Конкурсная работа Методическая разработка урока истории в 6 классе Главные политические центры Руси




Скачать 128.41 Kb.
НазваниеКонкурсная работа Методическая разработка урока истории в 6 классе Главные политические центры Руси
Дата публикации30.05.2013
Размер128.41 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст. Евсино»

Конкурсная работа

Методическая разработка урока истории в 6 классе

^ Главные политические центры Руси

Составитель: учитель истории и

обществознания
Мануйлова Наталья Викторовна


2013 год
Тема: Главные политические центры Руси
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси.

Задачи:

-обучающие: определять особенности экономического и политического развития княжеств

-развивающие: уметь работать с ЭОР, расставлять события в хронологической последовательности, соотносить правителей с княжествами, в которых они управляли, уметь анализировать и делать выводы

-воспитательные: формировать уважение к прошлому своей страны, развивать интерес к изучению истории

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: работа в группах

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, презентация, аудиозаписи с рассказом о русских князьях
Выдающиеся личности: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо

Даты: 1147г. – основание Москвы

Опережающее задание учащимся: сообщение о Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородское княжество, приготовление макетов глиняной посуды, меча, Галицко-Волынское княжество, выдающихся личностях

^ Ход урока:


  1. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Учитель: Ребята, говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны. А еще мы изучаем ее потому что…

^ Дети: (хором) …хотим все знать!

Учитель: Приступим к работе.

Выходит ученик в костюме русского князя, обращается к присутствующим:

"Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать Русскую землю".

Учитель: Где были сказаны эти слова, в связи с какими событиями на Руси?

Ученики: На съезде князей в Любече в 1097 году. Русь изнемогала от усобиц между князьями и набегов половцев, князья поклялись, что не дадут половцам разорять Русь и будут сообща бороться с врагом, прекратят усобицы.

Учитель: Эти слова были сказаны более 900 лет назад. Как они дошли до нас?

Ученики: Эти слова дошли до нас из «Повести временных лет» - самой первой летописи на Руси.

Учитель: Перед вами листок из «Повести временных лет», но документ очень старый, сохранился не весь. Хотите побыть в роли летописцев? Ваша задача – восстановить текст. Приложение 1 (проверка домашнего задания).

На доске висит «листок» из «летописи». Часть текста утеряна. Вторая часть текста разложена у учащихся на партах. Прочитав текст, ученики подходят к доске и приклеивают обрывки текста на место. После того, как текст полностью восстановлен, учитель предлагает классу проверить исторические ошибки. За правильный ответ ученики получают красный жетон.

Учитель: Сегодня мы продолжим говорить о периоде феодальной раздробленности на Руси и рассмотрим особенности развития основных удельных княжеств – Владимиро-Суздальского, Новгородского, Галицко-Волынского. Показа записи на доске. В течение урока мы будем работать с таблицей «Формы политического устройства на Руси», и в конце урока вы сможете сравнить различные варианты государственной власти в различных княжествах. Эти знания помогут вам в дальнейшем лучше понять устройство государственной власти не только в России, но и за рубежом.

Запишите тему урока в тетради.
Учитель: показывает на карте, которая выведена через мультимедиапроектор на экран, местонахождение Владимиро-Суздальского княжества. Посмотрите на карту «Русские земли в 12-13вв.» и определите географическое положение Владимиро-Суздальского княжества. Дети отвечают, что княжество расположено на северо-востоке Руси. О природных условиях и занятиях населения этого края нам расскажет житель г.Суздаля … Сообщение ученика Приложение 2 «Владимиро-Суздальское княжество».

Учитель: Северо-восточные земли Руси имели одну очень важную особенность. Какую же? Об этом вы прочитаете самостоятельно. ^ Работа с учебником (с.85 абзацы 2,3 – запись на доске)

Ученики: Северо-восточные земли осваивались по инициативе князей, а другие земли сначала были освоены восточнославянскими племенами. Поэтому княжеская власть в северо-восточных землях с самого начала была сильной, князь владел землей и старался расширить собственные владения.

Учитель: Какие князья этого периода наиболее известны? Послушаем диктора. Будьте внимательны!

Прослушивание аудиозаписей с рассказом о князьях Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. На экран выводятся их портреты. После прослушивания учащиеся записывают в тетрадь имена князей, годы их правления и дату основания г. Москвы – 1147г. (имена, даты заранее записываются учителем на доске).

Учитель: Ребята, вы узнали что-то новое, интересное для себя? Тогда продолжим наш урок. Давайте начнем работать с таблицей, она у вас на столах. Как вы думаете, вы сможете самостоятельно справиться с ее заполнением? Если возникнут вопросы и понадобится моя помощь, поднимите руку, я подойду. Приложение 3: таблица «Формы политического устройства на Руси». После заполнения учащимися таблицы учитель показывает правильный ответ «Наследственная монархия». Взаимопроверка и взаимооценка. За правильный ответ каждый ученик получает красный кружок, за неправильный – черный. Пустые кружки оставлены рядом с таблицей.

Учитель: Итак, с каким княжеством мы познакомились? Ответы учеников. Мы можем перейти к следующему княжеству? Посмотрите на карту. Учитель показывает на карте местонахождение Новгородской земли. Это Новгородская земля. Чем же она славилась? У нас еще один гость. Ваша задача – послушав его, назвать главное занятие новгородцев. Выходит купец, на подносе у него стоит глиняная посуда, меч, пушнина. Он зазывает покупателей, нахваливает свой товар. Когда купец садится, дети называют основное занятие новгородцев – торговля.

Учитель: Почему торговля – их главное занятие? Ученики отвечают, что новгородские земли расположены на севере, вряд ли они плодородны, а вот географическое положение новгородской земли выгодное – есть выход в море, крупные реки. Сейчас посмотрим, правы ли вы. О новгородской земле нам расскажет житель новгородской земли… сообщение ученика. Приложение 4 «Новгородская земля». Иллюстрация «Берестяные грамоты» показывается во время сообщения учащегося. Ребята, правы ли вы были? Да правы. А теперь подумайте: купцы отличались свободолюбием, независимым поведением, так как были богаты. Как вы думаете, позволят ли они, чтобы ими управляли? Ответы учеников. Давайте посмотрим, какая же система управления сложилась в Новгороде? Через мультимедиапроектор выводится схема «Республика в Новгороде» (приложение 5). Ребята, давайте вспомним, что такое республика? Ответы учащихся. О новгородской республике нам расскажет историк… а вы внимательно прослушайте сообщение, подготовьтесь к выполнению творческой работы. Объяснение схемы учеником. Заполните соответствующую графу в таблице. После заполнения учащимися таблицы учитель показывает правильный ответ «Республика». За правильный ответ каждый ученик ставит себе красный кружок, за неправильный – черный. Пустые кружки оставлены рядом с таблицей. А теперь заполните «слепую» схему «Управление в Новгороде» приложение 6. После заполнения схемы проводится взаимопроверка, взаимооценка, за правильный ответ ученики получают красные кружки, за неправильный – черные.

Учитель: Вы прекрасно ориентируетесь во времени, предлагаю сориентироваться в пространстве. Физкультминутка. Встаньте, пожалуйста. Представьте, что ваши руки – это стрелка компаса, покажите, где у восточных славян находится юг, север, запад, восток. Садитесь. Вы немного отдохнули, давайте соберемся с силами и закончим урок с прочными знаниями. Продолжаем работу. С каким княжеством мы познакомились? Ответы учеников. Молодцы. Нам предстоит знакомство еще с одним княжеством – Галицко – Волынским. Учитель показывает на карте местонахождение княжества. Это княжество тоже рано обособилось от Киева. Прослушайте рассказ жителя города Галича о Галицко-Волынском княжестве и ответьте на вопрос: почему оно рано обособилось от Киева? Приложение 7 «Галицко-Волынское княжество».

Вам было дано предварительное задание: прочитать о форме правления в этом княжестве. Ответьте на вопрос: какая же форма политического устройства здесь существовала? Ответ запишите в таблицу. После того, как дети записали ответ, учитель показывает правильный ответ, взаимопроверка, взаимооценка, за правильные ответы ставится красный кружочек, за неправильный – черный.

Учитель: Таким образом, наша таблица заполнена, и можно сделать вывод о том, какие формы правления существовали на Руси в 12 веке. Кто сможет сделать вывод? Ученики делают вывод о том, что в период раздробленности в наиболее крупных политических центрах Руси появились различные варианты государственной власти: наследственная монархия, ограниченная монархия, республика. Вы все молодцы, хорошо поработали. А теперь давайте представим, что мы находимся на вече в Новгороде. Вы представители различных слоев населения. Давайте предоставим слово каждому и узнаем мнения: будут ли княжества Руси существовать отдельно или объединяться в одно государство? Почему? Ответы учеников. Детей нужно подвести к выводу, что объединение обязательно произойдет, так как страна должна объединиться, чтобы противостоять внешним врагам и т.д.

Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока. Посчитайте количество ваших правильных ответов на уроке – количество красных кружков. Первый кружок вы получили при проверке домашнего задания (восстановление документа). Второй – за заполнение «слепой» схемы. Еще 3 кружка вы получили за заполнение таблицы. Таким образом, у вас накопилось 5 кружков. Озвучивание оценок.
Учитель: История показала, что объединение произойдет, оно было необходимо, чтобы Русь осталась сильным государством, объединение было предопределено самой историей. Об этом свидетельствует величайший памятник древнейшей литературы – «слово о полку Игореве», дословно переведенный на современный русский язык русским ученым Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. В «Слове…» мощно звучит призыв к объединению. Князь Святослав говорит золотые слова:

Ярослав и правнуки Всеслава!

Преклоните стяги! Бросьте меч!

Вы из древней выскочили славы,

Коль решили честью пренебречь!

Это вы раздорами и смутой

К нам на Русь поганых завели,

И с тех пор житья нам нет от лютой

Половецкой проклятой земли!

Учитель: К сожалению, не все прислушались к золотым словам Святослава. Много бед претерпела наша Родина. Сейчас Россия – великая держава, в которой живут люди разных национальностей. Я, так же, как в свое время Святослав желаю, чтобы все жители планеты Земля жили в мире. Вы согласны со мной? Ответы учащихся.

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Поднимите руку, кто достиг цели сегодняшнего урока, был уверен в своих знаниях, кому было комфортно? Запишите домашнее задание.

^ Домашнее задание:

§ 10-11 – на «3»

Составить вопросы для викторины «А верите ли вы?» - на «4»

Составить кроссворд по теме «Раздробленность на Руси» - на «5».

Учитель: Спасибо всем за работу на уроке. До свидания.

Приложение 1.

процесс обособления отдельных земель во главе с князьями, претендующими на самостоятельность





^ Феодальная раздробленность – это…


середине XIII века

середине XII века
Период феодальной раздробленности

на Руси наступил в …

потеря Киевом авторитета

отсутствие твердого порядка наследования киевского престола
^ Причины феодальной

раздробленности на Руси…

усиление экономического и политического могущества городов Руси

стремление удельных князей к независимости от Киева

самостоятельность бояр – вотчинников в своих землях



расцвет культуры и хозяйства в отдельных землях

ослабление обороноспособности Руси
^ Последствия феодальной раздробленности…

усобицы между князьями

дробление русских княжеств на более мелкие

конфликты между князьями и боярами


Приложение 2.

Владимиро-Суздальское княжество.

Земли северо-восточной Руси в течение долгих веков были одним из самых глухих углов восточнославянских земель. В крае было много лесов. Поэтому его часто называют Залесским. Густые непроходимые леса защищали его от вторжений врагов. Среди лесов располагались пригодные для земледелия земли. Здесь издавна жили финно-угорские племена – меря, весь, мурома. С 9 века сюда стали проникать восточнославянские племена. Население занималось земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, добычей соли, бортничеством, бобровым промыслом. В городах и на селе были развиты ремесла. Крупные города – Ростов, Суздаль, Владимир-на-Клязьме.

Приложение 3:

«Формы политического устройства на Руси»

Княжество


Форма политического устройства

Владимиро-Суздальское


Наследственная монархия

Новгородское


Республика

Галицко-Волынское


Ограниченная (боярами) монархия

Приложение 4.

Новгородская земля

Центр Новгородской земли – Великий Новгород – возник еще в 9 веке как объединение трех племенных поселков: славянского, чудского и мерянского. Он располагался на реке Волхов. Постепенно под властью Новгорода оказалась огромная территория, но большинство земель было непригодно для земледелия. И новгородцы сосредоточили свои усилия на ремесле и торговле. Изделия новгородских плотников, кузнецов, ткачей гончаров, кожевников, оружейников славились по всей Руси. Новгородские ладьи плавали далеко на восток по северным морям. Бояре получали огромную прибыль, торгуя пушниной с немецкими и датскими купцами, с Византией, странами Востока. Вели они торговлю в самых отдаленных русских землях. Новгород – один из самых крупнейших и красивейших городов не только Руси, но и Европы. Очень высоким для своего времени был уровень грамотности новгородского населения. Оно также отличалось любовью к свободе, независимым поведением.

^ Приложение 6 «Управление в Новгороде» - «слепая» схема.

Управление в Новгороде

посадник

тысяцкий



Приложение 7.

Галицко-Волынское княжество.

Это княжество расположилось у предгорий Карпатских гор. Здесь мягкий климат и плодородные почвы. Поэтому в княжестве было развито пашенное земледелие, лесные и рыболовные промыслы, работали искусственные ремесленники. Важное значение для населения имели соляные месторождения. Через Юго-Западную Русь проходили оживленные торговые пути в Византию, Европу. Это способствовало росту городов. Княжество редко подвергалось нападениям кочевников. В Галицко-Волынском княжестве проживало богатое и независимое боярство. Боярство, общаясь со своевольной знатью соседних стран, перенимало у нее независимый стиль поведения от княжеской власти. Крупнейшие города – Владимир Волынский, Галич. Первоначально Галицкое и Волынское княжество были самостоятельными государствами, но в конце 12 века они объединились.
Приложение 5 Республика в Новгороде


посадник

тысяцкий

владыка

князь

ВЕЧЕ


Нанимался вече для военной защиты республики . Не имел права вмешиваться в дела городского управления, ему не разрешалось вести торговлю, иметь владения в Новгородской земле. Вече могло в любое время «указать путь».

Высшее должностное лицо, избирался из местных бояр на вече. Ведал всеми землями, возглавлял суд, назначал и смещал должностных лиц, наблюдал за деятельностью князя, руководил внешней политикой

^ Помощник посадника, избирался на вече. Осуществлял контроль за налоговой системой, ведал торговым судом

Глава новгородской церкви, т.е. епископ, избирался на вече. Хранил казну, участвовал в руководстве внешней политикой, возглавлял церковный суд. При его дворе велась новгородская летопись. Пожизненная должность


«Формы политического устройства на Руси»

Княжество


Форма политического устройства

Владимиро-Суздальское




Новгородское




Галицко-Волынское




«Формы политического устройства на Руси»

Княжество


Форма политического устройства

Владимиро-Суздальское




Новгородское




Галицко-Волынское






_______________________________________________________________
«Слепая» схема.


Управление в Новгороде

посадник

тысяцкий



_______________________________________________________________________

«Слепая» схема.


Управление в Новгороде

посадник

тысяцкий



_______________________________________________________________________


Похожие:

Конкурсная работа Методическая разработка урока истории в 6 классе Главные политические центры Руси iconМетодическая разработка урока истории в 8 классе по специальной (коррекционной)...
Методическая разработка урока истории в 8 классе по специальной (коррекционной) программе VIII вида
Конкурсная работа Методическая разработка урока истории в 6 классе Главные политические центры Руси iconМетодическая разработка открытого урока по истории: «Образование...
Данный урок по истории является открытым и входит в блок: «Раннее средневековье. V – X вв». Урок имеет целью расширение и закрепление...
Конкурсная работа Методическая разработка урока истории в 6 классе Главные политические центры Руси iconУрок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая...
...
Конкурсная работа Методическая разработка урока истории в 6 классе Главные политические центры Руси iconМетодическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя»
Задание для учащихся, прочитайте фактический материал по истории, назовите главную мысль текста?
Конкурсная работа Методическая разработка урока истории в 6 классе Главные политические центры Руси iconРазработка урока по литературе в 10 классе Тема урока: «Кому на Руси...
Методические приемы: коллективная работа, сообщение и презентация на тему «Поэма в рисунках»
Конкурсная работа Методическая разработка урока истории в 6 классе Главные политические центры Руси iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...
Конкурсная работа Методическая разработка урока истории в 6 классе Главные политические центры Руси iconМетодическая разработка открытого урока на тему «Форма правления...
На обобщающем уроке по теме «Форма правления и государственного устройства. Политические режимы» на предмете «Основы социологии и...
Конкурсная работа Методическая разработка урока истории в 6 классе Главные политические центры Руси iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки»
Дидактическая цель урока: получение новых знаний о русском алфавите, русском языке, истории русского языка
Конкурсная работа Методическая разработка урока истории в 6 классе Главные политические центры Руси iconМетодическая разработка урока истории Тема
Формирование чувства уважения и гордости к истории России путем акцентирования внимания на событиях 1812 года
Конкурсная работа Методическая разработка урока истории в 6 классе Главные политические центры Руси iconТема урока: «сколь много должны в них екатерине мы»
Методическая разработка урока истории и культуры санкт петербурга для 8 класса
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница