Рабочая учебная программа
Русский язык
5 – 9 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (V – IX классы) создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Формирование указанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи.
^
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции:
коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; и
культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
^
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
^
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 714 часов:
5 класс – 204 часа
6 класс – 204 часа
7 класс – 136 часов
8 класс – 102 часа
9 класс – 68 часов
Учебно-методические комплекты
5-7 классы – Учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского
8-9 классы – Учебник С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова
^
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения содержат следующие компоненты:
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности;
группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
^ (в часовом формате)
№ п/п
| Разделы программы
| Кол-во часов
| Класс
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
| Общие сведения о языке
| 13
| 4
| 2
| 2
| 2
| 3
| 2
| Повторение изученного (в начале учебного года)
| 66
| 29
| 11
| 14
| 7
| 5
| 3
| Фонетика и орфоэпия
| 20
| 20
| -
| -
| -
| -
| 4
| Лексика и фразеология
| 27
| 14
| 13
| -
| -
| -
| 5
| Морфемика и словообразование. Орфография
| 56
| 28
| 28
| -
| -
| -
| 6
| Морфология
| 307
| 65
| 136
| 106
| -
| -
| 7
| Синтаксис и пунктуация
| 175
| 36
| -
| -
| 86
| 53
| 8
| Повторение изученного (в конце учебного года)
| 50
| 8
| 14
| 14
| 7
| 7
| Итого
| 714
| 204
| 204
| 136
| 102
| 68
|
Предметное содержание программы
|
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
| 1
| Общие сведения о языке
| Основные разделы лингвистики.
Язык и общение.
Язык и человек. Общение устное и письменное.
Язык и его единицы.
Стили речи.
| ^
Понятие этимологии как науки о происхождении исконно-русских и иноязычных слов.
| Русский язык – национальный язык русского народа.
Социальная сущность языка.
| ^
Русский язык – средство межнационального общения народов России.
| Основные формы существования национального русского языка.
Понятие литературного языка.
Нормированность – отличительная особенность русского языка.
| 2
| Повторение изученного (в начале учебного года)
| Звуки и буквы.
Произношение и правописание.
Орфограмма.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Разделительные Ъ и Ь.
Части речи. Основная мысль текста.
| Фонетика и орфоэпия.
Морфемика. Орфограммы в приставках и корнях слов.
Морфология. Орфография. Орфография.
Диалог и монолог.
Синтаксис. Пунктуация.
| Синтаксический и пунктуационный разборы.
Лексикология и фразеология.
Фонетика и орфоэпия.
| Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.
Правописание дефиса.
| Устная и письменная речь. Диалог и монолог.
Стили речи. Простое предложение.
Грамматическая основа.
Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения.
Обращение.
Вводные слова. Вставные конструкции.
| 3
| Фонетика и орфоэпия
| Фонетика.
Гласные звуки. Согласные звуки.
Твёрдые и мягкие согласные.
Звонкие и глухие согласные.
Графика.
Алфавит.
Двойная роль букв Е.Ё.Ю.Я.
Слог. Ударение.
| -
| -
| -
| -
| 4
| Лексика и фразеология
| Слово и его лексическое значение.
Словари.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Омонимы.
Синонимы. Антонимы.
| Словари.
Профессиональные слова.
Общеупотребительные слова и диалектизмы.
Жаргонизмы.
Устаревшие слова и неологизмы.
Исконно русские и заимствованные слова.
Фразеологизмы.
| -
| -
| -
| 5
| Морфемика и словообразование. Орфография
| Морфемика как раздел лингвистики.
Изменение и образование слов.
Окончание и основа слова.
Корень слова. Суффикс. Приставка.
Морфемные словари русского языка.
Варианты морфем.
Орфограммы в приставках и корнях слов.
| ^
Этимология слова.
Правописание корней с чередованиями.
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-Сложносокращённые слова.
Морфемный и словообразовательный разборы.
Правописание гласных и согласных в корне слова.
| -
| -
| -
| 6
| Морфология
| Морфология как раздел грамматики.
Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Три склонения существительных.
Падеж. Падежные окончания существительных.
Орфограммы существительных.
Имя прилагательное как часть речи. Правописание падежных окончаний прилагательных.
Прилагательные полные и краткие.
Глагол как часть речи. Неопределённая форма глагола. Виды глагола. Видовые пары. Время глагола.
Спряжение глаголов. Употребление времён.
| ^ Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых существительных.
Имена существительные общего рода.
Орфограммы имён существительных.
^ Разряды прилагательных. Степени сравнения прилагательных.
Значение, образование и изменение имён прилагательных в превосходной степени.
Орфограммы прилагательных.
Образование прилагательных сложением основ.
^ Простые и составные числительные.
Разряды количественных числительных.
Склонение количественных числительных.
Порядковые числительные.
| Причастие
Причастие как часть речи. Склонение причастий. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия.
Действительные причастия настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени.
Краткие страдательные причастия. Действительные причастия прошедшего времени. Орфограммы причастий.
Деепричастие
Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Употребление деепричастий в речи. Служебные части речи Самостоятельные и служебные части речи.
Предлог
Непроизводные и производные предлоги.
Простые и составные предлоги.
Правописание производных предлогов.
Написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО.
| -
| -
|
| Морфология
|
| Местоимение
Разряды местоимений.
Личные местоимения. Возвратное местоимение СЕБЯ.
Вопросительные местоимения.
Относительные местоимения.
Неопределённые местоимения.
Отрицательные местоимения.
Притяжательные местоимения.
Указательные местоимения.
Определительные местоимения.
^
Разноспрягаемые глаголы.
Глаголы переходные и непереходные.
Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение.
Повелительное наклонение.
Условное наклонение.
Орфограммы глаголов.
Безличные глаголы. ^
Смысловые группы наречий.
Степени сравнения наречий.
Орфограммы наречий.
Слова категории состояния.
| Союз
Простые и составные союзы.
Союзы сочинительные и подчинительные.
Слитное и раздельное
ЗАТО.
^
Разряды частиц. Отрицательные частицы. Модальные части цы. Правописание частиц. Междометие. Звукоподражательные слова
Междометия как особый разряд слов.
Звукоподражательные слова. Их отличие от междометий.
|
|
| 7
| Синтаксис и пунктуация
| Синтаксис как раздел грамматики.
Словосочетание.
Строение словосочетаний.
Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по эмоциональной окраске.
Второстепенные члены предложения.
Определение.
Дополнение.
Обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Предложения с вводными словами.
| -
| -
| Синтаксис как раздел грамматики.
Пунктуация как система правил правописания предложений.
Основные принципы русской пунктуации.
Знаки препинания, их функции.
Словосочетание
Словосочетание как единица синтаксиса.
Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.
Виды словосочетаний по способу связи слов.
Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. ^
Синтаксическая структура простого предложения.
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Порядок слов в предложении.
Интонация.
^
Главные члены двусоставного предложения.
Виды сказуемого.
Простое глагольное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое.
Виды сказуемых.
| ^
Сложное предложение как единица синтаксиса.
Союзные и бессоюзные предложения.
Разделительные и выделительные знаки препинания.
Сложносочинённые предложения. Смысловые отношения в ССП.
Сложноподчинённые предложения.
Союзы и союзные слова.
Виды придаточных предложений. СПП с придаточными определительными.
СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными.
Придаточные места и времени, придаточные причины и следствия.
Придаточные сравнительные, образа действия, меры и степени.
СПП с несколькими придаточными.
Бессоюзные сложные предложения.
Двоеточие в БСП. Тире в БСП. БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.
Сложные предложения с различными видами связи.
|
| ^
|
|
|
| Второстепенные члены предложения
Способы выражения дополнения.
Определения согласованные и несогласованные.
Приложение как разновидность определения.
Обстоятельство, способы его выражения.
Главные и второстепенные члены предложения. ^
Основные группы односоставных предложений.
Определённо- личные предложения.
Неопределённо-личные предложения.
Безличные предложения.
Назывные предложения, их структурные и смысловые особенности. ^
Средства связи однородных членов предложения.
Однородные и неоднородные определения.
Однородные члены, связанные сочинительными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах.
|
|
| ^
|
|
|
| Обособленные члены предложения
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.
Знаки выделения.
Обособление определений. Обособление
согласованных приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения.
^
Функции и способы выражения обращения.
Вводные конструкции.
Синтаксические конструкции с чужой речью.
|
| 8
| Повторение (в конце года)
| Разделы науки о языке.
Орфограммы в приставках и корнях слов.
Орфограммы в окончаниях слов.
Знаки препинания в простом и сложном предложениях.
| Части речи в русском языке.
Словообразование самостоятельных частей речи.
Употребление знаменательных частей речи. Орфограммы прилагательных, наречий.
| Текст. Стили речи. Культура речи.
Орфоэпическая норма.
Лексические нормы.
Грамматические нормы.
Интонационные нормы.
Нормы построения текста.
Нормы речевого поведения (речевой этикет).
| Синтаксис и морфология.
Пунктуация.
Синтаксис и культура речи.
| Фонетика. Орфоэпия,
Графика. Орфография.
Лексика. Морфемика.
Словообразование.
Морфология и орфография.
Орфография и пунктуация.
| ^ В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей языка, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально–делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка и их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
проводить речеведческий анализ текста;
понимать коммуникативную тему, цель чтения и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
составлять конспект прочитанного текста;
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль.
|