Программа по дисциплине гсэ ф 5




Скачать 323.83 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине гсэ ф 5
страница1/3
Дата публикации06.04.2013
Размер323.83 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Литература > Программа
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»


УТВЕРЖДЕНА

Советом ИФМИП

Председатель Е.Ю. Булыгина

_______________(подпись)

«2» июля 2010 г.

Обсуждена на заседании кафедры

теории обучения русскому языку и педриторики

Протокол № 10 от «29» июня 2010 г.

И.Н. Зайдман

___________ (подпись)

ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ГСЭ Ф.1. 5. Русский язык и культура речи

(код по УП) (наименование дисциплины)

Специальность 080505. 65 Управление персоналом

Квалификация: менеджер
Составители:

проф. Зайдман И.Н., к.п.н., доцент

доцент Баранник А.С., к.п.н.


Новосибирск 2010

^ ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

ГСЭ Ф.10 Русский язык и культура речи

Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи.

Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публичном стиле.

Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
^ 1. Цель и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» – познакомить студентов с основными речеведческими понятиями, имеющими практический выход, и на базе теории сформировать общеучебные и профессиональные коммуникативные умения.

Цель дисциплины определяет следующие задачи:

  • углубить представления о тексте и его жанрово-стилистических типах;

  • научить студентов приемам языкового анализа текстов и речевых актов;

  • обучить выбирать необходимые языковые средства при создании устных и письменных текстов разных стилей и типов в соответствии с коммуникативной задачей;

  • продолжить формирование приемов учебной деятельности, связанной с конспектированием, реферированием, подготовкой докладов и проч.;

  • совершенствовать навыки грамотного письма и говорения;

  • ориентировать на самостоятельную работу со словарями и справочниками.



^

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Студенты должны знать особенности функциональных стилей и речевых жанров, основные нормы литературного языка и типы ошибок.

Студенты должны уметь анализировать, создавать и редактировать устные и письменные тексты тех жанров, которые непосредственно связаны с их учебной и будущей профессиональной деятельностью.

Студенты должны владеть нормами современного русского литературного языка, общеучебными умениями отбора, группировки, предъявления информации в форме, адекватной речевой ситуации.
^ 3.Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

120




Аудиторные занятия

60 \16\2 сокр.

2 /1,2 ОЗО\уст. сокр.

Лекции

26 \4+4 ОЗО

2 /1,2 ОЗО

Практические занятия

16 \2+4 ОЗО\2 сокр.

2 /1,2 ОЗО

Лабораторные занятия

18 \+2 ОЗО

2 /1,2 ОЗО

Самостоятельная работа

60 \104 ОЗО\118 сокр.

2 /1,2 ОЗО

Вид итогового контроля

зачет

2 /2 ОЗО\уст. сокр.


^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Тематический план учебной дисциплины


№ п.п.

Тема

ЛК

ПЗ

ЛЗ

СР

1.

Общение и знаковые системы. Виды общения. Основные единицы общения. Коммуникативные цели, стратегии и тактики. Причины коммуникативных неудач. Условия оптимального общения.

2

2




4

2.

Понятие о языке и речи. Функции языка (речи). Устная и письменная формы речи. Монолог, диалог. Типы речи. Текст. Текстовые единства. Виды информации в тексте. Речевые жанры.

2

2




4

3.

Культура языка и культура речи. Аспекты культуры речи. Языковая норма, виды норм. Коммуникативные качества речи. Типы ошибок. Приемы редактирования основных типов ошибок.

2

2

4

8

4.

Этикет. Средства этикета. Национальная и историческая специфика этикетных правил. Речь и этикет. Ситуации употребления речевого этикета. Основные формулы речевого этикета.

2

2




4

5.

Стилистика как раздел языкознания. Общенародный и литературный язык. Нелитературные варианты языка. Понятие о стиле. Языковые средства с позиции стилистической окраски. Функциональные стили современного русского литературного языка.

2

2

2

6

6.

Общая характеристика научного стиля. Подстили научного стиля. Научная статья. Монография. Отчет. План. Виды планов. Тезисы. Конспект. Виды конспектов. Аннотация. Отзыв. Рецензия. Реферат, его виды, структура, языковые формулы в реферате. Требования к содержанию и оформлению плана, тезисов, конспекта, реферата. Технология составления плана, тезисов, конспекта, реферата.

2

2

2

6

7.

Общая характеристика официально-делового стиля. Подстили официально-делового стиля. Виды документов. Постановление. Приказ. Распоряжение. Акт. Договор. Протокол. Инструкция. Отчет. Справка. Деловое письмо. Виды деловых писем. Заявление. Доверенность. Расписка. Докладная, служебная и объяснительная записки. Характеристика. Автобиография. Резюме. Правила оформления документов. Интернациональные свойства деловой речи. Языковые формулы документов. Приемы унификации в документе. Речевой этикет в документе. Реклама в деловой речи.

2

2




6

8.

Общая характеристика публицистического и художественного стилей. Подстили публицистического и художественного стилей. Жанровая дифференциация в публицистическом и художественного стилях.

1

1




2

9.

Общая характеристика разговорного стиля. Подстили разговорного стиля. Жанровые разновидности разговорного стиля. Роль внеязыковых средств в разговорной речи.

1

1




2

10.

Диалог. Виды вопросов. Средства диалогизации монолога. Полилог. Спор. Типология споров. Логическая структура спора. Виды аргументов. Ошибки в построении аргументации. Уловки в споре. Культура спора.

4




6

8

11.

Ораторская (публичная) речь. Роды ораторских речей. Цели выступлений. Структура ораторской речи. Основные этапы подготовки выступления. Оратор и его аудитория. Приемы привлечения внимания слушателей. Ответы на замечания и вопросы слушателей. Способы аргументации и приемы убеждения в публичной речи.

6




4

10




ИТОГО:

26

16

18

60



^ 4.2. Тематический план ОЗО

№ п.п.

Тема

ЛК

ПЗ

ЛЗ

СР

1.

Общение и знаковые системы. Виды общения. Основные единицы общения. Коммуникативные цели, стратегии и тактики. Причины коммуникативных неудач. Условия оптимального общения.

1

1

-

10

2.

Понятие о языке и речи. Функции языка (речи). Устная и письменная формы речи. Монолог, диалог. Типы речи. Текст. Текстовые единства. Виды информации в тексте. Речевые жанры.

1

1

-

12

3.

Культура языка и культура речи. Аспекты культуры речи. Языковая норма, виды норм. Коммуникативные качества речи. Типы ошибок. Приемы редактирования основных типов ошибок.

1

1




16

4.

Этикет. Средства этикета. Национальная и историческая специфика этикетных правил. Речь и этикет. Ситуации употребления речевого этикета. Основные формулы речевого этикета.

1

1

-

12

5.

Стилистика как раздел языкознания. Общенародный и литературный язык. Нелитературные варианты языка. Понятие о стиле. Языковые средства с позиции стилистической окраски. Функциональные стили современного русского литературного языка.

1

1




16

6.

Диалог. Виды вопросов. Средства диалогизации монолога. Полилог. Спор. Типология споров. Логическая структура спора. Виды аргументов. Ошибки в построении аргументации. Уловки в споре. Культура спора.

1

-

1

20

7.

Ораторская (публичная) речь. Роды ораторских речей. Цели выступлений. Структура ораторской речи. Основные этапы подготовки выступления. Оратор и его аудитория. Приемы привлечения внимания слушателей. Ответы на замечания и вопросы слушателей. Способы аргументации и приемы убеждения в публичной речи.

2

1

1

20




ИТОГО

8

6

2

104


На сокращенных сроках обучения студенты самостоятельно осваивают дисциплину по представленным источникам, готовятся к контрольной работе, во время аудиторного занятия выполняют эту КР, обсуждают ее, исправляют допущенные ошибки.
4.3. Содержание разделов дисциплины

Общение и знаковые системы (естественные и искусственные). Виды общения: вербальное – невербальное, контактное – дистантное, непосредственное – опосредованное, бытовое (неофициальное) – деловое (официальное), фатическое – информативное, открытое – закрытое. Основные единицы общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Коммуникативные цели, стратегии и тактики. Учет социальной роли и индивидуальных особенностей собеседника. Причины коммуникативных неудач. Коммуникативный кодекс. Условия оптимального общения.

Понятие о языке и речи. Функции языка (речи): коммуникативная, номинативная, когнитивная, эмотивная (экспрессивная), метаязыковая, фатическая, аккумулятивная (кумулятивная), волюнтативная (конативная), эстетическая. Устная и письменная формы речи. Разновидности речи: монолог, диалог, полилог. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Текст. Текстовые единства: тематическое, смысловое, структурное, грамматическое, стилевое. Виды информации в тексте: основная, дополнительная, дублирующая; фактографическая, логико-теоретическая, оценочная; подтекстовая. Речевые жанры.

Культура языка и культура речи. Аспекты культуры речи: этический, коммуникативный и нормативный. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Виды норм: обязательные и вариативные. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Коммуникативные качества речи: правильность, уместность, доступность (ясность, понятность), краткость (лаконизм), богатство, чистота, образность (выразительность), своеобразие, логичность, точность. Типы ошибок: произносительные, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные, стилистические, логические, фактические. Приемы редактирования основных типов ошибок.

Этикет. Средства этикета: вербальные и невербальные. Выбор этикетного знака. Национальная и историческая специфика этикетных правил. Речь и этикет. Ситуации употребления речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, поздравление, пожелание, совет, приказ, требование, просьба, согласие, отказ, комплимент, похвала, сочувствие, соболезнование, утешение и др. Основные формулы речевого этикета.

Стилистика как раздел языкознания. Понятие общенародного и литературного языка. Нелитературные варианты языка: просторечие, диалекты, жаргоны. Понятие о стиле. Стилистически окрашенные единицы языка как материальная база стилей. Стилистические синонимы. Языковые средства с позиции стилистической окраски: нейтральные, разговорные, книжные. Функциональные стили современного русского литературного языка: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный. Взаимодействие функциональных стилей.

Общая характеристика научного стиля (сфера употребления, задача стиля, экстралингвистические признаки стиля, языковые средства, используемые в научном стиле). Подстили научного стиля: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный. Жанровое своеобразие письменной научной речи. Научная статья. Монография. Отчет. План. Виды планов. Тезисы. Конспект. Виды конспектов. Аннотация. Отзыв. Рецензия. Реферат, его виды, структура, языковые формулы в реферате. Требования к содержанию и оформлению плана, тезисов, конспекта, реферата. Технология составления плана, тезисов, конспекта, реферата. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Общая характеристика официально-делового стиля (сфера употребления, задача стиля, экстралингвистические признаки стиля, языковые средства, используемые в официально-деловом стиле). Подстили официально-делового стиля: официально-документальный и обиходно-деловой (канцелярский). Виды документов: организационно-распорядительные, информационно-справочные, частные деловые бумаги. Постановление. Приказ. Распоряжение. Акт. Договор. Протокол. Инструкция. Отчет. Справка. Деловое письмо. Виды деловых писем. Заявление. Доверенность. Расписка. Докладная, служебная и объяснительная записки. Характеристика. Автобиография. Резюме. Правила оформления документов. Интернациональные свойства деловой речи. Языковые формулы документов. Приемы унификации в документе. Речевой этикет в документе. Реклама в деловой речи.

Общая характеристика публицистического стиля (сфера употребления, задача стиля, экстралингвистические признаки стиля). Подстили публицистического стиля: газетно-публицистический, радио-тележурналистский, ораторский. Жанровая дифференциация: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Заметка. Репортаж. Отчет. Интервью. Корреспонденция. Статья. Комментарий. Очерк. Фельетон. Памфлет. Отбор языковых средств в публицистическом стиле.

Общая характеристика художественного стиля (сфера употребления, задача, стилевые черты, языковые особенности). Подстили художественного стиля: прозаический, поэтический, драматический. Речевые жанры художественного стиля.

Общая характеристика разговорного стиля (сфера употребления, задача стиля, экстралингвистические признаки стиля, языковые средства, используемые в разговорном стиле). Условия функционирования разговорного стиля. Подстили разговорного стиля: разговорно-официальный, разговорно-бытовой. Жанровые разновидности разговорного стиля. Беседа. Разговор. Рассказ. История. Письмо. Записка. Роль внеязыковых средств в разговорной речи.

Диалог. Виды вопросов: открытые – закрытые – альтернативные, риторические, проблемные, эстафетные, зеркальные. Средства диалогизации монолога: обращения, вопросно-ответные единства, риторические вопросы, восклицания, имитация диалога с реальным или воображаемым собеседником. Полилог. Спор. Жанровые разновидности диалогической (полилогической) речи: дискуссия, диспут, полемика, дебаты (прения). Типология споров. Логическая структура спора. Виды аргументов. Ошибки в построении аргументации. Уловки в споре. Культура спора.

Ораторская (публичная) речь. Роды ораторских речей: социально-политическая, академическая, судебная, церковная, социально-бытовая, военная, деловая, торговая. Цели выступлений. Структура ораторской речи. Основные этапы подготовки выступления. Оратор и его аудитория. Средства установления контакта оратора со слушателями. Оптимальная манера выступления. Приемы привлечения внимания слушателей. Ответы на замечания и вопросы слушателей. Организационно-техническая, психологическая и физическая подготовка к выступлению. Способы аргументации и приемы убеждения в публичной речи. Образность в ораторском выступлении. Словесное оформление публичного выступления: понятность, информативность, выразительность публичной речи.
^ 5. Лабораторные занятия ДО

Лабораторное занятие №1-2. Нормы русского языка.

Выполнение заданий на обнаружение и исправление ошибок, нарушение различных норм языка. Работа индивидуальная переходит в парную и групповую.

^ Лабораторное занятие № 3. Стили языка и речи.

Определение функционального стиля текста, его характеристика. Групповая форма организации переходит в коллективную, затем в индивидуальную и парную.

^ Лабораторное занятие № 4. Научный стиль речи, Жанры научного стиля.

Анализ текстов разных научных жанров, создание собственных текстов в жанре плана, тезисов, конспекта, реферата. Группы выполняют аналитические задания по вариантам, затем объединяются по две группы для взаимопроверки, затем проводится коллективное обсуждение и анализ. Студенты индивидуально по вариантам выполняют продуктивные задания на создание текста, затем работают в парах, потом объединяются в группы, затем проводится коллективное обсуждение и анализ.

^ Лабораторные занятия 5, 6, 7. Диалог. Средства диалогизации монолога. Полилог. Спор. Ошибки в построении аргументации. Уловки в споре.

Анализ видео- и текстовых фрагментов позитивного образца, затем негативные образцы, выявляются недостатки коммуникации, проводится корректировка, затем студенты участвуют в ролевых играх, создавая свои высказывания, «репетируют» использование уловок и их обнаружение, прерывание манипуляций.

^ Лабораторные занятия 8, 9. Ораторская речь, выступление перед аудиторией.

Анализ ораторских выступлений (видео- и текстовых фрагментов позитивного образца, затем негативные образцы), выявляются и корректируются недостатки коммуникации. Студенты готовят свое выступление и предъявляют его, приобретая опыт борьбы оратора с аудиторией и ответов на вопросы.
^ Лабораторное занятие ОЗО. Диалог, диалогизация монолога, спор, уловки, публичная речь.

Анализ видео- и текстовых фрагментов позитивных образцов, затем негативные образцы, выявляются недостатки коммуникации, проводится корректировка, затем студенты участвуют в ролевых играх, создавая свои высказывания, которые коллективно анализируются.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
Основная

  1. Баранник, А. С. Эффективные профессиональные коммуникации: учебное пособие / А. С. Баранник. Новосибирск, 2008.

  2. Евдокимова, Е. В. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс / Е. В. Евдокимова, А. С. Баранник, И. Н. Зайдман, А. В. Бессонова. – Новосибирск, 2007.

  3. Зайдман, И. Н. Технология учебно-научной работы: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / И. Н. Зайдман, О. А. Ефремова, М. А. Григорьева, А. С. Баранник. Новосибирск. Ч. 1. 2007.

  4. Зайдман, И. Н. Технология учебно-научной работы: учебно-методическое пособие: В 2 ч. / И. Н. Зайдман, Е. В. Евдокимова, Е. Г. Басалаева, М. А. Лаппо, О. А Ефремова, Ю. Ю. Алехова. Новосибирск. Ч. 2. 2006.

  5. Фоменко, Ю.В. Культура речи. Стилистика. Риторика: учебное пособие/ Ю.В. Фоменко. Новосибирск: НГПУ, 2008.- 182 с.



  1   2   3

Похожие:

Программа по дисциплине гсэ ф 5 iconПрограмма по дисциплине гсэ. Р. 3
Гсэ. Р. 3 «Профессиональный этикет в обучении и воспитании лиц с проблемами в развитии»
Программа по дисциплине гсэ ф 5 iconПрограмма по дисциплине гсэ. В 11
Составитель: Н. Н. Вольский, доцент кафедры специальной психологии ифмип, к мед н
Программа по дисциплине гсэ ф 5 iconПрограмма по дисциплине гсэ. В 10
Составитель: Н. Н. Вольский, доцент кафедры специальной психологии ифмип, к мед н
Программа по дисциплине гсэ ф 5 iconПрограмма по дисциплине гсэ в 12 Психология
«личность» в психологии; о соотношении понятий «человек», «индивид», «субъект», «индивидуальность»
Программа по дисциплине гсэ ф 5 iconПрограмма по дисциплине гсэ. Ф. 11
Специальность: 050301. 65 Русский язык и литература. (Квалификация – Учитель русского языка и литературы)
Программа по дисциплине гсэ ф 5 iconПрограмма по дисциплине гсэ ф. 7
Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи
Программа по дисциплине гсэ ф 5 iconПрограмма по дисциплине гсэ ф. 5
Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи
Программа по дисциплине гсэ ф 5 iconПрограмма по дисциплине гсэ. В. 10
Достижение данной цели ведет к повышению общей культуры будущего специального психолога, уровня его гуманитарной образованности
Программа по дисциплине гсэ ф 5 iconПрограмма по дисциплине гсэ р. 1
Учебная программа составлена в соответствии с требованиями Госу­дарственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа по дисциплине гсэ ф 5 iconПрограмма по дисциплине гсэ р. 1
Учебная программа составлена в соответствии с требованиями Госу­дарственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница