Тема. «Как хороши, как свежи были розы…»




Скачать 74.81 Kb.
НазваниеТема. «Как хороши, как свежи были розы…»
Дата публикации22.02.2013
Размер74.81 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Литература > Документы
Тема. « Как хороши, как свежи были розы…».

(И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе».

Цели:

  • расширить сведения о жанре стихотворения в прозе через знакомство с идейно-художественными особенностями, показать их музыкальность, лиризм, эмоциональность;

  • развивать эмоциональную сферу, образное мышление, умение соединять художественные особенности и сюжет литературного произведения с музыкой;

  • коррегировать выразительность речи учащихся, музыкальный слух;

  • воспитывать уважение к ценностям родного языка, стремление к глубокому пониманию музыки, отражающей идеи исследуемых стихотворений в прозе.

Оборудование: тексты стихотворений в прозе, слайды, музыкальные произведения (романсы, классическая музыка), портреты И.С. Тургенева и Л. Бетховена.

Форма урока: литературно-музыкальное кафе (интегрированный урок литературы и музыки).

«…только любовью держится и

движется жизнь».

И.С. Тургенев.

Ход урока

I. Организация класса.

Учащиеся занимают свои места за столиками.

II. Вступительное слово учителя литературы.

Уважаемые гости, ребята! Мы рады вас приветствовать в литературно-музыкальном кафе и надеемся, что с пользой проведем здесь время.

Сегодня на дворе ноябрь, 21 век! Новое поколение людей. Другие условия жизни. Но, несмотря на это, актуальными являются и сегодня вопросы: «Быть или не быть?», «Что делать?». Не только сегодня, но и в 20, 19, 18 веках, т.е. во все времена люди задумывались над тем, что такое любовь, милосердие, для чего рождается человек. Именно эти вопросы затрагивали классики литературы и музыки в своих шедеврах.

( Сообщение темы и эпиграфа урока).

III. ^ Работа по теме урока.

1.Учитель музыки.

Представьте, что мы с вами в 19 веке, в литературно- музыкальном кафе, слушаем романс.

(Звучит романс «Утро туманное» )

Этот романс создан известным композитором Аркадием Абаза, жившем в 19 веке. (Краткий рассказ о композиторе).

Учитель литературы. А знаете ли вы, кто автор стихов? (И.С. Тургенев, который начинал свой творческий путь в литературе с поэзии).

На экране – портрет Тургенева.

Сегодня мы продолжаем открывать все новые страницы его творчества. Мы знаем Тургенева- прозаика, Тургенева-поэта, но Тургенев – непревзойденные мастер особого жанра литературы - стихотворений в прозе. Удивительно странное сочетание.

Что характерно для стихотворения? (Ритм, рифма).

Но главное – ярко выраженное настроение автора, отражение сиюминутного настроения, лирическое начало.

С 1878 года И.С. Тургенев работает над «Стихотворениями в прозе» Как и где создавался этот сборник?

(Сообщение ученика)

Сегодня мы познакомимся с некоторыми стихотворениями из сборника Тургенева, определим особенности жанра, проведем параллель с музыкальными произведениями, передающими настроение стихотворения, его музыкальность.

2. Чтение и анализ стихотворения «Как хороши, как свежи были розы…».

(Слайды с изображением роз, звучит «Лунная соната» Бетховена).

Учитель музыки.

Известна ли вам музыка, которая прозвучала?

Соответствует ли музыка настроению, переданному в стихотворении?

Кто написал эту музыку?

Что вы знаете об этом композиторе? (Краткий рассказ ученика о Бетховене).

Учитель литературы.

Давайте сформулируем в одном предложении главную мысль стихотворения.

Ответы учеников:

- человеку не дано остановить мгновение, но именно из них складывается жизнь;

- все хорошее, что случается с человеком, он запомнит до конца жизни;

- как бы ни была сложна жизнь, в ней всегда есть прекрасные моменты, которые он никогда не забудет.).

Какой композиционный прием избирает Тургенев? (Рефрен)

Какова его роль? ( Свежесть – явление временное. Проходит время и остается лишь сказать: «Как хороши, как свежи были розы…»). Этой строкой подчеркивается быстротечность всего в мире.

3. Чтение и анализ стихотворения «Два богача».

Учитель литературы. Тургеневские стихотворения в прозе не только музыкальны, но и глубоко нравственны.

(Чтение стихотворения)

а). Краткий анализ.

- О чем говорится в стихотворении?

( Восхваляется богач Ротшильд, который из своих доходов целые тысячи отдает на милосердные дела. Но этому богачу далеко до бедного мужика, отдающего последние гроши.)

- Какова основная тема произведения?

(Тема социального неравенства).

- Соответствует ли название произведения его теме?

( Показаны действительно два богача. Один имеет деньги, а другой имеет свое богатство – доброту, бескорыстие).

Вывод: в данном стихотворении в прозе раскрывается любовь-милосердие, сострадание к обездоленным, нравственная красота народного характера и чувства.

4. Работа над стихотворением в прозе « Голуби».

Учитель музыки.

Задание. Прослушайте музыку и ответьте на вопросы:

-Сколько частей в данном музыкальном произведении?

- В чем особенность каждой музыкальной части?

Учитель литературы.

Послушайте стихотворение в прозе «Голуби» и ответьте на вопрос6

-Соответствует ли настроение переданное музыкой, настроению стихотворения?

(Чтение стихотворения учеником)

-Какова основная тема стихотворения?

(Тема одиночества, умение жертвовать собой ради другого, любовь к жизни.)

а) Сейчас послушайте, как соединились музыка и стихотворение. (Чтение стиха на музыку учителем литературы).

IV. ^ Итог урока.

Учитель литературы.

Итак, мы увидели, что любовь во всех ее проявлениях занимала исключительное место в творчестве писателя. Она, т.е. любовь, способна противостоять всему, даже смерти: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Тургенев вошел в русскую литературу как поэт, прозаик создатель удивительного жанра – стихотворения в прозе. Очень любил и хорошо знал музыку, вот почему так красивы и музыкальны его произведения

^ Д/З. Попытаться самим написать небольшое стихотворение в прозе.

Учитель музыки.

Приблизилось к концу время нашего пребывания в литературно- музыкальном кафе. В одном из стихотворений И.С. Тургенева есть строка, которая привлекла внимание современного поэта – песенника Пеленягрэ, написавшего текст хорошо известной вам песни. А композитор Александр Добронравов написал музыку. Этой песней мы и хотим завершить нашу встречу. (Звучит песня «Как упоительны в России вечера».)

^ Людвиг ванн Бетховен.

Немецкий композитор, пианист, органист, жил на рубеже 18 и 19 веков. Был поражен тяжелой болезнью – глухотой. Он мужественно переживает эту трагедию. Вершины славы достиг в 1812 году. Ему было присвоено звание почетного гражданина Вены. Бетховен – один из величайших классиков мирового искусства. Его музыка привела к обновлению и обогащению всех музыкально-выразительных средств, оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мировой музыкальной культуры.

В музыкальном мире известен как создатель прекрасных сонат, среди которых и «Лунная соната»,концертов, кантат, 90 песен, симфоний. Самой известной является Третья («Героическая»).

^ И.С. Тургенев «Голуби».

Я стою на вершине пологого холма: передо мною – то золотым, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.

Около меня солнце еще светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

Все притаилось… все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одой птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий, крупный лист лопуха.

Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду…и смутно было на душе. «Ну скорей же, скорей! - думалось мне,- сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томление!»

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю… и только словно пухла да темнела.

И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно: ни дать ни взять белый платочку или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.

Летел, летел все прямо, прямо… и потонул за лесом.

Прошло несколько мгновений – та же стояла жестокая тишь…

Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.

И вот наконец сорвалась буря – и пошла потеха!

Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, все закрутилось, смешалось; захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью; стреляет, как пушки, отрывистый гром, запахло серой…

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.

Нахохлились оба – и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один… один, как всегда.

^ Создание сборника «Стихотворения в прозе»

В предчувствии приближающейся смерти, вспоминая о прошлом и размышляя о настоящем, Тургенев задумывается о том, что он оставит здесь, на земле. Долгие годы он записывал на первом попавшемся клочке блеснувшие мысли, чтобы потом использовать это в своих произведениях. Это был своеобразный дневник. С 1877 года писатель обращается к этим записям и работает над ними. В 1882 году Тургенев отправляет в журнал «Вестник Европы» 51 стихотворение. Так появился сборник «Стихотворения в прозе» Еще 32 стихотворения будут опубликованы через 5 лет после его смерти. В этом сборнике собрано все, что волновало, привлекало и отталкивало Тургенева- писателя и Тургенева-человека. Смысл человеческой жизни, любовь и искусство, молодость и старость, кратковременность человеческой жизни – вот основные темы стихотворений в прозе.

Похожие:

Тема. «Как хороши, как свежи были розы…» iconПлан-конспект урока «Как хороши, как свежи были розы» (опыт прочтения...
«Как хороши, как свежи были розы» (опыт прочтения стихотворения в прозе И. С. Тургенева)
Тема. «Как хороши, как свежи были розы…» iconГладкая, как шелк, нежная, как лепесток розы
«…и Азазель научил мужчин делать мечи и ножи, и щиты, и нагрудные пластины и открыл для них металлы и искусство их обработки, и браслеты,...
Тема. «Как хороши, как свежи были розы…» iconТема нашего сегодняшнего разговора дети. А конкретно то как сделать...
Тема нашего сегодняшнего разговора – дети. А конкретно то как сделать так, чтобы наши дети были лучше, счастливее. Итак, тема моего...
Тема. «Как хороши, как свежи были розы…» iconКакая твоя жизнь была до dj-инга?
Жизнь была просто как на мази, не думал о музыке, мысли были, как сходить, куда-либо погулять, или с кем либо развлечься, ну в принципе,...
Тема. «Как хороши, как свежи были розы…» iconМы с вами собрались в очень интересное время. Как вы думаете, почему?
Действительно, сегодня канун великого праздника – День Победы! Как вы думаете, как может звучать тема нашего урока? ( дети отвечают,...
Тема. «Как хороши, как свежи были розы…» iconБеспризорники и дедушка Ленин
А маленькие пальчики, если грамотно, до легкого хруста прожарить, хороши были с баварским пивом, к которому он так пристрастился...
Тема. «Как хороши, как свежи были розы…» iconКто такой зависимый*?
Большинству из нас не надо особенно задумываться над этим вопросом. Мы знаем! Вся наша жизнь и все наши мысли, так или иначе, были...
Тема. «Как хороши, как свежи были розы…» iconТема: «Какой у Вашего ребёнка темперамент?»
Как ребёнок работает и как справляется с трудностями, какой путь при этом выбирает, сосредоточен ли, как реагирует на замечания,...
Тема. «Как хороши, как свежи были розы…» iconЖареные раки взгляд на мир с пожарной лестницы три белые розы на память
Между нами трепещет загадка – Ты и Я, Зов и Отклик, рождённые вечерними сумерками, восторгами всех, кто любил Это как сон лозы, перебродивший...
Тема. «Как хороши, как свежи были розы…» iconА. Горяшко Биостанция особого назначения
Соловках они были зеки. Они не были «заброшены» и не «оказались» (как предпочитают уклончиво выражаться издания тех лет), они были...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница