Скачать 107.68 Kb.
|
Ф СТО НГПУ 7.5-04/01-02 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» УТВЕРЖДЕНАСоветом факультета ИФМИП __ _______________/ Е.Ю. Булыгина/ «_ _» 2012г. Обсуждена на заседании кафедры современного русского языка Протокол № от « » 2012 г. _______________ / Л.Н. Храмцова/ ПРОГРАММА по дисциплине ОПД Ф. 3.36 Основной язык: теория речевых жанров Направление: 031000.62 Филология Профиль: Русская филология Степень: Бакалавр филологии Составитель: Т.И.Стексова, докт. филол. наук, проф. Новосибирск 2012 ^ Дисциплина «Основной язык: теория речевых жанров» относится к блоку вариативных дисциплин и является авторским курсом. В курсе студенты знакомятся с общей теорией речевых жанров, соотносят ее с теорией речевых актов. Особый упор делается на разграничении первичных и вторичных речевых жанров, что готовит студентов к пониманию специфики литературных жанров. ^ Цель – формирование у студентов необходимых представлений о понятии речевого жанра, жанрообразующих признаках, отличии вторичных жанров от первичных. Задачи:
^ Студенты должны владеть содержанием курса в соответствии с его разделами, в том числе владеть системой понятий и категорий теории жанров. Студенты должны уметь определять жанрообразующие признаки, уметь различать близкие, но не тождественные речевые жанры.
^ Теория речевых актов Джона Остина. Высказывание как речевое действие. Понятие перформативов. Понятие иллокутивной цели, перлокутивного эффекта. Развитие теории речевых актов в работах последователей (Питер Строссон, Джон Серль). Классификация речевых актов. Достоинства и недостатки теории речевых актов. ^ Высказывание как единица речевого общения. Признаки высказывания. Отличие высказывания от единиц языка (слова и предложения). Отношение к высказыванию в современной лингвистике. Понятие речевого жанра. Первичные и вторичные речевые жанры, их взаимодействие. ^ Три группы прагмалингвистических концепций. Общность ТРЖ и ТРА. Разграничение ТРЖ и ТРА. Синтез двух терминологий (М.Ю.Федосюк). Попытки синтеза ТРЖ и ТРА А. Вежбицкой. ^ Лексический подход. Стилистический подход. Речеведческий. Грамматический и методический подходы. Лингвистическое изучение речевых жанров (генристика). ТРЖ в семиотической парадигме «семантика – синтактика – прагматика». Издержки лингвоцентрического подхода. ^ Диалогическая природа речевого жанра. Социопсихологический аспект ТРЖ (К.Ф.Седов). Социопрагматический подход (В.В.Дементьев). Типология речевых жанров. Основания для классификации. Информативные и фатические РЖ Т.Г.Винокур. Пятичленная типология Н.Д.Арутюновой. Типология РЖ по степени регламентированности Кв. Кожевниковой. Классификация по степени облигаторности и стандартности К.А. Долинина. «Семантические примитивы» А.Вежбицкой. Пятичленная функциональная классификация Орлова. Дихотомия текстов Богина. ^ Первичные и вторичные РЖ М.М.Бахтина. Простые и сложные РЖ Ст. Гайды.. Элементарные и комплексные РЖ М.Ю.Федосюка. Структурная классификация К.Ф.Седова: субжанр, речевой жанр, гипержанр, жанроид. Т.И.Дамм: макрожанр, медиажанр, микрожанр. ^ Анкета речевого жанра: коммуникативная цель, образ автора и образ адресата, фактор коммуникативного прошлого, фактор коммуникативного будущего, событийное содержание, языковое воплощение. Прямые и косвенные речевые жанры. О полевом принципе организации речевых жанров. Стиль и жанр: проблемы соотношения. Композиционное строение текста: жанровый аспект. ^ Процессы, происходящие при образовании вторичных речевых жанров из первичных. Процессы, происходящие при переходе жанра из одной сферы общения в другую. 5. Лабораторный практикум не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ^ а) основная литература:
б) дополнительная литература:
Электронные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ)
^ Промежуточный контроль представляет выполнение студентами реферата или самостоятельного научного исследования по одному из речевых жанров. Итоговый контроль - зачет. Самостоятельная работа Самостоятельная работа студента заключается в чтении научной литературы по проблемам теории речевых жанров и подготовке реферата (доклада) по одной из предложенных преподавателем или самим студентом тем. ^ Жанры негативной реакции (отказ, возражение). Жанры упрека и порицания. Жанр угрозы и его специфика. Жанры обвинения и оправдания. Оценочные жанры (похвала, комплимент). Этикетные жанры. Аннотация как речевой жанр. Энциклопедия как жанр научной справочной литературы. Жанры научного отзыва и рецензии, их отличие от других научных жанров. Реферат и автореферат. Хрестоматия как жанр научного издания. Словарь и его виды. Жанр научной статьи. Просьба как речевой жанр и его стилевые разновидности. Речевой жанр жалобы и его варианты. ^ Кроме текста лекций по данному курсу, теоретический материал поможет освоить самостоятельное чтение научной литературы. Фрагменты некоторых статей, рекомендованных к прочтению, приводятся в рекомендуемом пособии и сопровождаются дотектовыми заданиями и послетекстовыми вопросами для самопроверки. При подготовке реферата (доклада) необходимо пользоваться дополнительной литературой по конкретному вопросу и можно использовать Национальный корпус русского языка (ruscorpora.ru) для сбора языкового материала для анализа. Выполнение данной работы поможет успешно сдать зачет. |
![]() | Программа по дисциплине опд ф. 32 «Основной язык: теория языковой коммуникации» Курс "Основной язык: теория языковой коммуникации" является интегрированным, он строится с опорой на психологическую, лингвистическую,... | ![]() | Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» Социологическая, историческая, сравнительно-сопоставительная и типологическая характеристика языка; язык в его литературной форме... |
![]() | Программа по дисциплине опд. Ф 29 «Основной язык: коммуникативная лексикология» Социологическая, историческая, сравнительно-сопоставительная и типологическая характеристика языка; язык в его литературной форме... | ![]() | Программа по дисциплине опд. Ф. 34 «основной язык: психолингвистика» Целью данного курса является формирование у студентов представления о закономерностях функционирования системы, способной порождать... |
![]() | Программа по дисциплине опд р. 41. «Русская языковая картина мира» Социологическая, историческая, сравнительно-сопоставительная и типологическая характеристика языка; язык в его литературной форме... | ![]() | Программа по дисциплине опд. Ф 9 Дисциплина опд. Ф 9 «Психопатология» должна содержать следующие дидактические единицы |
![]() | Программа по дисциплине опд. Р 23 Опд. Р 23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения» | ![]() | Программа по дисциплине опд. Р 22 Опд. Р 22. «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» |
![]() | Программа по дисциплине опд. Р 21 ... | ![]() | Программа по дисциплине опд. Ф 11 ... |