Программа элективного курса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе»




Скачать 153.7 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе»
Дата публикации04.05.2013
Размер153.7 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Литература > Программа
Муниципальное образовательное учреждение

«Болгарская средняя общеобразовательная школа№2»

Спасского муниципального района

Республики Татарстан

Программа

элективного курса

«Подготовка к ЕГЭ

по русскому языку в 11 классе»

Автор:

Мухутдинова Н.Г.,

учитель русского языка и

литературы БСОШ№ 2.

Программа рассмотрена на

заседании методического

объединения учителей

русского языка и литературы.

протокол№1 от 25.08.06 г.

Утверждена директором

школы 26.08.06г.


г.Болгар-2006 г.

Элективный курс

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе».

Пояснительная записка.

ЕГЭ - серьёзный шаг в жизни выпускника, требующий и обдуманного выбора будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать работу. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько школьник подготовлен к этому экзамену.

Цель курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»: подготовить учащихся 11 класса к новой форме итоговой аттестации.

Задачи:

  • закрепить и углубить лингвистические знания по основным разделам курса русского языка;

  • развивать умение применять их на практике;

  • потренировать в выполнении различных типов тестов;

  • отработать навык анализа текста и создания сочинения-рассуждения;

  • научить работать с бланками ответов;

  • психологически подготовить выпускников к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Актуальность данного курса несомненна: учителю и ученикам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки к новой для всех форме итоговой аттестации по русскому языку- ЕГЭ по русскому языку.

^ Структура элективного курса

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку».

(34 часа)

I.

Введение. Процедура проведения ЕГЭ. Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку. Шрифт. Заполнение бланков регистрации и ответов.

2 часа

II.

Систематизация важнейших сведений по основным разделам курса русского языка:

- фонетика;

- морфемика, словообразование;

- лексика;

- морфология;

- орфография;

- синтаксис и пунктуация;

- текст;

- культура речи.

Работа с текстами различных типов по разделам курса русского языка.

21 час

III.

Анализ текста и создание сочинения-рассуждения.

7 часов

IV.

Контроль за знаниями и умениями (внутришкольный ЕГЭ)

4 часа


Примерное календарно – тематическое планирование




1.

2.
3.
4
5.

6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.


15.
16.
17.

18.
19.

20.
21,22.
23.


24.

25.

26.

27.
28.29.

30.

31.32.

33.
34.

Введение.
Введение. Процедура проведения ЕГЭ. Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку.
Бланк регистрации, бланки ответов и особенности их заполнения.Шрифт.
Систематизация важнейших сведений по основным разделам русского языка и работа с тестами различных типов.
Основные сведения раздела «Фонетика».
Работа с тестами.
Морфемика и словообразование. Морфемы и способы словообразования.
Работа с тестами.
Лексика. Лексическое значение слова: однозначные и многозначные слова. Классификация лексики
Работа с тестами.
Морфология. Классификация частей речи. Морфологические признаки частей речи.

Работа с тестами.
Орфография.
Работа с тестами.

Работа с тестами.
^ Синтаксис и пунктуация. Синтаксис словосочетания, простого предложения, простого осложнённого предложения, сложного предложения (ССП, СПП, БСП).
Работа с тестами.
Работа с тестами.
Речеведение. Текст. Стили речи, типы речи. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
Работа с тестами.
Культура речи. Нормы ударения, словоупотребления, морфологические и синтаксические нормы.
Работа с тестами.
Контрольная работа: выполнение тестовых заданий (ч.А и ч.В)
Анализ результатов к/р. Работа над ошибками.
Анализ текста и создание сочинения-рассуждения.
Критерии и нормативы оценки задания С. Тема и главная мысль текста.
Лексические и морфологические средства художественной выразительности. Тропы.
Лексические и морфологические средства художественной выразительности. Тропы.(Практикум).
Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи.
Создание сочинения-рассуждения.
Контроль за знаниями и умениями.
Внутришкольный ЕГЭ.

Анализ результатов. Выводы.


2ч.

21ч.

7ч.

4ч.



^ ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ

Чтобы выполнить экзаменационную работу по русскому языку, необходимо

ЗНАТЬ:

  • что изучает фонетика и орфоэпия;

  • какие гласные и согласные звуки есть в русском языке:

гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие; согласные мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости; сонорные согласные; шипящие согласные;

  • основные выразительные средства фонетики русского языка (аллитерация, ассонанс и др.);

  • основные орфоэпические нормы: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, мягкого или твердого согласного (э) в иноязычных словах; произношение сочетания согласных (чн, чт и др.); произношение некоторых грамматических форм; нормы ударения в современном русском языке (квартал, договор и тд.).

ПОНИМАТЬ:

  • в чем заключаются особенности изменения звуков в речевом потоке, как изменяется качество гласного звука в безударном положении, при каких фонетических условиях происходит оглушение и озвончение согласных звуков;

  • почему количество букв и звуков в отдельных словах не совпадает;

  • как связаны произношение слова и его написание;

  • роль орфоэпии в устном общении.

УМЕТЬ:

  • применять знания по фонетике в практике правописания;

  • объяснять особенности произношения и написания слова с помощью знаков транскрипции;

  • пользоваться орфоэпическим словарем;

  • проводить фонетический и орфоэпический разборы;

  • находить в тексте основные выразительные средства фонетики русского языка.

^ МОРФЕМИКА (СОСТАВ СЛОВА) И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Чтобы выполнить экзаменационную работу по русскому языку, необходимо

ЗНАТЬ:

  • что изучает морфемика и словообразование;

  • систему словообразующих и формообразующих морфем; основные способы образования слов;

  • основные выразительные средства морфемики и словообразования (индивидуально – авторские слова, повтор однокоренных слов, повтор слов одной словообразовательной модели и др.).

ПОНИМАТЬ:

  • что морфема – это значимая часть слова, которая передает определенную информацию о его лексическом и грамматическом значении;

  • что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;

  • в чем заключаются особенности чередования гласных и согласных в морфемах;

  • как связано строение слова и его написание;

  • зависимость между морфологической принадлежностью слова и его морфемным строением.

УМЕТЬ:

  • опознавать морфемы с чередованиями гласных и согласных;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания;

  • объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова;

  • определять способы образования слов;

  • пользоваться морфемными и словообразовательными словарями;

  • проводить морфемный и словообразовательный разбор слов;

  • находить в тексте основные выразительные средства морфемики и словообразования русского языка.

^ ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Чтобы выполнить экзаменационную работу по русскому языку, необходимо

ЗНАТЬ:

  • что изучает лексикология и фразеология;

  • основные понятия лексикологии и фразеологии: однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова; синонимы, антонимы, омонимы; исконно русские и заимствованные слова; устаревшие слова и неологизмы, фразеологические сочетания и др.;

  • основные способы объяснения лексического значения слова;

  • основные выразительные средства лексики и фразеологии (традиционно – поэтическая лексика, синонимы и антонимы, паронимы, эмоционально окрашенная лексика и др.).

ПОНИМАТЬ:

  • что употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения;

  • какие виды тропов основаны на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.);

  • что синонимы могут различаться оттенками значения и стилистической характеристикой; синонимы можно использовать как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

  • какая лексика является стилистически окрашенной и в чем особенность ее употребления в речи;

  • что необходимо в речи различать по значению паронимы (однокоренные слова типа болотный - болотистый);

  • чем отличаются свободные сочетания слов и фразеологические обороты.

УМЕТЬ:

  • соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка, в частности – употреблять слово в соответствии с его лексическим значением;

  • соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного уместного и выразительного словоупотребления;

  • находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы; определять прямое и переносное значение слова; подбирать к слову синонимы, антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда нужное слово с учетом его значения и стилистических свойств;

  • пользоваться разными видами лексических словарей (фразеологическим, толковым, а также словарями антонимов, синонимов, паронимов);

  • проводить лексический разбор слов;

  • находить в тексте основные выразительные лексические средства.



МОРФОЛОГИЯ

Чтобы выполнить экзаменационную работу по русскому языку, необходимо

ЗНАТЬ:

  • что изучает морфология;

  • что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);

  • что такое грамматическое значение (предмет, признак предмета, действие, состояние, количество и т.д.);

  • принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении, признаки частей речи;

  • основные морфологические нормы. К ним относятся правильное употребление в речи имен существительных с учетом того, к какому роду они относятся и как образуются формы именительного и родительного падежа множественного числа; полных и кратких форм имен прилагательных в разных степенях сравнения; собирательных числительных и падежных форм количественных числительных; местоимений, личных форм глагола, а также форм повелительного наклонения;

  • основные выразительные средства морфологии русского языка.

ПОНИМАТЬ:

  • в чем состоят отличия грамматического и лексического значения слова;

  • что слова одной части речи объединены общим грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками;

  • как связаны морфологические признаки слова, его морфемное строение и написание;

  • какие виды художественных, образных средств писателя или собеседника основаны на морфологических свойствах слова.

УМЕТЬ:

  • определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

  • применять знания по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

  • различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи (пила – сущ. и пила - глагол);

  • пользоваться словарями грамматических трудностей русского языка;

  • проводить морфологический разбор слова;

  • соблюдать в речи основные морфологические нормы русского литературного языка;

  • оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка;

  • находить в тексте основные выразительные средства морфологии.

ОРФОГРАФИЯ

Чтобы выполнить экзаменационную работу по русскому языку, необходимо

ЗНАТЬ:

  • что изучает орфография;

  • основные орфографические правила каждого раздела орфографии:

    1. правописание морфем;

    2. слитные, дефисные и раздельные написания;

    3. употребление прописных и строчных букв;

    4. правила переноса слов;

    5. правила графического сокращения слов.

ПОМНИТЬ:

  • что русская орфография представляет собой систему правил правописания;

  • суть ведущего принципа написания (единообразное написание морфем);

  • связь орфографии с другими разделами языкознания (фонетикой, лексикой, морфемикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом).

УМЕТЬ:

  • применять орфографические правила на письме;

  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;

  • пользоваться орфографическим словарем и справочниками по правописанию;

  • проводить орфографический разбор слов, предложения, текста;

  • соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка;

  • оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения основных орфографических норм русского языка.

^ СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Чтобы выполнить экзаменационную работу по русскому языку, необходимо

ЗНАТЬ:

  • что изучает синтаксис и пунктуация;

  • основные признаки словосочетания и предложения;

  • виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;

  • виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложненного предложения, а также виды сложного предложения;

  • признаки главных и второстепенных членов предложения;

  • основные пунктуационные нормы;

  • основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями).

  • основные выразительные средства синтаксиса русского языка.

ПОНИМАТЬ:

  • как связаны синтаксические признаки предложения, его смысл, интонация и пунктуационное оформление;

  • связь синтаксиса и морфологии;

  • смысловое сходство грамматических форм и их стилистические возможности;

  • какие риторические фигуры основаны на синтаксических особенностях предложения.

УМЕТЬ:

  • устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;

  • определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

  • применять знания по синтаксису в правописании и проведении морфологического анализа слов в предложении;

  • пользоваться синтаксическими синонимами;

  • проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;

  • проводить пунктуационный разбор предложения;

  • соблюдать в практике речевого общения основные пунктуационные и систематические нормы русского литературного языка;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка;

  • находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.

РЕЧЕВЕДЕНИЕ

Чтобы выполнить экзаменационную работу по русскому языку, необходимо

ЗНАТЬ:

  • что изучает речеведение;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально – делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально – смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки.

ПОНИМАТЬ:

  • какое место занимает текст в речи;

  • зависимость между замыслом автора текста и тем, какие языковые средства он выбрал для его воплощения.

УМЕТЬ:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, стиль речи; анализировать композицию и языковые особенности текста;

  • правильно воспринимать письменное сообщение (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, эссе);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Похожие:

Программа элективного курса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для 11класса Объяснительная записка
Опыт егэ по русскому языку показал, насколько необходимы занятия по углублению лингвистических знаний учащихся в старших классах:...
Программа элективного курса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе» iconРабочая программа элективного курса подготовка к егэ по русскому...
Егэ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в...
Программа элективного курса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе» iconПрограмма элективного курса по английскому языку для 10-11 классов....
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11-х классов, направлен на совершенствование навыков письменной речи в формате егэ
Программа элективного курса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе» iconПрограмма элективного курса по русскому языку в 9 классе «как выступать перед публикой»
Он также направлен на развитие способностей овладения приёмами речевого воздействия, делающими публичные выступления успешными
Программа элективного курса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе» iconТема: «Фразеологизмы»
Открытый урок (мастер-класс на материале элективного курса по русскому языку в 11 классе). Лебедева Н. М
Программа элективного курса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе» iconПрограмма элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания»
Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу экзамена в формате егэ, и рассчитана...
Программа элективного курса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе» iconРабочая программа по русскому языку для обучающихся в 6 классе составлена...
Москва, «Просвещение», 2007 года. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности...
Программа элективного курса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе» iconПрактикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению»
Использование технологии группового обучения для выполнения задания в и с на егэ по русскому языку
Программа элективного курса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе» iconЭлективный курс по русскому языку Текст
Основная цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на их основе умения и навыки стилистического анализа...
Программа элективного курса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе» iconАвторская учебная программа элективного курса «готовимся к егэ по физике»
Изучение программы элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница