Урок по теме «Сложноподчинённое предложение»




НазваниеУрок по теме «Сложноподчинённое предложение»
Дата публикации14.05.2013
Размер88.6 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Обобщающий урок по теме «Сложноподчинённое предложение», 9 класс

ЦЕЛИ:

1. Образовательно-развивающие:

    1. Применение опорных понятий: грамматическая основа предложения, простые и сложные предложения, союзные и бессоюзные предложения, сложноподчинённые предложения, сложносочинённые предложения, односоставные предложения, антонимы

    2. Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, сравнивать), формулировать вопросы-суждения, умозаключения.

    3. Формирование специальных умений:

  • умение различать сложноподчинённые и сложносочинённые предложения;

  • умение пользоваться в рассуждении СПП предложениями для аргументации фактов.

  1. Воспитательная:

Формирование диалектико- материалистического мировоззрения на основе философских категорий:

  • Единство – многообразие.

  • Причина – следствие.

  • Общее – особенное – единичное.

^ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:компьютерная презентация, листы с заданиями по количеству учеников

Ход урока

№ п/п

Деятельность учителя

Время,

баллы

Деятельность ученика

1.

Организационный момент


1 мин.




2.

^ Психологический настрой на работу. 

-Ребята,мы хорошо поработали над пройденной темой, но нам нужно обобщить всё то, что мы прошли, так как данная тема будет нам необходима: во-первых, на экзаменах при сдачи ГИА ( задания В7, В8) и при рассуждениях в разговоре, кроме этого, знание и умение применять СПП пригодится в сочинении-рассуждении

2 мин.




3.

^ Заявка на оценку:

«5» - 35и более б.

«4» - 28-34 б.

«3» - 18-27 б.

Работать сегодня будем и в группах, и в парах, и индивидуально.

Каждая группа должна выбрать капитана команды, который будет учитывать ваши результаты работы.

2 мин.



Формирование групп, выбор старост.

4.

^ Лингвистическая разминка.

 

Словарный диктант:

Так как, то есть, потому что, как-то, если бы, когда-нибудь, оттуда, по-видимому, мало-помалу, оттого что, как будто, вследствие того что, из-за того что, с тех пор как, ввиду того что, для того чтобы.

Самопроверка

-Проверьте свою работу, сверив со слайдом и оцените себя: за каждое верно написанное выражение поставьте себе 1 б.

16 б.

2 мин

Записывают словарный диктант под диктовку


5

^ Этап индивидуального труда.

( тест № 1 – Осведомлённость)

Продолжить предложение, выбрав правильный вариант ответа:

  1. Сложные предложения – это…

а) предложения, в которых присутствует только один главный член – подлежащее или сказуемое.

б) предложениясостоящие из двух или более простых предложений

в) предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

2. По наличию союзов сложные предложения делятся на:

а) союзные и бессоюзные;

б) распространённые и нераспространённые;

в) сложносочинённые и сложноподчинённые

3. Какая схема соответствует предложению « Мы заторопились и поплыли к островку, где был хвойный лес, окружённый со всех сторон покосами»?

а) [ ] и [ ], (где ).

б)[ ] и [ ], (где ), ( ).

в) [ ], (где ).

4. Найдите сложное предложение

а)Земля, ещё не успевшая остыть, излучала тепло.

б)Ты меня или не слышишь, или не понимаешь.

в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

г)Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

5. Найдите среди данных предложений СПП

а) Чтение – труд, но труд радостный.

б)Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю.

в)Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём.

6. Определите вид сложного предложения « Когда труд – удовольствие, жизнь хороша» - это

а) ССП;

б) СПП;

в) БСП.

^ 7. Среди данных утверждений найти верное

а)Сложноподчинённое предложение - этосложное предложение с главным и придаточным предложениями, в котором придаточное и главное равноправны по отношению друг к другу. Средством связи является союз.

в)Сложноподчинённое предложение - это сложное предложение с главным и придаточным предложениями, в котором придаточное подчиняется главному. Средством связи является подчинительный союз.

^ 8. Из данных предложений выделите СПП:

а)Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная.

б) Побледневшее небо стало опять синеть, но то уже была синева ночи.

в) Лучшим отдыхом является не полный покой, а активный отдых.

г)Не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, сор и повышения голоса.

8 мин.

1 б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

Учащиеся отвечают на вопросы теста.


5.1.

^ Этап простой кооперации

- В группах обсудите варианты индивидуальных ответов, придите к единому мнению и предложите групповой вариант классу:

1 группа – 1,3,6 вопрос

2 группа – 2,5,8 вопросы

3 группа – 4,7 вопросы

2 мин.





5.2

^ Этап сложной кооперации

Защита групп

Самооценка после выступления каждой группы

Если выполнено верно 3 -4б, если 1 ошибка -2 б, неверно – 0 б.

1 мин




5.3




2 мин.

до 8 баллов




6.

Анализ текста.

 

прочтём текст,

Перестанут же когда-нибудь люди драться, воевать, казнить людей, а будут все любить друг друга. Времени этому не миновать прийти, потому что в душе всех людей заложена не ненависть, а любовь друг к другу. Давайте же делать всё, что можем, для того, чтобы поскорее пришло это время.

(Л.Н.Толстой)

Фронтальная беседа с классом

- Каким настроением проникнут данный афоризм?

- Определите тему данного текста.

- Назовите ключевые слова, которые раскрывают тему текста.

- Согласны ли вы с мыслями великого писателя?

- Какие антонимы используются в этом высказывании?

2 мин.


Как читать


6.1


^ Этап индивидуального труда

- Спишите текст. Подчеркните грамматические основы. Найдите односоставные предложения и определите их вид.

Фронтальная проверка

Самопроверка

-Проверьте свою работу, сверив со слайдом и оцените себя: если вы верно нашли все односоставные предложения и правильно определили их вид, поставьте себе 3 балла.

4 мин

3 балла

Перестанут же когда-нибудь людидраться, воевать, казнить людей, а будут все любить друг друга. Времени этому не миновать прийти (б/л), потому что в душе всех людей заложена не ненависть, а любовь друг к другу. Давайте же делать (о/л) всё, что можем (о/л), для того, чтобы поскорее пришло это время.




6.2

Индивидуальный труд

Карточка №1

Задания к тексту Р.Кавецкой

1.Объясните значения слов и словосочетаний духовные богатства, творческая мощь, звукоподражания, тончайшие оттенки

2.Запишите второй абзац, подчеркните грамматическую основу предложения, объясните знаки препинания.

^ 3.Найдите в тексте предложения, в которых используются распространённые определения, выраженные причастными оборотами.

По словам французского писателя Проспера Мериме, русский язык, «богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений в бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мощью, кажется созданным для поэзии»

 

10 мин


^ 2. По словам французского писателя Проспера Мериме, русский язык, «богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений в бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мощью, кажется созданным для поэзии»

3.отличающийся гибкостью ударений в бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мощью,


6.3

^ Этап простой кооперации

1 группа обсуждает 2 задание

2 группа обсуждает 1 задание

3 группа обсуждает 3 задание


4 мин




6.4

^ Этап сложной кооперации

От каждой группы выступает 1 представитель.

2 мин.




7.

^ Самооценка после выступления каждой группы

-Проверьте свою работу и оцените себя, если вы всё выполнили верно поставьте себе 4б +4 б.+4б, итого 12 б.

1 мин

4 б



4 б




8.

Итог урока

- Ребята, а что вам пришлось вспомнить, выполняя задания?

Теперь давайте подведём итоги. Поднимите руку, кто заработал «5»? Поднимите руку, кто заработал «4»? Поднимите руку, кто заработал «3»?

1 мин.





9.

Домашнее задание

1.Напишите сочинение - рассуждение на тему «Русский язык кажется созданным для поэзии» (П.Мериме), используя сложноподчинённые предложения.

2.

1 мин




Похожие:

Урок по теме «Сложноподчинённое предложение» icon«Сложноподчиненное предложение»
Итоговая контрольная работа по биографии и творчеству М. Ю. Лермонтова
Урок по теме «Сложноподчинённое предложение» iconУрок русского языка в 1-м классе Обобщение изученного материала по теме «Предложение»
...
Урок по теме «Сложноподчинённое предложение» iconТемы для самостоятельной работы к контрольной работе №2
Неопределенное -личное местоимение man. Man с модальными глаголами. Безличное местоимение es. Относительные местоимения. Сложносочиненное...
Урок по теме «Сложноподчинённое предложение» iconУрок русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Цели: 1)Повторить изученное ранее по теме «Бессоюзное сложное предложение», углубить знания, совершенствовать умение находить бсп...
Урок по теме «Сложноподчинённое предложение» iconУроках русского языка. Тема «Сложноподчинённое предложение»
Александр I, российский император, издал Указ «Об искоренении лихоимцев», в котором констатировал, что «пагубное лихоимство или взятки...
Урок по теме «Сложноподчинённое предложение» iconСхема-конспект урока накопления фактического материала (групповая...
Предметные: умение различать и понимать понятия – «текст», «предложение» и «диалог»; записывать правильно предложение с законченной...
Урок по теме «Сложноподчинённое предложение» iconУрок русского языка в 4 классе по теме "Предложение. Текст"
Цель урока: выработка умений и навыков самостоятельно в комплексе применять перенос знаний в новые условия
Урок по теме «Сложноподчинённое предложение» icon«Текст. Предложение»
Тема нашего урока — «Обобщение и систематизация знаний по теме "Текст. Предложение"»
Урок по теме «Сложноподчинённое предложение» iconКонспект открытого занятия Тема: Совершенствование лексико-грамматического...
В единственном и множественном числе, предложные конструкции; составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому что; образовывать...
Урок по теме «Сложноподчинённое предложение» iconУрока в 9 классе Учитель Савицкая Г. С. Слайды1- тема урока: Сложноподчиненное...
Ребята! Мы с Вами живем в городе, непохожем на другие города. Природа у нас необычная, красивая, с яркими красками осенью и огромными...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница