Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика»




Скачать 212.42 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика»
Дата публикации14.04.2013
Размер212.42 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Литература > Программа
Ф СТО НГПУ 7.5-04/01-02

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДЕНА


Советом факультета ИФМИП __

________________/ Е.Ю. Булыгина/

« » 2012 г.
Обсуждена на заседании кафедры

современного русского языка

Протокол №

от « » 2012 г.

________________ / Л.Н. Храмцова/

ПРОГРАММА по дисциплине

ОПД Ф. 3. 33 «Основной язык: социолингвистика»
Направление 031000.62 Филология.

Профиль: Русская филология

Степень: Бакалавр филологии
Составитель: Л.Н. Храмцова, канд. филол. наук, доцент

Новосибирск 2012

^ ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА


ОПД.Ф.04.

Основной язык / языки

(введение в спецфилологию, теория и история языка, диалектология, стилистика и риторика, практический курс языка и другие лингвистические дисциплины)

Социологическая, историческая, сравнительно-сопоставительная и типологическая характеристика языка; язык в его литературной форме и диалектном разнообразии; устная и письменная разновидности литературного языка. Язык художественной литературы.
Происхождение и основные этапы развития языка; современные языковые процессы.
Письменность, ее становление и современное функционирование; графика, орфография и пунктуация.
Языковой строй. Фонологическая система. Лексикология. Фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Лексикография.
Теория текста.


^ 1. Цели и задачи дисциплины

В центре внимания курса “Основной язык: социолингвистика” находится изучение форм существования языка в их социальной обусловленности, рассмотрение общественных функций языка, связи его с различными социальными процессами, исследование особенностей языка разных социальных групп и – соответственно – анализ дифференциации языка в этом аспекте.

Курс тесно связан, с одной стороны, с историей и социологией, а с другой – с собственно лингвистическими дисциплинами, прежде всего с курсами “История языка”, “Стилистика” и “Современный русский литературный язык”.

Обращение к социолингвистике позволяет:

а) познакомить студентов c социальным аспектом функционирования языковых единиц разных уровней: фонетических, лексических и грамматических;

б) расширить представления студентов о подсистемах русского языка, прежде всего о просторечии и жаргонах;

в) показать реальную жизнь языка в его динамике и неразрывной связи с развитием общества;

г) дать студентам знания об основных типах языковых ситуаций и направлениях языковой политики;

д) показать, как социальные факторы влияют на использование языковых средств, их строение и взаимоотношения друг с другом.

Изучение социолингвистики особенно важно в наше время, когда влияние социальных факторов на язык особенно заметно и приводит к существенным изменениям в функционировании лексических, словообразовательных и грамматических средств. Научить студентов видеть новые тенденции в развитии языка, верно их оценивать и учитывать при анализе языковых фактов в “социальном контексте” – одна из важных задач изучаемого курса. Анализ конкретных фактов, отражающих воздействие социальных факторов на язык и новые тенденции его развития, – обязательный элемент практических занятий по курсу “Основной язык: социолингвистика”.

Социолингвистика непосредственно обращена к проблемам общения – общения межличностного, общения микро- и макросоциальных групп, общения разных языковых коллективов, поэтому программа курса включает ряд вопросов, связанных с социальным и речевым поведением говорящих, а также с проблемами языковых контактов и взаимодействия различных языков.

Изучение курса “Социолингвистика” имеет, таким образом, и важную воспитательную задачу: оно не только знакомит студентов с различными формами воздействия социальных процессов на язык (и языка на общество), но и призвано способствовать выработке у будущих преподавателей и научных работников эффективных форм социального и речевого поведения.

^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения курса “Основной язык: социолингвистика” студенты должны овладеть базовыми терминами дисциплины, приобрести навыки социолингвистического анализа языковых явлений и умения:

а) разграничивать различные подсистемы русского языка;

б) квалифицировать языковые факты в социолингвистическом аспекте;

в) определять характер и тип языковой ситуации;

г) учитывать социальные роли коммуникантов при речевом общении;

д) выделять социальный компонент в семантике и функционировании языковых средств;

е) использовать приёмы социолингвистических исследований при сборе и анализе языкового материала;

ж) выделять новые тенденции в развитии языка, обусловленные действием социальных факторов;

з) работать с социолингвистическими словарями.

^ 3. Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины

Всего часов

72

Семестры

Аудиторные занятия

Лекции

36

18

6

6

Практические занятия

18

6

Семинары







Лабораторные работы







и (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

Курсовой проект (работа)

36

6

Вид итогового контроля

зачет

6

^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


Раздел

Лекции

ПЗ

ЛР

СР


Социолингвистика как наука
Из истории становления социолингвистики
Язык и структура общества
Социальный аспект владения языком
Языковая и коммуникативная компетенция
Внутригрупповая коммуникация
Речевое поведение ребенка
Социально-речевые портреты носителей современного русского языка
Невербальная коммуникация
Языковое планирование
ИТОГО


2
2
4
4
2
2

2
18

2
4
2
2
2

4
2
18





6
6
4
4
2
2
6

2
4
36


^ 4.2. Содержание разделов дисциплины
Социолингвистика как научная дисциплина.

Предмет и задачи социолингвистики. Связь языка и общественного развития. Воздействие социальной среды на язык и речевое поведение людей. Изучение групповых языков и речевого поведения человека как члена группы. Ситуативный уровень владения языком. Проблемы языковой политики. Широкое и узкое понимание предмета социолингвистики. Разделы социолингвистики (Дж. А. Фишман, Л.Б. Никольский). Макро социолингвистика и микро социолингвистика.

Связь социолингвистики с другими лингвистическими дисциплинами. Социолингвистика и лингвистика. Социолингвистика и социология. Социолингвистика и диалектология. Социолингвистика и риторика.

Методы социолингвистических исследований. Методика сбора социолингвистических данных и методика социолингвистического анализа. Социолингвистические аксиомы У. Лабова. «Парадокс наблюдателя».

А.Д. Швейцер о методах социолингвистических исследований. Социолингвистические эксперименты. Эксперимент Д. Хоппе.
^

Из истории становления социолингвистики как науки


Зарождение социолингвистических идей в работах советских лингвистов 20-30 гг. XX в. Концепция Е.Д. Поливанова. Программа социолингвистического подхода к языку. Б.А. Ларин о языке города. Понятие двудиалектности. А.М. Селищев: положение о гетерогенности языка и социальной неоднородности его носителей. Л.П. Якубинский о языковой вариативности, обусловленной ситуациями общения. В. М. Жирмунский о национальном языке и социальных диалектах. «Новое учение» о языке Н.Я. Марра. «Дискуссия о Марре». Причины привлекательности учения о Марре.

Пражская лингвистическая школа (ПЛШ). Разработка социолингвистических проблем. ПЛШ и идеи Ф.де Соссюра о языке. Новый взгляд на язык. Функциональный подход к исследованию литературного языка.

Разработка социолингвистических проблем в американской лингвистике. Причины развития социолингвистики в США. Работы У. Брайта, Д. Хаймса, Дж. Гамперца.

^ Язык и структура общества.

Социальная и функциональная дифференциация языка. Литературный язык. Территориальные диалекты. Городское просторечие. Жаргоны. Типы жаргонов: профессиональные, групповые, возрастные. Признаки жаргона: неоднородность состава носителей, установка на языковую игру, метафоризация и др. Основные функции жаргона. Условные “языки” ремесленников. Арго, его функции. Взаимодействие и взаимовлияние языковых подсистем.

^ Социальный аспект владения языком.

Понятие «владения языком». Уровни «владения языком»: собственно лингвистический, национально культурный, энциклопедический, ситуативный. Речевое общение и социальные роли коммуникантов. Принципы речевого общения. Социолингвистический аспект использования языковых единиц разных уровней. Социофонетика. Социальные компоненты в семантике языковых единиц. Социолингвистическая дифференциация лексики и фразеологии. Социолингвистический аспект рассмотрения грамматических единиц. Стили языка как социолингвистическая проблема.

^ Языковая и коммуникативная компетенции.

Н. Хомский о языковой компетенции. Порождающая грамматика. Грамматизм толкования языковой компетенции Н. Хомского. Природа коммуникативной компетенции Д. Хаймса. Набор ситуативных компонентов коммуникации (акроним Speaking): обстановка и сцена, участники, эффект (исход и цели), ход действия, ключ, инструментарий (каналы и формы речи), нормы, жанры. Формирование навыка свободного владения языком и процесс социализации ребенка.

^ Внутригрупповая коммуникация.

Типы групп. Первичные и вторичные группы. Физические ис оциальные характеристики. Сферы социальных отношений. Факторы, способствующие речевой гомогенности группы. Понятие референтной группы. Корреляция между видами отношений и сфер и типичными выборами языкового кода. Д. Гамперц о личном и деловом общении. Английская система обращений (С. Эрвин-Трипп).

^ Социально-речевые портреты носителей современного русского языка.

Речевой портрет представителя интеллигенции. Речевой портрет носителя просторечия. Речевой портрет бизнесмена. Речевой портрет «нового русского» как героя анекдота и литературного персонажа. Специфика мужской и женской речи.

^ Речевое поведение ребенка.

Коммуникация «ребенок – взрослый». Эгоцентрическое и социоцентрическое общение. Типы речевых стратегий взрослого. Эксперимент Б. Бернстайна. Развернутый и ограниченный коды. Предрасположенность типов людей к усвоению того или иного кода.

^ Невербальная коммуникация.

Невербальная коммуникация как канал выражения статусных отношений. Фонация. Кинесика. Социолингвистические эксперименты о роли жестов и мимики в определении статусной позиции. Уважение как оценка статуса человека.

^ Языковое планирование.

Функции государства по отношению к языку (распространение письменности, организация обучения языкам, определение соотношения ряда национальных языков и др.). Понятие о языковой политике. Основные направления языковой политики. Факторы, влияющие на развитие языковой политики. Два аспекта языковой политики. Понятие «языковых проблем». Аспекты языковых проблем. Способы реагирования правительства на языковые проблемы языковых меньшинств.
^ 5. Лабораторный практикум

(“не предусмотрен”)

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная:

1. Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика: учебное пособие для вузов по специальности "Русский язык и литература". М., 2011.

2. Швейцер А. Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы. М., 2011.

Дополнительная:

  1. Беликов В.И. Социолингвистика. – М., 2001.

  2. Белл Р.Т. Социолингвистика. – М., 1980.

  3. Бондалетов В.Д. И. Даль и тайные языки в России. М., 2005.

  4. Горбачевич К.С. Вариантность слова и языковая норма: на материале современного русского языка. – М., 2009.

  5. Громов Д.В. Сленг молодежных субкультур: лексическая структура и особенности формирования // Русский язык в научном освещении. 2009. № 1. С. 228-240.

  6. Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика: к основам общей теории. – М., 1977.

  7. Жирмунский В.М. Национальный язык и социальные диалекты // Ф.М. Березин. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка. Хрестоматия. М., 1981.

  8. Карасик В.И. Язык социального статуса. – М., 2002.

  9. Кочеткова М. А. Культурологические аспекты сленга: сленг американских студентов: College Slang. Нижний Новгород, 2008.

  10. Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое: исследования по современному русскому языку и социолингвистике. – М., 2004. - Доступна эл. версия.

  11. Ларин Б.А. К лингвистической характеристике города // Ф.М. Березин. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка. Хрестоматия. М., 1981.

  12. Марр Н. Я. Яфетидология. М., 2002.

  13. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М., 2000.

  14. Мечковская Н. Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию. – М., 2009.

  15. Никольский Л.Б. Синхронная социолингвистика. – М., 1976.

  16. Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 7. Социолингвистика. – М., 1975.

  17. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка: лексика / под ред. О. Б. Сиротининой. – М., 2009.



  18. Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация. – М., 2003.

  19. Социально-лингвистические исследования / под ред. Л.П. Крысина и Д.Н. Шмелева. – М., 1976.

  20. Черняк В.Д. Наброски к лексическому портрету маргинальной языковой личности // Русский текст. 1994. № 2.

  21. Швейцер А.Д. Введение в социолингвистику.– М., 1978.

  22. Язык. Культура. Этнос / под ред. С.А. Арутюновой. – М., 1994.

  23. Язык и моделирование социального взаимодействия. – М., 1987.

  24. Язык вражды и язык согласия в социокультурном контексте современности: коллективная монография / М. П. Абашева и др. ; отв. ред. И. Т. Вепрева. Екатеринбург, 2006.


Электронные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ):

1. Анищенко О. А. Генезис и функционирование молодежного социолекта в русском языке национального периода. М., 2010. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/93363/, авторизованный.

2. Гриценко Е. С., Сергеева М. В., Лалетина А. О., Бодрова А. А., Дуняшева Л. Г. Гендер в британской и американской лингвокультурах. М., 2011. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/69169/, авторизованный.

3. Земская Е. А. Русская разговорная речь [Электронный ресурс]: лингвистический анализ и проблемы обучения: учебное пособие / Е. А. Земская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Флинта: Наука, 2011. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83088/, авторизованный.

4. Петрова Н. Е., Рацибурская Л. В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии. Учебное пособие. М., 2011. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/69151/, авторизованный.

5. Солганик Г. Я. Основы лингвистики речи. М.: МГУ, 2010. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56824/, авторизованный.
Интернет-ресурсы (свободный доступ):

1. Вахтин Н. Б. Социолингвистика и социология языка. Аудиолекция по предмету "Социолингвистика и социология языка". Читает Вахтин Николай Борисович. – Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3466904, свободный.

2. Филология и лингвистика. Социолингвистика. – Режим доступа: http://filologia.su/sociolingvistika, свободный.

3. Русский филологический портал. Социолингвистика. – Режим доступа: http://philology.ru/linguistics2.htm, свободный.

4. Библиотека Гумер. Русская социолингвистика. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/russlin/index.php, свободный,
^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
Формы текущего контроля

1) Обсуждение на семинарских занятиях вопросов, предложенных в рамках определённой темы;

2) написание реферата по одной из предложенных тем и его устная защита.

Подготовка к семинарским занятиям предполагает изучение лекционного и теоретического материала в рамках курса, усвоение основных социолингвистических терминов.

^ Список литературы для подготовки докладов и сообщений

  1. Современный политический язык. Чудинов А.П. Фитонимная метафора в современной политической речи // Русская речь, 2004. № 4; Бобровская Г.В. Об особенностях современного политического языка // Русская речь, 2006. № 4.

  2. Специфика современного газетного текста.

Покровская Е.В. Прагматика современного газетного текста // Русская речь, 2006, № 3.; Воронцова Ю.А. О коммуникативной установке текстов СМИ // Русская речь, 2005. № 3; Газета в современной культурно-речевой ситуации // Русская речь, 2005. № 5; Обезглавливание через озаглавливание // Русская речь, 2003. № 4; Комические афоризмы в современной газете // Русская речь, 2002. № 5

  1. Лингвистические экспертизы.

Горбаневский М.В. Словом можно убить // Русская речь, 2003. № 6.

  1. Гендерные различия в языке.

Попова Е.А. Об особенностях речи мужчин и женщин // Русская речь, 2007. № 3.

Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации. М., 2004.

Формы итогового контроля

Итоговой формой контроля является зачет, проводимый в форме опроса студентов по программному материалу.

^ Вопросы к зачету

1. Предмет и задачи социолингвистики. Связь языка и общественного развития. Проблемы языковой политики. Широкое и узкое понимание предмета социолингвистики. Разделы социолингвистики (Дж. А. Фишман, Л.Б. Никольский). Понятие макросоциолингвистики и микросоциолингвистики.

Связь социолингвистики с другими лингвистическими дисциплинами. Социолингвистика и лингвистика. Социолингвистика и социология. Социолингвистика и диалектология. Социолингвистика и риторика.

2. Методы социолингвистических исследований. Методика сбора социолингвистических данных и методика социолингвистического анализа. Социолингвистические аксиомы У. Лабова. «Парадокс наблюдателя». А.Д. Швейцер о методах социолингвистических исследований. Социолингвистические эксперименты. Эксперимент Д. Хоппе.

3. Этапы становления социолингвистики в России. Зарождение социолингвистических идей в работах советских лингвистов 20-30 гг. XX в. Концепция Е.Д. Поливанова. Работы Б.А. Ларина, А.М. Селищева, Л.П. Якубинского, В. М. Жирмунского. «Новое учение» о языке Н.Я. Марра. «Дискуссия о Марре». Причины привлекательности учения о Марре.

4. Пражская лингвистическая школа (ПЛШ). Разработка социолингвистических проблем. ПЛШ и идеи Ф.де Соссюра о языке.

5. Разработка социолингвистических проблем в американской лингвистике. Причины развития социолингвистики в США. Работы У. Брайта, Д. Хаймса, Дж. Гамперца.

6. Социальная и функциональная дифференциация языка. Литературный язык. Территориальные диалекты. Городское просторечие. Жаргоны. Типы жаргонов: профессиональные, групповые, возрастные. Признаки жаргона. Основные функции жаргона. Условные “языки” ремесленников. Арго, его функции. Взаимодействие и взаимовлияние языковых подсистем.

7. Понятие «владения языком». Уровни «владения языком» Речевое общение и социальные роли коммуникантов. Принципы речевого общения. Социолингвистический аспект использования языковых единиц разных уровней. Социофонетика. Социальные компоненты в семантике языковых единиц. Социолингвистическая дифференциация лексики и фразеологии. Социолингвистический аспект рассмотрения грамматических единиц. Стили языка как социолингвистическая проблема.

8. Н. Хомский о языковой компетенции. Порождающая грамматика. Грамматизм толкования языковой компетенции Н. Хомского. Природа коммуникативной компетенции Д. Хаймса. Набор ситуативных компонентов. Формирование навыка свободного владения языком и процесс социализации ребенка.

9. Внутригрупповая коммуникация. Типы групп. Первичные и вторичные группы. Физические и социальные характеристики. Сферы социальных отношений. Факторы, способствующие речевой гомогенности группы. Понятие референтной группы. Корреляция между видами отношений и сфер и типичными выборами языкового кода. Д. Гамперц о личном и деловом общении. Английская система обращений (С. Эрвин-Трипп).

10. Социально-речевые портреты носителей современного русского языка. Речевой портрет представителя интеллигенции. Речевой портрет носителя просторечия.

11. Речевое поведение ребенка. Коммуникация «ребенок – взрослый». Эгоцентрическое и социоцентрическое общение. Типы речевых стратегий взрослого. Эксперимент Б. Бернстайна. Развернутый и ограниченный коды. Предрасположенность типов людей к усвоению того или иного кода.

13. Невербальная коммуникация. Невербальная коммуникация как канал выражения статусных отношений. Фонация. Кинесика. Социолингвистические эксперименты о роли жестов и мимики в определении статусной позиции. Уважение как оценка статуса человека.

14. Понятие современной языковой ситуации. Взаимодействие внутренних закономерностей в развитии языка и социальных факторов. Изменения в условиях функционирования современного русского языка.

^ Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Основной язык: социолингвистика» для студентов
Объём дисциплины и виды учебной работы.

Дисциплина «Основной язык: социолингвистика» изучается в шестом семестре. Общая трудоемкость дисциплины – 72 ч: 36 ч – аудиторные занятия, 36 ч – самостоятельная работа. Лекции – 18 ч; практические занятия – 18 ч. Итоговый контроль в шестом семестре – зачет.

«Педагогический сценарий изучения дисциплины».

Из-за небольшого количества часов на изучение дисциплины темы практических занятий не повторяют темы лекций. На лекции выносится рассмотрение следующих вопросов: социолингвистика как научная дисциплина; из истории становления социолингвистики как науки; языковая и коммуникативная компетенции; социальный аспект владения языком; речевое поведение ребенка. На практических занятиях рассматриваются вопросы: язык и структура общества; социально-речевые портреты носителей современного русского языка; внутригрупповая коммуникация; языковое планирование.

При подготовке к практическим занятиям студентам рекомендуется использовать обязательную литературу (помечена знаком * в списках литературы к каждому практическому занятию) – делать конспекты. Для лучшего усвоения материала следует использовать дополнительную литературу.

В качестве основного учебника рекомендовано использовать учебник: ^ Беликов, В.И. Социолингвистика / В.И. Беликов, Л.П. Крысин. – М., 2001. Из-за отсутствия других современных учебников рекомендовано использовать следующие издания:

  1. ^ Крысин, Л.П. Русское слово, свое и чужое: исследования по современному русскому языку и социолингвистике / Л.П. Крысин. – М., 2004, где представлены републикация книги автора «Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка» (1989 год) и ряд статей на социолингвистические темы;

  2. Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация. – М., 2003.

Некоторые темы, выносимые на практические занятия, изучаются посредством подготовки рефератов:

  1. «Смотря по обстоятельствам»;

  2. «Как в театре»;

  3. «Путь в общество» и усвоение языка»;

  4. Русский речевой этикет (способы обращения);

  5. Слово и жест;

  6. Социолингвистический портрет «нового русского» (на материале анекдотов);

  7. Прецедентное имя и парадигма социального поведения;

  8. Студенческий жаргон;

  9. Активные социолингвистические процессы в сфере городских наименований;

  10. Семейный диалог и семейные номинации;

  11. Эвфемизмы в современной русской речи.

Основу эффективного изучения дисциплины составляет обязательное посещение лекционных и практических занятий, регулярное выполнение самостоятельной работы.

Раздел «Язык и структура общества» является базовым при изучении дисциплины, так как в нем определяются основные понятия. При подготовке к семинарским занятиям кроме использования указанной учебной литературы, следует прочитать работы:

^ Жирмунский В.М. Национальный язык и социальные диалекты // Ф.М. Березин. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка. Хрестоматия. – М., 1981;

^ Ларин Б.А. К лингвистической характеристике города // Ф.М. Березин. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка. Хрестоматия. – М., 1981.

^ Ларин Б.А. О лингвистическом изучении города // Ф.М. Березин. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка. Хрестоматия. – М., 1981.

При изучении раздела «Языковая и коммуникативная компетенция» необходимо познакомиться с работами американской школы социолингвистики:

^ Гамперц Джон Дж. Типы языковых обществ // Новое в лингвистике. Вып.III. Социолингвистика. – М., 1975

Или электронный ресурс http://www.philology.ru/linguistics1/gumperz-75.htm

Хаймс, Делл Х. Этнография речи / Делл Х. Хаймс // Новое в лингвистике. Вып. III. Социолингвистика. – М., 1975.

Раздел «Социально-речевые портреты носителей современного русского языка» предусматривает изучение следующих работ:

Черняк В.Д. Наброски к лексическому портрету маргинальной языковой личности // Русский текст. 1994. № 2.

Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. - № 1. - М., 2001. - С. 90-106. или электронный ресурс http://www.philology.ru/linguistics2/krysin-01.htm

Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация. – М., 2003.

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса (УМКД).

В УМКД входят:

  • программа курса «Основной язык: социолингвистика», список основной и дополнительной литературы, необходимой для теоретического освоения курса и подготовки к практическим занятиям;

  • практические задания;

  • вопросы к зачету;

  • приложение.

В приложение включены электронные версии учебников и отдельных работ, необходимые для освоения дисциплины.

1) Беликов В.И. Социолингвистика. – М., 2001.

2) Разговорная речь (Онлайн Энциклопедия Кругосвет)

3) Марр Н. Я. К происхождению языков // Марр Н.Я. Избранные работы. - Т. 1. - Л., 1933. - С. 217-220.

4) Швейцер А.Д. Социолингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 481-482.
^

5) Брайт У. Введение: параметры социолингвистики // Новое в лингвистике. Вып. VII. - М., 1975. - С. 34-41.


6) Гамперц Джон Дж. Типы языковых обществ // Новое в лингвистике. Вып.III. Социолингвистика. – М., 1975

7) Вахтин Н.Б. Социальные аспекты исследования языка (лекция).

8) Скляревская Г. Н. Слово в меняющемся мире: русский язык начала XXI столетия: состояние, проблемы, перспективы // Исследования по славянским языкам. - № 6. - Сеул, 2001. - С. 177-202.

9) Стернин И. А. Социальные факторы и развитие современного русского языка // Теоретическая и прикладная лингвистика. - Вып. 2. Язык и социальная среда. - Воронеж, 2000. С. 4-16.

10) Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. - № 1. - М., 2001. - С. 90-106.

На зачете учитывается работа студентов в течение семестра: выступление на практическом занятии с докладом по одной из предложенных тем составляет первую часть зачета. Вторая часть зачета – ответ на теоретический вопрос по программе курса. На зачете студент должен продемонстрировать следующие знания и умения:

а) разграничивать различные подсистемы русского языка;

б) квалифицировать языковые факты в социолингвистическом аспекте;

в) определять характер и тип языковой ситуации;

г) учитывать социальные роли коммуникантов при речевом общении;

д) выделять социальный компонент в семантике и функционировании языковых средств;

е) использовать приёмы социолингвистических исследований при сборе и анализе языкового материала;

ж) выделять новые тенденции в развитии языка, обусловленные действием социальных факторов.
^ Методические рекомендации для преподавателей,

ведущих занятия по социолингвистике
В связи с ограниченным количеством часов на изучение дисциплины целесообразно распределить материал между лекционными и практическими занятиями. В курсе лекций следует рассмотреть общетеоретические социолингвистические проблемы:

предмет и задачи социолингвистики;

методы социолингвистических исследований;

функции языка в социолингвистическом аспекте;

влияние социальных факторов на язык,

а также вопросы становления социолингвистики как науки.

На практические занятия следует вынести темы, которые позволяют в процессе анализа конкретных фактов научить студентов видеть воздействие социальных факторов на язык и новые тенденции в развитии языка:

вопрос о структуре национального языка (литературные и нелитературные подсистемы);

социально-речевые портреты носителей современного русского языка;

речевое общение в малых социальных группах (на примере семьи);

язык в современном обществе: речевое общение.

Круг проблем, рассматриваемых современной социолингвистикой, очень широк и многообразен, поэтому с целью рассмотрения большего количества вопросов в аудитории следует активизировать самостоятельную работу студентов. Для этого каждый студент должен подготовить доклад (сообщение) по конкретной теме, связанной с описанием речи отдельных социальных групп, с современной языковой ситуацией в России и анализом новых языковых фактов. Эта форма работы позволяет не только активизировать самостоятельную работу студентов, но и способствует развитию у них интереса к научно-исследовательской деятельности. Тема доклада (сообщения) может также быть выбрана студентом самостоятельно.

В случае активной работы студента в течение семестра, подготовке содержательного доклада (сообщения), наличия конспектов обязательных работ зачет может быть выставлен такому студенту по итогам работы («автоматически»). В остальных случаях студент сдает зачет по вопросам программы курса и готовит спецвопрос, связанный с темой реферата (сообщения) и самостоятельно подготовленный студентом.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 031000.62 Филология; профиль: Русская филология; степень: Бакалавр филологии.

Похожие:

Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconПрограмма по дисциплине опд ф. 36 Основной язык: теория речевых жанров
Дисциплина «Основной язык: теория речевых жанров» относится к блоку вариативных дисциплин и является авторским курсом
Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 29 «Основной язык: коммуникативная лексикология»
Социологическая, историческая, сравнительно-сопоставительная и типологическая характеристика языка; язык в его литературной форме...
Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconПрограмма по дисциплине опд ф. 32 «Основной язык: теория языковой коммуникации»
Курс "Основной язык: теория языковой коммуникации" является интегрированным, он строится с опорой на психологическую, лингвистическую,...
Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 34 «основной язык: психолингвистика»
Целью данного курса является формирование у студентов представления о закономерностях функционирования системы, способной порождать...
Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconПрограмма по дисциплине опд р. 41. «Русская языковая картина мира»
Социологическая, историческая, сравнительно-сопоставительная и типологическая характеристика языка; язык в его литературной форме...
Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 9
Дисциплина опд. Ф 9 «Психопатология» должна содержать следующие дидактические единицы
Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconПрограмма по дисциплине опд. Р 23
Опд. Р 23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconПрограмма по дисциплине опд. Р 22
Опд. Р 22. «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»
Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 11
...
Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconПрограмма по дисциплине опд. Р 21
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница