На уроках музыки




Скачать 158.11 Kb.
НазваниеНа уроках музыки
Дата публикации20.06.2013
Размер158.11 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок


Система творческих заданий, направленных

на развитие креативности обучающихся 5-6 классов

на уроках музыки

Автор:

Данковцева Юлия Николаевна,

учитель музыки лицея №2

г. Рыбинска Ярославской области.
Творческий потенциал существует в каждом ребенке и для его развития, обучение необходимо сделать проблемным, исследовательским, т.е. развивающим творческую активность обучающихся. Одной из важных и необходимых форм работы на уроках музыки являются творческие задания.

Авторы программы по музыке - Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская - предлагают творческие задания, но, на мой взгляд, таких заданий в этом УМК мало, поэтому мною была разработана система творческих заданий, которые я использую на уроках музыки в 5-6 классах. В приложении представлены рабочие программы по предмету «Музыка», в которые включены предлагаемые творческие задания.
^ I. Импровизация (в том числе и виртуальная)

1. Проба пера. Проект «Юный композитор». В нашем лицее музыке отводится особая роль: в начальной школе дети имеют возможность дополнительно заниматься музыкой, обучаясь игре на блокфлейте по программе Л. Виноградова «Элементарное музицирование».

В 5 классе детям было предложено попробовать свои силы в сочинении «серьёзных» произведений. Но до этого момента был большой подготовительный период. Особая роль отводилась импровизации, освоение которой происходило в следующих формах: речевые импровизации (подбор маршевых, песенных, танцевальных интонаций в зависимости от характера стихотворения); пластические импровизации (создание пластических образов и музыкально-ритмических движений); вокальные импровизации (по принципу «вопрос – ответ», завершение мелодии, сочинение простейших песен); инструментальные импровизации, в том числе виртуальные (сочинение музыкальных портретов друзей, сказочных персонажей и т.д.).

Первым этапом стало сочинение колыбельной, поскольку дети уже достаточно хорошо знают особенности этого жанра, знакомы с колыбельными народными и композиторов-классиков. Детям было предложено поучаствовать в проекте «Юный композитор». Участникам этого проекта необходимо было не только сочинить колыбельную, но и записать её нотами, оформить свою работу и представить одноклассникам. Ребята объединились в группы: кто-то сочинял, кто-то разучивал произведение в ансамбле, распределяя по партиям, кто-то сочинял стихи, а кто-то даже придумывал аккомпанемент. Проект длился месяц.

Со своим работами дети выступили перед родителями на уроке-концерте, а лучшие работы были представлены мною на «Фестивале инновационных продуктов», проходившем в нашем лицее.

^ 2.Предсочинение («сочинение сочинённого»). Метод моделирования художественно- творческого процесса часто используется учителями музыки. Перед тем как послушать новое произведение, детям предлагается сочинить его как бы заново, прочувствовать. Они определяют основные средства музыкальной выразительности: лад, динамику, темп, тембр, регистр, особенности ритма, мелодии, форму. Затем, сравнив с произведением классика, находят много общего, ведь образ, создаваемый в музыкальном произведении, был единым. Фактически учащиеся мысленно «проходят» путь композитора, путь творчества.

^ Музыкальные портреты Шахриара и Шехеразады

Фрагмент урока по симфонической сюите

Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада»

Используется метод «сочинение сочинённого» (моделирование художественно- творческого процесса).

На уроке «^ Сказочные образы в программной музыке русских композиторов» в 5 классе дети пробовали воссоздать музыкальные портреты Шахриара и Шехеразады.

Перед тем как послушать новое произведение, детям предлагается сочинить его как бы заново, прочувствовать, прожить. Они определяют основные средства музыкальной выразительности: лад, динамику, темп, тембр, регистр, особенности ритма, мелодии, форму. Затем, сравнив с произведением классика, находят много общего, ведь образ, создаваемый в музыкальном произведении, был единым. Фактически учащиеся мысленно «проходят» путь композитора, путь творчества: от замысла идеи до её завершения в звуковом пространстве.


^ Средства музыкальной выразительности

Тема Шахриара

Тема Шехеразады

Лад

Минор (он грозен)

Минор (она тоскует)

Динамика

Громкая (подчеркнёт его властность и грозность)

Тихая (мягкий голос, нежная)

Темп

Неспешно (в его движениях чувствуется могущество и величие)

Медленно (она рассказывает сказку)

Тембр

Медные духовые (их тембр придаст холодность образу)

Скрипка

(мягкое, нежное звучание)

Ритм

Не ровный (он непредсказуем)

Ровный (она покорна)

Регистр

Низкий (придаст мрачность образу)

Высокий или средний (придаст свет образу)

Мелодия

Маршевая (придаст уверенность, твёрдость Шахриару)

Песенная (придаст мягкость, нежность Шехеразаде)

Характер

Музыка властная, гордая, твёрдая, повелительная, беспощадная, могущественная.

Музыка трепетная, ласковая, таинственная, трогательная, пленительная, чистая, нежная.



II. ^ Ассоциативная интерпретация музыки

3. Метод «синектики» основан на построении 3 типов аналогии - личной, символической и фантастической. Работа может выполняться индивидуально или в группах.

Задание нестандартного характера, направленное на развитие способности продуцировать необычные идеи.

^ Построение личной аналогии связано с личностным уподоблением и представлением себя составной частью явления, предмета, человека. Группы получают задания представить себя частью явления, предмета или человека и составить небольшой рассказ от 1 лица, начав его со слова «Я»: «Я – звук»; «Я – композитор» и т.д.

^ Творческая работа Елизаветы К., ученицы 5 класса,

по произведению Ф. Шопена «Ноктюрн» фа минор.

«Я – звук. Я существую очень давно. Никто из людей, живущих на Земле, не сможет сказать точно, когда я появился. Я существовал всегда и, пожалуй, буду существовать вечно. Поэтому я так спокойно и умиротворённо созерцаю вокруг себя, вздыхаю, качаюсь на облаках ваших мыслей. Лишь иногда моя память возвращает меня в то время, когда я был одинок: я кричал об этом, я звал на помощь…

Но всё проходит.… И вот сейчас, слушатель, ты со мной. Я заставляю тебя думать, мечтать, вспоминать. Я касаюсь струн твоей души, и ты чувствуешь, мы ужё поём с твоим сердцем вместе».
^ Построение символической аналогии связано с использованием поэтических образов и метафор в парадоксальной форме или оксюморона, в образной форме нужно передать суть проблемы в броском заголовке. Это задание помогает увидеть изучаемое явление во всем многообразии и понять его философскую сущность. При построении символической аналогии дети подобрали следующие названия, символизирующую основную идею произведения: «На облаках души»; «Вопрос без ответа»; «Тревожащий покой».

^ Построение фантастической аналогии связано с игнорированием фундаментальных законов природы, созданием особого гипотетического мира, в котором «возможно все, что угодно». Это задание направлено на активизацию воображения и фантазии. При построении фантастической аналогии учащиеся подобрали следующие образы и явления, связанные с несуществующим гипотетическим миром: «Волшебник, рисующий облака на небе»; «Песня Музы Ручья»; «Разговор души Добра с душой Любви».

^ 4. Погружение в ситуацию (метод создания художественного контекста). Дети слушают музыкальное произведение, затем в классе создаётся соответствующая атмосфера и дети по очереди, дополняя друг друга, рассказывают то, что рисует музыка, что они в ней услышали. Ассоциативный ряд выстраивается на фоне звучащей музыки при её повторном прослушивании.

^ Фрагмент урока в 5 классе по теме

«Музыкальная живопись Мусоргского. Сюита «Картинки с выставки»

1 ученик: Невдалеке на холме стоит старый замок. Он окружён старыми, огромными деревьями, делающими его ещё более таинственным.

2 ученик: Я подхожу ближе к нему по заросшей тропинке.

3 ученик: Внутри меня возникают противоречивые ощущения: тревога и интерес, восторженность и сдержанность, печаль и радость.

4 ученик: Окна этого замка покрыты паутиной и плющом, а дверь, весящая на одной петле, бесшумно открывается передо мной.

5 ученик: Замок давно заброшен, но во всём чувствуется его былая роскошь.

6 ученик: Сзади меня проскальзывает призрак хозяина дома, охраняющий его от незваных гостей, а может это всего лишь ветер ...

7 ученик: Время здесь словно остановилось. Не слышно ни пения птиц, ни человеческих голосов, лишь шум ветра, гуляющий по пустым комнатам замка.

8 ученик: Свет, падающий из небольшого окна, словно приоткрывает тайну старого замка. Когда-то он был полон гостей, в нём звучала музыка, проходили балы, а сейчас он одинок и заброшен.

^ III. Литературная интерпретация музыки

5. Игровые проблемные ситуации. Задание «Ключевые слова – рассказ – вопросы» (проблемно-поисковый метод).

Форма работы: групповая. Первая группа («Знатоки») во время звучания музыки подбирает ключевые слова, на которые будут позже опираться участники второй группы («Музыкальные критики»). Третья группа («Журналисты») готовит вопросы по этому произведению.

^ Фрагмент урока по теме:

«Программная увертюра в творчестве Л. Бетховена» в 6 «Б» классе

В центре внимания увертюра Людвига ван Бетховена «Эгмонт».

^ Первая группа(«Знатоки») после прослушивания произведения и работы с учебником определила следующие ключевые слова и выражения:

  1. Симфонический оркестр

  2. Одинокая мелодия гобоя в высоком регистре

  3. Мощные, угнетающие аккорды в низком регистре

  4. Контраст

  5. Образ испанцев

  6. Образ страданий угнетённого народа

  7. Стремление мелодии вверх

  8. Момент гибели Эгмонта

  9. Радостная музыка коды

  10. Программное произведение

Второй группе («Музыкальным критикам») было предложено описать музыку, используя ключевые слова и выражения первой группы в любом порядке. При необходимости можно дополнять этот список. Вот работа второй группы. «Бетховен был очень сильной личностью, поэтому неудивительно, что трагедия привлекла его своим героическим содержанием. Только симфонический оркестр мог передать всю мощь и глубину замысла композитора. Это программное произведение, поэтому можно с уверенностью сказать о воплощении здесь двух образов, двух враждебных сил: испанцев и угнетённого ими народа – нидерландцев. Для создания этих двух противоположностей необходим контраст в средствах музыкальной выразительности. Мощные, гнетущие аккорды в низком регистре звучат угрожающе, подчеркивая мрачность помыслов завоевателей. А одинокая мелодия гобоя звучит очень светло, жалобно, вызывая сочувствие и сострадание. Голландцы слабее своих завоевателей, но их желание победить становится всё сильнее и сильнее – мелодия стремится вверх. Но, словно сброшенная испанцами, вновь возвращается вниз. Силы нидерландцев иссякают, но они не сдаются. Борьба разгорается с новой силой и вдруг всё обрывается. Именно так Бетховен изобразил момент гибели главного героя Эгмонта. Это словно минута молчания, весь мир остановился. Дальше звучит несколько аккордов в характере траурного марша и неожиданно музыка нарастает, ликует, звучит радостная музыка коды. Это испанцы празднуют свою победу».

^ Вопросы третьей группы («Журналистов») в основном касались формы, инструментов, использованных композитором, а так же последнего предложения о коде. «Почему Бетховен на протяжении всего произведения сочувствовал угнетённому народу, а в конце произведения победу испанцев нарисовал такой музыкой, словно он на стороне испанцев?» Постепенно дети пришли к выводу о том, что в коде Бетховен рисует не ликование испанцев, а прославляет героизм и самопожертвование героев Нидерландов.


  1. ^ Составление высказывания о композиторе или произведении

Форма работы - групповая или индивидуальная творческо-исследовательский метод).

Детям, послушавшим произведение, я предлагаю записать слова, определяющие их настроение от услышанной музыки. Далее им необходимо подобрать ассоциацию (природное явление, жизненную ситуацию), а затем, используя записанные слова как опорные, написать высказывание об этом произведении или сделать обобщение о музыкальном языке композитора.

^ Творческие работы детей

Составление высказывания о композиторе или произведении

5 класс Тема урока: «Многообразие образов и жанров музыки В.А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композитора»
Свет. Радуга.

«Как приятно смотреть на радугу, пытаясь уловить тончайшие её оттенки, наполняясь её светом. Точно так же и музыка Моцарта. Слушая её, ты каждый раз открываешь для себя что-то новое, наполняясь её светом» (Мария Ш., ученица 5 класса)
Радость. Весна.

«Музыка Моцарта- это весна. Она радует душу, согревает своими лучами и дарит тепло» (^ Елизавета Н., ученица 5 класса)

Радость. Солнце.

«Музыка Моцарта жизнерадостная, она поднимает настроение и дарит ощущение радости, словно закончился дождь и выглянуло солнце, тебе так хорошо, хочется улыбаться и радоваться жизни» (Максим Р., ученик 5 класса)
^ 7. Сочинение литературного текста к инструментальному произведению (метод создания художественного контекста). Форма работы - индивидуальная. Это может быть как поэзия, так и проза.

^ Сочинение литературного текста к инструментальному произведению.

6 класс. Тема: «Инструментальный концерт». В центре внимания скрипичный концерт А. Вивальди «Времена года». В качестве творческого задания домой детям было предложено сочинить литературный текст к произведению «Осень». Проза это будет или поэзия - не важно. Главное, попробовать, как бы воссоздать сонеты, которыми Антонио Вивальди раскрывает содержание каждой части.
^ Стихотворение Максима Д., ученика 6 «Б» класса
Лист золотой покрывает

Влажную землю лесов.

Осень ковёр расстилает:

Сколько здесь ярких цветов!
Низкое солнце не греет,

Первый мороз поутру…

Поздняя ягода зреет,

Гнётся дубок на ветру.
Листья шуршат под ногами,

Птицы летят в вышине!

Нас осыпая дарами,

Осень идёт по земле!

^ Стихотворение Анастасии Н., ученицы 6 «В» класса
В осенний день особенно приятно,

Конечно, если повезёт,

Идти среди большого листопада,

Где листья смешаны с дождём.
Образовав внутри себя воронку,

Они танцуют будто бы

Какой-то странный вальс:

То кружатся, то падают на землю.
Весёлых, знобких капелек набрав,

Идёшь ты дальше, а они остались

Охапкой листьев на земле.

И ветерка лишь дуновение

Опять помчит её к тебе.

^ 6 класс Тема урока: «Многообразие музыкальных образов вокальной и инструментальной музыки» (задание: составить своё высказывание о романсе)
«Есть музыка, сокрытая от будней,

От суеты, от посторонних глаз,

Но стоит сильно огорчиться,

А, может быть, напротив, чуточку влюбиться,

Как эта музыка играет в нас.

Ты понимаешь, есть душа,

Душой ты слышишь эти звуки.

Здесь всё есть: радость, слёзы, муки,

Здесь солнца луч и горечи разлуки,

Волшебная капель и аромат цветов.

Здесь целый мир, мир звуков, чувств и слов.

^ Павел М., ученик 6 класса

6 класс Тема урока: «Жанр инструментальной баллады в творчестве Ф. Шопена. Особенности музыкального языка композитора».
Вот она тоска, он с Родиной простился,

Но в музыке его ясный свет пролился.

Мелодии легки, как летний ветер в поле,

Но чувствует душа - есть в сердце место боли.

^ Оля С., ученица 6 класса
Лишь только музыку Шопена мы услышим,

Перенесёмся в мир другой,

Где всё что есть, душе небезразлично,

Мы лишь вздохнём, почувствовав её.

Послушай только, как она прозрачна,

Шопена сердце видим мы через неё.

И только нам, хоть мы не пианисты,

Шопен оставил детище своё.

Алексей Т., ученик 6 класса
^ IV. Изобразительная интерпретация музыки

8. Создание рисунка-символа (метод создания художественного контекста, форма работы - индивидуальная). В качестве домашнего задания д.

9. Подбор художественного ряда (проектная деятельность, форма работы - групповая или индивидуальная). Детям предлагается подобрать произведения живописи, созвучные услышанному произведению. В отличие от подобного задания у авторов учебника по музыке, эта работа оформляется на компьютере в качестве слайд-шоу.

^ 10.Создание фотоколлажа (проектная деятельность, форма работы - групповая или индивидуальная). В отличие от предыдущего задания, художественный ряд создаётся из самостоятельно сделанных фотографий.

^ 11. Проект памятника композитору или произведению (проектная деятельность, форма работы - групповая). Такое задание я использую в качестве домашнего задания на обобщающих уроках, когда дети имеют достаточно большой багаж знаний о композиторе и о его произведениях (проекты памятников И.С. Баху и его произведению Токката и фуга ре минор представлены в приложении).

12. ^ Создание афиши, эскиза костюма, декорации (проектная деятельность, форма работы- парная или индивидуальная). Детям в качестве домашнего задания предлагается сделать эскиз костюма (например, костюм одного из заморских гостей из оперы «Садко» Римского- Корсакова), декорации (например, «Город сладостей» к балету Чайковского «Щелкунчик») или афишу. (Афиши, сделанные детьми к балету «Щелкунчик» Чайковского представлены в приложении).
^ V. Пластическая интерпретация музыки

13.Театр теней (одна из форм пластического интонирования) Используется при изучении импрессионизма. Отсутствие точности в контурах помогает ещё тоньше прочувствовать музыку импрессионистов, её движение и причудливость образов. Такие импровизации, как театр теней и пластические этюды позволяют детям проявлять выдумку, фантазию, свободу интерпретации музыкальных произведений.



Творческие способности существуют в каждом ребенке, необходимо их только вовремя развить. Развитие творческого потенциала личности зависит от условий социальной среды, от подхода школы к обучению и воспитанию. Среди факторов, оказывающих влияние на развитие творческой личности, необходимо рассматривать многие социально-психологические и индивидуально-личностные факторы, такие как мотивация деятельности, самооценка, эмоциональная подвижность, умение и желание работать самостоятельно, навыки взаимодействия, взаимопонимания и т.д.

^ Проект памятника композитору или произведению

(проектная деятельность)

Проект памятника Иоганну Себастьяну Баху

выполнила группа обучающихся 6 класса



Проект памятника произведению

И. С. Баха «Токката и фуга ре минор»

сделал ученик 7 класса Алексей Г.


Афиши к балету П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Афиша Светланы М., ученицы 5 «Б» класс



Похожие:

На уроках музыки iconИгра на уроках музыки и ритмики
Работа с учащимися начальных классов, как правило, требует от учителя музыки большой самоотдачи. Ведь в этом возрасте дети обладают...
На уроках музыки iconСовременные образовательные технологии на уроках музыки
Современные образовательные технологии на уроках в школе бывают разные. Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие...
На уроках музыки iconТема плана-конспекта
Мозговой штурм (стадия генерации идей) – в процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки
На уроках музыки iconТема плана-конспекта урока
...
На уроках музыки iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
«Моделирование певческого эталона у учащихся на уроках музыки в процессе хоровой деятельности»
На уроках музыки iconМетодическая разработка на тему: Психологическая установка на уроках музыки
Нагрузка детей, учащихся сразу в двух школах естественно дает двойную нагрузку не только на физические параметры организма, но и...
На уроках музыки iconИнформационно –коммуникационные технологии в преподавании своего...
Данная разработка новых форм, методов и средств обучения предназначена для учителей музыки, только начинающих использовать икт в...
На уроках музыки iconТема: «Песня душа музыки». Урок 2
Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с тремя музыкальными жанрами (типами) музыки
На уроках музыки iconДоклад «Развитие творческих способностей на уроках музыки»
Действительно, чтобы решить вопросы и проблемы, стоящие перед молодым поколением, надо научить творческим подходам,помочь развить...
На уроках музыки iconПоурочное планирование по музыке для 7 класса (34 часа) I полугодия...
Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница