Рабочая программа по русскому языку 2 класс




Скачать 190.64 Kb.
НазваниеРабочая программа по русскому языку 2 класс
Дата публикации06.04.2013
Размер190.64 Kb.
ТипРабочая программа
shkolnie.ru > Литература > Рабочая программа



МБОУ «Новолядинская СОШ»

Тамбовского района Тамбовской области




392515 п. Новая Ляда, ул. Школьная, 22

тел. 8(4752) 65-31-53

E-mail:rcschool@yandex.ru

Рабочая программа по русскому языку

2 класс

(УМК «Перспективная начальная школа»)


Автор разработки: Латышева И.Ю.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, М.Л. Каленчук образовательной системы «Перспективная начальная школа».

Рабочая программа составлена И.Ю. Латышевой, учителем начальных классов высшей квалификационной категории.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделав упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

^ Структура документа

Рабочая программа включает пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; учебно-тематический план; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.

^ Общая характеристика учебного предмета

Предлагаемый начальный курс русского языка направлен на углубленное изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение речевыми жанрами.

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школь­ников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи по русскому языку разработана сис­тема работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».

На уроках русского языка и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными ви­дами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные язы­ковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая обучающемуся ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающую часть знаний в «другой» книге.

Одним из свойств программы является интеграция, которая позволяет устанавливать связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью обучающихся по при­менению этих знаний. Интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуж­дает обучающихся постоянно удерживать в сознании два плана - план интриги и план решения учебной задачи, что является важным и полезным психологическим тренингом.

^ Цели обучения

Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

^ Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения русского языка во 2 классе отводится 170 часов, из расчета 5 учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часа, при этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 8 часов.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Программа разработана и в соответствии с принципами, сформированными в концепции «Перспективная начальная школа» (то есть принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).

Принципы развивающего обучения, ориентированные на осо­знанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления ме­ханизмов работы буквы в слове, слова — в предложении, предложе­ния — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентирован­ный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к реше­нию одних и тех же орфографических задач.

Организация фонетической работы, поз­воляющая значительно уменьшить количество дисграфических оши­бок, становится одним из важнейших оснований для решения орфо­графических задач. Начиная со второго класса, фонетический анализ слова дополняется морфемным (причем морфемный анализ частич­но сопровождается словообразовательным анализом), что дает школьнику еще один инструмент для решения орфографических за­дач.

Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет од­но и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуа­тивна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту, от поздрави­тельной открытки и телеграммы до аннотации и короткой ре­цензии на литературное произведение.

^ Результаты обучения

Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки обучающихся», которые структурированы по трем компонентам: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Название темы

Кол-во часов

Кол-во прове-рочных работ

1

Фонетика и орфография

48

7

2

Лексика и лексикография

11




3

Морфология и словообразование

28

2

4

Морфемика и словообразование

33

3

5

Синтаксис

9




6

Развитие речи с элементами культуры речи

33




7

Резерв времени

8




Итого:

170

12


Основное содержание (170 часов)

Фонетика и орфография (48 ч)

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды — в[а]да)\ парных глухих и звонких согласных на конце слова и в середине корня перед шумным согласным (подру[г]а — Дру[к], ло[ж]ечка — ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередо­ваний на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание сочетаний чк, чн, нч.

Написание ы или и после ц в разных частях слова.

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Написание разделительных ь и ь.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать/понимать:

  • что такое орфограмма;

  • разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);

  • значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

уметь:

  • выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять эле­ментарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и по­рядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков);

  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

  • различать на письме приставки и предлоги;

  • обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);

  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, ото­бранного для изучения в этом классе;

  • проверять сомнительные написания (безударные гласные в
    корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

  • выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;

  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в
    программе минимумом;

  • различать на письме приставки и предлоги;

  • употреблять разделительные ь и ь.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни для:

  • работы со словарями;

  • соблюдения орфоэпических норм речи;

  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речево­го этикета;

  • написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета и орфографических норм.

^ Лексика и лексикография (11 ч)

Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения тер­мина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родствен­ники. Использование сведений о происхождении слова при реше­нии орфографических задач.

Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографиче­ским (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование пред­ставлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словар­ных статей в разных словарях.

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия различных типов словарей и их назначение;

уметь:

  • используя многозначность слов, употреблять в прямом и переносном значении;

  • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную ста­тью, извлекая необходимую информацию;

  • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную ста­тью, извлекая необходимую информацию;

  • использовать учебные словари: толковый, словарь устойчивых выражений, орфографический (словарь «Пиши правильно»), обрат­ный, орфоэпический (словарь «Произноси правильно»), этимологи­ческий (Словарь происхождения слов) для решения орфографиче­ских и орфоэпических задач, а также задач развития речи;

  • использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач;

  • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;

  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы...).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни для:

  • работы со словарями;

  • написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета и орфографических норм;

  • точности, образности, яркости речи.

Морфемика и словообразование (33 ч)

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-на­званий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяе­мых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выра­женные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах.

Как делаются слова (элементарные представления о словооб­разовании).

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновре­менно. Сложные слова с соединительными гласными.

Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чере­дования). Системность подобных чередований при словообразо­вании и словоизменении.

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать/понимать:

  • значимые части слова;

  • разные способы проверок орфограмм (путем разбора слова по составу);

уметь:

  • различать на письме приставки и предлоги;

  • сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от како­го образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);

  • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анали­за (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);

  • обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);

  • выделять в слове окончания (дифференцируя материально
    выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

  • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни для:

  • работы со словарями;

  • соблюдения орфоэпических норм речи;

  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речево­го этикета;

  • написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета и орфографических норм.

^ Морфология и словообразование (28 ч)

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-на­званий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения терминов). Род слов-назва­ний предметов.

Изменение слов-названий признаков по числу, по команде во­просов (по падежам) и по родам.

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать/понимать:

  • части речи на понятийном уровне

  • значимые части слова;

уметь:

  • разграничивать разные слова и разные формы одного слова;

  • определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий;

  • изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;

  • изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни для:

  • работы со словарями;

  • соблюдения орфоэпических норм речи;

  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речево­го этикета;

  • написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета и орфографических норм.

Синтаксис (9 ч)

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предло­жения.

Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказы­вания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Ти­пы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Фор­мирование умения ставить вопросы к разным членам предло­жения.

Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать/понимать:

  • члены предложения: главные и второстепенные;

  • типы предложений по цели высказывания и по интонации;

уметь:

  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

  • находить в предложении основу (главные члены) и второстепенные члены; зада­вать вопросы к разным членам предложения;

  • соблюдать изученные нормы пунктуации;

  • разбирать простое предложение по членам;

  • составлять схему предложения;

  • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни для:

  • написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета;

  • соблюдения орфоэпических норм речи;

  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.).

^ Развитие речи с элементами культуры речи (33 ч)

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) в тексте. Со­ставление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сравнительный анализ разных текстов, посвящен­ных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным те­мам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речево­го этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения ком­позиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, на­девать, одеть, одевать.

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать/понимать:

  • понятие «текст»;

  • типы предложений по цели высказывания и эмоциональной
    окраске;

уметь:

  • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

  • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

  • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

  • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни для:

  • работы со словарями;

  • соблюдения орфоэпических норм речи;

  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речево­го этикета;

  • написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Резерв времени (8 ч)
Требования к уровню подготовки ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русского языка обучающийся 2 класса должен

знать/понимать:

  • значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

  • типы предложений по цели высказывания и эмоциональной
    окраске;

уметь:

  • определять в слове количество слогов, находить ударный и
    безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков;

  • проверять сомнительные написания (безударные гласные в
    корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

  • выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;

  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в
    программе минимумом;

  • различать на письме приставки и предлоги;

  • употреблять разделительные ь и ъ;

  • выделять в слове окончания (дифференцируя материально
    выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

  • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

  • сравнивать слова, связанные отношениями производности,
    объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);

  • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);

  • обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);

  • разграничивать разные слова и разные формы одного
    слова;

  • определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий;

  • изменять слова-названия предметов по числам и команде
    вопросов; определять их род;

  • изменять слова-названия признаков по числам, команде
    вопросов и родам;

  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

  • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

  • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены; задавать вопросы к разным членам предложения;

  • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;

  • находить нужные словарные статьи в словарях различных
    типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;

  • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;

  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы...);

  • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

  • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

  • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

  • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • работы со словарями;

  • соблюдения орфоэпических норм речи;

  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);

  • написания записки, письма, поздравительной открытки с
    соблюдением норм речевого этикета.


Учебно-методическое обеспечение

1. Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, М.Л.Каленчук «Русский язык»: учебник. 2 кл.: в 3 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

2. Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева «Русский язык»: тетрадь для самостоятельной работы №1, 2. 2 кл. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.

3. Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, М.Л.Каленчук, Т.А. Байкова «Русский язык»: методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

4. Н.М. Лаврова «Русский язык»: сборник проверочных и контрольных работ, методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.

Похожие:

Рабочая программа по русскому языку 2 класс iconРабочая программа по русскому языку 8 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс iconРабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов примерной...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс iconРабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основе...
Авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. К данному варианту программы прилагается методическое пособие И. В. Золотарёвой, Л. П....
Рабочая программа по русскому языку 2 класс iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе...
Преподавание ведется по учебнику «Русский язык. 6 класс.» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа. – 2005
Рабочая программа по русскому языку 2 класс iconРабочая программа по русскому языку 9 класс
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание языкового образования
Рабочая программа по русскому языку 2 класс iconРабочая учебная программа по предмету «Русский язык» 9 класс
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе следующих документов
Рабочая программа по русскому языку 2 класс iconРабочая учебная программа по предмету «Русский язык» 7 класс
Данная рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе следующих документов
Рабочая программа по русскому языку 2 класс iconРабочая программа по русскому языку для 5-9 классов Составитель
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса создана на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по русскому языку 2 класс iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс iconРабочая программа по литературе 11 класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница