Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь»




Скачать 105.46 Kb.
НазваниеКонкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь»
Дата публикации11.04.2013
Размер105.46 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > Литература > Конкурс
Российский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»
Секция

Естествознание. Неживая природа.

Символ русской культуры - матрешка.

Выполнил учащийся 2А класса

МОУ «СОШ№1» г.Шумерля

Медведев Евгений


Руководитель:

учитель начальных классов

МОУ «СОШ№1» г. Шумерля

Ильина Татьяна Николаевна

г.Чебоксары 2011г

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

«Символ русской культуры - матрешка»
Анкетные данные участника конкурса «Я – исследователь»:

  1. Фамилия, имя, отчество автора Медведев Евгений Васильевич

  2. Образовательное учреждение, район/город МОУ «СОШ№1» г. Шумерля

  3. Фамилия, имя, отчество научного руководителя Ильина Татьяна Николаевна

  4. Предметное направление Естествознание. Неживая природа.

  5. Возрастная группа III возрастная группа (8-9 лет) – 01.07.2003 – 30.06.2002 г. р.


Краткое описание работы:

Проблема. Не только учащиеся начальной школы, но даже не все взрослые знают о происхождении русской матрешки. Какое огромное значение она имеет как для коллекционеров, так и для туристов.

^ Цель работы.

Проанализировать происхождение и популярность русской игрушки – матрешки.

Задачи.

1.Изучить историю русской игрушки;

2.Провести анкетирование среди одноклассников с целью выявления значимости символа русской культуры.

3.Создать презентацию по результатам исследования.

4.Изготовить матрёшку и расписать её, используя фантазию и творчество.

Актуальность.

Матрёшка - это уникальная особенная поделка, которой Россия славилась всегда. Наше общество в настоящее время испытывает потребность в поисках своих

культурных истоков.

Гипотеза.

Русская матрешка – является одним из символов русской культуры.

^ Предполагаемые результаты.

  1. Исследовать и проанализировать специальную литературу по теме исследования.

  2. Создать презентацию по теме исследования с целью популяризации игрушки –матрешки среди учащихся и родителей.

  3. Изготовить игрушку с соблюдением основных критериев этой национальной игрушки.

Выводы.

Проанализировав информацию и Интернет ресурсы, я узнал не только о происхождении русской национальной игрушки – матрешки, но и о том, почему одни игрушки разукрашены так, а другие иначе, почему матрешка является символом русской культуры.

Эта работа считается долгосрочной. Ее выполнение заняло полгода. Это сбор информации, поиск игрушки – матрешки на прилавках магазинов нашего города, личное изготовление данного символа русской культуры с использованием технологии папье-маше.

Данная работа является информацией, как для учащихся младших классов, так и для их родителей. Она может быть использована как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках окружающего мира, технологии и изобразительного искусства.

^ Цель работы.

Проанализировать происхождение и популярность русской игрушки – матрешки.

Задачи.

1.Изучить историю русской игрушки;

2.Провести анкетирование среди одноклассников с целью выявления значимости символа русской культуры.

3.Создать презентацию по результатам исследования.

4.Изготовить матрёшку и расписать её, используя фантазию и творчество.

Актуальность.

Матрёшка - это уникальная особенная поделка, которой Россия славилась всегда. Наше общество в настоящее время испытывает потребность в поисках своих

культурных истоков.

Гипотеза.

Русская матрешка – является одним из символов русской культуры.

^ Предполагаемые результаты.

  1. Исследовать и проанализировать специальную литературу по теме исследования.

  2. Создать презентацию по теме исследования с целью популяризации игрушки – матрешки среди учащихся и родителей.

  3. Изготовить игрушку с соблюдением основных критериев этой национальной игрушки.


Эта тема заинтересовала меня давно. Как - то на уроке изобразительного искусства в первом классе рисовали матрешку. Много раз я задумывался о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки. И вот я решил провести свое исследование.

Начиная работу, в первую очередь я хотел узнать, что обозначает слово «матрешка»? Определение слова «матрешка» я стала искать в словаре. Интересно, что в словаре Даля о матрешке нет никаких сведений. Зато в словаре Ожегова дано значение этого слова как «полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера».

В ходе изучения литературы на данную тему, я узнал, что первая русская матрешка была выточена по эскизам С.В.Малютина лучшим матрешечником из Сергиева Посада В.Звездочкиным. (см. приложение 1) Василий Петрович Звездочкин родился в деревне Шубино, что находилась в Подольском уезде, в 1876 году. Отец его был простым крестьянином, поэтому отправил маленького Василия учиться в церковную школу. Дальше учиться Василию не пришлось — нужно было помогать своей семье. Вначале он пас скот, а потом стал работать с отцом и на пашне. Когда Василию исполнился 22-ой год, отец отправил его в Москву — получать профессию, там он и начал обучаться токарному делу.

Так в конце 19 века первую русскую матрешку выточил токарь Звездочкин в с. Абрамцево в мастерской "Детское воспитание" Мамонтова. (см. приложение 2) Первая русская матрешка была восьмиместная. За девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все матрешки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленутого младенца. Идея создания разъемной деревянной матрешки была подсказана японской игрушкой, привезенной с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова.

Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. (см. приложение 3)Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную матрешку на острове Хонсю русский монах. В 1900 году матрешку, а именно так прозвали новую игрушку, отвезли на выставку в Париж, где её очень высоко оценило жюри.

В 1906 году, на выставке в Милане Звездочкин получил диплом и малую золотую медаль. В это же время Василий Петрович перешел работать в мастерскую в городе Сергиев Посад. Там был сформирован настоящий центр игрушечного промысла. Конкуренция была высока, но Звездочкин и тут был лидером. Его работы постоянно участвовали в выставках: в Петербурге - в 1907 и 1913 годах и в Казани - в 1919 году. Получил он и ещё одну малую, а также и большую золотую медаль.

В 1914 году Звездочкина назначили преподавателем в токарном цехе училища игрушечного промысла. Вся жизнь Звездочкина была связана с деревянной игрушкой. С 1949 года руководил токарным цехом артели «Художественная игрушка». Даже в 75 летнем возрасте, Василий Петрович все еще продолжал работать. Ушел из жизни Звездочкин трагически: в 1955 году, на 80-том году жизни он попал под поезд, случилось это недалеко от его артели в Загорске. Таким образом, Василий Петрович Звездочкин является «отцом » русской матрешки.

Но почему же эту куклу назвали «матрешкой?» Оказывается, что имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - "матрешки". Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую. Игрушки, не вкладывающиеся одна в другую - просто «точеная игрушка».
Таким образом, хорошо принятая народом, Матрешка получила большое распространение. Ее стали создавать в Сергиевском посаде (ныне г. Загорск), в Нижегородской губернии (ныне Горьковская область), а после Великой Октябрьской революции и в г. Семенове (Горьковская область), в селах Семеновского района Мериново и Полхов-Майдан. Семеновские матрешки отличаются своей "вместительностью" - традиционно такая матрёшка состоит из 15-18 кукол, а самая вместительная матрёшка в России, изготовленная именно в Семёнове - это целых 72 куклы, самая большая из которых составляет целый метр в высоту!

В образах первых матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий. (см. приложение 4) В ее содержании и форме отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка рассматривается, как символ русского искусства.

Как же происходит изготовление матрешки? Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы или березы. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую! Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером. Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной - с рисовое зерно. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом - сарафан и косынка. Так Матрешка, благодаря В.П. Звездочкину, стала традиционным сувениром России и символом ее культуры. Туристы, приезжая в нашу страну, в качестве подарка для родных и близких выбирают матрешку и она остается в их памяти.

Мною была проведена анкета среди одноклассников.

^ Кто выточил первую русскую матрешку?

Нет, не знаю – 25учеников(100%)

Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрешку?

Да - 25учеников(100%)

Этот ответ можно было предугадать. Ведь на уроке изобразительного искусства рисовали и наносили роспись. Поэтому меня заинтересовал другой вопрос.

^ Есть ли у вас дома эта игрушка?

Да- 9 учеников(36%)

Нет- 16 учеников(64%)

Да в наших магазинах нет в широкой продаже этого сувенира. Или быстро раскупают коллекционеры, или туристы. Может некоторые не понимают, какое значение для нас имеет этот сувенир.

^ Нравиться ли вам матрешка?

Да, очень-14 учеников(56%)

Да- 11 учеников(44%)

В заключении я задаю себе вопросы: «Чем для меня была полезна эта работа?» «Чему она научила?»

В ходе исследования я узнал много нового, интересного и полезного. Используя разные источники я получил ответы на свои вопросы. Мне было трудно, но я старался находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получалось, это не страшно, ведь я только учусь.

Что же дала мне эта работа?  Я научилась сравнивать, анализировать.   Хочу отметить, что приобрел большой опыт работы по исследовательской деятельности. Но главное я понял, почему русская Матрешка является символом России и так долго нравится людям.

И конечно мне захотелось самому изготовить матрешку и придумать узоры для моей куклы. Я использовал технологию папье-маше, а для узора взял наш национальный чувашский наряд. И вот у меня получилась своя национальная кукла-матрешка (см. приложение 5).

Таким образом, Матрёшка - это добрый подарок для родных и друзей, лучший сувенир для туристов, выразительная игрушка и уникальный предмет для коллекционирования.

Литература:


  1. Хохломская роспись. О матрёшке. Сайт www.hohloma.nnov.ru.

  2. Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru.

  3. О матрёшке. Культура. Искусство. СМИ. www.library.ru.

  4. Мифологический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1991. – стр. 351.


Анкета участника конкурса «Я – исследователь»
Фамилия, имя, отчество Медведев Евгений Васильевич

Дата рождения 01.11.2002

Образовательное учреждение МОУ»СОШ№1» г. Шумерля

^ Регион, город/район Чувашская Республика, г. Шумерля

Руководитель работы Ильина Татьяна Николаевна

Название работы «Символ русской культуры – матрешка»

Работа выполнена индивидуально
Предметное направление (нужное подчеркнуть):

^ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. НЕЖИВАЯ ПРИРОДА;

Возрастная группа III возрастная группа (8-9 лет) – 01.07.2003 – 30.06.2002 г. р.;
Дата «____» _____________________2011 г.

Подпись________________________

Анкета руководителя детской работы

1. Фамилия, имя, отчество Ильина Татьяна Николаевна

2. Тема работы Вашего ученика «Символ русской культуры – матрешка»

^ 3. Домашний адрес Чувашия, г. Шумерля, ул. Мира, дом 14, кв.39.
4. Телефоны раб. 8(83536)5-42-95

дом. 8(83536)5-66-43

сот. 8-906-386-41-75
5. Электронная почта tatyana_il_69
6. Место работы и должность МОУ» СОШ№1» г. Шумерля, учитель начальных класов

^ 7. Учёная степень, учёное звание учитель Ι квалификационной категории

8. Должность, ф.и.о., телефон руководителя Вашей организации

Директор Полякова Т.В., тел. 8(83536)5-13-40
Дата «____» _____________________2011 г.

Подпись________________________

Приложение 1


Н.В.Звездочкин

(1876 – 1955)

Приложение 2


Село Абрамцево – Имение С. Мамонтовых.


Приложение 3




Приложение 4





Изготовление матрешки. Приложение 5










Похожие:

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» iconПрезентация «Самолеты-беспилотники» Апрель II международный конкурс...
Конкурс исследовательских работ «Мир вокруг нас» старшеклассников образовательных учреждений Гатчинского муниципального района
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» iconРоссийская академия образования Всероссийские олимпиады школьников по технологии
Всероссийских Олимпиад школьников по технологии, начиная с 2000 года. Олимпиада включает тестирование участников, выполнение ими...
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» iconКонкурс исследовательских и творческих работ школьников «Шаг в науку»
Перевалова Людмила Васильевна, учитель 1 русского языка (1категория), моу оош с. Харауз
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» iconКонкурс исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Одарёнок 2012»
Многообразна современная игрушка. В ней множество новых образов и сюжетов, художественных поисков, авторских почерков. И каждая игрушка,...
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» iconXxxii районный конкурс исследовательских работ учащихся муниципальное...
Районный конкурс исследовательских работ учащихся муниципальное образовательное учреждение платошинская средняя общеобразовательная...
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» iconРастения часть живой природы. Связь растений с объектами неживой природы
Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке»
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» iconПоложение о Фестивале детских (детско-взрослых) проектных и исследовательских...
Фестиваль проектных и исследовательских работ детей дошкольного и младшего школьного возраста, получивший название "Узнайки и Умейки",...
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» iconОб итогах районной научно-практической конференции исследовательских работ «Первые шаги в науку»
Ноября в моу богатовской сош оц прошла районная научно-практическая конференция исследовательских работ младших школьников «Первые...
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» iconРазвитие творческих способностей, поисковой и исследовательской деятельности...
Пробуждать у младших школьников познавательный интерес к предметам в процессе обучения
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» iconВторые межрегиональные историко-культурологические чтения – 2010-2011...
Председатель Кировского регионального отделения Общероссийского движения творческих педагогов «Исследователь»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница