На уроках русского языка и литературы




Скачать 167.47 Kb.
НазваниеНа уроках русского языка и литературы
Дата публикации06.04.2013
Размер167.47 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
МОУ «Сланцевская СОШ №3»

Инновационный педагогический опыт
«Формирование речевой компетенции

на уроках русского языка и литературы»




Автор:




Фролова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

г. Сланцы

2012г.





Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим

перед ними проблемы, которые надо решить.

Роджер Левин



Необходимость формирования речевых компетенций определена образовательным стандартом по русскому языку, который в речевую (коммуникативную) компетентность включает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения; а в языковую (лингвистическую) компетентность – овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка.

Немаловажен и ещё один аспект культуры речи – этический, связанный с речевым этикетом: в каких ситуациях как уместно попросить, приказать, поздороваться, установить контакт, отказаться и т. п. Обучение ребенка вежливому, корректному общению - одна из главных задач учебных предметов «Русский язык», «Литература».

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку позволил мне сделать некоторые выводы о качестве подготовки выпускников по русскому языку. Анализ показывает, что старшеклассники в основном владеют базовыми умениями и навыками по предмету. Вместе с тем экзаменационная работа ежегодно выявляет слабые места в подготовке учащихся. Прежде всего следует отметить невысокий уровень сформированности коммуникативной компетенции – компетенции наиболее значимой для практической деятельности. Ученики затрудняются интерпретировать содержание текста, не могут по всем правилам оформить собственное речевое высказывание. Самым сложным является языковой анализ исходного текста. Средства выразительности школьники анализируют с трудом, в отрыве от текста, часто неверно определяя их роль. Многие выпускники вообще не приступают к языковому анализу текста. Чтобы привести учащихся на экзамене в « состояние речевой готовности», необходима долгая, кропотливая работа, рассчитанная не на один год, потому что при написании части «С» экзаменующимся необходимо проявить многие умения и навыки.

Работая над данной проблемой, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • научить школьников, что называется, слышать и чувствовать особенности речи;

  • понимать значение речевых конструкций и воспроизводить их в обыденной речи;

  • чувствовать красоту родного слова, проникать в тайны подтекста.

Мне хотелось, чтобы ученики поняли:

  • владение речью необходимо для самовыражения,

  • для утверждения себя как интересной личности,

  • для полноценного общения, для успешной социализации в обществе.

Образовательные стандарты по русскому языку ориентируют учителя на воспитание человека, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Главная идея курса русского языка – интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся – нашла отражение в примерной программе. Поэтому обучение на уроках русского языка строю с учетом необходимости формирования речевой компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо. Обучающиеся должны овладеть такими умениями, как-то:

  • умение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь из речевого потока нужную информацию (слушание);

  • умение вести диалог, строить монолог в любой ситуации (говорение);

  • умение создавать собственные письменные тексты на разные темы с использованием необходимых языковых средств (письмо).

Формирование речевой компетентности – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно, органично сочетаясь с отработкой орфографических и пунктуационных навыков. Усваивая лексические и грамматические значения слов, дети осознают, как отражается в языке окружающая действительность, а при усвоении способов создания выразительной речи они чувствуют, как отражается в языке внутренний мир человека. Речь в целом усваивается, если ребенок приобретает способность чувствовать фонетические особенности речи, выразительные оттенки лексических и грамматических значений. Овладение образной речью зависит от степени развития эмоциональной сферы ребенка, которая, в свою очередь, развивается в процессе обучения средствам выразительности (тропам и фигурам). Дети приобретают способность чувствовать яркость и красоту слова, воспринимать настроения и эмоции автора, отбирать образные средства в соответствии с целью высказывания, создавать тексты на определенную тему. Именно этими идеями я и руководствуюсь.

Для того чтобы постоянно развивать « инстинкт подражания» (Л.П. Федоренко), стараюсь подбирать такой языковой материал, который позволял бы создавать на уроке атмосферу культа русского языка, культа русской литературы. С помощью образцовых текстов я погружаю школьников в эту атмосферу, прививаю им интерес к языку и чтению. Это дает возможность развивать языковое чутье, воспитывать эстетическое восприятие речи. Тексты для уроков русского языка я подбираю из тех художественных произведений, которые изучаются на уроках литературы Элементы анализа традиционны – это стиль, тип речи, композиция, тема, основная мысль, ключевые слова, особенности языка писателя.

А на уроках литературы к постижению художественного произведения, авторского замысла мы зачастую идем вслед за анализом «словесной ткани». К примеру, путь к М. Цветаевой «прокладываем» через тире в ее стихотворениях. Следующий шаг – научить учащихся пользоваться образными средствами. На уроках литературы я даю ученикам развернутое представление о тех или иных изобразительных средствах. Важно, чтобы школьники научились понимать эстетическую роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении и усвоили их в качестве элементов собственной речи.

С этой целью учащиеся, начиная с 5 класса, ведут тетради с условным названием «Речь». Эта тетрадь – своеобразная копилка: в ней записаны определения изобразительных средств, приведены примеры, объяснена роль того или иного средства в тексте (составлено своеобразное речевое клише). На уроках русского языка я постоянно уделяю внимание работе над выразительными средствами. Предлагаю тексты с пропусками, к примеру, эпитетов, сравнений, метафор, ученики подбирают свои варианты, затем сверяют их с подлинным, авторским. Часты такие домашние задания: выписать из любого текста слово, словосочетание, предложение, поразившее вас своей точностью, образностью, яркостью, необычностью. «Улыбается в небе солнце, хвастливо распустив над землей павлиний хвост своих лучей…». Ну как не выписать такое чудесное предложение, чтобы потом не включить его в свою творческую работу! Поощряю я и ведение читательских дневников, тетрадей-копилок. В этом учебном году практически все ученики 10-11 классов по моей просьбе делают записи по итогам просмотра телевизионных передач. Это расширяет обществоведческий лексикон выпускников, помогает отрабатывать навыки определения проблемы данной передачи и её актуальности в современном мире.

Когда учащиеся пишут изложения или сочинения, обязательно ставлю цель использовать, к примеру, сравнения, инверсию, предложения с однородными членами и т.д. При этом я обращаю внимание учеников на отбор языковых средств в зависимости от жанра. Удачные образцы речи учеников использую на уроках. При изучении любой части речи, любого типа предложений показываю школьникам их возможную роль в организации связного высказывания. Традиционными стали уроки-практикумы (к примеру, «Употребление прилагательного в речи»). Часто я провожу литературоведческие диктанты и на уроках литературы, и на уроках русского языка с включением в работу таких заданий, как по значению определить троп, стилистическую фигуру, композиционный прием. Поиск изобразительно- выразительных средств в тексте на первых порах труден, поэтому я предлагаю учащимся словосочетания, предложения, мини-тексты (по типу измененного в этом году задания В8), в которых нужно найти одно-два изобразительных средства. Важно, чтобы такая работа была интересной прежде всего самому учителю. «Заразить» учеников своей любовью к яркому слову можно только при таком условии.

Ученик сегодня становится главной действующей фигурой. Учитель в этой ситуации является активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Усвоение языковых и речевых норм путем погружения в мир текста – вот что дают интерактивные формы обучения. Но главное – развить способности ученика, подготовить обществу личность, способную самостоятельно мыслить и грамотно оформлять мысли в письменной и устной речи.

Исследуя текст, учащиеся обогащают свой культурный багаж, формируют представление о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство; они учатся логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать и исправлять ошибки, тем самым, овладевая богатством точной и выразительной устной и письменной речи.

Говоря о взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умение воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируется в сочетании с умением строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). Обучение на уроках русского языка и литературы строится с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: слушание - говорение, письмо – говорение.

Моим ученикам жить в новом мире – мире, стремительно меняющемся, постоянно обновляющемся. Мне, как учителю, необходимо подготовить ученика к жизни в этом мире. Не приспособить – к изменяющимся обстоятельствам приспособиться нельзя, а научить моего ученика полагаться на себя, ориентироваться в потоке информации, обучить его способами мыслительной деятельности. Одним из средств достижения этой цели является развитие речи. Развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. «Речь – канал развития интеллекта» по меткому выражению лингвиста Н. И. Жинкина. Коммуникативное направление обучения родному языку уверенно приходит на смену грамматическому направлению обучения. Современная школьная система претерпевает реформирование, которое вбирает в себя общечеловеческие ценности, среди них – умение общаться, свободно выражать свою мысль в слове, самостоятельно рассуждать. Мне, учителю русского языка и литературы, вместе с моими воспитанниками предстоит пройти сложный путь, чтобы заложить у них основы речевого навыка. Это особенно важно для детей 11-16 - летнего возраста, когда у детей меньше проявляется интерес к живому слову, когда они говорят не так много и охотно, как в детстве. В этом возрасте подросток меньше читает. Моя задача – постоянно развивать желание высказываться, спорить, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, возражать, обращаться друг к другу, причем не только на уроках русского языка и литературы.

Особое место в этом процессе занимает выбор УМК. Работая много лет над проблемой развития речи по различным учебникам русского языка, приходилось дополнять их разными пособиями, факультативными курсами «Развитие речи», «Сочинения разных видов и жанров», авторским курсом «В мире красоты». Огромным подспорьем стал курс Никитиной «Родная речь» к УМК под редакцией Бабайцевой.

УМК М.М.Разумовской, по которому сегодня работает большая часть учителей Ленинградской области, дает возможность целенаправленно работать над формированием речевой компетентности. Этот комплекс, в который входит учебник, тетрадь на печатной основе, электронное пособие и методическое пособие для учителя, учит умению пользоваться словом, изучать законы жизни слова, слагать слова во фразы, а фразы – в творческие работы, уметь при этом чувствовать сердцем жизнь, заставило и меня пересмотреть свою работу над развитием речи. Огромным подспорьем стал диск с приложениями, которые позволяют на уроках развития речи по картинам русских художников, проецировать на экран не только иллюстрации, но их увеличивать, уменьшать их размеры в процессе работы.

Работа с тетрадью на печатной основе «Комплексный анализ текста» помогает целенаправленно работать над умением анализировать текст. Эту работу провожу с 5 по 11 класс.

Традиционные уроки развития речи не оставляют времени на организацию индивидуального понимания: работа сознания каждого ребенка имеет собственный темп, на который нет возможности ориентироваться учителю, в классе у которого в среднем около 25 человек. Однако именно коллективное обсуждение темы и содержания урока позволяет ускорить индивидуальные процессы понимания за счет порождения и столкновения различных смыслов, возникающих у участников беседы. Пересказ «своими словами» тех единиц языка, которые наполняют текст, и есть необходимое условие для понимания, так как часто у детей складывается превратное представление о значении того или иного слова, а словосочетание может вызвать и вовсе неадекватные смыслы.

Особое место сегодня отвожу урокам развития речи, посвященным различным нравственным проблемам. На этих уроках мы работаем с текстами публицистического и художественного стилей речи, созданными прекрасными мастерами слова русской классической литературы. Обсуждая проблему, мы совместно ищем аргументы. В результате совместной работы составлена таблица, в которую включены проблемы, часто встречающие на ЕГЭ по русскому языку, и возможные аргументы.

Мы, взрослые, тем более учителя, многие годы посвятившие преподаванию русского языка и литературы, часто не осознаем, что культурная информация «закодирована», закрыта от детей отсутствием и жизненного, и читательского опыта. На своих уроках я стараюсь открывать детям код культуры, недоступный им без определенных объяснений: явлений времени, традиций разных народов и разных эпох. Однако разъяснения эти должны ложиться на те ассоциации, правильные или неправильные, которые возникают непосредственно в детском сознании. Другими словами, сначала следует понять, что знает об этой теме ребенок, а потом «утроить его понимание в культурном направлении, т.е. обогащать его представления теми значениями, которые зафиксированы в достоверных, авторитетных источниках: словарях, учебниках, энциклопедиях и т. п. С этой целью стараюсь формировать у ученика еще одно очень важное общедидактическое умение: освобождать в сознании «место» для принятия входящей информации». Необходимо различать этап первичного впечатления (сразу после целиком прочитанного текста) и этап анализа, ведущего к более глубокому и верному осмыслению произведения или его отрывка.

Необычайно важно первое впечатление от прочитанного: первый этап урока - обсуждение первичного понимания, смыслов, рожденных сразу после прочтения текста. Их следует зафиксировать (может быть, записать на доске), чтобы ученики могли в конце урока увидеть разницу между пониманием первым - практически всегда поверхностным, намечающим лишь тему, но не идею, и пониманием, полученным в результате расшифровки, «разгадывания тайн» (анализа) текста. Тайны, раскрытые в тексте, заставляют работать мышление и выходить на идею, т.е. на то, ради чего автор этот текст и написал. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка: единицы русского языка: фонемы, морфемы, лексемы, синтагмы, предложения и сложное синтаксическое целое; единицы художественной речи: эпитеты, сравнения, метафоры и другие тропы (стилистические фигуры); термины и понятийный аппарат языков разных наук: математики, физики, химии, биологии, географии и т.п. Если, осваивая эти средства, ученики начнут понимать, «как автор это делает», т.е. как он создает свое произведение, и будут учиться у писателей, анализируя их тексты, мастерству владения родным языком, то наши ученики станут следить и за своей собственной речью! Следующий этап урока - анализ текста - требует, напротив, «холодной головы»: пережив удивление или разочарование, мы должны спокойно разобраться, почему у нас возникли эти чувства. Каким образом небольшое количество черных значков - букв - вызвало у нас такие эмоции?

Процесс понимания текста «по шагам» можно представить следующей цепочкой: эмоция – любознательность - мотивация – целеполагание.

Раскрыть эту технологическую цепочку можно следующим образом: эмоция «включает» интерес, который «запускает» природный стимул ребенка к познанию, т.е. любознательность → значит, методически важен этап организации мотивации (загадка или проблемный вопрос); интерес «включает» внимание, которое формирует интенцию (готовность) к восприятию, «отключая» все другие мыслительные операции эмоционально-волевые реакции (сравнения, сопоставления, гнев, смех и т.п.), чтобы внешней информации не мешали личностные смыслы и эмоции → значит, методически необходим этап организации целеполагания; формулируется цель - понять входящую информацию, исключив эмоционально-оценочные реакции → значит, методически целесообразна регулярно организуемая вопросно-ответная беседа, контролирующая удержание в сознании учеников цели и содержания их учебных действий.

Основной технологией, с помощью которой я решаю эту проблему, остается технология проблемного обучения. Проблема может ставиться как на уроке литературы при изучении того или иного произведения, где так важно порой доказать свою точку зрения, отличающую, бывает, от авторской, так и на уроке русского языка путем исследования происхождения слова или его словообразовательной структуры.

Моя задача состоит в том, чтобы научить школьника говорить, мотивируя его на активное речевое осмысление текста через проблемное обучение.

Все условия создания и соблюдения проблемной ситуации стараюсь выполнять, так как это располагает к общению, к разговору. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих важность, новизну, красоту познания. Реализуя проблемное обучение на уроках литературы, я часто строю занятие как дискуссию, так как это развивает не только познавательную, практическую, творческую деятельность учащихся, но и позволяет использовать усвоенные знания в реальной жизни для решения практических задач, так как наше общество очень нуждается в свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой реализовать и отстоять свою независимость, а также освободиться от нравственной ущербности, которая выражается в однобоком видении мира.

Чтобы решение проблемы на уроке шло результативнее, использую поэтапное изучение материала наряду с методами и приемами: постановка проблемы (цели); создание мотива к обучению (слово, наглядность, музыкальное сопровождение); принятие цели и определение учебной задачи (анализ уже имеющихся знаний, выбор технологии, раздаточный материал); усвоение знаний ( закрепление); проект( письменный отчет).

Предполагаемые результаты в работе с обучающимися:

  • свободно воспроизводить содержание произведения или лингвистического текста;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения и теорией языка;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • сопоставлять литературные произведения путем сравнительного анализа;

  • выделять авторскую позицию и свою собственную позицию;

  • аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению или лингвистическому тексту;




  • писать рецензии на прочитанные произведения, сочинения разных жанров на литературные темы.


Предполагаемые результаты в собственной профессиональной деятельности:

  • самообразование через знакомство с новыми литературными произведениями, работу с общественно-политической терминологией;

  • повышение квалификационного уровня;

  • обмен опытом в целях эффективного подхода к обучению с учащимися и получения высоких результатов.

Эффективность использования образовательных технологий зависит от многих объективных и субъективных факторов. Важнейшими из этих факторов являются состояние здоровья учащихся и их психологические особенности. Поэтому образовательные технологии, применяемые мной на уроках в каждом конкретном классе, должны быть прежде всего здоровьесберегающими, то есть,

  • во-первых, учитываю индивидуальные особенности учащихся;

  • во-вторых, стремлюсь добиваться оптимальных результатов при минимальных затратах времени и сил учащихся;

  • в-третьих, обеспечивать психологический комфорт на уроке и во внеурочной деятельности.

Выбор образовательных технологий я делаю в зависимости от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Это вносит в урок смыслообразование, что ведет к мотивации обучения, то есть, осознанное получение знаний, умений и навыков учит быть успешным, повышает самооценку, делает конкурентоспособным.

Основной образовательной технологией является в моей работе проблемно - диалоговый метод обучения. По мнению психологов, проблемное обучение - наиболее оптимальная форма организации учебного процесса, стимулирующая рост познавательной активности. В ходе проблемного диалога обучающиеся самостоятельно открывают общую идею. На начальном этапе изучения той или иной темы я знакомлю учащихся с общей идеей. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся и требует постоянного творческого подхода.

Методы и приемы, применяемые для развития речевой компетенции, разнообразны:

  • таблицы

- наглядные,

- словесные,

- практические,

  • схемы,

  • синквейны,

  • ИКТ (создание слайдов с текстовым изображением, компьютерные тесты, электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами),

  • карточки-клише,

  • тесты,

  • выступления,

  • творческие проекты.


Проблемное обучение позволяет всесторонне и гармонически развивать ребёнка; технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость. Развитие исследовательских навыков позволяет развивать эти навыки в процессе обучения с последующей презентацией работы в виде рефератов, докладов и т.д. Проектные методы позволяют перейти на уровень социально - значимых результатов; технология «Дебаты» развивает навыки публичного выступления. Обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей; использование проектной технологии: повысит и углубит интерес детей; разовьёт творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления; поможет школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения (видеть проблему и наметить пути ее решения), коммуникативные умения (работа в группах).

Уверена, только интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания личности, владеющей речевой компетентностью. На первое место в этой работе ставлю совместную работу учителя и учеников в поиске идей, форм работы, в выборе тем. Развитие лингвистических творческих способностей осуществляю через следующие виды педагогической деятельности:

  • занятия в рамках элективного курса «Родная речь» в 10 классе,

  • занятия в рамках элективного курса «Русский язык в реке времени» для обучающихся в 11 классе,

  • работу редколлегии школьной газеты «Планета школяров»,

  • работу общественно-политического клуба «Дебаты»,

  • участие в международной лингвистической игре «Русский медвежонок – языкознание для всех»,

  • участие в школьном и муниципальном этапах всероссийской олимпиады по русскому, литературе и по МХК,

  • участие в различных творческих конкурсах.


Результатами этой работы стала успешная сдача экзамена в формате ЕГЭ по

русскому языку и литературе (успеваемость – 100%), многочисленные победы моих учеников в различных конкурсах и олимпиадах. Выпускники школы успешно поступают на гуманитарные специальности вузов Санкт-Петербурга.

Система моей работы позволяет формировать у учащихся целостное восприятие художественного произведения, создаёт условия активного положительного воздействия литературы на духовное развитие личности. Развивая воображение ребенка в процессе изучения литературного произведения, добиваюсь формирования литературных и речевых способностей школьников, которые позднее будут развиты в творческие и перенесены на другие области знания. Таким образом, я реализую проблему интеграции учебных предметов, расширяю общий кругозор обучаемых, создаю условия для раскрытия творческого потенциала каждого из них.





Похожие:

На уроках русского языка и литературы icon«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна,...
Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного...
На уроках русского языка и литературы iconУчитель русского языка и литературы
Использование технологии личностно ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка и литературы iconИсследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка...
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы при изучении творчества А. И. Солженицына
На уроках русского языка и литературы iconРешение проблемы социализации личности на уроках русского языка и...
В современном обществе к образованию предъявляются требования, связанные не только со знаниевой сферой, но и с социализацией выпускника,...
На уроках русского языка и литературы iconЛесновой Марины Валентиновны учителя русского языка и литературы...
Тема проекта: эор как средство формирования языковой и коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка
На уроках русского языка и литературы iconНа уроках русского языка и литературы
О коммуникативных задачах языка написано достаточно много книг и статей. Так М. А. К. Халидей разработал теорию функций языка, среди...
На уроках русского языка и литературы icon«Использование информационно-коммуникационнных технологий на уроках...
«Использование информационно-коммуникационнных технологий на уроках русского языка и литературы»
На уроках русского языка и литературы iconИсследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы...
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися (Слайд 1)
На уроках русского языка и литературы iconПодход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека
Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках...
На уроках русского языка и литературы iconПроектная деятельность на уроках литературы как способ формирования метапредметных компетенций
Амелькина Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №9», первая квалификационная категория
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница