Урок по русскому языку в 8-м классе. Тема: Предложения с обособленными членами




Скачать 254.32 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку в 8-м классе. Тема: Предложения с обособленными членами
Дата публикации17.05.2013
Размер254.32 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок

 Открытый урок по русскому языку в 8-м классе. Тема: «Предложения с обособленными членами.



Цель.

  • обобщить и систематизировать знания и умения детей по теме "Предложения с обособленными членами";

  • углубить знания о использовании обособленных членов в художественных произведениях , , продолжить обучение лингвистилистическому анализу текста;

  • воспитывать воспитывать любовь к языку, к Родине, формировать правильную нравственную жизненную позицию.

Оборудование.

  • Портреты А Пушкина

  • М Лермонтова

  • А Грибоедова

^ ХОД УРОКА

эпиграф. И мы сохраним тебя ,русская речь,

Великое русское слово.

А. Ахматова

Вопрос учителя к классу:

- Как вы поняли смысл эпиграфа? (Наш родной русский язык ,великое русское слово, выделяющие нас как нацию среди миллионов людей на планете обладающее магической властью и необыкновенной силой. Я горжусь тем. Что именно наш русский язык считается одним из богатейших языков мира

-кто ещё как думает?

Обращаться с языком кое-как ,значит и мыслить кое-как: неточно , приблизительно ,неверно.(А Толстой)

Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив , певуч. выразителен ,послушен ,ловок и вместителен (Куприн)

И сегодня на уроке попытаемся ещё раз постичь его красоту, его богатство .неисчерпаемые возможности благодаря использованию поэтического синтаксиса русских поэтов и писателей. Среди языковых джунглей из новационных изысков и непомерного иноязычия большинства произведений нашей сегодняшней литературы современность языка классиков выступает более чем своевременной :учиться новому у того , что было , никогда не было ещё бесполезным

Обобщим знания по теме «Обособленные члены предложения» И наша работа сегодня будет продолжением подготовки к ГИА Работать сегодня будем терактивно .Заданий даётся вам одинаковое количество и вы выполните столько ,сколько сможете

  1. Орфографическая пятиминутка. Запись на доске.

  2. Распределите слова на группы:

  3. 1 ударение на первом слоге

2-----------------на втором

3-----------------на третьем

Договор, столяр ,позвони ,жалюзи. Досуг ,Кухонный, баловать , жаворонок, верба , завидно

^ Игра «Соколиный глаз»

Выгореть дотла , сельский старожил , развевается флаг ,вырастит урожай ,замирать от страха, занимаешься спортом ,слегка прикоснуться, ненастный день.

- Объясни правописание гласных и согласных в корне слова

- Определи вид связи в словосочетаниях

-Найдите слово , в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука

-В каком слове правописание окончания определяется правилом : «Глаголы 1 спряжения в 3 л ед ч имеют окончание ЕТ?

-Укажите ошибочное суждение.

В слове ЗАНИМАЕШЬСЯ а) 11букв; 11 звуков

б) все звуки звонкие

А сейчас ------ ДЕЛУ ВРЕМЯ_____ПОТЕХЕ ЧАС ( ФИЗМИНУТКА)

  1. II. Стилистический анализ с попутным повторением знаков препинания при обособленных членах

  2. Беседа с учащимися:

  • какой раздел науки о русском языке мы сейчас изучаем?

  • Что изучает синтаксис?

(Строение и значение словосочетаний и предложений).

  • Что называется пунктуацией?

  • (Совокупность правил об употреблении знаков препинания).

  • Что такое предложение?

(Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем- либо, или вопрос или побуждение).

  • Какие члены предложения называются обособленными?

(Члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно, называются обособленными)

  1. Проведем исследование , как великие мастера слова помогают понять красоту и богатство поэтического слова. Давайте вспомним любимые строки., Объясните запятые обособленных членов

Скользя по утреннему снегу ,

Друг милый , предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами ,

Блестя на солнце , снег лежит.

3 Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

4На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь ,

И снегом сыпучим одета

Как ризой она ( М Лермонтов)

5 Вот север, тучи нагоняя ,

Дохнул ,завыл ,--и вот сама

Идёт волшебница зима.( Пушкин А )

:И день иночь по снеговой пустыне

Спешу к вам голову сломя ( Грибоедов)

--Какова тема любимых отрывков ? (описание русской природы)

- Какова основная мысль ? (любовь к родному краю)

^ -А ЧТО ДЛЯ ВАС РОДИНА ?

А в родимом краю и березки другие,
И душистей сирень, зеленей тополек.
Много мест на земле – только в нашей России
Может каждый по сердцу найти уголок.

И куда бы он ни был заброшен судьбой,
И каких бы дорог после не было пройдено,
Человек будет знать – у него за спиной
Есть всегда крепкий тыл – его малая Родина!


--Укажите средства выразительности.

1Инверсия-----вихри снежные ,друг милый, на севере диком

2 Эпитет----стоит одиноко

3Аллитерация----( блеСтя. Солнце.Снег---свист снега )

(буРя, кРоет, вихРи, кРутя—рев бури)

---Назовите предложение ,в котором есть обращение

--Замените голову сломя синонимом( , быстро)

Объясните значение слова РИЗОЙ (толкование слова по словарю)

А почему вы не согласны с запятой в этом предложении ? ( фразеологический оборот)

Итак , когда происходит обособление?

ВЫВОД, основное действие,.обозначенное глаголом—сказуемым, и добавочное действие , обособленное обстоятельство относятся к одному лицу.

Давайте вспомним, когда обособляются определения( Вывод: Согласованные распространенные определения и приложения, а также два или несколько одиночных согласованных нераспространенных определений, если они стоят после определяемого существительного стоящие после существительных

Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.

1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).
2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).
3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).

Задание 2

Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях.

  1. Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке.

Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке.
2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги.

Дорога вела к яблоневым садам .

По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги

«Сам себе режиссер» Отредактируйте текст

^ Уважаемые имеющие соседи собак.

Просим вас гулять с животными

в местах, отведенные для этой цели.

Не гуляйте с собаками на газонах,

цветущихся вокруг нашего дома.

Не портите радующихся глаз зелень и цветы.

Особое внимание обратите на заботливо

подметенные тротуары дворником

^ ЗАПИСЬ ПО ГРУППАМ

Уважаемые соседи, имеющие собак!

Просим вас гулять с животными в местах, отведенных для этой цели

Не гуляйте с собаками на газонах, цветущих вокруг нашего дома

Не портите зелень и цветы, радующие глаз.

Особое внимание обратите на тротуары,

заботливо подметенные дворником.

^ УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЕ

ТЕСТЫ

III Подведение итогов

Итак . назовите функции обособленных членов

А когда они обособляется

ОПИСАНИЕ

Природы ,предметов ,внешности человека , окружающей обстановки

А когда они обособляется

Комментарий отметок

Дом/ задание составить кроссворд на изученную тему

1. Определите стиль и тип речи "Песни о Соколе"

. Стиль : художественный

. Тип речи: повествование с элементами описания и рассуждения.

2.Как связаны предложения в тексте?

. Предложения в тексте связывают слова и так, вдруг, и вот.

3. Определите род литературы и жанр произведения.

Ответ. Это произведение можно отнести к лиро-эпическому жанру,

4 .Какова идея произведения ?

по идее это произведение жизнеутверждающее, несмотря на гибель главного героя Сокола..

Выпишите предложения терактивно . Обособленные определения.

Обособляются определения и приложения, если они относятся к личному местоимению

.

Весь в белой пене, седой и сильный, он резал горы и падал в море, сердито воя

Легкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Блестело море, все в ярком свете, и громко волны о берег бились Тихо вздыхает Рагим, старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик"Старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик

 и Вывод:Согласованные распространенные определения и приложения, а также два или несколько одиночных согласованных нераспространенных определений, если они стоят после определяемого существительного стоящие после существительного собственного.
Обособленные члены предложения выделяют ту или иную сторону  изображаемого явления, а знаки препинания - это нотные знаки, твердо держащие текст и не дающие ему рассыпаться.

^ VI. Беседа по вопросам по дальнейшему анализу синтаксических средств.

. Какие еще синтаксические средства использует автор для создания удивительно ярких образов Сокола и Ужа, носителей двух непримиримых философий.

Ответ, а/ Повторы.

1. В речи Ужа - аллитерация звуков [з], [с], [щ?], [ч?], [ш].

А [ш]то он видел, умер[ш]ий Сокол, в пу[с]тыне этой бе[с] дна и края. За[ч']ем такие, как он, умер[ш]и, сму[щ']ают ду[ш]у [с]воей любовью к полетам в небо? [Ш]то им там я[с]но? А я ведь мог бы у[з]нать в[с']е это, взлете[фш]и в небо хоть ненадолго.

В речи Сокола - звук [р]: О, если б в небо хоть [р]аз подняться!.. В[р]ага п[р']ижал бы я к [р]анам г[р]уди:

2. Анафора союзов:

И предложил он.... И дрогнул Сокол... И подошел он... И сам...

3. Повтор параллельных синтаксических конструкций.

Высоко в горы вполз Уж...
Высоко в небе сияло солнце:

4. Повтор предложений.

Безумству храбрых поем мы песню!
Безумству храбрых поем мы славу!

5. Инверсия: в обрамлении - обособленных определений, стоящих после определяемого слова, в песне обособленные обстоятельства стоят перед сказуемым.

6. Риторические вопросы. Они часто встречаются в речи Ужа: "Что, умираешь?.. Ну что де небо? Как мне там ползать? Зачем же гордость? Зачем укоры?

7. Риторические восклицания встречаются в речи Сокола и в речи автора, из чего можно сделать вывод, что автор поддерживает философию Сокола.

Да, умираю!.. Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо!.. Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!.

И у автора слова, ставшие афоризмами:

Безумству храбрых поем мы славу!
Безумство храбрых - вот мудрость жизни.

8. Риторические обращения - в отношении к Ужу - "бедняга", в отношении к Соколу: "0, смелый Сокол!"

Вопрос. Итак, ребята, сделайте вывод, что хотел сказать нам М.Горький своим произведением. На чьей он стороне: поддерживает философию Сокола или Ужа.

Объясните свою точку зрения

ВЫВОД, что М.Горький на стороне Сокола, гордой птицы, За ними правда. Антон Павлович ЧЕХОВ писал, что равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть. Максим Горький подтвердил его мысль своим произведением.

Задание 1

Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.

1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).
2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).
3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).

Задание 2

Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях.

  1. Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестк

. Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке.
2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.

По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги

Выбери правильный ответ, определи вид связи в словосочетаниях

-приехав в деревню а) весь сад был в снегу

Б) я застал весь сад в снегу

--возвращаясь домой а) я попал под снегопад

Б) начался снег

Выйдя на улицу а) ему стало холодно

Б 6)он почувствовал холод
^

IV. Итоги урока


- Какие члены предложения называются обособленными?

- В каком случае обособляются определения?

- Для каких стилей речи характерны обособленные определения?
^

V. Домашнее задание


Выписать из поэмы Александра Твардовского “Василий Теркин” 5 предложений с обособленными определениями, графически их обозначить в выписанных предложениях.



Поделиться

 


На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для до

Поделиться

 

^

Ваша оценка: Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособленные определения"




Цель урока:

продолжить углубление понятия об обособлении, о том, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения;

закрепление умений:

  • выявлять грамматические условия обособления,

  • определять согласованные и несогласованные определения, а также определения с обстоятельственными значением,

  • выделять интонационно обособленные члены предложения,

  • правильно ставить знаки препинания.

^ Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения, воспитание любви к родному слову, языку.

^ Воспитательная цель: воспитание интереса к изучению предмета, формирование чувства патриотизма, гордости за советского воина- освободителя на примере текста Б. Полевого.

Наглядность: дидактический материал, графические схемы предложений, карточки с творческим заданием, репродукция с изображением памятника советскому солдату в городе Берлине.
^

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания


  1. Беседа с учащимися:

  • какой раздел науки о русском языке мы сейчас изучаем?

  • Что изучает синтаксис?

(Строение и значение словосочетаний и предложений).

  • Что называется пунктуацией?

  • (Совокупность правил об употреблении знаков препинания).

  • Что такое предложение?

(Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем- либо, или вопрос или побуждение).

  • Какие члены предложения называются обособленными?

(Члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно, называются обособленными).

  1. Проверка упр. 298 (учебник “Русский язык”, 8 класс, авторы С.Г. Бархударов, С.Е Крючков).

  2. Словарно-орфографический диктант.

Священная реликвия,
отдалённая канонада,
солдаты- артиллеристы,
кавалерийская атака,
поражать противника,
труженики тыла,
встреча с ветеранами,
экскурсия в город- герой,
достопримечательности города,
памятник архитектуры,
монолитный постамент.

  1. Объясните лексическое значение слов:

реликвия- вещь, свято хранимая в память о прошлом,
канонада – продолжительная, сильная, частая стрельба из многих орудий.
^

III. Работа по теме урока


  1. Анализ предложений.

Задания: записать предложения, графически объяснить обособление членов предложения, знаки препинания в предложениях, а также орфограммы, выполнить задания с цифрами.

  1. Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подернутый голубоватым пеплом тучки. (В. Катаев)

Подернутый голубоватым пеплом тучки – обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

  1. Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром.

Усталый – согласованное определение, относящиеся к личному местоимению.

  1. Отгремели грозы, и лето, знойное и дождливое, пролетело быстро, незаметно.4

Знойное и дождливое – два однородных согласованных нераспространённых определения, стоящих после определяемого существительного.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочиненное состоит из 2-х простых предложений:

  • 2-составное, нераспространённое, с обратным порядком слов, полное,

  • 2-составное, распространённое, полное, осложнено обособленными определениями и однородными обстоятельствами, с прямым порядком слов.

  1. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался2 по склону холма. (К. Паустовский)

Весь в солнечных пятнах – несогласованное определение, относящееся к нарицательному существительному.

  1. Озарённые3 сиянием луны, палатки лагеря казались иссиня – белыми.

Озаренные сиянием луны – согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение.

  1. Растущий в палисаднике куст сирени зацвел.

Растущий в палисаднике – согласованное определение, выраженное причастным оборотом, в этом предложении находится до определяемого им существительного, поэтому не обособляется.

^ Дополнительное задание

Озарённая3 – особая форма глагола – причастие.

  1. Палатки (какие?) озарённые.

Н.Ф. – озарённый.

  1. Морфологические признаки:

постоянные: страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное;

непостоянные: в им. падеже, во множественном числе.

  1. Палатки (какие?) озарённые.
^

Дополнительный материал по обособлению


1)Я стоял очарованный, не желая нарушать этот мираж.

Запятая в предложении не ставится, так как причастие очаровательный является частью составного именного сказуемого.

2) На небе задумчиво замерли лёгкие облака, ещё розовые от заката.

Запятая в предложении ставится, так как в предложении есть прилагательное с зависимым словом.

2. Творческая работа.

Задание 1

Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.

1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).
2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).
3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).

Задание 2

Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях.

1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке.
2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.

По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги.

3. Объяснительный диктант.

Задание: прослушать отрывок из статьи Б. Полевого, определить его стиль, провести словарную работу, записать текст, расставить в предложении знаки препинания.

В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам, погибшим при штурме города. Это монумент славы армии, освободившей Европу от фашизма.

…На высоком кургане возвышается бронзовая фигура советского солдата. Воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику.

Могучей рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди спасённую им маленькую девочку.

Сержант Николай Масалов был опытным воином, награждённым орденами и медалями, прошедшим войну, сражавшимся за Волгоград, Минск, дошедший до Берлина. Потерявший в войну своих близких, расстрелянных фашистами, Масалов был ранен в горящем, поверженном Берлине, спасая жизнь чужому немецком ребёнку.

Стиль речи – публицистический,
тип речи – повествование,
жанр – газетный очерк.

^ Словарная работа по тексту Б.Полевого:

- возвышается – стоит, выделяясь среди чего-нибудь своей высотой;
- попирает – (попрать – грубо нарушить), здесь в значении – наступил на обломки разрубленной свастики,
- свастика – знак в виде креста с загнутыми под прямым углом концами – эмблема фашизма, ставшая символом варварства и насилия.

О подвиге солдата рассказал в своей книге “Конец третьего рейха” маршал В.И. Чуйков.

Скульптор Е.Вучетич создал проект памятника.

Через много лет после войны разыскали солдата, а он и представить себе не мог, что имеет к памятнику самое прямое отношение.
^

IV. Итоги урока


- Какие члены предложения называются обособленными?

- В каком случае обособляются определения?

- Для каких стилей речи характерны обособленные определения?
^

V. Домашнее задание


Выписать из поэмы Александра Твардовского “Василий Теркин” 5 предложений с обособленными определениями, графически их обозначить в выписанных предложениях.



Поделиться

 


На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

  Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблемы использование новых технологий и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

  Сегодня трудно заставить детей учиться: принуждать нечем, обещать в награду за образованность тоже, в общем, нечего. И вот, отчасти из гуманных соображений, отчасти из-за невозможности заставлять, на своих уроках русского языка и литературы я часто использую игровые моменты с целью активизировать внимание учащихся, привлечь их к восприятию нового материала, вспомнить изученное.

  Игровые технологии  в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая и интеллектуальная игра остается самым действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка и литературы является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

  Форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрежки. В игре незаметно, сами собой, исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

  Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы помогает мне снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку и литературе как к учебному предмету. Немаловажно

также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

  Иногда такие игры входили в историю. Так в Петербурге в 1815 году было образовано литературное общество «Арзамас». Члены этого литературного общества называли друг друга веселыми прозвищами. Жуковский назывался Светланой, Д.Блудов – будущий министр внутренних дел, звался Кассандрой, поэт Пушкин носил имя Вот, а потом, когда ему присвоили звание старосты – Вот – я – вас.

  Это была увлекательная игра. В ней утверждалось новое литературное направление и остроумно развенчивалось старое. Каждый, вступая в общество, произносил «надгробную речь» об одном из литературных противников, а Жуковский вел протоколы заседания в веселых стихах.

  В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента – этапа игрового урока.

1.Ориентировочный этап. Сначала я представляю изучаемую тему, напоминаю основные понятия. Далее даю обзор общего хода игры.

2.Подготовка к проведению игры. Я излагаю сценарий игры, останавливаюсь на задачах, обсуждаю с учениками игровые процедуры, предлагаю критерии оценок, показываю примерный тип решений в ходе игры.

3.Проведение игры. Организую, проведение игры, фиксирую игровые действия, слежу за подсчетом очков.

4.Обсуждение игры. Провожу обсуждение игры, в ходе которого даю характеристики «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.

  Чаще всего классификация дидактических игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики; при этом есть игры, помогающие отработать коммуникативный аспект.

1.Фонетические игры: фонемное различение слов («убери одну фонему», «замени фонему», метаграммы (например, с «г» - ее на винт накрутят, с «л» - конечно, лает, с «м» - одежда, но не греет, с «з» - от волка убегает. /гайка – лайка – майка - зайка/), анаграммы (Слева на право – на ногах стоит. Справа на лево – без ног бежит. /кот – ток/); оглушение и озвончение согласных («найди пару», например, тужить – /тушить/, задевать - /затевать/, жалость - /шалость/); различение твердых и мягких согласных («найди пару», например, брат - /брать/, угол - /уголь/, ел - /ель/; «третий лишний», например, забор – чаща – осень /забор/) и т.д.  

  Такие игры я чаще использую на уроках  в 5 классе при изучении темы «Фонетика», как при изучении нового материала, так и при повторении ранее изученного (6 класс).

  Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса;  на выбор адекватной громкости; на развитие силы голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.

2.Лексико-фразеологические игры: привить интерес к слову, научить правильно произносить его; (игры-загадки используются на уроках для проверки глубины и прочности знаний по материалу большого объема и как средство развития сотрудничества школьников. С их помощью ученики закрепляют и углубляют знания литературоведческих понятий, развивается память и мышление. Игра приучает учащихся трудиться, развивает воображение, сообразительность, смекалку. Так, зная, на какую тему будет проходить игра, учащиеся сами обращаются к учебнику, повторяют необходимый материал. К играм такого вида можно отнести: ребусы, шарады и кроссворды; кроссворды – нужно подобрать слово, которое дает не только ответ на поставленный вопрос, но и точно умещается в отведенные для него клетки., сканворды, чайнворды) при изучении темы «Лексика. Лексическое значение слова» 6класс; системные отношения в лексике («третий  лишний», «ассоциации», «игры с мячом» при изучении тем «Синонимы», «Антонимы» 5 – 6 кл. )

  Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («ищи свою половину», например, 1.Век живи – не воин. 2. Один в поле – век учись.; «кто догадливее?» при изучении темы «Фразеологизмы»  6 кл., например, замените фразеологические обороты словами-синонимами: рукой подать - /близко/, кожа да кости - /худой/, повесить нос - /грустить/; и мн.др.)  

3.Игры по морфемике и словообразованию. Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «слова по схеме»). Так на уроке в 5-6 классе по теме «Словообразование» можно использовать такие игры, образовать слово, используя морфемы других слов ( прибежать – приставка; школьник – корень; каменный – суффикс; красивый – окончание = пришкольный),

  Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис (игра «ассоциации», так например, при изучении темы «Гласные в  приставках  пре-   и при-» в 6 классе. К доске выходит ученик, вытягивает карточку с написанным словом, в котором есть приставка пре- или при-, и пытается без единого звука это слово показать. Остальные должны угадать что это за слово). Игра «кто быстрее» при изучении в 6 классе слов с чередующимися гласными в корне. Игра «собери предложение» может использоваться как синтаксическая пятиминутка на любом уроке и при изучении любой темы.

  Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

  Так на уроке русского языка и литературы могут быть проведены:

  1. Сюжетные (ролевые) игры:

- игровая организация  учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке   ( найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.) в течение обучения в 5-9 классах;

- использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

  1. Игры – соревнования:

- различные виды внеклассной работы по русскому языку и литературе (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Так в рамках проведения недели русского языка и литературы мною были проведены: «Лингвистическая игра для 8 классов», «Калейдоскоп числительных» для учащихся 7 кл., «Ты и твое имя» для учащихся 6 кл..

- игра-викторина (главная задача – активно повторить пройденный на уроке материал). Так например, викторина в 5 классе «Мир сказок», викторина по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 8 классе и др.

- игры – аукционы (развивается зрительная память, речь, логическое мышление, сознательное усвоение учебного материала).

- элементы состязательности содержатся и в КВНах, где учащиеся получают широкую возможность самореализоваться  в процессе игрового действия (учащиеся приобретают навыки социального взаимодействия, коллективной направленности). Например, мною был проведен литературный КВН по басням И.А.Крылова в 5 классе.

- игры – путешествия (требуют поиска различных путей решения, развивают воображение, актуализируют познавательную активность учащихся и протекают в непринужденной обстановке общения  друг с другом, в которой проявляется взаимопомощь и дружеская поддержка; могут быть и заочные путешествия. Так, например, заочное путешествие по пушкинским места при изучении творчества А.С.Пушкина в 5 классе);

- игры- соревнования (учитывается самостоятельность, четкость и оперативность выполнения задания, учащиеся приобретают опыт общения, сотрудничества).

  1. Интеллектуальные игры:

- поднятие престижа знаний, способствование  интеллектуальному развитию личности;

- формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия);

- развитие образного и логического мышления;

- развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений;

- развитие речи (умение обосновывать свои убеждения);

- формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения.

  Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

  Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает робких детей и дает им возможность показать себя  неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.

Так в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная  учебная мотивация.

  На основании выше приведенных исследований и наблюдений можно сделать следующие выводы:

- игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально – координированная, подчиненная известным правилам система. Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни;

- игра позволяет не заставлять ребенка учиться, а вовлекать в совместную деятельность с учителем;

- игра помогает ребенку по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса, а следовательно, делает процесс обучения  более эффективным;

- неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать не только обще учебные задачи, но и воспитывать в ребенке  инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации;

- коллективный командный дух, желание одержать победу, позволяет каждому ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны.

Основные положения доклада:

  1. На современном этапе у учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения оптимальные для конструирования учебного процесса.

  2. Чтобы не заставлять детей учиться, я часто использую на своих уроках игровые моменты с целью активизировать внимание учащихся, привлечь их к восприятию нового материала, вспомнить изученное.

  3. Дидактическая и интеллектуальная игра действенный метод для развития  совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.

  4. Использование  игровых технологий на уроках помогает  мне снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, что способствует развитию познавательного интереса.

  5. В структуре  учебного процесса выделяю 4 этапа игрового  урока: ориентировочный, подготовительный, игровой, обсуждение игры.

  6. Классификация дидактических игр:

фонетические игры, лексики – фразеологические игры, игры по морфемике и словообразованию (орфографии, морфологии, синтаксису)

  1.  На уроке русского языка и литературы могут быть проведены:

сюжетные (ролевые), игры – соревнования, интеллектуальные игры.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  •  игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально – координированная, подчиненная известным правилам система. Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни;

  •  игра позволяет не заставлять ребенка учиться, а вовлекать в совместную деятельность с учителем;

  •  игра помогает ребенку по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса, а следовательно, делает процесс обучения  более эффективным;

  •  неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать не только обще учебные задачи, но и воспитывать в ребенке  инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации;

  •  коллективный командный дух, желание одержать победу, позволяет каждому ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны.

Похожие:

Урок по русскому языку в 8-м классе. Тема: Предложения с обособленными членами iconУрок русского языка в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения»
Познавательные: повторить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами
Урок по русскому языку в 8-м классе. Тема: Предложения с обособленными членами iconУрок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала»
С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю максимов и др. «Русский язык. 9 класс»,карточки, раздаточный материал, интерактивная доска,...
Урок по русскому языку в 8-м классе. Тема: Предложения с обособленными членами iconУрок по русскому языку на тему: «Бессоюзные сложные предложения»
Название работы: Урок по русскому языку на тему: «Бессоюзные сложные предложения»
Урок по русскому языку в 8-м классе. Тема: Предложения с обособленными членами iconОднородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения...
Тема: Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения
Урок по русскому языку в 8-м классе. Тема: Предложения с обособленными членами iconУрок /вн занятие по русскому и английскому языку в 7 «А» 9-м «Б»
Мастерская «Заговори, чтобы я тебя услышал…(Сократ)» ( интегрированный урок /вн занятие по русскому и английскому языку в 7 «А» 9-м...
Урок по русскому языку в 8-м классе. Тема: Предложения с обособленными членами iconТема: «Фразеологизмы»
Открытый урок (мастер-класс на материале элективного курса по русскому языку в 11 классе). Лебедева Н. М
Урок по русскому языку в 8-м классе. Тема: Предложения с обособленными членами iconУрок в 6 классе по английскому языку Тема: «Королевский Лондон»
Повторение изученного грамматического материала по темам «Употребление such и so», «Восклицательные предложения»
Урок по русскому языку в 8-м классе. Тема: Предложения с обособленными членами iconУрок-зачёт. Тема: Предложения с обращениями, вводными словами и словосочетаниями
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; воспитывать интерес...
Урок по русскому языку в 8-м классе. Тема: Предложения с обособленными членами iconТема : г лавные члены предложения
Цели: познакомить с главными членами предложения подлежащим и сказуемым, учить ставить вопросы к главным членам предложения
Урок по русскому языку в 8-м классе. Тема: Предложения с обособленными членами iconКонспект урока русского языка по теме: «Однородные члены предложения»
Цели: познакомить с однородными членами предложения; формировать умение находить предложения с однородными членами
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница