Программа факультативных занятий Основы экономики и социологии Франции для X класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения




Скачать 199.33 Kb.
НазваниеПрограмма факультативных занятий Основы экономики и социологии Франции для X класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения
Дата публикации05.04.2013
Размер199.33 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Литература > Программа

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

ПОСОЛЬСТВО ФРАНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ



Г.С. Романов


ПРОГРАММА


факультативных занятий
Основы экономики и социологии Франции
для X класса общеобразовательных учреждений

с белорусским и русским языками обучения

М И Н С К
2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа факультативных занятий разработана на основе Концепции обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования Республики Беларусь, концепции языкового образования, концепции учебного предмета «Иностранный язык» с учетом требований государственных образовательных стандартов общего среднего образования (III-XI классы), действующих рекомендаций европейской языковой образовательной политики и учебной программы «Иностранные языки: английский, немецкий, французский, испанский» для III-XI классов общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения.

Данная программа факультативных занятий предназначена для X класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения.

Преподавание на французском языке факультативных занятий социально-экономического цикла «Основы экономики и социологии Франции» призвано обеспечить:

— развитие у учащихся двуязычия на базе знаний, полученных на занятиях по французскому и родному языку;

— формирование ответственного отношения к своим общественным и гражданским обязанностям как полноправного в будущем члена общества и гражданина;

— широкое и цельное представления о наиболее важных процессах в экономике и социологии современной Франции;

— выработку навыков и умений самостоятельно извлекать необходимую для анализа конкретных проблем информацию из имеющихся в распоряжении обучаемого документов и материалов СМИ на французском и русском языках;

— умение ставить проблему, рассматривать ее в широком контексте, аргументировать и делать выводы, опираясь на фактический материал и критически сопоставляя различные точки зрения.

Лингвострановедческая направленность курса, ориентированного на опыт Франции, естественно, не исключает возможности апеллировать к опыту и других стран, если это является педагогически оправданным.

Продолжительность факультативных занятий в X классе составляет 70 часов. Учебная программа предполагает положительный перенос имеющихся у обучаемых знаний, навыков и умений, который может иметь место на уровне:

а) речемыслительной деятельности;

б) общеобразовательных знаний из гуманитарного и математического циклов;

в) сходных лингвистических явлений в родном и французском языках;

г) социокультурных и страноведческих знаний, приобретенных в процессе изучения французского языка.
^ Цели обучения
Генеральная цель обучения на факультативных занятиях социально-экономического цикла «Основы экономики и социологии Франции» на французском языке в X классе общеобразовательных учреждений состоит в формировании двуязычной личности, способной к межкультурному общению, что предполагает комплексную реализацию следующих целей:

образовательная — приобщение к мировому культурному наследию через овладение системой социально-экономических знаний посредством французского языка, к франкоязычной цивилизации в диалоге с родной, что формирует систему ценностей, обогащает картину мира, расширяет общекультурный и филологический кругозор учащихся, способствует развитию национального самосознания и достижению взаимопонимания с представителями других культур;

развивающая — взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и когнитивное развитие учащихся, их речемыслительных способностей; формирование механизма переноса знаний, навыков и умений; развитие памяти, внимания, воображения; формирование потребности к самостоятельной познавательной деятельности и рефлексии;

воспитательная — воспитание гуманистического мировоззрения, уважения к представителям других культур, патриотизма; формирование системы ценностных ориентаций, нравственных и эстетических взглядов; воспитание культуры общения, чувств, поведения, потребности в самовоспитании;

практическая — развитие у учащихся способности к самостоятельному анализу фактического материала, оценке актуальных социально-экономических событий и представления их результатов посредством иноязычного общения в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, ценностно-ориентационной) и форм (устной и письменной), которое осуществляется посредством речевой деятельности в учебных и реальных ситуациях в рамках сфер и ситуаций общения, предусмотренных программой.
^ Общие требования к содержанию обучения
Содержание обучения представлено в учебной программе через совокупность языковых знаний и навыков, социокультурных знаний и умений, речевых, учебно-познавательных и компенсаторных умений, формируемых и развиваемых на основе предметно-тематического содержания общения.

Содержание обучения реализуется в методической организации лингвистического и экстралингвистического материала с учетом возрастных особенностей учащихся подросткового и юношеского возраста, сфер их интересов, опыта изучения французского языка, психологических и психолингвистических особенностей процесса овладения французским языком в сопоставлении с родным языком. Предусматривается непрерывное концентрическое накопление знаний; поэтапное формирование навыков и умений на основе опоры на языковой, речевой, социокультурный, учебный и личностный опыт школьников с учетом характера переноса и интерференции.
^ Сферы коммуникации и их предметно-тематическое содержание
Социальная сфера. Семья. Мода как один из внешних признаков социального статуса. Социальные группы. Жилье. Образ жизни. Преступность и девиантное поведение. Потребление. Проблемы молодежи.

^ Учебно-трудовая сфера. Образование во Франции. Выбор профессии. Проблема трудоустройства.

Социально-культурная сфера. Городской и сельский уклад жизни. Урбанизация и массовое переселение из города в деревню. Социальная обусловленность различных форм проведения досуга. Уровень жизни и образ жизни. Новые средства массовой коммуникации. Социальная активность молодежи.

^ Социально-познавательная сфера. Природа. Экология. Массовый туризм. Обычаи и традиции. Республика Беларусь и Франция.
Социокультурные знания и умения
Знание социокультурного контекста своей страны и страны изучаемого иностранного языка, умения строить свое речевое поведение в соответствии с его спецификой, представлять свою страну и ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
^ Компенсаторные умения
Умения использовать различные вербальные и невербальные средства для компенсации пробелов в коммуникации в условиях дефицита языковых средств, недостатка речевого и социального опыта.
^ Учебно-познавательные умения
Преподавание факультативных занятий социально-экономического цикла на французском языке носит общеобучающий характер и имеет своей целью обеспечить:

— формирование у учащихся самого общего представления об отдельных наиболее значимых социально-экономических явлениях и процессах современного мира (преимущественно на примере Франции),

— усвоение четко формулируемых понятий и определений, которыми обучаемые смогут оперировать при работе с документами и фактическим материалом, делая соответствующие поставленным задачам выводы и логично аргументируя свою позицию,

— выработку у учащихся навыков и умений самостоятельно анализировать информацию из имеющихся в их распоряжении документов и материалов СМИ как на родном языке, так и на французском,

— ответственное отношение к своим общественным и гражданским обязанностям как полноправного в будущем члена общества и гражданина.

Достижение этой цели предполагает использование понятий и данных из различных областей знаний (экономики, социологии, демографии, истории, обществоведения и т. д.), что, однако, не означает узкоспециальной трактовки соответствующих положений, поскольку настоящий курс отличается как раз открытостью различным точкам зрения. Использование преподавателем конкретных и реальных примеров, что позволит избежать излишних и преждевременных абстракций при изложении учебного материала.

Необходимо обеспечить уверенное владение понятиями и терминами, приведенными в последней колонке таблиц предметно-тематического содержания для каждого года обучения. Учащиеся должны не только знать их дефиниции, но также правильно использовать их при анализе текущей социально-экономической информации.

Широкое использование в преподавании курса статистических документов (таблиц, графиков, диаграмм) определяет необходимость применения современных информационных средств как для получения данных, так и для их обработки. В ходе выполнения в классе под руководством и контролем учителя регулярных практических работ, которые не являются дополнительной к учебной программе информацией, следует стремиться ознакомить учащихся с наиболее оптимальной методикой самостоятельной работы с фактическим материалом. Использование конкретных и простых примеров и понимание фундаментальных социально-экономических механизмов необходимо для развития самостоятельного и критического отношения к информации, характерного для настоящего курса.

Обучение на факультативных занятиях предполагает постепенное усвоение следующих навыков и умений:

— обработка, анализ и синтез различных видов социально-экономической информации (тексты, таблицы, графики, диаграммы и т. д.);

— изучение, построение и изложение различных способов и видов аргументации и доказательств, наиболее часто используемых в социально-экономических науках;

— представление в устной и письменной форме в соответствии с нормами изучаемого иностранного языка результатов самостоятельной работы с фактическим материалом.

10 класс

(70 часов)
Примерное тематическое планирование учебного материала




Темы

Цели

Основные понятия

1.

Социальная связь

  • выявить разнообразие подходов к изучению социаль­ной связи;

  • понять специфику различных видов социальной связи (рынок, государство, семья) в рыночном обществе.

cohésion sociale, exclusion sociale, État-providence

2.

^ Социально-экономические аспекты развития отраслей промышленности

(на примере автомобилестроения Франции).

  • повторить наиболее важные понятия предыдущего года обучения на примере французского автомобилестроения как одного из социально-экономических и культурных символов современного французского общества.

  • показать сложность и многоаспектность стратегий деятельности предприятий в условиях обострения рыночной конкуренции.

facteurs de production, combinaison productive, investissement, productivité, délocalisation, saturation du marché

3.


^ Социально-экономические аспекты развития отраслей промышленности (на примере автомобилестроения
Франции).

углубить изучение социально-экономических факторов потребления (уровни цен и доходов, стратегии социальной дифференциации).


coefficient budgétaire, taux d 'équipement, capital culturel

4.


^ Социология: ее объект и методы исследования


объяснить историческую обусловленность рассматриваемых социологией проблем;

показать историческую важность достижений социологии в период с конца 19 века до кризиса 1929 года;

определить специфику и своеобразие исследовательских методов Э. Дюркгейма и М. Вебера.

fait social ; sociologie compréhensive

5.



История социологии

  • научиться рассматривать основную социологическую проблематику и исследования социологов в конкретном историческом контексте;

  • определить основные направления в развитии социологической мысли:

французская социологическая школа;

немецкая социологическая школа;

американская социологическая школа.

individualisme, holisme, écologie urbaine,

fonctionnalisme, culturalisme, interactionnisme

6.



^ Анкетирование и опросы общественного мнения

установить различие между количественными и качественными методами исследований в социологии;

оценить степень достоверности социологических исследований путем анкетирования и прямой переписи изучаемой категории населения;

определить принципы и методы опросов общественного мнения.


^ Sondages aléatoires, méthode des quotas, questionnaires, entretiens non directifs, opinion publique

7.

Практическое занятие по теме «Основы социологии»

8.


Национальный макроэкономический учет (1)

понять методы и цели национального макроэкономического учета;

  • ознакомиться с историей национального макроэкономического учета.

production, grands agrégats : PIB, PNB, revenu national

9.


Национальный макроэкономический учет (2)

  • определить номенклатуру субъектов хозяйствования;

  • разграничить институциональные секторы экономики;

  • выявить обусловленность экономической ситуации страны ее макроэкономическими показателями.

circuit économique, secteurs institutionnels, comptes de flux


10.


^ Деньги (1)

понять в результате исторического анализа различных форм рыночного расчета экономическую и, главным образом, социальную функцию денег.

troc, monnaies métallique, fiduciaire, scripturale.


11.


^ Деньги (2)

  • показать различные экономические аспекты создания денежных форм расчета в современном рыночном обществе;

понять механизм превращения денег в одну из форм социальной связи, порождающей как отношения сотрудничества, так и отношения господства между членами определенного типа общества.


masse monétaire et

ses contreparties,

Banque centrale



12.



^ Финансирование экономики (1)

понять стратегии финансирования и осуществления инвестиций различными субъектами хозяйствования и их результаты;

  • уяснить роль банковского механизма финансирования экономики.

capacité et besoin

de financement,

financement interne

et externe,

financement direct

et indirect

13.

Финансирование экономики (2)

  • выявить изменения в структуре и функционировании финансового рынка;

установить масштаб современных изменений в мировой финансовой системе и затем показать относительный характер их последствий.

intermédiation,

marché financier,

valeurs mobilières,

OPA

14.

Практическое занятие по теме «Основные принципы макроэкономического анализа»



15.


Рынок

провести анализ различных значений понятия «рынок»;

  • получить представление о понятии «экономическая модель», проанализировать наиболее простые примеры формального представления экономических законов посредством математических моделей;

ознакомиться с моделью чистой и совершенной конкуренции, понять условия чистой и совершенной конкуренции;

сопоставить различные теории, объясняющие механизм функционирования рынка (А. Смит, Л. Вальрас).

offre, demande.

profit, élasticité-

prix, élasticité-

revenu, coût moyen.

coût marginal,

économies d 'échelle

16.


Ценовое регулирование рынка

  • уяснить понятие рыночного равновесия, механизмы частичного равновесия, его отличие от общего равновесия;

  • понять роль рыночного ценообразования;

  • ознакомиться с критической позицией экономистов-неоклассиков относительно контроля за ценами со стороны государства;

  • определить возможность использования экономико-математических моделей для анализа функционирования конкретных разновидностей рынка;

на основе конкретных примеров рынка установить пределы рыночного регулирования.

Atomicité et

homogénéité du

produit,

transparence du

marché, mobilité

des facteurs de

production

17.


Ограниченность рыночного регулирования

  • показать, что современные объективно-исторические условия на практике уже не соответствуют неоклассической модели чистой и совершенной конкуренции;

установить, что рынок не может регулировать все сферы экономической деятельности, что оправдывает вмешательство государства;

проанализировать степень рациональности поведения экономических субъектов;

  • осознать пределы распространения рыночных отношений;

  • понять, что рынок не является единственным способом обмена товарами и услугами.

concurrence

imparfaite.

concurrence

monopolistique,

effets externes,

biens collectifs

18.


Институционализация рынка (1)

ознакомиться с различными точками зрения относительно того, в какой мере рынок способствует формированию или, напротив, приводит к разрыву социальной связи.

Don, contrainte. réciprocité

19.


Институционализация рынка (2)

показать на основе конкретных примеров современного общества, что, помимо рыночных отношений, существуют и другие формы социальных связей, необходимые для социального равновесия.


Régulation sociale. exclusion. intégration

20.

Практическое занятие по теме «Рынок и формы его регулирования»

21.

Институты государственной власти

  • показать специфику государственной власти;

  • проанализировать последствия институционализации государственной власти;

  • понять основополагающие ценности демократического устройства.

pouvoir,

légitimation, consentement, , régime politique, contrat social, séparation des pouvoirs, système pluraliste, droits humains

22.


Государство как субъект хозяйствования

  • показать необходимость и важность государственного вмешательства;

  • выявить различные типы связей между государством и остальными субъектами хозяйствования национальной экономики;

  • проанализировать взаимодополняемость государства и рынка.

^ Etat-gendarme, Etat-providence, biens et services publiques, externalités, prélèvements obligatoires

23.

Основные направления социальной политики и формы перераспределения



  • понять роль социальной политики;

  • оценить социальные и экономические последствия государственного вмешательства;

  • уяснить цели повышения социальных выплат населению.

redistribution

horizontale et verticale, répartition, capitalisation

24.


Типы бюджетной политики (1)

  • показать различные формы проведения бюджетной политики;

  • определить цели бюджетной политики экономического стимулирования и стабилизации.

effet multiplicateur, stabilisateurs automatiques,

25.


Типы бюджетной политики (2)

  • понять проблемы, связанные с финансированием деятельности государства;

  • проанализировать различные аспекты отношений взаимодолняемости между государством и рынком.

effet « boule de neige », effet d'éviction, dette publique, cycle, récession

26.

Практическое занятие по теме «Роль государства в современной экономике»

28.


Культура

  • определить структурообразующие элементы культуры;

  • установить эволюционный характер культуры;

показать разнообразие культур и опасность в связи с этим возникновения конфликтов.

modes de vie, sous-culture, contre-culture, acculturation, déculturation

29.


Социализация

  • обнаружить относительный характер моделей социализации в зависимости от исторической эпохи, места и социальной иерархии;

уяснить природу различных подходов к проблеме социализации в социологии и психологии.

socialisation, agent de socialisation, transmission de la culture, inné, acquis

30.


^ Социальные структуры

  • понять принципы построения таблицы профессий и социально-профессиональных категорий Национальным институтом статистики и экономических исследований Франции;

использовать таблицу профессий и социально-профессиональных категорий для анализа социальной структуры.

homogénéité sociale, professions et catégories socio­professionnelles (PCS), professions intermédiaires

31.


^ Социальная стратификация

  • ознакомиться с основными подходами к изучению социальной стратификации;

проанализировать причины и следствия процессов, обусловивших изменения в структуре французского общества в последние десятилетия.

stratification , classes sociales, groupes statutaires

32.


Социальный контроль

  • выявить процессы эволюции социальных норм и становление социального контроля;

  • понять действие социального контроля помимо государственно-правовых и политических структур;

  • определить понятие девиантных форм поведения;

  • установить связь социального контроля с культурой и процессами социализации.




Conformité, auto- contrôlé, contrainte. ransgression de la norme, cohésion, déviance

33

-34

Обзорные занятия

35.

Итоговое занятие



Рекомендуемая литература


  1. Albertini (J.-M.). – Les rouages de l’économie nationale, Les Éditions de l’Atelier / Éditions Ouvrières, 1996.

  2. Albertini (J.-M.). – L’économie en 200 schémas, Les Éditions de l’Atelier, 1994.

  3. Beitone (A.) – Dollo (C.) – Guidoni (J.-P.) – Legardez (A.). – Dictionnaire de sciences économiques, A. Colin, 2e édition.

  4. Berger (P.) et Icard (A.). – La monnaie et ses mécanismes, PUF, Coll. Que sais-je ?, 2004.

  5. Brémond (J.) et Gélédan (A.). – Dictionnaire des théories et mécanismes économiques, Hatier, 1995.

  6. Brémond (J.) et Gélédan (A.). – Dictionnaire économique et social, Hatier, 1997.

  7. Coiffier (É.) – Crozet (Y.) – Dehoux-Grafmeyer (D.) – Faure (F.) – Renaud (J.-F.). – Sociologie basique, Nathan, 2005.

  8. Guesnerie (R.). – L’économie de marché, Flammarion, 1996.

  9. Herpin (N.) et Verger (D.). – La consommation des Français, Coll. Repères, La Découverte, 2007.

  10. Jacoud (G.) et Tournier (E.). -- Les Grands auteurs de l’économie, Hatier, 1998.

  11. Lelarge (G.). – Économie d’entreprise, Coll. Fiches Express, Dunod, 1996.

  12. Mendras (H.) et Étienne (J.). – Les Grands auteurs de la sociologie, Hatier, 1996.

  13.  Montoussé (M.) et Renouard (G.). – 100 fiches pour comprendre la sociologie, Bréal, 2005.

  14. Piriou (J.-P.). – Lexique de sciences économiques et sociales , Coll. Repères, La Découverte, 1997.

  15. Piriou (J.-P.). – La comptabilité nationale, Coll. Repères, La Découverte, 2003.

  16. Rotillon (G.). – Introduction à la microéconomie, Coll. Repères, La Découverte, 2005.

  17. Salin (P.). – La concurrence, PUF, Coll. Que sais-je ?, 1998.

  18. Sous la direction de Beitone (A.). – Dictionnaire des sciences économiques, Coll. Cursus, A. Colin, 2004.

  19. Sous la direction de Silem (A.). – Encyclopédie de l’économie et de la gestion, Hachette, 1998.

  20. Sous la direction de Silem (A.). – Sciences économiques et sociales (Terminale), Hachette Éducation, 2002.

  21. Sous la direction de Silem (A.). et Albertini (J.-M.). – Lexique d’économie, Dalloz, 2003.





Похожие:

Программа факультативных занятий Основы экономики и социологии Франции для X класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconСовременная риторика: основы речевого общения
Учебная программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками...
Программа факультативных занятий Основы экономики и социологии Франции для X класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconУчебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных...
Главной особенностью материка Евразия является разнообразие как природы, так и населяющих её территорию народов, их образа и уровня...
Программа факультативных занятий Основы экономики и социологии Франции для X класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconУчебная программа факультативных занятий для учащихся 11 класса общеобразовательных...
Главная цель: формирование у учащихся представлений и знаний о современной географии, её основных теоретических закономерностях,...
Программа факультативных занятий Основы экономики и социологии Франции для X класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconУчебная программа факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных...
Автор Е. Е. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук
Программа факультативных занятий Основы экономики и социологии Франции для X класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconВ русской литературе XX-XXI веков
Учебная программа факультативных занятий по русской литературе общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения...
Программа факультативных занятий Основы экономики и социологии Франции для X класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconПрограмма факультативных занятий по немецкому языку «Практикум по...
Сам процесс чтения, предполагающий анализ, синтез, обобщение, умозаключения, прогнозирование, выполняет важную воспитательную и образовательную...
Программа факультативных занятий Основы экономики и социологии Франции для X класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconУчебная программа факультативных занятий по всемирной истории для...
Учебная программа факультативных занятий по всемирной истории для учащихся V класса общеобразовательных учреждений
Программа факультативных занятий Основы экономики и социологии Франции для X класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconПрограмма факультативных занятий для 10-11 классов общеобразовательных...
Программа факультативных занятий «История России: основные вехи развития общества и государства» предназначена для 10–11 классов...
Программа факультативных занятий Основы экономики и социологии Франции для X класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconУчебная программа факультативных занятий по всемирной истории для...
Учебная программа факультативных занятий по всемирной истории для VІІІ класса общеобразовательных учреждений
Программа факультативных занятий Основы экономики и социологии Франции для X класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconУчебная программа для факультативных занятий IX класс
Программа факультативных занятий «Мир человека» для учащихся IX класса общеобразовательных учреждений направлена на удовлетворение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница