Решение которых обеспечивает достижение цели




НазваниеРешение которых обеспечивает достижение цели
страница1/3
Дата публикации06.04.2013
Размер0.49 Mb.
ТипРешение
shkolnie.ru > Литература > Решение
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Факультет технологии, экономики и дизайна

Кафедра теории и методики профессионального образования

Краснодарский филиал

«УТВЕРЖДАЮ»

Первый проректор

ФГБОУ ВПО «АГПА»

______________И.В. Ткаченко

«__»_________________20___г.

По дисциплине Б3.Б7 «Методика профессионального обучения»
Направление подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)»

Профиль подготовки

«Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения заочная
Автор-составитель:

к.п.н., доцент каф. ТиМПО Сиверская И.В.

Утверждено на заседании кафедры теории и методики профессионального образования

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____
Заведующая кафедрой __________________/ Зеленко Н.В

(подпись)

Армавир, 2012

Цель дисциплины: сформировать у студентов систему профессиональных знаний, умений и навыков по вопросам профессионального обучения в заведениях начального и среднего профессионального обучения.

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

- формирование знаний основных понятий курса,

- изучить основные методы теоретического и производственного обучения;

- освоить приемы, средства, формы организации учебных занятий, воспитать у студентов творческую, научно-ориентированную направленность на педагогическую деятельность;

- формирование методических (технологических) умений осуществления процесса обучения, анализ его хода и результатов, совершенствование проектировочных умений и включение их в комплекс профессионально-методических знаний;

- развитие профессионально-педагогического мышления, самостоятельности в постановке решения проблем обучения.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)»

общекультурные компетенции (ОК)

  • владением нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов)( ОК-9);

  • владением культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);

  • готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики (ОК-21);

  • способностью обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25);

профессиональные компетенции (ПК) в области педагогической деятельности:

  • способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);


Требования к уровню освоения дисциплины:

Обучающиеся должны:

знать:

  • ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

  • сущность и структуру образовательных процессов;

  • особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

  • теории и технологии обучения и воспитания ребенка;

  • содержание преподаваемого предмета;

  • способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

  • основы теории и методики преподавания изобразительного искусства;

уметь:

  • учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

  • проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

  • осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

  • проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;

  • использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

  • организовывать дополнительное образование для обучающихся;

владеть:

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

  • способами проектной, исследовательской и инновационной деятельности в образовании.


^ Текущая и итоговая аттестация бакалавров

В ходе аттестации оцениваются результаты освоения дисциплины, которые проявляются в умении решать соответствующий класс профессиональных задач по анализу психолого-педагогический явлений.
^ Для текущей аттестации используются следующие формы:

тесты, ситуационный анализ, педагогическая интерпретация, педагогические задачи.

Дисциплина завершается устным экзаменом, который может проходить в форме: решения педагогических задач; сравнительного анализа различных ситуаций педагогической реальности;

объяснения педагогических процессов с использованием усвоенной системы знаний.
^ Формы и содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине

После каждого раздела в качестве промежуточного контроля знаний проводится тестирование студентов. Цель тестирования: определение уровня усвоения базовых разделов дисциплины «Методика профессионального обучения».
^ Структура и содержание учебной дисциплины
Раздел 1. Теоретические основы методики профессионального обучения



Т.1 Концептуальные положения профессионального обучения молодежи на современном этапе Изучение рекомендованной литературы, Ответы на вопросы. Подготовка рефератов, презентаций

Т.2 Задачи, содержание и процесс профессионального обучения в учебных заведениях системы НПО. Конспекты лекций Изучение рекомендованной литературы, Подготовка рефератов, презентаций

Т.3 Характеристика профессионально-педагогической
деятельности и требования к личности педагога
профессионального обучения.

Конспекты лекций Изучение рекомендованной литературы, Подготовка рефератов, презентаций

Приведите примеры педагогических ситуаций иллюстрирующие психологически верно выстроенные межличностные отношения учителя и ученика?
Т.4 Методика профессионального обучения: цели, задачи, принципы Конспекты лекций

Изучение рекомендованной литературы, Подготовка рефератов, презентаций

Разработайте графическую модель, показывающую роль и место МПО в системе профессионального образования

Т.5 Дидактические принципы профессионального обучения. Изучение рекомендованной литературы, Ответы на вопросы. Подготовка рефератов, презентаций .

Т.6 Процесс профессионального обучения как система.

Изучение рекомендованной литературы, Ответы на вопросы. Подготовка рефератов, презентаций .

Т.7 Организационные формы профессионального обучения. Изучение рекомендованной литературы, Подготовка рефератов, презентаций

Т.8 Средства профессионального обучения. Изучение рекомендованной литературы, Подготовка рефератов, презентаций

Т.9 Методы профессионального обучения. Изучение рекомендованной литературы, Подготовка рефератов, презентаций

Т.10 Проектный метод обучения Изучение рекомендованной литературы, Подготовка рефератов, презентаций

Т.11 Педагогическое проектирование

процесса профессионального обучения . Изучение рекомендованной литературы, Ответы на вопросы. Подготовка рефератов, презентаций . Подготовиться к проведению одной из форм аудиторной работы со студентами .
^ Раздел 2 Методика теоретического и практического профессионального обучения.

Т.12 Методики реализации типовых технологических действий в учебном процессе. Изучение рекомендованной литературы, Ответы на вопросы. Подготовка рефератов, презентаций

Т.13 Психолого – педагогические и методические основы практического обучения.

Изучение рекомендованной литературы, Ответы на вопросы. Подготовка рефератов, презентаций

Т.14 Содержание образования в условиях профессионального дизайн образования Изучение рекомендованной литературы, Ответы на вопросы. Подготовка рефератов, презентаций

Т.15 Подготовка преподавателя к учебному году Изучение рекомендованной литературы, Ответы на вопросы. Подготовка рефератов, презентаций

Т.16 Подготовка преподавателя к уроку Изучение рекомендованной литературы, Ответы на вопросы. Подготовка рефератов, презентаций

Т.17 Анализ и корректировка результатов педагогической деятельности Разработать тестовое задание для проверки уровня усвоения темы (по указанию преподавателя) Предложите структуру анализа урока комбинированного типа

Т.18 Мониторинг и диагностика Изучение рекомендованной литературы, Ответы на вопросы. Подготовка рефератов, презентаций

Т.19 Инновационные технологии в профессиональном дизайн - образовании Изучение рекомендованной литературы, Ответы на вопросы. Подготовка рефератов, презентаций

Т.20 Методика активизации учебно-познавательной деятельности. Изучение рекомендованной литературы, Ответы на вопросы. Подготовка рефератов, презентаций

Т.21 Методика учебного проектирования Изучение рекомендованной литературы, Ответы на вопросы. Подготовка рефератов, презентаций

Т.22 Конкурс педагогического мастерства Разработать и подготовиться к проведению фрагментов занятий в имитационном режиме.

^ Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины «Методика профессионального обучения» активно внедряются инновационные виды учебной деятельности: проблемные лекции, лекции-дискуссии, видео-семинары; семинары-конференции, круглые столы, деловые игры.

Освоение дисциплины основано на деятельностном подходе, предполагающем отработку дидактических умений подготовки и реализации образовательного процесса (разработка дидактических материалов, текстов лекций, содержания семинарских и лабораторно-практических работ и их апробирование ).
^ Виды занятий и их содержание
Темы (содержание) лекционных занятий
Лекция № 1. Задачи, содержание и процесс профессионального обучения в учебных заведениях системы НПО.( 1 час)
Содержание лекции

1.Модель современного специалиста - основа учебно-воспитательного процесса.

2. Процесс производственного обучения и его специфические особенности.

3. Подходы к формированию и реализации задач по подготовке компетентных специалистов.

4. Профессионально значимые качества личности,
подготавливаемой к самостоятельной трудовой деятельности.

Задание для СРС: Подготовьте реферат по одной из проблем данного раздела (по указанию преподавателя)
Литература для самостоятельной работы:
1.Педагогика профессионального образования /Под ред. В.А. Сластенина.—М.: «Академия», 2004.—368с.

2.Профессиональная педагогика — М.: «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.

3.Самородский П.С., Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая методика профессионального обучения.—Брянск, 2002.—188с.

4.Педагогика: учебное заведение для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин и др.—Школьная пресса, 2002.—512с.

Лекция № 2 Характеристика профессионально-педагогической
деятельности и требования к личности педагога профессионального дизайн – образования.( 1 час )

Содержание лекции

1. Содержание учебной деятельности мастера производственного обучения

2. Содержание внеклассной деятельности педагога профессионального обучения.

3. Личностные и профессиональные качества преподавателя.

Задание для СРС: приведите примеры педагогических ситуаций иллюстрирующие психологически верно выстроенные межличностные отношения учителя и ученика?
Литература для самостоятельной работы:

1.Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом.—М. «Академия», 2004.—351 с.

2.Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред В.Д. Симоненко. – Вентана-Граф, 2005.—368с.

3.Андриади И.П. Истоки становления авторитета учителя// Школа и производство 2001, №8, С.2-7.

4. Галустов Р.А. Профессиональное становление учителя технологии сельской школы. Монография. - Москва – Ростов на Дону, 2001. – с. 280

  1. Кондратенков А.В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. — М., 1989.

  2. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1995.



Лекция № 3 Методика профессионального обучения: цели, задачи, принципы ( 1 час )

Содержание лекции

  1. Сущность, цели, задачи профессионального образования.

  2. Принципы профессионального образования.

  3. Показатели качества профессионального образования.

  4. Тенденции развития профессионального образования.

Задания для СРС:

  1. Разработайте графическую модель, показывающую роль и место МПО в системе профессионального образования

  2. Подготовьте реферат по одной из проблем данного раздела (по указанию преподавателя)


Литература для самостоятельной работы:

  1. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. Учебно-методическое пособие. – Брянск: Издательство БГПУ, 1997. – 319 с.

  2. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом.—М. «Академия», 2004.—351 с.

  3. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая методика профессионального обучения.—Брянск, 2002.—188с.

  4. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. Учебно-методическое пособие. – Брянск: Издательство БГПУ, 1997. – 319 с.


Лекция № 4 Педагогическое проектирование процесса профессионального обучения.(1 час)

Содержание лекции

  1. Теоретические основы педагогического проектирования

  2. Проектирование образовательного процесса

  3. Системный анализ условий и результатов проектирования


Задания для СРС:

  1. Подготовьте реферат по одной из проблем данного раздела (по указанию преподавателя))

  2. Разработайте графическую модель обучения.


Литература для самостоятельной работы:

  1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Ектеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. – 344 с.

  2. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001 . – 416с.

  3. Сафронова В. М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. — М.: Академия, 2002.—192 с.

  4. Пищулин Н.П., Ананишнев В.М. Моделирование как элемент управленческой деятельности/ Школьные технологии №3, 2001 с. 3-23.

  5. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – 904с.

  6. Яковлев Е.В. Комплексное моделирование высшего учебного заведения. // Педагогика, 2001 г. № 2.


Лекция № 5. Методики реализации типовых технологических действий в учебном процессе.(1час )

Содержание лекции

1. Методика целевой ориентации, стимулирования и мотивации учения. Оптимальные формы и методы их реализации на занятиях.

2. Методика формирования системы знаний и умений. Особенности процесса формирования знаний и умений при изучении нового материала.

3.Технология работы с новым материалом: выделение главного, соблюдение логики, последовательности, выводы и обобщения.

4.Методика анализа и оценки деятельности учащихся.
Литература для самостоятельной работы:

  1. Общая и профессиональная педагогика/ Под ред В.Д. Симоненко.—М. Вентана-Граф, 2005.—368с.

  2. Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – 904 с.

  3. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая методика профессионального обучения.—Брянск, 2002.—188с.

  4. Скакун В.А. Методика производственного обучения.— М., 1992

  5. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С.Я.Батышева.—М., АПО, 1998


Лекция № 6 Подготовка преподавателя к учебному году.(1час)

Содержание лекции

  1. Содержание подготовки к учебному году.

  2. Этапы подготовки к учебному году.

  3. Анализ учебного плана и сводно-тематического плана.

  4. Перспективно-тематическое планирование и его варианты.


Задания для СРС:

  1. Подготовьте реферат по одной из проблем данного раздела (по указанию преподавателя)

  2. Предложите шапку календарного план урока по одному из разделов (по указанию преподавателя)


Литература для самостоятельной работы:

  1. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. Учебно-методическое пособие. – Брянск: Издательство БГПУ, 1997. – 319 с.

  1. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом.—М. «Академия», 2004.—351 с.

  2. Педагогика профессионального образования /Под ред. В.А. Сластенина.—М.: «Академия», 2004.—368с.

  3. Профессиональная педагогика — М.: «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.

  4. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая методика профессионального обучения.—Брянск, 2002.—188с.

  5. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. Учебно-методическое пособие. – Брянск: Издательство БГПУ, 1997. – 319 с.


Лекция № 7 Анализ и корректировка результатов педагогической деятельности.( 1час )

Содержание лекции

  1. Анализ как метод научного исследования

  2. Виды педагогического анализа.

  3. Структура анализа педагогического процесса.

  4. Самоанализ, рефлексия.


Задания для СРС:

  1. Подготовьте реферат по одной из проблем данного раздела (по указанию преподавателя)

  2. Предложите структуру анализа урока комбинированного типа.


Литература для самостоятельной работы:

  1. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом.—М. «Академия», 2004.—351 с.

  2. Педагогика профессионального образования /Под ред. В.А. Сластенина.—М.: «Академия», 2004.—368с.

  3. Профессиональная педагогика — М.: «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.

  4. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая методика профессионального обучения.—Брянск, 2002.—188с.

  5. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. Учебно-методическое пособие. – Брянск: Издательство БГПУ, 1997. – 319 с.


Лекция № 8 Методика учебного проектирования.(1час)

Содержание лекции

1. Сущность, задачи и виды учебного проектирования

2. Курсовое и дипломное проектирование, выпускные квалификационные работы в системе начального профессионального образования (дипломные работы).

3. Функции, задачи, тематика, содержание и структура курсовых и дипломных проектов (работ). Задания на проектирование.

4. Руководство и контроль; рецензирование и защита проектов (работ).
Задания для СРС

1. Продумайте темы курсовой работы педагогической и психологической направленности.

2, Составьте примерный план курсовой работы на предложенную вами тему.
Литература для самостоятельной работы:

  1. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом.—М. «Академия», 2004.—351 с.

  2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред В.Д. Симоненко. – Вентана-Граф, 2005.—368с.

  3. Педагогика профессионального образования /Под ред. В.А. Сластенина.—М.: «Академия», 2004.—368с.

  4. Профессиональная педагогика — М.: «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.

  5. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая методика профессионального обучения.—Брянск, 2002.—188с.

6. юников Ю.С. Инновационный педагогический процесс: системное проектирование и программно-целевое управление. ВДД «Орленок» 2003.—50с.

7.Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография. – Волгоград: Перемена, 1995.-152 с.

7.2. Темы (содержание) практических занятий
Семинарское занятие 1 ( 1час )
  1   2   3

Похожие:

Решение которых обеспечивает достижение цели iconРешение которых обеспечивает достижение цели
Цель дисциплины: сформировать у студентов систему профессиональных знаний, умений и навыков по вопросам профессионального обучения,...
Решение которых обеспечивает достижение цели iconСовокупность правил выполнения определенных действий, обеспечивающих...
Совокупность шагов выполнения какого-либо действия, которые приводят в какому-либо результату, независимо от их очередности
Решение которых обеспечивает достижение цели iconМетодические рекомендации
«что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели». Достижение...
Решение которых обеспечивает достижение цели iconПрограмма по литературному чтению пояснительная записка
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного...
Решение которых обеспечивает достижение цели iconПроекта
Описание системы педагогических фактов и условий, влияющих на достижение цели
Решение которых обеспечивает достижение цели iconРоссийской Федерации Департамент образования Иркутской области Комитет...
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует...
Решение которых обеспечивает достижение цели iconЦели урока: Обучающая
Здравствуйте, ребята. Ещё начиная с начальной школы вы учились решать задачи. Для этого с каждым годом вы обучались всё новым и новым...
Решение которых обеспечивает достижение цели iconШкуратова Ирина Викторовна Руководитель кафедры Обществоведческих наук
Проблемный тип обучения обеспечивает не только достижение результата (усвоение системы знаний), но и овладение учениками процессом...
Решение которых обеспечивает достижение цели iconСамообразовательная деятельность студентов технических вузов при обучении иностранному языку
Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, первая из которых обеспечение инновационного характера базового...
Решение которых обеспечивает достижение цели iconПрограмма обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных...
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница