Программа по дисциплине опд. Ф 29 «Основной язык: коммуникативная лексикология»




Скачать 108.41 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине опд. Ф 29 «Основной язык: коммуникативная лексикология»
Дата публикации02.07.2013
Размер108.41 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Литература > Программа


Ф СТО НГПУ 7.5-04/01-02

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»


УТВЕРЖДЕНА


Советом факультета ИФМИП __

________________________

________________/ Е.Ю. Булыгина/

«______» _ ___ 20__ г.

Обсуждена на заседании кафедры

современного русского языка

Протокол № __ __ от «___»_ ____ __20 _г.

________________ / Л.Н. Храмцова/
ПРОГРАММА по дисциплине

ОПД. Ф.3.29 «Основной язык: коммуникативная лексикология»

Направление: 031000.62 Филология

Профиль: Русская филология

Составитель: Т.А. Трипольская, д-р филол. наук, профессор

Новосибирск 2012


ОПД.Ф.04.

Основной язык / языки

(введение в спецфилологию, теория и история языка, диалектология, стилистика и риторика, практический курс языка и другие лингвистические дисциплины)

Социологическая, историческая, сравнительно-сопоставительная и типологическая характеристика языка; язык в его литературной форме и диалектном разнообразии; устная и письменная разновидности литературного языка. Язык художественной литературы.
Происхождение и основные этапы развития языка; современные языковые процессы.
Письменность, ее становление и современное функционирование; графика, орфография и пунктуация.
Языковой строй. Фонологическая система. ^ Лексикология. Фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Лексикография.
Теория текста.




  1. Цели и задачи дисциплины

Коммуникативная лексикология  новая область лингвистических исследований. В плане осмысления и описания коммуникативных потенций языковых средств далеко продвинулся коммуникативный синтаксис и функциональная грамматика. Лексикология  в стадии накопления материала. Эту ситуацию можно объяснить вслед на Н.Ю. Шведовой следующим образом: "Прогресс лингвистической науки состоит в том, что она, начав со слова и постепенно углубляя и расширяя свой предмет, дошла до таких сложных объектов, как предложение и текст; следующим шагом к углублению и усложнению объекта явится переход от лингвистики текста… к лингвистики слова" (Шведова Н.Ю. Типы контекстов, конституирующих многоаспектное описание слова // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. Х1 Виноградовские чтения. М., 1982. С. 142). Такой подход к изучению слова задает парадигму исследовательских шагов: слово рассматривается как элемент текстовой парадигмы, в составе основной единицы коммуникации  текста. Цель настоящего курса, связанного с курсом «Лексикология русского языка», состоит в формировании у студентов-филологов (бакалавров) представления о семантико-прагматическом потенциале лексических единиц, особенностях функционирования словаря, о лексической организации текста, о типах смысловых выдвижений, о текстовых связях лексических единиц.


  1. ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Студент (бакалавр) в процессе изучения курса "Коммуникативная лексикология» должен:

- овладеть понятийно-терминологическим аппаратом данной научной области;

- уметь самостоятельно работать с учебной, научной, и справочной литературой; оценивать и сопоставлять научные взгляды и концепции, видеть и формулировать проблемные вопросы, составлять планы, тезисы, конспекты отдельных работ, готовить обзорные выступления на основе этого материала;

- профессионально владеть методикой лингвистического анализа текста (лексического структурирования текста).

Студент будет знать:

  • специфику функционально-семантического и коммуникативного исследования лексики;

  • понятие дифференциальной и интегральной (коммуникативной) моделей лексического значения слова; типологию сем; процесс актуализации лексического значения в конкретном речевом акте;

  • возможные пути исследования слова в коммуникативном аспекте: 1) описание лексической семантики слова в конкретном речевом акте с учетом возможных прагматических факторов (фактор говорящего субъекта, адресата и коммуникативной ситуации); 2) текстовая природа слова; слово как элемент текстовой парадигмы;

  • текст, текстовые категории целостности и связанности; тематическая сетка текста и семантическое поле как языковая (системная) парадигма; ключевое слово; содержательные и формальные признаки ключевого слова.

  • Лексическая организация текста; типы текстовых лексических структур; типы смысловых и ассоциативных связей слов в тексте (в сопоставлении с отношениями и связями в лексической системе языка).

  • Лексическое структурирование текста как проявления когнитивных и коммуникативно-прагматических характеристик языковой личности.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Виды учебной работы

Всего

часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

Аудиторные занятия

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Форма контроля


36

18

18
18

зачет

3


^ 4. Содержание дисциплины.

4. 1. Разделы дисциплины и виды занятий.



РАЗДЕЛЫ

Лекции

С.Р.

1.

2.
3.
4.

5.


6.

7.

Коммуникативные аспекты изучения словаря. Представление о лексической системе языка как основе изучения слова в процессе коммуникации.

Понятие дифференциальной и интегральной (коммуникативной) моделей лексического значения слова.

Исследование слова в коммуникативном аспекте: 1) описание лексической семантики слова в конкретном речевом акте с учетом возможных прагматических факторов (фактор говорящего субъекта, адресата и коммуникативной ситуации); 2) текстовая природа слова; слово как элемент текстовой парадигмы.

Текст, текстовые категории целостности и связанности; проспекции и ретроспекции; множественная интерпретация текста.

Тематическая сетка текста и семантическое поле как языковая (системная) парадигма; ключевое слово; содержательные и формальные признаки ключевого слова.
Лексическая организация текста; типы текстовых лексических структур; типы смысловых и ассоциативных связей слов в тексте.

Коммуникативный потенциал текстового слова. Типы смысловых выдвижений.

2

2
2
4

2


4

2

2

2
2
4

2


4

2




^ 4.2. Содержание разделов дисциплины


  1. Коммуникативные аспекты изучения словаря. Представления о лексической системе языка как основе изучения слова в процессе коммуникации. Специфика функционально-семантического и коммуникативного исследования лексики.

  2. Понятие дифференциальной и интегральной (коммуникативной) моделей лексического значения слова. Типология сем. Процесс актуализации лексического значения в конкретном речевом акте. Актуальный смысл. Текстовые актуализаторы лексического значения в речи.

  3. Возможные пути исследования слова в коммуникативном аспекте: 1) описание лексической семантики слова в конкретном речевом акте с учетом возможных прагматических факторов (фактор говорящего субъекта, адресата и коммуникативной ситуации); 2) текстовая природа слова; слово как элемент текстовой парадигмы.

  4. Текст, текстовые категории целостности и связанности; тематическая сетка текста и семантическое поле как языковая (системная) парадигма; ключевое слово; содержательные и формальные признаки ключевого слова.

  5. Сильные и слабые позиции в тексте (В.Г. Гак). Заглавие. Типы заголовков.

  6. Лексическая организация текста; типы текстовых лексических структур; типы смысловых и ассоциативных связей слов в тексте (в сопоставлении с отношениями и связями в лексической системе языка).

  7. Семантическая плотность текста; тематическая однородность лексики; семантическое согласование/ рассогласование и их роль в текстовой организации.

  8. Парадигматические, синтагматические и ассоциативно-деривационные связи лексических единиц. Вертикальные и горизонтальные связи текстовых лексических единиц.

  9. Семное и семантическое варьирование в тексте. Функции полисемии а текстовой структуре; метаора.

  10. Текстовая синонимия. Синонимическая сеть в тексте. Текстовые функции синонимов.

  11. Антонимия в текстовом аспекте.

  12. Коммуникативный потенциал текстового слова. Типы смысловых выдвижений.

  13. Лексическое структурирование текста как проявления когнитивных и коммуникативно-прагматических характеристик языковой личности.

  14. Соотношение лексического и когнитивного анализа текста.


^ ФОРМА КОНТРОЛЯ – ЗАЧЕТ

Студенты выполняют зачетную работу, которая представляет собой анализ лексической организации текстового фрагмента или текста небольшого объема. Текст (поэтический или прозаический) подбирается самими учащимися.
^ План анализа лексической организации текста

  1. Выберите небольшой по объему поэтический или прозаический текст (например, рассказ) или текстовый фрагмент.

  2. Охарактеризуйте заглавие текста (если это возможно) как лексическую единицу, находящуюся в сильной позиции. Определите тип заголовка.

  3. Выявите ключевые слова текстового фрагмента. Свой выбор обоснуйте, учитывая формальные и смысловые признаки ключевого слова (отношения семантического тождества, близости, противопоставления, включения с другими элементами текста; содержательное соотношение с темой текстового фрагмента; проявление ассоциативных и деривационных связей ключевого слова в структуре текста).

  4. В какие текстовые парадигмы (смысловые отношения в тексте) включаются ключевые слова? Как соотносятся текстовые и системные группировки?

  5. Как в текстовой парадигме проявляется семное и семантическое варьирование слов? Как происходит развертывание метафоры втексте? Какова роль многозначности в тексте?

  6. Как представлены в тексте системные отношения в лексике (синонимия, омонимия, антонимия, гипо-гиперонимические отношения)?

  7. Какие типы синонимов образуют «синонимическую сеть» (В.Д.Черняк) текста? Какие разновидности синонимических рядов участвуют в лексической организации текста? Каковы функции синонимов в тексте?

  8. Какие типы антонимов представлены в тексте? Какова их роль в организации текста?

  9. Как выстраивается тематическая сетка текста? Как текстовая парадигма соотносится с лексической системой языка?

(тематическая сетка текста и семантическое поле, ЛСГ, тематическая группа)?

  1. Какие фрагменты (ядерные/периферийные) лексических группировок организуют всю структуру текста?

  2. Вернитесь к заглавию текста на последнем этапе анализа лексической структуры текста. Какова семантика заглавия?


Рекомендуемая литература:
а) основная литература

  1. Черняк В. Д. Синонимия в русском языке : учебное пособие для вузов / В. Д. Черняк. - Москва : Академия, 2010. - 128 с. - (Высшее профессиональное образование. Филология).

  2. Шмелев Д. Н. Современный русский язык : лексика : учебное пособие для пед. ин-тов по специальности "Русский язык и литература" : доп. М-вом просвещения СССР / Д. Н. Шмелев. - 5-е изд. - Москва : Едиториал УРСС, 2009.

  3. Сулименко Н. Е. Текст и аспекты его лексического анализа: учебное. М., 2009.



б) дополнительная литература

  1. Алефиренко Н. Ф. Живое слово: проблемы функциональной лексикологии : монография / Н. Ф. Алефиренко. - Москва : Флинта : Наука, 2009.

  2. Арнольд И.В. Интерпретация художественного текста (Типы выдвижений и проблема экспрессивности)// Экспрессивные средства английского языка. Л., 1975. С. 1120.

  3. Арнольд И.В. Лексико-семантическое поле в языке и тематическая сетка текста // Текст как объект комплексного анализа в вузе. Л., 1984.

  4. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПб, 1999.

БабенкоЛ.Г., Васильев И.Е, Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000. БабенкоЛ.Г., Васильев И.Е, Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000.

  1. Григорьев В.П. Поэтика слова: На материале русской советской поэзии. М., 1979.

  2. Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография / Ю. Н. Караулов ; отв. ред. С. Г. Бархударов. - 2-е изд. - Москва : Либроком, 2010.

  3. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. М., 1980.

  4. Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте. Томск, 2000.

  5. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980.

  6. Степанова В.В. Проблемы коммуникативного исследования лексики // Функционирование языковых единиц и категорий. Таллинн, 1993.

  7. Степанова В.В. Функциональные ориентиры в семантике слова и их текстовое воплощение // Проблемы исследования слова в художественном тексте. Л., 1990. С. 417.

  8. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985.

  9. Сулименко Н.Е. Лексика в процессах текстопорождения // Актуализация семантико-прагматического потенциала языкового знака. Новосибирск, 1996. С. 616.

  10. Сулименко Н.Е. Семантические основы текстового слова: (методическая разработка и материалы к спецкурсу). Л., 1988.

  11. Черняк В.Д. Проблема синонимии и лексикограмматическая классификация слов. Л., 1989.

  12. Черняк В.Д. Формирование синонимических сетей и некоторые закономерности воплощения языковой личности в тексте //Языковая личность: проблема выбора и интерпретации знака в тексте. Новосибирск, 1994.


Электронные ресурсы

    1. Алефиренко Н. Ф. Лексикология. Фразеология и паремиология : учебное пособие для бакалаврского уровня филол. образования - М.: Флинта : Наука, 2009. – 344 с. – Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE".

    2. Крысин Л.П. Слово в современных текстах и словарях. – М.: Знак, 2008. – 321 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/73294/., авторизованный. – Загл. с экрана.

    3. Шумарина М. Р. Язык в зеркале художественного текста. (Метаязыковая рефлексия в произведениях русской прозы). М.: Флинта, 2011.– Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/author.php?action=book&auth_id=13097. – Загл. с экрана.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031000.62 – Филология



Похожие:

Программа по дисциплине опд. Ф 29 «Основной язык: коммуникативная лексикология» iconПрограмма по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика»
Социологическая, историческая, сравнительно-сопоставительная и типологическая характеристика языка; язык в его литературной форме...
Программа по дисциплине опд. Ф 29 «Основной язык: коммуникативная лексикология» iconПрограмма по дисциплине опд ф. 36 Основной язык: теория речевых жанров
Дисциплина «Основной язык: теория речевых жанров» относится к блоку вариативных дисциплин и является авторским курсом
Программа по дисциплине опд. Ф 29 «Основной язык: коммуникативная лексикология» iconПрограмма по дисциплине опд ф. 32 «Основной язык: теория языковой коммуникации»
Курс "Основной язык: теория языковой коммуникации" является интегрированным, он строится с опорой на психологическую, лингвистическую,...
Программа по дисциплине опд. Ф 29 «Основной язык: коммуникативная лексикология» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 34 «основной язык: психолингвистика»
Целью данного курса является формирование у студентов представления о закономерностях функционирования системы, способной порождать...
Программа по дисциплине опд. Ф 29 «Основной язык: коммуникативная лексикология» iconПрограмма по дисциплине опд р. 41. «Русская языковая картина мира»
Социологическая, историческая, сравнительно-сопоставительная и типологическая характеристика языка; язык в его литературной форме...
Программа по дисциплине опд. Ф 29 «Основной язык: коммуникативная лексикология» iconПрограмма по дисциплине опд. Р 22
Опд. Р 22. «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»
Программа по дисциплине опд. Ф 29 «Основной язык: коммуникативная лексикология» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 9
Дисциплина опд. Ф 9 «Психопатология» должна содержать следующие дидактические единицы
Программа по дисциплине опд. Ф 29 «Основной язык: коммуникативная лексикология» iconПрограмма по дисциплине опд. Р 23
Опд. Р 23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
Программа по дисциплине опд. Ф 29 «Основной язык: коммуникативная лексикология» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 11
...
Программа по дисциплине опд. Ф 29 «Основной язык: коммуникативная лексикология» iconПрограмма по дисциплине опд. Р 21
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница