Факультет логопедии утверждаю




НазваниеФакультет логопедии утверждаю
страница1/7
Дата публикации16.06.2013
Размер1.16 Mb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.

Рабочая программа дисциплины

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА (СПЕЦИАЛЬНАЯ)

Направление подготовки
050700 - СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ


Профиль подготовки

Логопедия

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная

^ Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики

(протокол № от 20 г.)

Зав.кафедрой _______________________________



Москва

2012

Составитель: Разуван Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики НОУ ВПО МПСУ.

Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету.
Рецензент:

Алексеенкова Н.В. кандидат педагогических наук, доцент, НОУ ВПО МПСУ.

^ 1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) »Методика преподавания русского языка (специальная) являются:

- формирование у студентов профессиональных компетенций в области обучения русскому языку в специальной школе,

-систематизировать и уточнить имеющиеся у них знания о возможных стратегиях овладения ребенком системой родного языка и способами осуществления речевой деятельности;

- формирование умений проведения коррекционной работы на уроках русского языка;

  • формирование профессиональных компетенций в определении уровня речевого развития, диагностики и коррекции речевых нарушений.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП

БЗ.В.15.02 »Методика преподавания русского языка (специальная)»

Объем в ЗЕ: 3 кредита

Время изучения: курс 3, семестр 6

Учебная дисциплина »Методика преподавания русского языка (специальная) Б3.В.15.2 входит в модуль Б3.В.15 «Методики обучения детей с нарушениями речи», относится к вариативной части дисциплин базового профессионального цикла (Б2.Б.00).

Для освоения дисциплины «Методики преподавания русского языка (специальная)» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Основы речевой культуры дефектолога», «Техника речи», «Культура письменной речи», «Современный русский язык», «Литература с основами литературоведения», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Невропатология», модуль «Логопедия», «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», «Психолингвистика», «Методика развития речи дошкольников (специальная)».

Освоение дисциплины «Методика преподавания русского языка (специальная)» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида», »Нарушения письма и чтения», «Методика преподавания математики (специальная)», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи», дисциплин по выбору студентов, а также для прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.
^ 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) ОК -1,5, ОП -1,3; ПК – 1,2,3, 5,6,7,8, 10 -14.

-способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); (данная компетентность формируется частично)

-способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5); (данная компетентность формируется частично)

-способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии,   обладанием   мотивацией   к   выполнению  профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); (данная компетентность формируется частично)

-способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3); (данная компетентность формируется частично)

-способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

-готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2); (данная компетентность формируется частично);

-способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

-способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); (данная компетентность формируется частично)

-способностью к анализу результатов медико-психолого-
педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования
различных             (клинико-психолого-педагогических)                классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); (данная компетентность формируется частично)

-способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

-готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); (данная компетентность формируется частично)

-способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10); (данная компетентность формируется частично)

-готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

-способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

-готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с   ОВЗ и их семьями (ПК-13); (данная компетентность формируется частично)

-способностью        осуществлять       работу        по        популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14) (данная компетентность формируется частично).

^ В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • возрастную динамику становления речеязыкового механизма ребенка;

  • типичные и индивидуальные проявления нарушений речевого развития детей, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V вида;

  • понятийный аппарат специальной методики преподавания русского языка;

  • методы, принципы, частные методики, способы и приемы работы;

  • задачи, содержание и формы организации учебной работы по русскому языку;

  • методические основы реализации задач коррекционного обучения русскому

языку;

  • теорию и методику разработки, анализа и апробации моделей уроков и индивидуальных занятий;

уметь:

  • анализировать и определять специфику содержания методики обучения русскому языку (специальной) в сравнении с методикой обучения русскому языку нормально развивающихся детей;

  • применять приемы логопедического обследования детей на уроках, определять диагностические и прогностические показатели речевого развития ребенка; анализировать и квалифицировать результаты обследования;

  • разрабатывать коррекционно-развивающие программы для индивидуальных и фронтальных занятий по русскому языку; проводить работу по профилактике вторичных нарушений речеязыкового, сенсомоторного и когнитивного развития;

  • определять образовательные, коррекционные и воспитательные задачи обучения русскому языку;

  • использовать лингвометодические и литературоведческие знания при проведении учебной и внеучебной работы со школьниками, имеющими нарушения речи;

  • планировать, проводить уроки, индивидуальную работу, внеклассные мероприятия, в том числе с использованием инновационных технологий;

  • разрабатывать планы уроков различных типов;

  • анализировать уроки русского языка по определенным критериям;

владеть:

  • навыками анализа материалов обследования детей, формулировки речевого заключения, составления психолого-педагогической характеристики и определения речевого профиля класса; применения дифференцированного подхода;

  • навыками реализации в профессиональной деятельности современных коррекционно-образовательных технологий, перспективного и текущего планирования учебной и коррекционной работы;

  • оценки результатов индивидуальной или групповой деятельности учащихся;

  • навыками анализа занятий по русскому языку с методической, коррекционно-педагогической, психологической, лингвистической точки зрения;

  • навыками разработки, проведения и анализа уроков по дисциплинам лингвистического и филологического циклов и индивидуальных занятий в условиях специального и инклюзивного обучения;

  • навыками отбора речевого и дидактического материала для уроков русскогог языка.


^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) »Методика преподавания русского языка (специальная)__

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 часов.


Очная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Раздел 1 Общие вопросы курса

6

6

2




2




2







Сообщения. Тесты.

2

Раздел 2 Методика обучения грамоте. Добукварный период.

6

8

2










6







Реферат. Тесты.

3

Букварный период. Обучение чтению.

6

10

2




2

2

4







Выездное занятие. Письм. анализ занятия).

4

Букварный период. Обучение письму.

6

8

2










6







Практические работы. Деловая игра.

5

Раздел 3. Методика обучения чтению.

6

6

2










4







Реферат. Тесты.

6

Формирование навыка чтения

6

8

2




2




4







Практические работы. Деловая игра.

7

Методика работы над художественным произведением. Урок чтения.

6

10

2




2

2

4







Выездное занятие. Письм. анализ занятия.

Деловая игра.

8

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Факультет логопедии утверждаю iconЭкономический факультет финансовый факультет юридический факультет факультет социальных наук
Программа вступительного испытания по обществознанию для поступления в Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского...
Факультет логопедии утверждаю iconГалушин В. М.(1) Марфенин Н. Н
Биолого-химический факультет, Московского педагогического государственного университета; (2) Биологический факультет мгу им. М. В....
Факультет логопедии утверждаю iconИсторический факультет юридический факультет информационное сообщение
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Факультет логопедии утверждаю iconТематика курсовых работ для студентов по логопедии «Дислалия»
Логопедическая работа по устранению нарушений голоса при псевдобульбарной дизартрии
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет востоковедения факультет востоковедения является
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Факультет логопедии утверждаю iconТехнологический факультет
Технологический факультет обладает мощным потенциалом опытных преподавателей. Сегодня на факультете трудятся более 35 профессоров...
Факультет логопедии утверждаю iconСтеблецова Виктория Евгеньевна
Московский Государственный Университет Печати (бывший Полиграфический институт), факультет Художественно-Технического Оформления...
Факультет логопедии утверждаю iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Название работы: Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии
Факультет логопедии утверждаю iconРоссийский университет театрального искусства —гитис театроведческий факультет
На театроведческий факультет принимаются лица путем конкурсного отбора, имеющие среднее образование и успешно сдавшие вступительные...
Факультет логопедии утверждаю iconЛитература
Среди проблем современной логопедии одной из самых актуальных теоретически и практически значимым является предупреждение и коррекция...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница