Урока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока




Скачать 63.51 Kb.
НазваниеУрока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока
Дата публикации16.04.2013
Размер63.51 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Конспект урока

русского языка в 6 классе


Учитель Серпейской ср. школы Мещовского р-на Калужской обл.

Федина Т.Р.
Тема: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология».
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цель урока:

- Повторение и закрепление темы «Лексика и фразеология»
Задачи урока


  • продолжить знакомство с лексическим составом русского языка,

  • продолжить развитие творческих способностей учащихся через

индивидуальную работу с детьми, имеющими высокую познавательную потребность,

  • развивать познавательный интерес учащихся, воспитывать внимательное отношение к слову.

.

Ход урока:
I. Организационный момент
II. Повторение теории

а) - Что такое лексика?

- Что такое лексикография?

- Что такое фразеология?
б) Разминка ( слайд2)

  • Запишите термины


1) Слова русского языка известные всему народу.- общеупотребительные

2) Слова, употребляемые жителями той или иной местности.- диалектные

3) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.- профессионализмы

4) Слова, вышедшие из активного повседневного употребления.- устаревшие

5) Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.- жаргонизмы

III. Словарная работа ( слайд 3)
1. Искусственный родник - фонтан

2. Краски, замешанные на воде - акварель

3.Прибор, предназначенный для проветривания помещения. - вентилятор

4.Небольшая дощечка, на которой художник смешивает краски - палитра

5.Подставка для подрамника с холстом - мольберт

IV. «Крестики – нолики» ( слайды 4-9)

Устный опрос : учащиеся отвечают на вопросы, записанные на листочках:

( Номера вопросов выбираются произвольно. По гиперссылке даётся содержание задания.)

1) Устаревшие слова объединены в группу :

  1. жакет, альбом, интервью

  1. выя, очи, перст

3) продавец, золотой, память
2.В каком предложении есть диалектизм?

  1. Рисунки с акварелью передают тончайшие оттенки.

  2. В марте в лесу появились первые проталины.

3)Из труб куреней по утрам высятся прямые стволы дыма

3.« Переведите» данные жаргонные слова на литературный язык.

Прикольный – интересный (восхищение) Тащиться - восхищаться

Прикид – наряд Шпора - шпаргалка

4.Назовите архаизмы:

Гусар, колчан, ветрило, аршин, дщерь, палица

5..^ К какой группе необщеупотребительных слов относятся слова в данном тексте?

Опытный лоцман ведёт судно через фарватер.

Отданы швартовы.

Шесть склянок.

Корабль идёт левым галсом.

На палубе боцман, шкипер, часть команды.

V.Данные слова записать в следующей последовательности: (слайд 10)

1) общеупотребительные, 2)диалектизмы, 3)профессионализмы, 4) устаревшие. Учащиеся работают у доски, по очереди выписывая слова (4ученика )
Мальчик, ямщик, пневмония, брадобрей, деревня, боярин, кочет, мольберт, погода, сиверко, аккорд, бурак
VI. Проверка домашней индивидуальной работы.
а) Роль устаревших слов в тексте ( Слайд 11)

Индивидуальное здание исследовательского характера.
Задание, которое выполнял ученик:

1. Прочитать текст выразительно.

2. Найти устаревшие слова, определить их лексическое значение.

3. Объяснить, с какой целью А.С. Пушкин их использует в своей поэме " Руслан и Людмила"
Н

Позор – вид, зрелище.
Нивы – поля.
Стенанья – стоны, плач.
Стогны – улицы и площади города.
Сонм – большая группа, множество.

дружина -
о между тем какой позор

Являет Киев осажденный?

Там, устремив на нивы взор,

Народ, уныньем пораженный,

Стоит на башнях и стенах

И в страхе ждет небесной казни;

Стенанья робкие в домах,

На стогнах тишина боязни;

Один, близ дочери своей,

Владимир в горестной молитве;

И храбрый сонм богатырей

С дружиной верною князей

Готовится к кровавой битве.


6)^ Роль диалектных слов в тексте ( слайд 12)

Индивидуальное здание исследовательского характера.
Задание , которое выполнял ученик
1.Прочитать выразительно стихотворение С.Есенина " В хате"

2.Найти диалектизмы, определить их лексическое значение.

3.Объяснить, с какой целью автор употребляет их в своём стихотворении.
Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,


драчёны - кушанье их запечённой смеси яиц, молока и муки или тёртого картофеля

дёжка - дежа, квашня , кадка для замешивания теста

печурка - выемка в русской печи для просушивания чего - либо

заслонка - железная крышка для просушки чего - либо

попелица - зола, пепел

махотка - кринка, глиняный кувшин


А на лавке за солонкою -

Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.
VII. Вспомним лексику по происхождению ( слайд 13)
Исконно русские слова и заимствованные слова

- привести примеры заимствованных слов
^ VIII. Проверка индивидуальней работы. (слайд 14)

задание, которое выполнял ученик:

  • используя толковые и этимологические словари рассказать

биографию слов : портфель, линейка, пенал, ручка, тетрадь, карандаш -

IX. Повторение темы " Фразеология" (слайды 15-16)
а) Когда мы так говорим?
Вымыть руки

Держать себя в руках

Взять голыми руками
- Вымыть руки - Когда хотим помыть руки

-Держать себя в руках - О выдержанном человеке
- Взять голыми руками - Легко одолеть
б) Найдите «третий лишний» ( слайд 17)


  1. Вымыть руки.

  2. Держать себя в руках.

  3. Взять голыми руками.


в) проверка выполнения индивидуального задания. ( слайд 18)

  • используя фразеологический словарь рассказать о происхождении фразеологизмов




  • Реветь белугой - Громко кричать или плакать


«Нем, как рыба» - это вам известно давным-давно. И вдруг «реветь белугой»? Оказывается речь здесь идёт не о белуге, а о белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.


  • ^ Коломенская верста- Так называют человека очень высокого роста.


В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в Росси еще не бывало, слава этой дороги возросла еще больше. Смекалистый народ не преминул новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает…



  • Тёртый калач- Так называют опытного человека, которого трудно провести

  • Раньше и на самом деле был такой сорт хлеба – «тертый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «тёрли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица – «не тёрт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба.



X . Подведение итогов урока ( слайд 19)
Д/ З - повторить материал по теме ЛЕКСИКА и подготовиться к контрольной работе
Учитель: ( слайд 20)

Ребята! Пополняйте свой словарный запас, узнавайте больше из истории слов,

используйте всё словарное богатство русского языка.

И тогда в любой ситуации вы будете интересным собеседником и грамотным

человеком.

Рефлексия : ( слайд 21)

На уроке я работал…

Урок для меня показался…

Материал урока мне был…

Интернет - ресурсы
nsportal.ru›shkola/russkii…povtorenie-po…leksika…

festival.1september.ru

sozvezdie131.ru›kopilka 2011/urok.doc

volokonovka10.narod.ru›uchitel.files/leksika.doc

teacherjournal.ru›…povtorenie…qleksikaq6klass…

nsportal.ru/.../proverochnaya-rabota-v-6-klasse-leksika-i-frazeologiy.

www.s_kolib.kra.edu54.ru/DswMedia/ang_urok_povtor_tex6.doc



Похожие:

Урока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока iconУрока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся
Цель урока: показать самостоятельную работу учащихся и заслушать творческие проекты
Урока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока iconУрока: обобщающий Цель урока
Цель урока: развитие коммуникативной компетенции, систематизация знаний учащихся по теме «Внешность и характер человека»
Урока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока iconТема урока: Глагол
Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний о глаголе изученных в 3 классе, дополнение новыми сведениями
Урока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация...
Тема «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» и словообразование
Урока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока iconТема : Клетка. Ткани. Органы растений. Корень
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков(вид урока-дидактическая игра)
Урока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока iconУрока английского языка в 8м классе Тема: «Здоровое/нездоровое питание»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Здоровое и нездоровое питание»
Урока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока iconПлан-конспект урока «Классификация и генетическая взаимосвязь классов неорганических веществ»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о классификации и химических свойствах веществ основных классов неорганических...
Урока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока iconУрока обобщение и систематизация знаний по теме «Кто живет рядом с тобой»

Урока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока iconУрока: 1 обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Фразеологизмы»
Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с фразеологизмами русского языка. Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа...
Урока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока iconУрока в 8 классе Обобщение и систематизация знаний по теме: «Уравнения...
Цель: закрепить знания, умения и навыки составлять уравнения реакций, определять их тип
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница