградцев день двадцать третьего августа тысяча девятьсот сорок второго года. В этот день фашистская авиация начала бомбить город. Но готовиться к нападению жители стали задолго до этого.

Вот как вспоминают об этом сами участники тех событий.

^ Л.И. Конов

«…Фронт ещё был относительно далеко от Сталинграда, а город уже опоясывался укреплениями.… Одолеть землю, твёрдую, как камень, без кирки и лома, было непросто. Особенно мучили солнце и ветер. Жара иссушала и изматывала…. Песок, пыль забивали нос, рот, уши. Жили в палатках, спали вповалку, на соломе…. На ладонях образовывались кровавые мозоли…. Иногда пролетали самолёты и обстреливали нас…. Было очень страшно…. После каждого такого полёта мы обязательно кого-то недосчитывались…»

^ М.И. Малютина

«Многие из нас, детей, ведут свой отсчет пребывания на войне с 23 августа. Я же ощутила её, … когда девочек нашего восьмого класса послали оказывать помощь по переоборудованию школы под госпиталь…. Мы… освобождали классы от парт,… ставили койки, заправляли их…. В одну из ночей прибыл состав с ранеными, и мы помогали переносить их…. Раненые стонали, бредили… Большинство их было чёрными от дыма и копоти, оборванные, грязные, в окровавленных бинтах. Глядя на них, мы нередко ревели, но дело своё делали…. Работы хватало всем: ухаживали за ранеными, перематывали бинты…. А потом было 23 августа…»
С началом войны изменилась жизнь многих людей. Вчерашние школьники стали взрослыми серьёзными людьми всего за одну ночь. И ответственность на них лежала не меньшая, чем на взрослых людях.

^ Н.В. Киселёв

«… Война застала меня в ремесленном училище. Учебный процесс наш резко изменился…. Уже через девять месяцев я оказался на тракторном заводе…. Время было суровое, и скидок на возраст нам практически не было. Работали по 12 часов…. Особенно тяжело, если попадали в ночную смену…»

Но самым страшным и тяжёлым испытанием стал для всех сталинградцев голод. Он не щадил никого: ни взрослых, ни детей. Никогда не забыть людям страданий, выпавших на их долю в голодную зиму сорок второго.

^ И.Д. Чепрасов

«Особенно мучил голод. Жили тем, что за несколько выходов на элеватор удавалось мне принести немного полу горелого зерна. Зная, что его могут у нас отнять немцы, зарыли его перед окном под кустом дикой розы. Расходовали свой запас мы сверхэкономно, лишь бы не умереть с голода. Но и этой еды нас фашисты иногда лишали…»

^ П.Т. Донцов

«…Но хлеба у нас не было. Доходило до того, что еда состояла из подсоленной воды да луковицы на двоих. Из отходов горчицы делали оладьи, предварительно вымочив их в течение суток. Во всей комнате стоял удушливый запах, и слезились глаза…»

^ А.А. Алексеева

«…Голодная зима 1942-го. Наверное, её никогда не забудешь. Разве можно забыть, как ходили на развалины бывшего кожзавода и выдирали, а вернее, вырубали топором их ям просоленные и мороженые шкуры. Разрубив такую шкуру на куски и опалив её в печке, варили, а затем пропускали через мясорубку. Полученную таким образом студенистую массу ели…. Именно благодаря этой пище нам удалось остаться в живых…»
Но не только еды не хватало сталинградцам. Особенно страдали люди без воды. В городе, расположенном на берегах Волги, не было воды. Её невозможно было достать без риска для жизни.

^ А.П. Корнеева

«…Каждый зимний поход… за водой … был походом между жизнью и смертью…. свирепый ветер насквозь продувал… одежонку, колол лицо снежной пылью, к тому же, надо было пройти до воды и обратно так, чтобы не попасть под пули, разрывы снарядов и мин. Но если даже удавалось миновать всё это, то это ещё не означало оказаться дома с водой: часто кончалось тем, что немецкий часовой подходил, забирал ведро и уносил к себе в блиндаж…. И когда уже пустое ведро возвращали, опасный путь в воде повторялся…»
В нелёгких условиях пришлось выживать сталинградцам. Но город не сдался, фашистам так и не удалось сломить дух его защитников. 31 января 1943 года фашистские войска вместе со своим командующим Паулюсом сдались в плен.

Двести дней и ночей длилась сталинградская битва. После освобождения оставшимся в живых жителям Сталинграда остался полностью разрушенный, разграбленный город и выжженная земля вокруг.

Казалось, никогда на выгоревшей земле не вырастет трава, не зацветут цветы, не зашумят листвой деревья. Но прошло совсем немного времени, и на Мамаевом кургане выросла аллея из молоденьких берёзок. Это были не просто деревья. Их посадили сами сталинградцы в память о родных, погибших в годы войны.

(Звучит песня «Растёт в Волгограде берёзка» в исполнении Людмилы Зыкиной)

Но не только берёзки напоминают здесь о мужестве, героизме защитников города, ценой своей жизни отстоявших свободу. Здесь, на Мамаевом кургане возведён мемориальный комплекс, который ежегодно посещают тысячи людей. Никто не остаётся равнодушным. Посетители оставляют записи в Альбомах Памяти, которые хранятся в зале Воинской славы мемориального комплекса. Люди пишут о тех чувствах, которые переполняют их сердца. Давайте вчитаемся в эти строки.
«Я горжусь, что я русская, что моё поколение спасло человечество от смертельной опасности. Светлая память вам, недожившим, но победившим».

Шпигалёва, г. Ангарск
«Дорогой папочка, я никогда не видела тебя живым и мёртвым тоже, но на твоей могиле я побывала. Я очень благодарна всем, кто построил этот памятник. А жизнь продолжается: у тебя дорогой папочка, теперь есть внуки и внучки».

Мазаева
«Смотри, отец, я пришёл к тебе не как раб какой-то германской империи… Я полноправный гражданин Союза Советских Социалистических Республик».

И. Захаров
«Родной мой Сталинград! Героическая моя Родина! Я родилась здесь и здесь ребёнком пережила все бои и бомбёжки. Я стала свидетельницей беспримерного мужества и героизма наших бойцов. Здесь, в Сталинградской земле, навечно остались мои близкие: мама, бабушка, сестрёнка, братишка, а я осталась жива и встречала наших бойцов-победителей».

Царевская Людмила Андреевна, учитель из г. Армавира
«Пусть всегда в сердцах живёт глубочайшее уважение ко всем героическим защитникам Сталинграда, к живым и павшим, вместе с твёрдой уверенностью, что их величайшие жертвы не будут напрасными».

Самюэль Воган Вильсон, бригадный генерал армии США
«Моё счастье, счастье моей жизни, счастье моих товарищей по оружию из «Нормандии-Неман» в том, что мы сражались рядом с лётчиками Красной Армии. В память об этих сражениях и в память всех, кто погиб, защищая Сталинград и свободу человечества, мы не имеем права забывать».

Генерал Пуйяд, бывший командир эскадрильи «Нормандия-Неман»


  1. Работа над теорией

Вот теперь, когда мы стали немного ближе к людям, видевшим войну, к их страданиям, переживаниям, я предлагаю вам поразмышлять над словами командира эскадрильи «Нормандия-Неман» генерала Пуйяда: «Мы не имеем права забывать». Именно эти слова будут являться сегодня темой вашего сочинения. Запишем её в тетради.

Приступая к работе над сочинением, вы должны помнить, что ваше сочинение – это текст, и оно должно иметь все основные признаки текста. Вспомните, что такое текст и назовите его признаки.

(Текст – это сочетание предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Признаки текста – смысловая цельность, структурная связность, членимость).

Чтобы добиться связности и последовательности, вы должны следить за тем, чтобы каждое ваше новое суждение было логически связано с предыдущим, а ваши выводы и обобщения вытекали из рассуждений. В зависимости от количества смысловых частей текст будет делиться на абзацы.

Вы знаете, что по своему строению и значению тексты, которые мы создаём, различны. Какие типы организации речи вы знаете?

(Повествование, описание, рассуждение)

Сегодня мы с вами будем писать сочинение-рассуждение. Давайте вспомним его основные признаки.

  1. ^ В текстах-рассуждения всегда объясняются причины каких-либо действий, поэтому к нему всегда можно поставить вопрос «почему?»).

  2. Цель текста-рассуждения – убедить в чём-либо, поэтому в нём должны приводиться доказательства).

  3. ^ Текст-рассуждение имеет особую структуру: тезис-аргументы-вывод).

Теперь вспомним, что такое тезис, аргументы, вывод.

(Тезис – это какое-либо утверждение, мысль, которую надо доказать. Его даём в начале сочинения, он может быть сформулирован в форме вопроса.

Аргументы – это доказательства, объяснения, примеры, которые позволяют обосновать мысль, высказанную в тезисе.

^ Вывод – это обобщение того, о чём говорилось в сочинении; подведение итогов. Вывод должен быть связан со всеми частями сочинения).

О чём ещё вы должны помнить, приступая к работе над сочинением-рассуждением?

Во-первых, о том, что первое предложение абзаца всегда самое важное.

Во-вторых, о том, что предложения в тексте могут быть связны при помощи специальных средств: союзов, вводных слов, лексических и грамматических повторов.

В-третьих, не забывайте, что культура вашей речи – это показатель вашей общей культуры.

А теперь, если вам всё понятно, нет никаких вопросов, приступайте к работе над сочинением. Я желаю вам успехов в этой трудной, но интересной работе.

  1. Работа над сочинением (2 урок)

  2. Итог урока

  3. Домашнее задание

ИСТОЧНИКИ


  1. Долинина Т.А.

Готовимся к государственной итоговой аттестации, русский язык 9 класс, пособие для учащихся, Москва, «Русское слово», 2010


  1. Венок славы, Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в двенадцати томах, том 4, Москва, «Современник», 1987




  1. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н., Русский язык 9 класс, Подготовка к государственной итоговой аттестации-2012, учебно-методической пособие, Ростов-на Дону, ЛЕГИОН, 2011




  1. http://www.detistalingrada.org

Похожие:

Урока русского языка в 8 классе сочинение-рассуждение на тему «мы не имеем права забывать» iconКонспект урока русского языка в 8 классе Тема: «Сочинение рассуждение...
Оборудование: таблички с терминами эссе, эпитет, метафора, распечатанный текст, презентация фотографий на тему: «Село Семеновка....
Урока русского языка в 8 классе сочинение-рассуждение на тему «мы не имеем права забывать» iconУрок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных»
Конспект урока русского языка в 3 классе. Умк «Начальная школа XXI века». Автор разработки: Беджаше Майя Нуриевна, учитель высшей...
Урока русского языка в 8 классе сочинение-рассуждение на тему «мы не имеем права забывать» iconПлан-конспект открытого урока русского языка в 5-6 классах на тему...
Цель урока: научить детей составлять тексты сравнительного характера, в основе которых лежит сравнение изучаемых на уроке русского...
Урока русского языка в 8 классе сочинение-рассуждение на тему «мы не имеем права забывать» iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...
Урока русского языка в 8 классе сочинение-рассуждение на тему «мы не имеем права забывать» iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки»
Дидактическая цель урока: получение новых знаний о русском алфавите, русском языке, истории русского языка
Урока русского языка в 8 классе сочинение-рассуждение на тему «мы не имеем права забывать» iconСочинение-описание по рисунку е. И. Чарушина «медвежонок» подготовила...
Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные самостоятельно в процессе подготовки к уроку
Урока русского языка в 8 классе сочинение-рассуждение на тему «мы не имеем права забывать» iconУрок русского языка в 3 классе. Умк «Школа 21 века»
Учить определять тему урока, ставить цель урока через постановку учебной задачи на основе соотнесения «изучено – не изучено»
Урока русского языка в 8 классе сочинение-рассуждение на тему «мы не имеем права забывать» iconКонспект урока русского языка в 5 классе на тему «Предложения с прямой речью»
Огбоу «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»
Урока русского языка в 8 классе сочинение-рассуждение на тему «мы не имеем права забывать» iconУрок русского языка в 8 классе Тема урока: Неполные предложения
Мотивирование учебной деятельности: слово о богатстве русского языка, в том числе о разнообразии синтаксических конструкций
Урока русского языка в 8 классе сочинение-рассуждение на тему «мы не имеем права забывать» iconКонспект урока русского языка в 5 б классе Подготовила учитель русского языка и литературы
Цель: образовательная вспомнить ранее изученное по теме, его морфологические признаки, роль в предложении
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница