Программа по дисциплине опд. В. 13




Скачать 148.09 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине опд. В. 13
Дата публикации06.04.2013
Размер148.09 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Литература > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»


УТВЕРЖДЕНА

Советом ИФМИП

Председатель Е.Ю. Булыгина

_______________(подпись)

« 6 » июля 2012 г.

Обсуждена на заседании кафедры

теории обучения русскому языку и педриторики

Протокол № 10 от «27» июня 2012 г.

И.Н. Зайдман

__________ (подпись)
ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД. В. 3.13 Спецсеминар по методике преподавания русского языка

(код по УП) (наименование дисциплины)
^ РИТОРИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ


Специальность: 050301.65 – русский язык и литература

Квалификация - учитель русского языка и литературы.

Составитель:

проф. Зайдман И.Н., к.п.н., доцент

Новосибирск 2012

^ 1. Цели и задачи дисциплины.
Цель - познакомить студентов с особенностями педагогического общения, педагогической риторикой, повысить коммуникативно-речевую компетенцию будущих педагогов, развивать стремление совершенствовать свое речевое мастерство.
Задачи, реализуемые в процессе изучения курса:

– познакомить студентов с основными риторическими понятиями, рассмотреть особенности педагогического \ обучающего монолога и диалога, функционирование разных видов речевой деятельности в профессиональной коммуникации;

– сформировать у студентов основные коммуникативные умения вести профессиональный диалог \монолог в разных видах аудитории, характеризовать коммуникацию с точки зрения профессиональной эффективности, выявлять типичные недостатки общения и предлагать способы их преодоления;

– формировать психологическую готовность эффективно взаимодействовать с партнерами по общению, стремление найти свой стиль и приемы общения, вырабатывать собственную систему речевого самосовершенствования, осуществлять рефлексию своей профессиональной коммуникации;

– организовывать систематическую речевую деятельность, направленную на формирование устойчивых коммуникативных умений в профессиональном общении через систему специальных заданий аналитического характера, коммуникативно-речевых упражнений, риторических и деловых игр.
^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студенты должны знать качества речи, уметь анализировать речь, соблюдать основные нормы русского литературного языка, владеть голосом, речевым аппаратом, уметь создавать профессионально значимые высказывания.
В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • стили и тактики общения;

  • особенности устной речи, ее средства;

уметь:

  • анализировать высказывания с точки зрения особенностей речи, психологического состояния говорящего, формы речи, намерений и мотивов говорящего;

  • проводить риторический анализ высказывания;

  • осознавать собственные и чужие поведенческие и коммуникативные стратегии и способы их проявления, корректировать их, вырабатывать конструктивные стратегии психолого-педагогического воздействия;

  • прогнозировать возможные конфликтные ситуации и предупреждать их, конструктивно разрешать конфликты;

  • адекватно воспринимать невербальную информацию и соотносить ее с вербальным представлением;

владеть:

  • приемами эффективного слушания;

  • средствами устной речи и невербальной коммуникации;

  • способами рефлексии своей речевой профессиональной деятельности.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

50




Аудиторные занятия

24

7

Лекции







Лабораторные занятия

24

7

Самостоятельная работа

26

7

Вид итогового контроля

зачет

7


^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п.п.

Тема

ЛЗ

СР

1

Понятие профессионального общения. Коммуникативная деятельность педагога. Стили общения.

2

2

2

Особенности устной профессиональной речи

2

2

3

Невербальная коммуникация

2

2

4

Средства и свойства УР, их использование в профессиональном общении

2

2

5

Говорение в профессиональной деятельности. Монолог, диалог.

2

2

6

Слушание в профессиональной деятельности

2

2

7

Чтение / письмо в профессиональной деятельности

1

1

8

Функциональные стили в профессиональном общении

2

2

9

Учебно-речевые ситуации профессионального общения

2

2

10

Провокации в профессиональном общении

3

3

11

Конфликтные ситуации в профессиональном общении.

3

4

12

Профессиональная рефлексия, способы совершенствования коммуникативных способностей

1

2




ИТОГО

24

26


^ 4.2. Содержание разделов дисциплины
1. Понятие профессионального общения. Коммуникативная деятельность педагога. Стили общения.

Предмет риторики профессионального общения как части деловой коммуникации. Речь как источник педагогической и психологической информации, как свидетельство уровня развития языковой личности и отражение языковой картины мира индивида. Понятие о риторике урока. Риторический педагогический идеал.

Основные характеристики делового и педагогического общения. Структура речевой коммуникации. Декларируемые и недекларируемые цели коммуникации. Психологические роли в общении. Виды общения в профессиональной деятельности.

Коммуникативная деятельность педагога. Стили педагогического общения и тактики в общении, вербальные и невербальные способы их проявления. Совмещение разных стилей. Связь выбранной субъектом позиции в тактике и стиле общения со структурой личности в трансактном анализе.

2. Особенности устной профессиональной речи.

Особенности устной и письменной форм речи. Избыточность, лаконизм, прерывистость, особенности порядка слов, характерные для устной речи. Требования к устной и письменной речи учителя и учащихся. Учитель \ руководитель как образец культуры речевого поведения. Качества образцовой речи (правильность и чистота речи, точность, логичность, уместность, коммуникативная целесообразность), их нарушение в речи педагогов.

Виды аудитории. Способы взаимодействия с аудиториями разных видов.

3. Невербальная коммуникация.

«Язык внешнего вида», его функции. Невербальные средства общения (жесты, мимика), их использование в педагогической деятельности. Бессознательные и намеренно используемые жесты. Соответствие вербального и невербального компонентов коммуникации.

4. Средства и свойства УР, их использование в профессиональном общении

Средства и свойства устной речи, профессиональная целесообразность их использования; темп, тон, громкость как отражение (или способ сокрытия) психологического состояния субъекта.

5. Говорение в профессиональной деятельности. Монолог, диалог.

Говорение в профессиональной деятельности педагога. Разновидности устной речи (диалог, монолог). Функции и структура монолога и диалога в педагогическом общении. Средства установления контакта со слушателями.

Диалог. Виды диалогов. Особенности педагогического диалога в различных педагогических учебно-речевых ситуациях. Спор. Диспут. Дискуссия. Полемика. Дебаты. Роль ведущего в дискуссии.

Рассуждения в речи педагога \ психолога и учащихся (структура, языковые средства, типичные недочеты).

Риторический анализ.

6. Слушание в профессиональной деятельности.

Слушание в профессиональной деятельности руководителя, педагога и психолога; эмпатия. Виды слушания (глобальное, детальное, критическое). Нерефлексивное и рефлексивное слушание. Способы и приемы профессионального слушания.

7. Чтение / письмо в профессиональной деятельности.

Виды и речевые жанры в профессиональном общении (беседа, разговор по телефону, собрание, совещание, презентация, прием посетителей, классный час, выступление на родительском собрании, экскурсионная речь и др.); выявление индивидуальных речевых жанров, их продуктивности.

8. Функциональные стили в профессиональном общении.

Функционально-стилистические разновидности речи; их место, сфера применения в речи руководителя, учителя и учащихся. Учебно-научный подстиль научного стиля как основной стиль общения педагога и учащихся в ситуации урока.

9. Учебно-речевые ситуации общения (введение информации, организация учебно-практической деятельности, подведение итогов, оценка, знакомство).

Эффективность взаимодействия коммуникантов. Продуктивность как основной критерий эффективности общения. Адекватное восприятие собеседника. Коммуникативная конгруэнтность.

Приемы снятия волнения при производстве устного высказывания. Позиции оратора. Виды публичных выступлений. Требования к публичному выступлению, приемы подготовки к нему. Способы воздействия на аудиторию, приемы организации взаимодействия со слушателями. Борьба аудитории с оратором.

10. Провокации в профессиональном общении,их признаки, причины, приемы обнаружения, способы прерывания.

11. Конфликтные ситуации в профессиональном общении.

Конфликт как необходимое условие развития взаимоотношений субъектов. Природа конфликта, причины педагогического конфликта, развитие и пути его разрешения в межличностном общении. Конфликтные ситуации с коллегами, администрацией, родителями, учениками. Причины и предупреждение, разрешение конфликтов. Основные поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях. Манипулятивное общение в профессиональной деятельности, его признаки, прерывание манипуляций.

Метафора как риторический педагогический прием. Использование притч в процессе коммуникации.

12. Профессиональная рефлексия, способы совершенствования коммуникативных способностей.

Анализ трудностей в общении. Конструктивные и неконструктивные стратегии общения. Описательная и оценочная коммуникации. Эмпатическое слушание. Понятие обратной связи. Способы личностной подготовки к процессу продуктивной коммуникации. Техники саморегуляции.

Способы совершенствования коммуникативных способностей, умений спонтанного реагирования.
^ 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

Основная

  1. Зайдман, И.Н. Как научить всех и каждого: Учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации /И.Н. Зайдман, О.А. Ефремова: практико-ориентированная монография. Новосибирск, 2010.

  2. Креативная педагогика: методология, теория, практика / А. И. Башмаков [и др.]; под ред. В. В. Попова, Ю. Г. Круглова. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 319 с.

  3. Шатова, Е. Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учебное пособие для пед. вузов / Е. Г. Шатова. - Москва: Дрофа, 2008. – 253 с.

Дополнительная


  1. Гриценко, Л. И. Теория и практика обучения: интегративный подход : учебное пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ / Л. И. Гриценко. - Москва: Академия, 2008. – 240 с.

  2. Зайдман И.Н. Влияние стилей и тактик общения на эффективность педагогической коммуникации // Русский язык в современном культурном пространстве. Томск: ТГПУ, 2000. -С.18-22.

  3. Зайдман И.Н. Приемы разрушения стереотипа «плохого ученика» // Языковая игра как вид лингвокреативной деятельности. Формирование языковой личности в онтогенезе: Материалы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции. Екатеринбург: УрГПУ, 2002.- С.39-43

  4. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Кавтарадзе, Дмитрий Николаевич. - 2-е изд. - Москва : Высшая школа, 2009. - 176 с. - Библиогр. в сносках.

  5. Ладыженская Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1996, 2000.

  6. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение: учебное пособие для высш. проф. образования / Н. В. Матяш. - Москва: Академия, 2011. - 144 с.

  7. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М., 2001.

  8. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для вузов по специальности "Педагогика и психология", "Педагогика": рек. УМО вузов РФ / А. П. Панфилова. - Москва: Академия, 2009. - 192 с. 15 экз.

  9. Педагогическая риторика / Под ред. Н.А. Ипполитовой. М., 2002.

  10. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник /Под.ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской. М., 1998.

  11. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции : учебное пособие для вузов / Ю. В. Щербатых. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008. - 256 с. : ил., табл. - (Учебное пособие) (300 лучших учебников для высшей школы). - Библиогр.: с. 196-198. - Предм. указ.: с. 254-255. - ISBN 978-5-469-01517-8.


Электронные ресурсы

  1. Зайдман, И.Н. Как научить всех и каждого: учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации : практико-ориентированная монография / И. Н. Зайдман, О. А. Ефремова ; Новосиб. гос. пед. ин-т, Ин-т филологии, массовой информации и психологии.  - Новосибирск : НГПУ, 2010. - 352 с. http://lib.nspu.ru/file/library/163004/3897aa4a569cf8a1.pdf

  2. Зайдман, И.Н. Инновационные технологии и модели обучения : учебное пособие / И.Н. Зайдман, Ю. Ю. Алехова, О. А. Ефремова ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - 2-е изд., доп. - Новосибирск : НГПУ, 2009. - 140 с. http://lib.nspu.ru/file/library/144555/e361f531655170a7.pdf.

  3. Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. В. Храпченкова ; Новосиб. гос. пед ун-т .  - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 101 с. - Библиогр.: с. 98-100. http://lib.nspu.ru/file/library/223104/163794f923812af3.pdf.


Периодические издания

Журнал «Русский язык в школе»

Русский язык: Приложение к газете «1 сентября»

Журнал «Русская речь»

Журнал «Русская словесность»
Программное обеспечение, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Российское образование. Система федеральных образовательных порталов http://www.edu.ru/index.php

  2. Национальный проект «Образование». http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml

  3. Педсовет: образование, учитель, школа. http://pedsovet.org/

  4. Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех».http://setilab.ru/

  5. Неформальная социотехника и альтернативная педагогика. http://www.altruism.ru/sengine.cgi

  6. Инновационная технология и средства обучения русскому языку. http://www.distance-learning.ru/db/el/D9B490BF82C2E2BEC32573F1002D534A/doc.html

  7. Методики и модели проведения уроков с использованием мультимедиа средств. http://aida.ucoz.ru/publ/9-1-0-15

  8. НИИ Инновационных технологий обучения. http://www.niiito.ru/

  9. Новая школа - Инновационные технологии обучения и авторские программы http://www.new-school.ucoz.ru/

  10. Инновационные технологи обучения – будущее образования http://www.ideg.ru/podr/obr10.php

  11. "Педсовет по средам" http://school-sector.relarn.ru/efim/9pedsovet/index.htm

  12. Научный сборник "Новые ценности образования" http://come.to/nev

  13. Педагогический журнал "Учитель" http://www.ychitel.com/index.html

  14. Газета "Русский язык" http://rus.1september.ru

  15. Курьер образования. http://www.courier.com.ru/


^ 5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
Итоговый и промежуточный контроль

Промежуточный контроль. К каждому занятию студенты выполняют домашние задания: запись и \или анализ речи \ текста, риторический анализ, изучение дополнительной литературы с ее последующим критическим анализом и т.п. Выполнение этих задания обсуждается на занятиях.

^ Итоговый контроль – зачет в 7 семестре, который студенты получают на основании качественно выполненных домашних заданий и активной работы на занятиях – участия в ролевых и деловых играх – и написания профессиональной рефлексии, посвященной анализу своей деятельности в спецсеминаре и перспективам профессионального риторического развития.
Задания для самостоятельной работы

Запишите устную речь в школе (вузе), проанализируйте ее с точки зрения известных особенностей устной речи.

На основе наблюдений заполните примерами таблицу «Речевой день учителя-словесника».

Составьте карту речевой активности ребенка на разных уроках.

Охарактеризуйте педагогический стиль общения какого-либо педагога.

Выявите особенности педагогического диалога в самостоятельно записанных примерах. Дайте рекомендации по совершенствованию диалогического общения в наблюдаемом ученическом коллективе.

Запишите и проанализируйте несколько фрагментов рассуждений в речи учителя и учащихся на уроках.

Понаблюдайте за использованием в речи учителя-словесника разных функциональных стилей. Определите, какими стилями речи пользуются ученики в классе и во внеклассном общении.

Сопоставьте лингвистическую информацию в вузовском учебнике, в школьном учебнике, в речи учителя.

Проведите наблюдение за использованием средств устной речи в педагогических (дидактических) целях, за особенностями громкости и темпа речи разных учителей и учащихся в различных ситуациях.

Опишите невербальные средства общения, их функцию в педагогической деятельности какого-либо учителя.

Проанализируйте речь учителя с точки зрения качеств образцовой речи.

Проведите наблюдение за речью учителей-словесников в различных учебно-речевых ситуациях урока; дайте анализ речи с точки зрения ситуации общения и задач урока или задач определенного этапа урока.

Проанализируйте высказывания на лингвистическую тему в речи учителя и учащихся. Составьте карту речевой активности класса, ученика.

Выявите, как соблюдается речевая этика и этикет в школе (в классе); ведется ли работа по формированию культуры речевого поведения учеников.

Предложите собственные варианты вербальной и невербальной реакции учителя в нестандартной (неожиданной) педагогической ситуации. Дайте обоснование предложенному решению.

На основе нескольких записанных самостоятельно фрагментов подготовьте ответ «Оправданные случаи прерывистости (лаконизма, избыточности) устной речи».

Сопоставив лингвистическую информацию в вузовском и разных школьных учебниках, предложите введение этой же информации в классе от имени учителя.

Предложите собственные варианты введения информации, знакомства с классом, организации работы учащихся.

Составьте задания на формирование культуры речевого поведения учащихся на уроках русского языка.

На конкретном примере выявите специфику построения научно-популярной лекции на педагогическую тему.

Подберите (запишите) текст для риторического анализа, выполните анализ.

Подберите (запишите) текст, в котором представлен спор, выявите тактики ведения спора, приемы аргументации, оцените их эффективность.
Спецсеминар проводится в том семестре, когда студенты проходят педагогическую практику. Большая часть занятий проходит до практики: студенты осваивают основные понятия дисциплины, получают задания по выбору для наблюдений и анализа на время практики, по окончании педагогической практики они защищают свои доклады на занятиях.
Примерные темы наблюдений на период педпрактики и докладов

1. Оценочные сужедния в речи учителя

2. Стиль педагогчиеского общения конкретного педагога и оценки его продуктивности

3. Методы и примеы включения ученика в урок

4. Способы оценки дяетельности учащихся

5. Педагогчиеские провокации

6. Провокационное поведение учащихся и способы реагирования

7. Невербальная педагогическая коммуникация

8. Педагогический голос.

9. Сложные педагогичесукеи сиутации и пути их решения.

10. Школьные конфликты (учитель - ученик, учитель – класс, ученик – коллектив, группировки учащихся, учитель- учитель, учитель - руководитель)
^ 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийный проектор, компьютер, тексты для анализа.
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Для преподавателя

Так как речь – основное средство педагогического воздействия и взаимодействия, а речь учителя-филолога ? еще и основное средство и предмет обучения, мы считаем спецсеминар по педагогической риторике важнейшим компонентом профессиональной подготовки студентов.

Учитель является для учеников образцом культуры речевого поведения, речевой этики и этикета.

Понимая культуру речи широко, как умение адекватно, в соответствии с задачами и ситуацией общения пользоваться коммуникативными средствами, мы считаем необходимым строить спецсеминарна основе существующих теорий коммуникации. В соответствии с таким подходом правильность речи не является единственным предметом культуры речи, хотя соблюдение норм – необходимый компонент культуры речи.

Осознание студентами межпредметного характера курса, понимание того, что представляет собой речь, общение, какие профессионально значимые коммуникативные умения у них сформированы, над чем надо работать для формирования, способствуют пробуждению интереса к учительской профессии, к методике, педагогике, лингвистике, ориентирует на самостоятельные исследования, научную работу.

Курс предусматривает соединение лекционных, семинарских, тренинговых форм проведения занятий, использование упражнений на технику речи и постановку голоса, развитие мимики и пантомимики, снятие мышечных зажимов, применение психодраматических техник, заданий на ролевое взаимодействие с последующей рефлексией.

В программе предлагаются также проблемы, вопросы и задания для самостоятельной работы студентов. Не все задания самостоятельной работы обязательны для выполнения: студент имеет возможность выбора. Необходимо только, чтобы самостоятельная работа обеспечила в итоге формирование профессионально значимых коммуникативных умений, предусмотренных всем комплексом заданий, построенных от наблюдения речи – к анализу, от анализа – к созданию высказываний.

Похожие:

Программа по дисциплине опд. В. 13 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 22
Опд. Р 22. «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»
Программа по дисциплине опд. В. 13 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 23
Опд. Р 23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
Программа по дисциплине опд. В. 13 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 9
Дисциплина опд. Ф 9 «Психопатология» должна содержать следующие дидактические единицы
Программа по дисциплине опд. В. 13 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 11
...
Программа по дисциплине опд. В. 13 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 21
...
Программа по дисциплине опд. В. 13 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф «Психология человека»
Опд. Ф. 01. государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540600 педагогика степень...
Программа по дисциплине опд. В. 13 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 10
...
Программа по дисциплине опд. В. 13 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 02
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими)
Программа по дисциплине опд. В. 13 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 4
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине опд. В. 13 iconПрограмма по дисциплине опд. В 29
Составитель: Ярышева А. А., старший преподаватель кафедры специальной психологии ифмип
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница