Программа дополнительного образования музейно-педагогическая программа




Скачать 457.4 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования музейно-педагогическая программа
страница1/4
Дата публикации16.04.2013
Размер457.4 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4
МОУ «СОШ «Лесновский Центр Образования».
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

На заседании методического директор МОУ

Совета пр. №…… от ………. «СОШ «Лесновский ЦО»

……………………………

Мыцикова А.М.

Программа

дополнительного образования

музейно-педагогическая программа

«ЗДРАВСТВУЙ МУЗЕЙ»

раздел «Мир музея».

Разработана под руководством Столярова Б.А.

Санкт-Петербург 2009 г.

Руководитель: Ершова Ирина Васильевна, учитель ИЗО,

педагог дополнительного образования МОБУ «СОШ «Лесновский ЦО»

Направленность: Художественно- эстетическая

^ Возраст детей, осваивающих программу: 6-11 лет

Срок реализации: 4 года.

1 год - 30 ч;

2 год - 30 ч.

3 год - 34 ч.

4 год - 35 ч.

Пояснительная записка.

Музейно- педагогическая программа «Здравствуй музей» разработана Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея на основе многолетнего опыта деятельности Русского музея и других отечественных и зарубежных музеев в области художественного воспитания и образования.

Программа стала моделью взаимодействия художественных музеев с системой образования на всех его ступенях. Она легла в основу разработанной в Русском музее системы эстетического воспитания детей и юношества. Ориентированная на творческое взаимодействие педагога, работающего в условиях учебного заведения, и музейного специалиста через специальную подготовку программа «Здравствуй музей» дает воспитателю детского сада и школьному учителю навыки работы с произведениями искусства – от уровня его визуальной грамотности до осмысления художественного образа.

^ Целью программы «Здравствуй музей» является создание научно-обоснованной системы взаимодействия музея и системы образования, что позволяет объединить усилия музейного педагога, воспитателя детского сада и школьного учителя в деле воспитания эстетически развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями личности.

Структура программы включает шесть разделов «Мы входим в мир прекрасного» - для дошкольников, «Мир музея»- для начальной школы, «Личность и изобразительное искусство» -для среднего школьного возраста, «Социальное творчество и художественный труд» - для учащихся старших классов, «Художественный музей в современном мире» для гуманитарных вузов» и «Шаг навстречу»- для детей с аномалиями развития.

^ Раздел «Мир музея» включает четыре обучающих курса, которые могут рассматриваться как самостоятельная программа,

Цель которой – формирование у учащихся основ визуальной грамотности, понимания органической взаимосвязи изобразительного и народного искусства, а также апхитектуры с природой и окружающим человека миром.

.


Пояснительная записка

к курсу «Учись смотреть и видеть»

1 класс.

Курс «Учись смотреть и видеть» для учащихся 1 класса ориентирован на формирование визуальной грамотности. Занятия проводятся в школе и в музее по специально разработанной методике, использующей систему опорных вопросов и диалоговую форму.
Цель курса: Развитие навыков визуальной грамотности.
Задачи: Развитие эмпатии – эмоциональной отзывчивости и анализа взаимоотношений между людьми.

  1. Развитие ассоциативного мышления и творческого воображения.

  2. Развитие навыков визуального мышления.

  3. Развитие способности к эстетическому восприятию и осмыслению окружающего мира.

  4. Развитие навыков восприятия эмоционального состояния человека в жизни и изобразительном искусстве.


Содержание программы.

Тема 1. Введение. (1 час)

Краткое знакомство учащихся с содержанием курса. Знакомство с формами работы на уроках и правилами использования учебно-методического комплекса: тетради для творческих работ и электронного альбома иллюстраций.
^ Тема 2. «Наблюдение действительности» 2 часа.

В процессе изучения основное внимание уделяется развитию навыков наблюдательности за объектами окружающей действительности для формирования способности к художественному восприятию. Изучение темы предполагает развитие таких умений, как инициативность, любознательность, способность присматриваться к явлениям жизни, подмечать в них типичные черты, видеть внутренний смысл явлений, то есть ту основную идею, которая выражает наше отношение к воспринимаемому визуальному объекту.
^ Тема 3. «Действительность и фантазия» 2 часа.

Изучение темы предполагает развитие творческого (комбинаторного) мышления и воображения посредством наблюдения нестереотипной, неожиданной ситуации; комбинирование реальных образов, впечатлений, фрагментов жизненного опыта с целью объединения их общей идеей, новым смыслом.
^ Тема 4. «Прекрасное в обычном» 2 часа.

Изучение темы основывается на наблюдении за природными объектами, осмыслении образов природы и творческом преобразовании полученных впечатлений, что позволяет за привычным зрительным мотивом уметь видеть:

- глубокий жизненный смысл;

- красоту натуры, проявляющуюся в цвете, форме, освещении и т.д.;

-ассоциативный образ.
^ Тема 5. «О чем говорят вещи» 3 часа.

Восприятие предметного мира играет значительную роль в процессе формирования визуальной культуры. Интерпретация предметного образа в произведении изобразительного искусства может быть необычайно разнообразной – от воссоздания зрительного богатства натуры до значения предмета как символа или метафоры.

Обычные вещи могут быть не только красивыми, но и несущими в себе практическую значимость, принадлежность какому-либо занятию человека, какой либо среде.

Предметы окружающего мира могут рождать в нашем сознании разные чувства, мысли, ассоциации.

^ Тема 6. «Наблюдение природы» 4 часа.

Данная тема является последовательным продолжением темы прекрасное в обычном, целью которой было развитие способности к эстетическому восприятию, и осмыслению окружающего мира. Важно увлечь детей процессом созерцания зрительного образа, раскрыть красоту и эмоциональную выразительность бессюжетного мотива. Рассматривая пейзажи, необходимо обращать внимание на особенности цвета, освещения, композиции, подчеркивая их воздействие на наши чувства.

^ Тема 7. «Мир наших чувств» 4 часа.

Характерной чертой детей младшего школьного возраста является цельность и простота восприятия. Она проявляется в стремлении наделять окружающую действительность яркими контрастными эмоционально-нравственными характеристиками: плохой – хороший, добрый – злой, веселый – грустный и т. п. Между тем, в возрасте от шести до десяти лет у детей уже имеются предпосылки для формирования более сложного видения мира и человека, понимания более тонких оттенков настроения, чувств, способности наблюдать человека не только в действии, но и в его эмоциональном состоянии, динамике чувств.
Тема 8. «Я и ты» 4 часа.

Человеческие взаимоотношения являются объектом внимания психологов, социологов, философов, художников, педагогов. Однако интерес к этой области не является прерогативой только научного или художественного знания. Навыки поведения в коллективе или во взаимоотношениях с другими людьми необходимы каждому из нас. Внутренний мир любого человека, его характер формируется с раннего детства в процессе общения с окружающими людьми, и важно уже в младшем возрасте воспитывать в детях осознание ценности человеческого окружения, способности к общению, социальной адаптации и взаимопониманию.
^ Тема 9. «Чему мы научились» 3 часа.

Данная тема – заключительная, обобщающая пройденный в течение учебного года материал.
Тематическое планирование

по курсу «Учись смотреть и видеть»

для 1 класса начальной школы

^ Номера уроков


Номера тем и уроков

Название тем и уроков

Страницы

тетради для творческих работ

Номера

иллюстраций

на диске




Тема 1.

Введение (1 час)

1

1 урок

Знакомство с предметом

с. 1–5







Тема 2.

Наблюдение действительности (2 часа)

2

1 урок

События, действия, сюжет

с. 6–7

ил. 1–3

3

2 урок

Детали и обобщения

с. 8

ил. 4–5




Тема 3.

Действительность и фантазия (2 часа)

4

1 урок

Среда и объект

с. 9–11

ил. 1–4

5

2 урок

Сюжет и впечатление

с. 12–13

ил. 5–7




Тема 4.

Прекрасное в обычном (2 часа)

6

1 урок

Прекрасное вокруг нас

с. 14–15

ил. 1–5

7

2 урок

Неожиданное впечатление

с. 16–18

ил. 6–9




Тема 5.

О чем говорят вещи (3 часа)

8

1 урок

Красота обычных предметов

с. 19

ил. 1–4

9

2 урок

Значение предметов

с. 20–21

ил. 5–8

10

3 урок

Практическое занятие

с. 22–24







Тема 6.

Наблюдение природы (4 часа)

11

1 урок

Времена года

с. 25

ил. 1–4

12

2 урок

Состояния природы

с. 26

ил. 5–9

13

3 урок

Экскурсия на природу







14

4 урок

Явления природы




ил. 10–13




Тема 7.

Мир наших чувств (4 часа)

15

1 урок

Внутренний мир человека

с. 27

ил. 1–3

16

2 урок

Проявление наших чувств

с. 28–30

ил. 4–6

17

3 урок

Мир чувств глазами художника

с. 31– 32

ил. 7–11

18

4 урок

Практическое занятие. Мир чувств глазами художника










Тема 8.

Я и ты (4 часа)

19

1 урок

Взаимоотношения людей

с. 33

ил. 1–4

20

2 урок

Практическое занятие. Моя семья и мои друзья.

с. 34




21

3 урок

Мы и наши любимцы

с. 35

ил. 5–7

22

4 урок

Практическое занятие. Человек и мир живой природы.










Тема 9.

Чему мы научились (3 часа)

23

1 урок

Экскурсия на природу







24

2 урок

Реальный мир и наше восприятие

с. 36–37

ил. 1–6

25

3 урок

Повторение пройденного

с. 38–39

ил. 7–10




Тема 10

Экскурсии в Русский музей.







26-30 урок

1—5 урок

Экскурсии в Русский музей.






  1   2   3   4

Похожие:

Программа дополнительного образования музейно-педагогическая программа iconПрограмма дополнительного образования музейно-педагогическая программа
Музейно- педагогическая программа «Здравствуй музей» разработана Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского...
Программа дополнительного образования музейно-педагогическая программа iconМуниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного...
Данная программа дополнительного образования художественно эстетической направленности, является важным направлением в развитии и...
Программа дополнительного образования музейно-педагогическая программа iconПрограммы
Дополнительная общеобразовательная программа по музейно-краеведческой направленности
Программа дополнительного образования музейно-педагогическая программа iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Занимательная математика»
Данная программа имеет естественнонаучную направленность. Она предполагает изучение материала, относящегося к внепрограммному курсу...
Программа дополнительного образования музейно-педагогическая программа iconПрограмма деятельности Центра экологического образования; Программа...
«формирование эффективной модели интеграции общего и дополнительного образования в рамках реализации программы фгос»
Программа дополнительного образования музейно-педагогическая программа iconОбразовательная программа «Соломенная сказка» Для детей 10 17 лет...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования музейно-педагогическая программа iconАвторская образовательная программа дополнительного образования детей
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; в соответствии с положением о структуре, порядке разработки...
Программа дополнительного образования музейно-педагогическая программа iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Кожаная пластика»
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Положением о структуре, порядке разработки и утверждения...
Программа дополнительного образования музейно-педагогическая программа iconПрограмма дополнительного образования. Программа «Школьное самоуправление....
Муниципальное общеобразовательное учреждение Давыдовская основная общеобразовательная школа
Программа дополнительного образования музейно-педагогическая программа iconПрограмма утверждена на Педагогическом
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница