«Повышение мотивации и интереса к обучению»




Скачать 61.85 Kb.
Название«Повышение мотивации и интереса к обучению»
Дата публикации22.05.2013
Размер61.85 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Литература > Документы
Выступление на педсовете

МОУ СОШ №1 г. Фрязино МО

учителя русского языка и литературы

Кузнецовой Ларисы Николаевны.

Тема: «Повышение мотивации

и интереса к обучению»

06 ноября 2012

Мотивация - это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка можно использовать ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию.

1. Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу  которого составляют произведения великих русских писателей. Как показывает практика, задания, составляемые из не связанных между собой предложений, являются одной из причин равнодушия детей к изучению родного языка. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Совместная работа учителя словесника, его учеников со школьной и районной библиотекой тоже мотивирует учащихся на овладение новыми знаниями («Чехов-патриот», «Поэзия серебряного века», «Книгопечатание на Руси» и т.д.) Проведение различных литературных конкурсов способствует поднятию интереса учащихся к изучению языка и литературы, развивает речь учащихся, сближает классный коллектив учеников и учителя. На классных часах продолжается языковедческая работа по речевому этикету: «Почему так, а не иначе», «Почему мы так говорим», «Знакомые незнакомцы» и т. д.  Во время игровых речевых ситуаций на занятиях риторики ученики     сами с увлечением замечают, что не всегда умеют выразить свои мысли. Некоторые ребята с трудом говорят о самых простых вещах, допускают ошибки в речи при использовании местоимений, деепричастных оборотов и понимают, что даже простым вещам надо учиться.

2. Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы. На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русскому языку особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках русского языка в школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям.

3. Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы.

Понятно, что качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации Power Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Изготовление собственных презентаций процесс очень интересный и важный, но довольно долгий. И хотя, на мой взгляд, еще не создано учебное пособие, отвечающее всем требованиям (сочетание большого количества информации, грамотно отобранной и представленной в различных видах, с обилием иллюстративного материала, справочным аппаратом, наличием качественной мультипликации, видео, компьютерных моделей, возможности проведения контроля знаний), можно получить необходимый результат, сочетая имеющиеся программы.

4. ^ Мыслительные задачи, выдвигаемые перед учащимися, - один из приёмов развития интереса к занятиям по русскому языку. Всякая мыслительная работа начинается с того, что перед человеком выдвигается какая – то задача, необходимость решения которой становится для него очевидной. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Поэтому, когда учитель начинает урок, приступая к новому материалу, недостаточно только объявить тему, но необходимо чётко сформулировать вопрос, на который дети должны получить ответ.

Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.

 Например, на доске запись: Юля хорошо отвечала на уроке и Ты, Юля, сегодня хорошо отвечала на уроке. Сравнить: чем отличаются эти предложения, и перейти к теме урока «Обращение» в 5 кл.   Иногда такую мыслительную задачу можно поставить не в начале, а в середине урока. Например, при объяснении суффиксов существительных такую задачу можно поставить в ходе нового материала, а для названия темы оставить в тетради место и записать тему после. Иногда можно построить работу таким образом, чтобы вопросы, определяющие мыслительную задачу, исходили от учащихся. «Пришёл ко мне товарищ, поседел  (посидел) у меня».  Меняется смысл от одной только буквы. Ясное определение вопроса, на который необходимо ответить, отчётливое определение задачи изучения, выдвинутой в начале урока или в ходе объяснения нового материала, возбуждают интерес учащихся к уроку.

5. ^ Использование игр – упражнений для развития интереса к урокам русского языка. Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 7часов ( в 6-ом классе-6часов) русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки – игры: «Подскажи словечко» (восстанавливаем рифму таким образом, чтобы пропущенное слово содержало изучаемую орфограмму),  «Тритий лишний» (развитие логического мышления), загадки (текст загадки должен содержать изучаемую орфограмму или пунктограмму), работу с сигнальными карточками дети тоже воспринимают как игровой момент, содержащий дух соревновательности. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут вовлечены в процесс обучения под чутким руководством учителя, ежедневно, ежеурочно создающего условия для формирования положительной учебной мотивации.

Похожие:

«Повышение мотивации и интереса к обучению» iconДоклад на тему «повышение мотивации учащихся к обучению на уроках физической культуры»
...
«Повышение мотивации и интереса к обучению» iconЗадачи: Развитие интереса к культуре и истории страны изучаемого...
Добро пожаловать в Соединенное Королевство! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по Британии и узнаем много нового и интересного...
«Повышение мотивации и интереса к обучению» iconМбоу дод «Центр детского творчества» Повышение учебной мотивации...
Повышение учебной мотивации в профессиональном обучении профессии «Парикмахер» в системе дополнительного образования (Центр детского...
«Повышение мотивации и интереса к обучению» iconThe Funny abc праздник алфавита
Развивающие: развитие творческих способностей учащихся, формирование готовности к коммуникации, мотивации к обучению английского...
«Повышение мотивации и интереса к обучению» iconПрактическая работа по курсу «Игротерапия в психокоррекции»
Тренинг развития познавательного интереса и мотивации достижения у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
«Повышение мотивации и интереса к обучению» iconУрок на тему: «Музыкальный театр в дши как форма развития и мотивации к обучению»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Повышение мотивации и интереса к обучению» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
«Применение информационных технологий как средство повышения мотивации к обучению»
«Повышение мотивации и интереса к обучению» iconТема: «История развития строительства»
...
«Повышение мотивации и интереса к обучению» iconПовышение мотивации обучающихся через использование икт технологий на уроках английского языка
Муниципальное общеобразовательное учреждение «сланцевская средняя общеобразовательная школа №3»
«Повышение мотивации и интереса к обучению» iconОпиоидная заместительная терапия: международный опыт и законодательные рамки
В процессе формировании зависимости изменяются психофизиологические процессы, имеющие отношение к достижению удовлетворенности и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница