Урок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология»




НазваниеУрок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология»
Дата публикации13.04.2013
Размер93.8 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок

Журавская Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска "Гимназия №147"

Всероссийский Интернет – конкурс педагогического мастерства

2012-2013

Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска

« Гимназия № 147»

Урок русского языка в 8 классе

Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология»

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Журавская Наталия Александровна.

Тема урока: Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология»

(8 класс, программа «Школа-2100»).

Тип урока: комбинированный (обобщение, творческое применение знаний, контроль).

Цели урока: - обобщить изученное ранее по лексике и фразеологии, совершенствовать умения применять знания в практической деятельности;

- развивать умения сопоставлять, обобщать, делать выводы , грамотно излагать свои мысли, формировать коммуникативные умения;

- формировать ценностное отношение к слову и его лексическому значению; воспитывать способность к самоанализу, умение сотрудничать и работать в группе.

Оборудование: словари (толковый, фразеологический, синонимов, антонимов), дидактический и раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания школьников).

^ II. Актуализация знаний

Учитель:

- Продолжаем обобщать изученное в 5-7 классах. Сегодня на уроке вас ждут интересные задания, у вас есть возможность проявить себя и оценивать будете себя сами. Работа на уроке будет организована в группах.

- Прочитайте записанные на доске слова: стол, каникулы, гимн, брант, друг, кукарямба, дорога.

- Какие слова показались вам необычными? Выскажите предположения, почему их можно назвать необычными ( ученики высказывают свою точку зрения: не используются в речи, не знаем их значения).

- Как называется значение, в котором заключён смысл слова? (лексическое).

- В каком разделе языкознания изучается лексическое значение слова? (лексикология).

^ III. Формулирование темы и целей урока

Учитель:

- Вы назвали ключевые слова - лексика, лексикология, лексическое значение. Предположите тему урока по ключевым словам (учащиеся выдвигают варианты, обсуждают). Запись темы на доске и в тетради.

- Предположите цель урока (обобщить знания по теме)

- Для того чтобы добиться этой цели, необходимо определить задачи (ученики высказывают свои предположения: повторить теорию, грамотно использовать слова в речи, опираясь на их лексическое значение и т.д.).

^ IY. Выполнение дифференцированных практических заданий

- Прочитайте высказывание А. Куприна о русском языке, объясните смысл слов

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен .

(учащиеся высказывают предположения).

- Умеете ли вы работать со словом, использовать в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы? Для этого предлагаю вам поработать в группах. Ваша задача- уметь организовать работу в своей группе, найти правильное решение, доказать свою точку зрения.

(задания в Приложении 1)

Y. Проверка выполнения заданий, обсуждение.

Каждая группа озвучивает задания и доказывает свою точку зрения. Остальные группы слушают ответы, обсуждают, вносят дополнения, высказывают своё мнение.

Учитель:

- Вспомнили теоретический материал, решили разные лингвистические ситуации, а теперь предлагаю решить следующую задачу.

Перед вами 3 группы слов и предложений:

1. В темноте сидеть было неприятно.

Мама начала седеть от переживаний.

Апельсин – плод цитрусового дерева.

По реке проплывает плот.
2. На столе лежит мой учебник.

Обязательно перед едой мой руки.

Простой парень – простой в работе.
3. Атлас – атлАс; хлОпок – хлопОк; дорОга – дорогА; вЕсти – вестИ.
-Ваши предположения, как можно назвать эти слова? Почему они разделены на 3 группы?

(учащиеся высказывают свои варианты, необходимо подвести к выводу, что это разновидности омонимов).

- В чём вы видите разницу между такими терминами : омофоны, омоформы, омографы? Предположите, к какой группе подходит каждый термин?

- Итак, вы сегодня не только обобщили свои знания по лексике и фразеологии, но и узнали новое. С целью проверки предлагается выполнить тест. (задание в Приложении 2).

- Самопроверка теста.
^ YI. Итоги урока. Рефлексия.
Учитель:

- Необходимо подвести итог урока.

- Благодарю вас за работу на уроке, мне понравилась ваша работа, понравились интересные ответы и нестандартные решения ситуаций. А теперь предлагаю вам самим оценить свою работу и работу одноклассников, использую следующие выражения:

- Сегодня на уроке я работал (а)……….

Сегодня на уроке я повторил (а)……..

Мне было интересно тогда…..
По теме урока я ещё хотел (а) бы узнать….
- На этом знакомство с лексикой не заканчивается, вам ещё предстоит много узнать для себя и открыть. Хочется завершить наш разговор словами К.Г.Паустовского : «Языку мы учимся и должны учиться непрерывно, до последних дней своей жизни».
^ YII. Домашнее задание

Подобрать материал к викторине «Путешествие в мир лексики и фразеологии»:

- проблемные ситуации;

- лингвистические загадки;

- книжку-малышку «Антонимы в пословицах» .

Можно выбрать одно из заданий, обратитесь к материалам Интернета.

Приложение 1

I группа

1. Как называются данные слова?

Выяснить их значение.

Распределить слова на 2 группы, обосновать своё решение.
^ Ланиты, вече, армяк, очи, ухват, кафтан, чело, брадобрей, уста, десница.

2. Ситуация

Вы пришли устраиваться на работу в редакцию газеты «Новости» корректором. Но для начала вам нужно пройти испытание – найти и исправить ошибки в следующих предложениях

1. Активисты активно участвуют в работе с молодёжью.

2. Очень замечательные пироги печёт моя бабушка.

3. Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

4. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

5. Хороший руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым.


II группа

1. По какому признаку слова распределены в 2 группы?
1) Говорить, ответить, предложить, закричать, сказать.

Спор, диспут, дискуссия, полемика, пререкания.

Холодный, мёрзлый, ледяной, студёный.
2) Большой – маленький, весёлый – скучный, говорить – молчать, быстро – медленно.
2. Ситуация

Вы отдыхаете в международном детском лагере, общаетесь со сверстниками, рассказываете им о своей стране, своём городе, читаете стихи и употребляете такие словосочетания:
тяжёлый характер, сладкий сон, золотые руки, свежие газеты, больной вопрос, душа поёт, лес улыбается, поёт зима, ветер гонит тучи, зима злится, лес призадумался, мороз рисует на окне.

Объясните ребятам из других стран, как называются эти слова.
Расскажите им о русской зиме, используя синонимы, антонимы, слова с переносным значением.

III группа

1. Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Санкт – Петербургу . Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий. Тогда экскурсовод объяснил им: «Зодчий, по-русски, значит архитектор».
Верны ли пояснения экскурсовода?

Какие слова называются заимствованными?

2. Ситуация

Четырёхлетняя Светлана спросила у мамы, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету…
^ Почему Светлана не поняла маму?

IY группа

1. Когда говорят грамотный человек, то всегда ли речь идёт о человеке, умеющем читать и писать? Как тогда понять словосочетания: грамотный инженер, грамотный строитель, грамотный ученик?
2. «Одним словом»

-комиссия, решающая вопрос о присуждении награды на соревнованиях;

-артист, объявляющий номера программы и занимающий публику между номерами;
-подземная железная дорога;

-условия, по которым один из спорщиков обязан что-либо выполнить в случае выигрыша;

-музыкальное произведение, составленное из популярных мелодий;

-кушанье из размятых или протёртых овощей;

-ансамбль из трёх исполнителей;

-нижняя часть самолёта, служащая для его передвижения по аэродрому при взлёте и посадке.

3. Ситуация

Учитель по русскому языку учащимся 6 класса дала задание составить предложения с фразеологизмами. Помогите учителю проверить задание, найти ошибки и исправить их.

1) Все её ругали на чём свет стоял.

2) Он постоянно сидит сложив руки.

3) Опять надела туфли на босую ногу.

4) Пора уже тебе взяться за свой ум.

5) Я привык отдавать себе полные отчёты.

Приложение 2

Тест

1 вариант

1. Фразеологизмы – это :

а) словосочетания, вошедшие в русский язык из других языков;

б) словосочетания, связанные с работой людей той или иной специальности;

в) устойчивые сочетания слов.

2. Запишите слова по данным толкованиям их лексического значения

а) Победитель в спортивных соревнованиях на первенство города, страны, мира

б) Человек, самоотверженно совершающий подвиги.

в) Научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.

3. Какая пара слов является антонимами

а) лук-луг; б) улучшаться-совершенствоваться; в) мстить-прощать; г) соломенный-колючий

4. Какой фразеологический оборот имеет значение «самостоятельно, без чьей – либо помощи»

а) своя голова на плечах

б) своими словами передать

в) своими глазами увидеть

г) своими руками сделать

5. Не жалея мыла – терпеливо мыла – это :

а) омографы; б) омофоны; в) омоформы

2 вариант

1. Заимствованные слова – это :

а) новые слова, возникающие в языке;

б) слова, вошедшие в русский язык из других языков;

в) слова, вышедшие из активного повседневного употребления

2. Запишите слова по данным толкованиям их лексического значения

а) Отличительный знак государства, который изображается на флагах, монетах и печатях;

б) Работник, ведущий деловую переписку в учреждении;

в) Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

3. В каком ряду не все слова являются синонимами?

а) журить, ругать, бранить; б) опасаться, робеть, трусить; в) возражать, протестовать, восклицать; г)бродить, блуждать, слоняться.

4. Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»?

а) волк в овечьей шкуре; б) тише воды, ниже травы; в) вольная птица; г) заячья душа

5. Выскочил из норки – спросил у норки – это :

а) омоформы; б) омофоны; в) омографы

3 вариант

1.Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий:

а) лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов;

б) словосочетания и предложения;

в) звуки речи;

г) лексическое значение, употребление и происхождение слов.

2. Запишите слова по данным толкованиям их лексического значения

а) Команда, личный состав танка, самолёта, корабля.

б) Основной закон государства.

в) Точная выдержка из текста.

3. Какое из данных слов является антонимом к слову «зной»?

а) стужа; б) дождь; в) жара; г) зима.

4. Это сочетание слов составляет фразеологизм:

А) держать в руках палку; б) работать с начала зимы; в) делать из мухи слона; г) делать из бумаги цветы.

5. Атлас – атлАс, мУкой – мукОй – это :

а) омографы; б) омофоны; в) омоформы

Похожие:

Урок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология» iconУрока : обобщение и систематизация изученного материала
Урок предполагает повторение не только разделов русского языка  «Лексика» и «Фразеология», но и повторение орфографии, морфемного...
Урок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология» iconУрок русского языка в 8 классе. Обобщение изученного материала по теме
Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «сош №23» города Северодвинска Перкова Любовь Михайловна
Урок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология» iconУрока русского языка в 9 классе по теме «Как успешно выполнить экзаменационные задания?»
Образовательные: обобщение и систематизация изученного материала по теме «Лексика», «Грамматика», подготовка к выполнению части с...
Урок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Богатство и разнообразие лексики русского языка»
Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка»
Урок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока
Тема: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология»
Урок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология» iconУрока: Обобщающий урок в 6 классе по теме «Лексика и фразеология»
«Лексика и фразеология». Узнали, что такое слово, как появляется на свет, почему исчезает, сколько у него может быть значений, какую...
Урок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология» iconУрок русского языка в 1-м классе Обобщение изученного материала по теме «Предложение»
...
Урок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология» iconУрок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные средства русского языка»
«Изобразительные и выразительные средства русского языка» Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка
Урок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология» iconУрок русского языка в 6 классе. Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование»
Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «сош №23» города Северодвинска Перкова Любовь Михайловна
Урок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «имя числительное. Обобщение»
Цель изучения настоящей темы: правильно писать и произносить имена числительные, т е соблюдать орфографические и орфоэпические нормы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница