Использование современных педагогических технологий в формировании орфографической зоркости на уроках русского языка




НазваниеИспользование современных педагогических технологий в формировании орфографической зоркости на уроках русского языка
страница1/11
Дата публикации31.05.2013
Размер1.45 Mb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка г. Ленска».


Использование современных педагогических технологий в формировании орфографической зоркости на уроках русского языка.


Автор опыта: Вольская Наталья Юрьевна,

учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ № 3 с углублённым изучением английского языка г. Ленска

Г. Ленск.

2013 г.
Содержание.


  1. Введение________________________________________с. 3-4




  1. Теоретическая база опыта:

  1. Проблема повышения грамотности ________________________________ с. 5

  2. Понятие орфографической зоркости ________________________________ с. 5-7

  3. Условия успешного развития орфографической зоркости ______________ с. 7-8




  1. Технология опыта:

  1. Современные образовательные технологии _________________________ с. 9-10

  2. Дидактические требования к современным средствам обучения._______________________________________________________ с. 10-11

  3. Этапы формирования орфографической зоркости_____________________с.11-13

  4. Приёмы работы по развитию орфографической зоркости ______________ с. 13-20

  5. Проверочные работы как средство развития опорных умений и навыков учащихся._______________________________________________________с. 20-21

  6. Работа с алгоритмами _____________________________________________ с. 21-23




  1. Заключение _________________________________________________ с. 24-25

  2. Литература _________________________________________________ с. 26

  3. Приложение _________________________________________________ с. 27 -103



I. Введение.

1. Актуальность.

«Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…»

Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – формирование грамотного и образованного выпускника.

Учителей волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут безграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении увидеть нужную орфограмму.

М.Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».[4]

Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15- 45% учеников. Там же, где учитель работает специально, - 70- 90%. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо.

В современной школе одной из главных задач обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Любой практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками своих учеников. Это всегда обидно, досадно, порой опускаются руки. К тому же из года в год мы все чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо падает. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок? Абсолютного и окончательного ответа на эти вопросы мы, наверное не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее.

Поэтому ученые, психологи, методисты и учителя ищут причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.

2. Цель.

Подобрать эффективные современные педагогические технологии при формировании орфографической зоркости на уроках русского языка.

3. Задачи:

- выявить отрицательные факторы, влияющие на грамотность учащихся;
- определить понятие орфографической зоркости;
- выявить условия успешного развития орфографической зоркости;
- изучить современные педагогические технологии;
- создать практический материал, прошедший апробацию в деятельности при работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка при помощи современных педагогических технологий.

^ II. Теоретическая база опыта.

  1. Проблема повышения грамотности учащихся волновала учителей словесников во все времена. Вместе с тем существует ряд противоречий:

- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка, и уровнем орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся;

- между необходимостью формирования прочных орфографических умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, которые учащиеся должны помнить, объясняя условия выбора орфограммы и знаков препинания;

- между высоким уровнем содержания курса русского языка в 5-9 классах и необходимостью правильного решения вопросов преемственности между начальным и средним звеном.

Почему наши дети так безграмотны? Учителя и методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению, но успехи в этой области пока скромны.

Для оценки сложившегося положения в обучении правописанию отметим ряд отрицательных факторов:

- понижение уровня чтения, особенно самостоятельного; статистика фиксирует в последние годы существенное снижение у школьников читательского интереса. Если высокую культуру чтения считать фактором грамотного письма, то ее снижение – одна из причин неблагополучия в правописании;

- несомненное понижение уровня познавательного интереса учащихся; система правил трудна, не всегда осмысленна, нередко предстает перед учащимися как набор разрозненных правил, мало связанных между собой, не имеющих единого обоснования и поэтому трудных. Мотив «нужно» и «требует учитель» не срабатывает.


  1. ^ Понятие орфографической зоркости.

Что же подразумевается под орфографической зоркостью учащихся? Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением. С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение позиционно оценивать каждый звук слова, то есть различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать.

Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.

Термин «орфография» создан на базе корней греческих слов orthos "правильный" и grapho "пишу"; буквальным переводом (калькой) его на русский язык является термин «правописание».

В современном понимании орфография — это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей.

Теоретические основы орфографии — это прежде всего принципы, на которых она построена. Принципы орфографии — наряду с типом письма (звуковым, слоговым или иным) и составом его знаков — являются одним из важнейших характеризующих ее признаков, и построение методики преподавания орфографии прямо от них зависит. Эту зависимость подчеркнул когда-то названием своей монографии Н. С. Рождественский: «Свойства русского правописания как основа методики его преподавания» (М., 1960).

Орфография, как система правил, состоит из пяти разделов:

1) правила передачи фонем буквами в составе слов;

2) правила употребления прописных (заглавных, больших) и строчных

(малых) букв;

3) правила переноса слов из одной строки в другую;

4) правила о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных

написаниях слов;

5) правила графических сокращений слов.

Если механическое запоминание противоречит психологическим законам усвоения знаний (такие знания непригодны для применения, т.к. умения и навыки не формируются), то содержание их в памяти всех лет обучения в школе сильно затруднено и, естественно, многое забывается.

Правила грамматики изучаются весь период обучения в школе. Причем изучение осуществляется по темам и разделам, классифицированным не по законам психологии усвоения, а по лексическим и грамматическим канонам. Из-за растянутости во времени процесс забывания идет постоянно, а вновь изучаемые правила очень редко вступают в элементарную связь с ранее изученными, т.к. те запоминались по месту их расположения в разделе (теме), а не по логике речевой деятельности.

Контроль за усвоением правил со стороны учителя сводится к двум действиям психологически между собой не связанным: сначала проверяется, насколько точно заучены правила. Никакой видимой связи здесь нет: одни, выучив правило, все равно пишут безграмотно, другие – наоборот, пишут грамотно, не зная правил.

Методика изучения и усвоения правил не позволяет учителю обучать индивидуально, хотя большой разброс в усвоении грамматики требует именно индивидуализации обучения.

Таким образом, заучивание правил грамматики до самого факта выполнения письменной речевой деятельности противоречит психологической теории учебной деятельности, согласно которой усвоение знаний происходит в процессе деятельности и благодаря деятельности, а знания должны являться ее результатом, а не предпосылкой.

Как же устранить это противоречие? Б.И. Хознев выдвинул следующую гипотезу: «если организовать обучение орфографии как деятельность учащихся по решению какой-то серьезной задачи (например, по корректированию звукописи какого-то автора) и при этом разрешить пользоваться выписанными на карточки правилами как ориентировочной основой для безошибочной работы, то результатом окажется усвоение правил, которыми они пользовались. [6]


  1. ^ Условия успешного развития орфографической зоркости.

Для успешного развития орфографической зоркости необходимы следующие условия:

1. Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.

2. Целенаправленное и систематическое применение специальных приёмов, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип:

  • определение орфограмм на слух и выделение их в тексте, диктанты;

  • списывание текста и выделение орфограммы;

  • исправление деформированного текста (текста с ошибками);

  • письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;

  • классификация слов в соответствии с орфограммами;

  • выбор слов из текста с заданной орфограммой;

  • постановка пропущенных букв в места орфограмм.

3. Орфографическое чтение

Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения Тоцким П. С. была разработана система тренировки орфографической зоркости.

Если ежедневно на каждом уроке (математике, русском языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.). [1]


III. Технология опыта.

^ 1. Современные образовательные технологии.

В работе над развитием орфографической зоркости ориентируюсь не только на современного ученика, но и на природосообразность ребёнка и для этого использую следующие современные образовательные технологии:

  1. технологию игровых методик (ролевые, деловые и другие обучающие игры), позволяющую проводить уроки русского языка интересно и содержательно;

  2. обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) . В условиях совместной учебной работы у учеников возникает стремление к сотрудничеству, к сопоставлению своих представлений и позиций. Для этого использую групповую и парную форму работы, при выполнении которой дети свободно общаются, разговаривают, доказывают свою точку зрения;

  3. информационно – коммуникационные технологии;

  4. компьютерные технологии обучения;

  5. здоровьесберегающие технологии;

  6. исследовательский метод обучения ;

  7. проблемно – поисковый метод обучения, который включает в себя создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, задач, опытов, формирование учебных гипотез по решению проблемных ситуаций, доказательств, лексических рассуждений, формирование выводов и обобщений;

  8. технология развивающего обучения через систему образов, которая помогает решить ряд задач: во-первых, ученики надёжнее и легче запоминают правописание трудных слов, орфограммы, разборы, во-вторых, у учащихся развивается не только память, орфографическая зоркость, но и ассоциативное мышление;

  9. технология крупноблочного обучения. Блоковая подача материала – одно из средств формирования важной универсальной способности человека – способности к концептуальному мышлению, целостному видению мира;

  10. технологию перспективно-опережающего обучения, цель которой – будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания;


Считаю, что именно идеология этих технологий предусматривает широкое использование исследовательских, проблемных методов, и позволяет применять полученные детьми знания в совместной или индивидуальной деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Использование современных педагогических технологий в формировании орфографической зоркости на уроках русского языка iconДоклад на тему: «Развитие словарно-орфографической зоркости на уроках русского языка»
Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа(Сл. 2). Данная работа...
Использование современных педагогических технологий в формировании орфографической зоркости на уроках русского языка iconТема опыта
Тема опыта: Повышение орфографической зоркости через коллективный способ обучения на уроках русского языка
Использование современных педагогических технологий в формировании орфографической зоркости на уроках русского языка iconОрфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
Термин “орфография” создан на базе корней греческих слов orthos "правильный" и grapho "пишу"; буквальным переводом (калькой) его...
Использование современных педагогических технологий в формировании орфографической зоркости на уроках русского языка iconСтатья: Агафоновой Юлии Игоревны, учителя начальных классов. «Развитие...
Собая роль при решении данной задачи отводится школе, так как педагогический процесс и ребенок это единое целое. Развитие речи и...
Использование современных педагогических технологий в формировании орфографической зоркости на уроках русского языка icon«Использование информационно-коммуникационнных технологий на уроках...
«Использование информационно-коммуникационнных технологий на уроках русского языка и литературы»
Использование современных педагогических технологий в формировании орфографической зоркости на уроках русского языка icon«Использование современных педагогических технологий при организации...
Эти задачи ставит перед собой каждый преподаватель, идущий на занятие. Успешное решение этих задач невозможно без использования современных...
Использование современных педагогических технологий в формировании орфографической зоркости на уроках русского языка iconИспользование компьютера на уроках биологии
Именно это побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании биологии
Использование современных педагогических технологий в формировании орфографической зоркости на уроках русского языка iconУроках русского языка и математики в средних классах
Районный семинар учителей русского языка и математики по теме «Использование обучающих компьютерных программ на уроках русского языка...
Использование современных педагогических технологий в формировании орфографической зоркости на уроках русского языка iconЛист карьеры учителя омутнинского района год заполнения 2013
Развитие коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование диалоговых технологий
Использование современных педагогических технологий в формировании орфографической зоркости на уроках русского языка iconУчитель русского языка и литературы
Использование технологии личностно ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница