Пояснительная записка
Урок русского языка в десятом классе по теме «Периоды в истории развития русского языка» был проведён в форме школьной лекции с применением компьютерных технологий. Нам кажется, что формат лекции с использованием (как вспомогательного средства) компьютерной презентации наиболее подходит для раскрытия такой сложной и непростой темы в условиях вечерней школы, расположенной в пенитенциарном учреждении школы, потому что основной состав учащихся в соответствии с действующим законодательством представляет собой возрастную группу от 18 до 30 лет.
^
10 класс
Тема: Периоды в истории развития русского языка.
Цели: Расширить знания учащихся о периодах развития русского языка;
Выработать умение соотносить понятия «период» и «возникновение языка»;
Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма урока: школьная лекция (лекция-беседа) с использованием компьютерной презентации.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор. Ход урока
Этапы урока
| Содержание медиа презентации
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| I. Актуализация темы, определение задания.
|




| Вводное слово учителя:
«Мы с вами часто слышим, что русский язык за последнее время изменился не в лучшую сторону, поэтому на сегодняшнем уроке важно понять, как возник русский язык, какие изменения происходили в нём в различные исторические периоды.
Тема сегодняшнего урока: «Периоды в истории развития русского языка».
Задача сегодняшнего урока: понять, как формировался современный литературный русский язык,
научиться соотносить понятия «период» и «возникновение языка»;
(слайды1-4)
| Активное слушание.
| II. Слушание лекции учителя (20–30 минут).
|








| Современный русский язык начал формироваться достаточно давно. Многие учёные указывают 6-7 век. Однако большинство учёных в истории русского языка выделяют три периода:1) 10(6-7)вв-14 в; 2) 15-17вв3) 18-20вв.
Первый период начинается выделением языков восточных славян (предков русских, украинцев, белорусов) из общеславянского единства. С этого времени ведёт существование восточнославянский (древнерусский) язык.
Пример: Аще кто в печали человека призрит, как студеною водою напоить во знойный день.(Перевод: Если кто в печали человеку поможет, то как студеной водой его напоит в знойный день Моление Даниила Заточника)
вопросы учащимся:
-Какое событие из истории древней Руси дало толчок развитию языка (крещение Руси 988 года)?
-Какие памятники древнерусской литературы, относящиеся к первому периоду, вы знаете (Повесть Временных лет, Слово о полку Игореве)?
Начало второго периода – распад единого восточнославянского языка и образование языка великорусской народности. В это время происходит формирование
централизованного государства вокруг Москвы. Феодальная раздробленность сменяется новым объединением восточнославянских земель на северо-востоке.
Пример: От царя и Великого князя Ивана Васильевича всея Русии Василью Григорьевичю Грязному Ильину
Что писал еси, что по грехом взяли тебя в полон, ино было, Васюшка, без путя середи крымских улусов не заезжати; а уже заехано — ино было не по объездному спати: ты чаял, что в объезд приехал с собаками за зайцы — ажно крымцы самого тебя в торок ввязали. (Перевод: От царя и Великого князя Ивана Васильевича всея Руси Василию Григорьевичу Грязному-Ильину
Писал ты, что за грехи взяли тебя в плен, так надо было Васюшка, без пути средь крымских улусов не разъезжать; а уж как заехал, надо было не по-объездному спать: ты думал, что в объезд приехал с собаками и зайцами, а крымцы самого тебя к седлу и привязали. Послание Ивана Грозного Василию Грязному)
Вопрос для учащихся:
- Какие исторические события могли отразиться на формировании языка великорусской народности (Распад киевской Руси, монголо-татарское нашествие, изобретение книгопечатания Иваном Фёдоровым);
- Какие памятники письменности этого периода вы знаете (Задонщина, Хождение за три моря, Письма Ивана Грозного)
Третий период длится с начала 18 века по настоящее время. К середине 18 века складывается устно-разговорная разновидность русского языка. Развивается русский литературный язык в произведениях А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В.Ломоносова. В 19 веке А.С. Пушкин нашёл пути органического слияния трёх языковых стихий – славянизмов, народно-разговорных и западноевропейских элементов, которые оказали решающее влияние на выработку норм русского литературного языка.
В развитии современного русского литературного языка, формировании его норм сыграла языковая практика крупнейших писателей 19-20 веков. Со второй половины влияние на развитие литературного языка оказывает язык науки и публицистики.
Лексический состав русского языка является продуктом многовекового исторического развития. Он активно пополняется за счёт производных слов и заимствований их других языков. Открытость русского языка к заимствованиям – его характерная черта, свидетельствующая о гибкости его лексического строя и являющаяся одним из источников его словарного богатства.
Пример:^ ( Словарь-конкорданс публицистики Ф.М.Достоевского |
Дневник писателя. 1876 (май-октябрь))
Вопрос учащимся:
- Кто из русских писателей 19 века внёс вклад в развитие языка ( И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, А.М. Горький и др.)
(слайды 5-13)
| Конспектирование, ответ на вопросы учителя
| III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.
|

| Задания учащимся
Как вы понимаете значение выражений:
-период развития
-возникновение языка.
2. Упр 268 (Русский язык под. ред Власенкова А.И, Рыбченковой Л.М)
- академик И.И Срезневский утверждал, что развитие языка не зависит от воли отдельного человека. Согласны ли вы с этим? Приведите примеры, в каких значениях в тексте употреблено слово «язык».
3. Выделение тенденций развития современного русского языка: неоправданное заимствование слов, падение грамотности в результате влияния СМИ, сети Интернет.
(слайд 14)
| Работа над выполнением заданий учителя с использованием конспекта лекции
Работа в группах и индивидуально над выполнением упр 268
| IV. Обсуждение выполнения заданий.
|
| Исправление ошибок учащихся.
|
| V. Подведение итогов.
|
| 1)Вопросы учителя:
- Какие новые термины вы узнали?
-На какие периоды можно условно разделить историю русского языка?
- В чём их отличие
2) Оценивание работы учащихся
| Ответы учащихся:
| VI. Рекомендация дополнительной литературы.
|
| Доп. материалы сети Интернет:
http://library.by/portalus/modules/linguistics/referat_readme.php?subaction=showfull&id=1106306210&archive=&start_from=&ucat=4&;
http://ruslit.ioso.ru/kir_meph.htm;
http://www.i-u.ru/biblio/archive/milehina_ist/00.aspx.
http://elibrary.karelia.ru/.
|
| |