«Русская музыкальная культура II половины XIX века»




Скачать 142.47 Kb.
Название«Русская музыкальная культура II половины XIX века»
Дата публикации06.07.2013
Размер142.47 Kb.
ТипПлан урока
shkolnie.ru > Литература > План урока
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Боградская детская школа искусств»

_______________________________________________________________________

Методическая работа



Тема: Обзорные уроки в курсе

музыкальной литературы

Преподаватель МБОУ ДОД

«Боградская ДШИ»

Демина Ольга Андреевна

2013 год

План методической работы.


  1. Обзорные уроки в курсе музыкальной литературы.

    1. Перечень тем обзорных уроков в курсе музыкальной литературы.

    2. Этапы урока – обзора.

    3. Оформление уроков-обзоров.

    4. Методы и приемы работы на обзорных уроках

    5. Практическое применение уроков-обзоров.

  2. План урока по теме: «Русская музыкальная культура II половины

XIX века»

  1. Литература.


1.Перечень тем обзорных уроков в курсе музыкальной литературы.
Обзорных уроков в курсе музыкальной литературы, с учетом федеральных государственных требований, не много. За четыре года обучения это лишь десять уроков. Перечислим темы этих уроков.
Второй год обучения:

  1. История развития музыки от Древней Греции до эпохи барокко.

  2. Музыкальная культура барокко, итальянская школа.

  3. Классицизм.

  4. Романтизм в музыке.

  5. Композиторы – романтики первой половины 19 века.

  6. Европейская музыка 20 века.


Третий год обучения:

  1. Музыкальная культура XVIII – I половины XIX века.

  2. Русская музыкальная культура II половины XIX века.


Четвертый год обучения:

1. Русская культура к. XIX – н. XX века.

2. Отечественная музыкальная культура 20-30 годов 20 века.
Несмотря на малое количество обзорных уроков, значение их велико. На обзорных уроках педагог должен подготовить учеников к знакомству с более крупными и сложными темами, познакомить учащихся с наиболее значительными явлениями в социально-экономической, политической, культурной жизни эпохи. Обзорные уроки должны быть связаны с курсами истории и литературы общеобразовательной школы.
2. Этапы урока – обзора.
Уроки-обзоры педагог должен выстраивать по очень строгому плану.


  1. Эпоха.


Знакомство с определенными историческими событиями, государственным устройством; социально – политической и экономической жизнью страны, в которой жили музыканты.


  1. Искусство в целом и музыка в частности.


Рассмотреть взаимоотношения в искусстве, устойчивые традиции, новаторские идеи. Ученики должны иметь четкое представление о том, что волновало, радовало, огорчало композиторов, живописцев, литераторов; что они отвергали, где искали ответа.


  1. Творческое и личностное общение.


Рассмотреть взаимоотношения между музыкантами, литераторами, критиками. Именно в общении, как в творческом, так и в личностном, рождались новые идеи, новые формы, корректировались характеры и таланты многих композиторов.
Проанализировав поэтапно все вышеперечисленные этапы урока, можно приступать к обобщению. У учеников должно быть очевидное ощущение взаимосвязи творчества со всеми событиями страны, историческими событиями, формами общения людей и т.д. В результате обобщения всех знаний, ученику в дальнейшем будет легче анализировать музыкальные произведения, ведь понимание того, почему данное произведение написано именно в это время, с какой целью, почему композитор использует именно эти выразительные средства и т.д., дает возможность глубже понять произведение, больше увидеть, иметь разнообразные критерии оценки, осознавать собственные впечатления.


  1. Оформление уроков-обзоров.


Обзорные уроки позволяют преподавателю сделать урок ярким и познавательным. К каждому уроку-обзору педагогу необходимо подготовить иллюстративные материалы. Это могут быть небольшие выставки, на которых представлена эпоха, в которой жили и творили мастера, выставки живописных полотен, произведений литературы мультимедийная презентация, и т.д. Все это поможет учащимся проникнуться духом времени, в котором жили музыканты, а результатом будет большее понимание музыкальных произведений.


  1. Методы и приемы работы на обзорных уроках.


Эффективность уроков-обзоров во многом зависит от применения педагогом разнообразных методов обучения. Значительная часть теоретического материала усваивается из объяснений педагога. Форма рассказа в сочетании с приемом повествования, описания, рассуждения может сочетаться с изобразительными иллюстрациями, музыкальными фрагментами, что приведет к образному изложению темы урока.
Активности учеников на обзорных уроках, где, как правило, «солистом» является педагог, можно добиться обращением к форме беседы при сообщении новых знаний, при повторении уже известных им сведений. В беседе ученики, как правило, более общительны, в диалоге возможно подвести детей к обобщенным выводам. За несколько уроков до урока – обзора возможно нескольким ученика дать задание подготовить небольшие сообщения, доклады или рефераты по заданной теме.

Лучшему восприятию материала обзорного урока, повышению качества усвоения учебного материала способствуют наглядные методы обучения.
Источником художественных впечатлений учеников на уроках-обзорах должны быть звучащая музыка (фрагменты или целиком), живопись, литература.
Обязательное требование к урокам-обзорам – процесс усвоения знаний. Работа в классе и дома должна помочь детям осмыслить и запомнить необходимые сведения. Закрепление учебного материала возможно в процессе изложения, в конце урока, при повторении пройденного материала и при самостоятельной работе дома.


  1. Практическое применение уроков-обзоров.


Материалы обзорных уроков могут быть использованы как во внеклассной, так и в культурно-просветительской работе, задача которых - расширять представления учащихся музыкальных, общеобразовательных школ, родителей о музыкальном мире, знакомить с наиболее значительными событиями музыкальной жизни разных эпох. С этой целью организуются музыкальные лектории, беседы, музыкальные гостиные, музыкальные вечера, прослушивание музыки в записи или в исполнении детей и педагогов. Как показывает практика, темы уроков-обзоров интересны слушателям, расширяют кругозор, воспитывают хороший вкус у слушателей.

II.План урока по теме : « Русская музыкальная культура II половины XIX века»

В продолжение разговора об уроках – обзорах предлагаю план урока по

теме : «Русская музыкальная культура II половины XIX века»

План урока.
Тема : « Русская музыкальная культура II половины XIX века»

Цели урока:

  • Получение общих представлений об эпохе, искусстве в целом и музыке в частности,

  • Обобщение знаний по истории, литературе, живописи, музыке,

  • Воспитание художественных и эстетических вкусов,

  • Укрепление межпредметных связей,

  • Усвоение и закрепление новых понятий,

  • Расширение кругозора учеников.


Оборудование:

  • Оформленная выставка «Композиторы «Могучей кучки» - портреты

М. А. Балакирева, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргского, Н.А. Римского-

Корсакова, А.П. Бородина.

  • Выставка художников – передвижников с портретами художников и репродукциями картин : Перов «Чаепитие в Мытищах», «Крестный ход», « Проводы покойника», « Тройка», «Утопленница»; Репин «Бурлаки »; Архипов «Прачки»; Иванов «В дороге», портрет Васнецова.

  • Выставка «Третьяковская галерея» - портрет П.М. Третьякова, вид Третьяковской галереи, подборка живописи полотен «передвижников»,

  • Мультимедийная презентация «Русское искусство II половины XIX века»

  • Раскладка нотных сборников М. Балакирева «Сорок русских народных песен», Н. Римского-Корсакова «Сто русских народных песен»,

  • Пластинки с записью оперы Н. Римского- Корсакова «Снегурочка» (пролог), песня № 11 из сборника Н. Римского – Корсакова «Сто русских народных песен», опера А. Бородина «Князь Игорь» ( 2 действие)


Тип урока : обзорный
Ход урока.
I.Вступление.
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок необыкновенно интересный и познавательный. На уроке вы узнаете много нового, повторите то, что вы уже изучали, но изучали не в музыкальной школе, а в общеобразовательной на уроках литературы и истории. Сегодня мы обобщим ваши знания и привнесем много нового и интересного, расширим ваш кругозор. А говорить мы будем о II половине XIX века. И тема нашего урока звучит так: « Русская музыкальная культура II половины XIX века».
( в ходе урока для наглядности используется мультимедийная презентация)
II. Введение. Социально – экономическая и политическая жизнь.
II половина XIX века – время могучего расцвета русской музыки, как и всего искусства в целом. Предпосылки взлета и расцвета искусства в целом находим в общественно-политической и социальной жизни России II половины XIX века.

Вопрос : Ребята, вспомните, а что собственно происходило в общественно-политической жизни России?

О.: Низкие темпы роста экономического развития страны.

О.: Крепостное право тормозило развитие России.

О.: Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.

О.: Политика самодержавно – крепостнической России рождала ряд социальных противоречий, мешала экономическому росту и процветанию страны.
Молодцы! Ваши ответы правильные. Социальные противоречия в н.60 годов привели к большому общественному подъему. Против самодержавия поднялись лучшие представители дворянской интеллигенции и новый класс - разночинцы.

Революционные идеи, идеи смелые, новаторские нашли свое отражение в литературе, живописи, в музыке, ведь искусство всегда выражало прогрессивные идеи, отражало все процессы, происходящие в обществе.
Деятели культуры вели борьбу за простоту, доступность искусства, в произведениях стремились правдиво отразить жизнь обездоленного народа.
III. Литература ( при рассказе показ портретов писателей)

В развитии революционного движения в России значительной была роль литературы. Герцен и его журнал «Колокол», Чернышевский с заявлениями о появлении нового класса – разночинцев, способных изменить мир в романе «Что делать?», деятельность Добролюбова и Белинского, который был «зеркалом русской революции», выпуск Некрасовым, Чернышевским, Добролюбовым журнала «Современник» - все вместе литераторы выступали с обличительной силой против крепостного гнета, разоблачали реакционные реформы правительства, проводили идею крестьянской революции.

Стихи Некрасова, статьи Чернышевского, Добролюбова были могучим средством революционной пропаганды.
IV. Живопись.

Со II половиной XIX века связано широкое развитие передовых демократических идей, которые воплотились в жизнь в высокохудожественных образцах искусства – в живописных полотнах художников – передвижников. Во II половине XIX века живопись дала таких замечательных художников как Перов, Крамской, Репин, Суриков, Левитан, Серов ( показ портретов художников)

Произведениям художников свойственна психологическая глубина, сдержанность, содержательность, эмоциональность, социальная направленность, интерес к жизни простого народа, сочувствие к его страданиям. «Судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы…» - писал Репин. И художники утверждали идеи народности в своем творчестве.

С именами вышеперечисленных художников – единомышленников связано содружество «Товарищество передвижных художественных выставок» Выставки картин стали устраиваться в разных городах России, поэтому их назвали «передвижными выставками», а художников, входивших в это объединение, «передвижниками».

Успешному развитию искусства передвижников способствовали статьи замечательного русского деятеля, о котором мы с вами не раз говорили, В.В. Стасова (показ портрета). В своих статьях Стасов писал, что искусство передвижников – это гордость и слава России. Он зло высмеивал в своих статьях тех, кто обвинял передвижников в том, что они своими картинами «принижают искусство».

Большую помощь художникам – передвижникам оказал П.М. Третьяков, который покупал лучшие творения русских художников для знаменитой галереи, открытой в 1856 году и носящей его имя. В 1892 году собрание картин передано г. Москве.

Посмотрите, пожалуйста, на выставку картин художников – передвижников. Эти полотна хранятся в Третьяковской галерее.

( Ученикам предлагается осмотреть подготовленную выставку, на которой портрет П.М. Третьякова, вид галереи, полотна художников).

^ Обзор картин с высказываниями детей о содержании картин

Эти полотна «больно кусались», по выражению современников. Посмотрите полотна Перова «Чаепитие в Мытищах», «Крестный ход» (запрещенная картина), «проводы покойника», «Тройка», «Утопленница». Близок к Перову был Васнецов – «богатырь русской живописи». Картины Репина «Бурлаки», Архипова «Прачки», Иванова «В дороге» были продиктованы интересом к народной жизни во всех ее проявлениях. Таким образом, в живописи отразились демократические настроения, царившие в обществе.


V. Музыкальное искусство.

Изменения произошли не только в литературе и живописи, изменения произошли и в музыкальной жизни.
1859 год.

В н. 60 годов камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге, а год спустя в Москве Русского музыкального общества.

Много сил и энергии отдал РМО А. Рубинштейн (показ портрета). Цель РМО – «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики», пропаганда русской музыки ( а ведь было «засилье» музыки итальянской, немецкой и т.д.)
1862 год.

Открыта в Петербурге первая консерватория (А. Рубинштейн), а в 1866 году открыта Московская консерватория (Н. Рубинштейн). Открытие консерваторий уже через несколько лет принесли свои плоды – первые выпуски дали русскому искусству замечательных музыкантов – исполнителей, композиторов, артистов ( например, П.И. Чайковский).

В 1862 году по инициативе М.А. Балакирева (показ портрета) открыта ^ Бесплатная музыкальная школа – учебное заведение массово-просветительского характера. Цель – дать рядовому любителю музыки основные музыкально- теоретические сведения и навыки хорового пения, игры на оркестровых инструментах.
«Могучая кучка»

В музыкальном обществе, музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняла группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идет о «Новой русской школе», или, как ее однажды в своей статье назвал В.Стасов, «Могучей кучке». «Сколько поэзии, чувства, таланта есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов», - писал В. Стасов.
Организатором и вдохновителем «Могучей кучки» был Милий Алексеевич Балакирев – превосходный пианист, убежденный демократ. Он видит свой музыкальный долг в служении русской культуре. Пренебрегая блестящей музыкальной карьерой, становится музыкальным просветителем.
Познакомясь со Стасовым, у Балакирева завязывается крепкая дружба, основанная на личных симпатиях, на желании служить своими знаниями и умениями делу музыкального просвещения в России. Много времени Стасов с Балакиревым отдают чтению не только художественной литературы, но и критических, публицистических статей русских революционных демократов – Белинского, Чернышевского, Добролюбова.
Вот таким – разносторонне образованным, талантливым музыкантом предстал Балакирев перед теми, кто сделался его учениками и сподвижниками.
Обратимся к выставке, на которой портреты композиторов «Могучей кучки».

Вопрос: Знаком ли вам, дети, кто-либо из музыкантов?

О.: Да, например М.Мусоргский. Мы слушали его произведения: «Картинки с выставки», вокальный цикл «Детская».

О.: Н.А. Римский-Корсаков. Его песни из сборника «Сто русских народных песен», песня Садко с хором из оперы «Садко» мы слушали в четвертом классе.

Молодцы! Гвардейский офицер М. Мусоргский, Н. Римский –Корсаков, военный инженер Ц.Кюи и ученый – химик А. Бородин вошли в «Могучую кучку». Главой кружка был М.А. Балакирев. Его незаурядные данные, превосходное владение фортепиано, артистизм, исключительная память, аналитический ум, воля приводили всех в восхищение. «Товарищи слушались его беспрекословно, ибо обаяние его личности было страшно велико», - писал Н. Римский-Корсаков. Балакирев проигрывал произведения классиков ( Бетховена, Глинки, Моцарта), отмечал различные средства музыкальной выразительности, связывал творчество каждого со своей эпохой. Подробно разбирались произведения товарищей, тут же исправлялись ошибки. «Это были настоящие лекции, настоящий гимназический или университетский курс музыки», - писал В. Стасов. Балакирев прививал своим товарищам потребность в знаниях, потребности в глубоких и разносторонних познаниях.

Духовным наставником композиторов был Стасов, под руководством которого композиторы «Могучей кучки» знакомились с передовой демократической литературой. II половина XIX века в истории русской культуры тесно связана с именем этого человека. Немало сделал Стасов для становления молодых русских музыкантов, помогая словом и делом, советом, подсказывая сюжеты (например, М. Мусоргскому – опера «Хованщина) и др.), устраивая концерты непризнанных, демократически настроенных музыкантов.

Композиторы «Могучей кучки» называли себя последователями М.И. Глинки и свою цель выдели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки.

  1. Главным было воплощение в музыке жизни народа, воплощение правдивое, яркое, без прикрас, понятное массам. Сюжеты большинства опер, симфонических произведений навеяны образом русской поэзии или народной фантастики («Псковитянка», «Снегурочка», «Садко» Н.Римского – Корсакова, «Борис Годунов», «Хованщина» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина и др.)

^ Прослушивание «Проводы Масленицы» ( 1 хор) из пролога из оперы «Снегурочка» Н. Римского – Корсакова ( фрагмент)

  1. Композиторы придавали огромное воспитательное значение искусству. Их девизом были слова Чернышевского «Искусство есть средство для беседы с людьми». Отсюда стремление к ясному, доступному музыкальному языку и демократичности ( например, многие сцены в операх передают живой разговорный язык, живую речь народа).

  2. Знакомясь с историей и бытом русского народа, композиторы с огромной любовью бережно собирали и изучали фольклор. Так, в 60-е годы Балакирев совершил поездку по Волге, где записал много русских народных песен. Лучшие вошли в сборник «Сорок русских народных песен», который был вскоре опубликован. Через несколько лет Римский – Корсаков издает сборник «Сто русских народных песен». Цель сборника, по словам Балакирева, «передать русским людям и иным русскую песню»

^ Прослушивание протяжной лирической песни из сборника Римского-Корсакова №11

  1. Несмотря на пристрастие к русскому национальному фольклору, композиторы охотно использовали элементы музыки других народов. Таковы мелодии украинских, грузинских, испанских, чешских песен. Особенно интересны элементы восточной музыки, которая занимает значительное место в операх «Князь Игорь» Бородина, «Золотой петушок» Римского-Корсакова, инструментальных произведениях «Тамара» Балакирева, «Шехерезада» Римского – Корсакова и др.

^ Прослушивание фрагмента половецких плясок из 2 действия оперы Бородина «Князь Игорь»
60-е годы – расцвет деятельности «Могучей кучки». Русская музыка пользуется признанием и за границей. Ф.Лист при встрече с Балакиревым говорил : « У Вас там живая жизненная струя, у Вас будущность». Оперные и инструментальные произведения «кучкистов» оказали значительное влияние на французскую музыку (Дебюсси, Равель), австрийскую (Малер), на испанскую (Альбенис).
Композиторы «Могучей кучки» добились огромных результатов, стали признанными музыкантами. Идеи и принципы «Могучей кучки» были для них главным на всю жизнь. Идеи народности, реализма, национальности русской музыки восприняли новые поколения музыкантов – Лядов, Глазунов, Аренский.
VI. Заключение
Значение русского искусства 60-70 годов велико. Во всех областях искусства создано множество замечательных произведений. Русское искусство открыло новые пути для дальнейшего развития народно-национального художественного творчества.
VII. Домашнее задание.


Литература.

  1. Л.С. Третьякова. Русская музыка XIX века.- М., 1982

  2. Слово о музыке. Русские композиторы XIX века. Сост. В. Григорович, З. Андреева. - М., 1990

  3. Э.С. Смирнова. Русская музыкальная литература для 6-7 классов ДМШ. – М., 1983

  4. Л.А. Рапацкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Русская музыка в школе.- М.: Владос, 2003

  5. Как преподавать музыкальную литературу. Сост. А. Тихонов. – М.: Классика-XXI, 2007

  6. Аверьянова. Русская музыка.

Похожие:

«Русская музыкальная культура II половины XIX века» iconУрок истории и литературы в 8 классе «Русская культура первой половины XIX века»
Оборудование: учебник Данилова А. А., Косулиной Л. Г. "История России. XIX век", компьютерная презентация; компьютер, мультимедиапроектор,...
«Русская музыкальная культура II половины XIX века» iconМетодические рекомендации по использованию учебников «Русская литература XIX века. 10 класс»
«Русская литература XIX века. 10 класс». Под редакцией Н. Н. Ионина, М., Мнемозина, 2003
«Русская музыкальная культура II половины XIX века» iconБилет №18 Культура России 2-ой половины XIX века. Образование и наука. Образование
...
«Русская музыкальная культура II половины XIX века» iconТест по теме «России первой половины   XIX   века»
Стиль и направление в культуре XVII — начала XIX вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному эстетическому...
«Русская музыкальная культура II половины XIX века» iconМатериалы к уроку Искусство второй половины XIX века. История 8 класс

«Русская музыкальная культура II половины XIX века» iconРусская литература и общественно-государственные реформы второй половины Х1Х века

«Русская музыкальная культура II половины XIX века» iconПояснительная записка Русская музыкальная культура на рубеже XIX-...
России, что, конечно, создает определенные трудности для исследователей. И все же известные факты, касающиеся этого периода, должны...
«Русская музыкальная культура II половины XIX века» iconСценарий для танцевального вечера в стилистике первой половины XIX...

«Русская музыкальная культура II половины XIX века» iconБуржуазные реформы 60-70-х годов XIX века в России
Цель урока: познакомить учеников с содержанием реформ второй половины века в России; доказать, что она в это время вышла на капиталистический...
«Русская музыкальная культура II половины XIX века» iconРусская литература XIX века
Пушкин А. "Полтава", "Медный всадник", "Пиковая дама", "Борис Годунов", "Скупой рыцарь"
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница