Новаторство Н. А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в Поэме «Кому на Руси жить хорошо»




Скачать 194.45 Kb.
НазваниеНоваторство Н. А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в Поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Дата публикации05.04.2013
Размер194.45 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Литература > Документы
Тема: Новаторство Н.А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в Поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Цели: раскрыть своеобразие таланта Н.А. Некрасова, духовные основы личности поэта; расширить знания положения «единство формы и содержания» на примере поэмы «Кому на Руси жить хорошо», помочь учащимся понять и почувствовать художественное мастерство автора в раскрытии необычайно богатого духовного мира простого крестьянина; показать народность поэмы, опираясь на художественные особенности
развивать формирование навыка исследовательской работы над художественным произведением; научить видеть и анализировать художественное своеобразие и языковые особенности поэмы; способствовать развитию памяти, мышления, речи, умения выделять главное, обобщать, систематизировать материал, логически мыслить, рассуждать;
способствовать воспитанию интереса к творчеству Некрасова, воспитать чуткое бережное отношение к слову, к народным истокам, фольклорным традициям русского народа.

Оборудование: портрет Н. А. Некрасова, тема и эпиграф к уроку, выставка книг, литературоведческие и исторические понятия, схемы: «Фольклорные основы поэмы», «Особенности языка и стиха поэмы», аудиозапись классической музыки.

Нигде эта органическая связь поэзии Некрасова с фольклором не проявляется так явственно, как в поэме «Кому на Руси жить хорошо?».

В. Е. Евгеньев-Максимов.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Звучит тихая музыка. Учащиеся читают строки из поэм Н. А. Некрасова.

^ РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ

КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ

Поэма 1

(1826 год)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Покоен, прочен и легок

На диво слаженный возок;

Сам граф-отец не раз, не два

Его попробовал сперва.

Шесть лошадей в него впрягли,

Фонарь внутри его зажгли.

Сам граф подушки поправлял,

Медвежью полость в ноги стлал,

Творя молитву, образок

Повесил в правый уголок

И - зарыдал... Княгиня-дочь...

Куда-то едет в эту ночь...

I

Да, рвем мы сердце пополам

Друг другу, но, родной,

Скажи, что ж больше делать нам?

Поможешь ли тоской!

Один, кто мог бы нам помочь

Теперь... Прости, прости!

Благослови родную дочь

И с миром отпусти!

II

Бог весть, увидимся ли вновь,

Увы! надежды нет.

Прости и знай: твою любовь,

Последний твой завет

Я буду помнить глубоко

В далекой стороне...

Не плачу я, но нелегко

С тобой расстаться мне!

III

О, видит бог!... Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет... Прости, родной!

Напрасных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись - я дочь твоя!

IV

Прости и ты, мой край родной,

Прости, несчастный край!

И ты... о город роковой,

Гнездо царей... прощай!

Кто видел Лондон и Париж,

Венецию и Рим,

Того ты блеском не прельстишь,

Но был ты мной любим -

V

Счастливо молодость моя

Прошла в стенах твоих,

Твои балы любила я,

Катанья с гор крутых,

Любила плеск Невы твоей

В вечерней тишине,

И эту площадь перед ней

С героем на коне...

VI

Мне не забыть... Потом, потом

Расскажут нашу быль...

А ты будь проклят, мрачный дом,

Где первую кадриль

Я танцевала... Та рука

Досель мне руку жжет...

Ликуй….

ДЕДУШКА

"Скоро дадут им свободу, -

Внуку старик замечал: -

Только и нужно народу.

Чудо я, Саша, видал:

Горсточку русских сослали

В страшную глушь, за раскол,

Волю да землю им дали;

Год незаметно прошел -

Едут туда комиссары,

Глядь - уж деревня стоит,

Риги, сараи, амбары!

В кузнице молот стучит,

Мельницу выстроят скоро.

Уж запаслись мужики

Зверем из темного бора,

Рыбой из вольной реки.

Вновь через год побывали,

Новое чудо нашли:

Жители хлеб собирали

С прежде бесплодной земли.

Дома одни лишь ребята

Да здоровенные псы;

Гуси кричат, поросята

Тычут в корыто носы...

Так постепенно в полвека

Вырос огромный посад -

Воля и труд человека

Дивные дивы творят!

Всё принялось, раздобрело!

Сколько там, Саша, свиней,

Перед селением бело

На полверсты от гусей;

Как там возделаны нивы,

Как там обильны стада!

Высокорослы, красивы

Жители, бодры всегда,

Видно - ведется копейка!

Бабу там холит мужик:

В праздник на ней душегрейка -

Из соболей воротник!
Дети до возраста в неге,

Конь - хоть сейчас на завод -

В кованой, прочной телеге

Сотню пудов увезет...

Сыты там кони-то, сыты,

Каждый там сыто живет,

Тесом там избы-то крыты,

Ну уж зато и народ!

Взросшие в нравах суровых,

Сами творят они суд,

Рекрутов ставят здоровых,

Трезво и честно живут,

Подати платят до срока,

Только ты им не мешай".

^ МОРОЗ КРАСНЫЙ НОС

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,

Чу! ближе подходит, седой.

И вдруг очутился над нею,

Над самой ее головой!

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьет

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поет:
— Тепло ли тебе, молодица? —

С высокой сосны ей кричит.

«Тепло!» — отвечает вдовица,

Сама холодеет, дрожит.

Морозко спустился пониже,

Опять помахал булавой

И шепчет ей ласковей, тише:

— Тепло ли?.. — «Тепло, золотой!»

Тепло — а сама коченеет.

Морозко коснулся ее:

В лицо ей дыханием веет

И иглы колючие сеет

С седой бороды на нее.

И вот перед ней опустился!

— Тепло ли? — промолвив опять,

И в Проклушку вдруг обратился,

И стал он ее цаловать…

Итак, мы попали с вами в мир поэзии Н. А. Некрасова. Сейчас прозвучали отрывки из поэм «Дедушка», «Русские женщины», «Мороз, Красный нос». Если у вас появилось желание перечитать поэмы, вспомнить любимые строки, то я советую обратиться к книгам, которые представлены на выставке: сборники поэзии Некрасова, критические статьи, монографические исследования. (Выставка книг)

II. Сообщение темы и целей урока.

Мы завершаем изучение поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Тема сегодняшнего урока: «Новаторство Н.А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Задумав создать книгу о народе и для народа, Некрасов подчиняет этой цели весь художественный строй произведения. В поэме настоящая языковая стихия народной речи. Здесь и речь странников , искателей счастливого , и богатая красками речь Матрены Тимофеевны, и льстивая , нарочито «мужицкая» речь бурмистра Клима

“Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привилось услыхать из уст его, и я затеял поэму «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни ”, – рассказывал Некрасов журналисту П.Безобразову.

– О чём вам говорят даты 1863-1877гг.? (Это даты написания поэмы, Некрасов работал около 14 лет (с перерывами в работе), т. к замысел, всестороннее изобразить русскую жизнь, требовал много сил и времени, кроме того, такой замысел подразумевает незавершённость, ведь рассказывать о жизни можно бесконечно; задумано было около 7-8 глав, но поэт успел написать лишь 4 главы.)

III. Работа по теме урока.

  1. Слово учителя.

Все многообразие и неистощимое богатство народного языка с его тончайшими оттенками и яркой поэтической речью колоритно передает жизнь народа. Благодаря этому замечательному искусству

передачи человеческих голосов, интонаций, тембров живой речи, говорящий как бы предстает перед нами.

– О чём вам говорит название поэмы?

Как уже было сказано, произведение писалось после отмены крепостного права, основной вопрос, который волновал тогда передовые умы России – это вопрос о положении крестьян: народ освобождён, но счастлив ли народ? Некрасов, которого прежде всего волновала судьба простого крестьянина, пытается ответить на этот злободневный вопрос в своём произведении; каковы же пути народа к счастью, есть ли счастливые на Руси? Однако уже первые строки говорят о тяжёлом положении крестьян. Например, названия деревень.

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дыряева,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова -

Неурожайка тож,

Сошлися - и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

- С чем связаны эти названия, что они символизируют?

Названия деревень Дырявина, Разутова, Заплатова символизируют нужду и бедность крестьян, трудное, бедственное положение; подчёркивают как горькую бедность, так и крайнюю забитость крестьянства; Неелова – голод, который постоянно испытывали крестьяне, потому что были неурожаи, пожары (Неурожайка, Горелова); единственное, что оставалось крестьянам – затянуть потуже пояса и терпеть.

Названия деревень были подсказаны самим фольклором. В то время была распространена, например, поговорка «Обыватель Голодалкиной волости села Обнищухина», зафиксированная прозаиком В. А. Слепцовым в «Списке пословиц и поговорок» и В. И. Далем в сборнике пословиц.

Работа над поэмой стала делом всей его жизни. Писать о народе, для народа и народным языком было целью поэта, и этой цели он подчиняет весь художественный строй поэмы. Он создал свой особенный «некрасовский» художественный стиль. Задумав изобразить живую душу народа, желая, чтобы его поэма стала «народной книгой», от начала и до конца была понятна народу, Некрасов решительнее пользуется народно-бытовым языком и народно-поэтическим стилем.

«Русские песни, предания, пословицы, суеверные страхи, наконец, русские сказки без сомнения заслуживают большего внимания: они – память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности», – писал он в одной из своих рецензий в 1841 году.

– Каковы же истоки народности Некрасова?

  1. ^ Сообщение, подготовленное учеником:

Некрасов был близок к народу. Сам он постоянно бывал в русских избах, благодаря чему и солдатская, и крестьянская речь стала с детства досконально известна ему: не только по книгам, но и на практике изучил он простонародный язык и смолоду стал большим знатоком народно-поэтических образов, народных форм мышления, народной эстетики. Всё это он усвоил ещё в Грешнёве, в детские годы, находясь в непрерывном общении с крестьянами (мальчиком он очень любил играть с крестьянскими мальчишками) и постоянно слыша мудрую народную речь. В зрелые годы поэт тоже много времени проводил в деревне – летом приезжал в Ярославскую и Владимирскую губернии, гулял, много охотился (надо сказать, что Некрасов был страстным охотником), во время охоты нередко останавливался в крестьянских избах. Странствуя с ружьём из деревни в деревню, Некрасов попадал и на сельские ярмарки, и на крестьянские праздники, и на сходки, знакомился со множеством деревенских людей, наблюдал их нравы и обычаи, жадно вслушивался в каждое слово их непринуждённых речей.

Очевидно, что народная речь, поговорки, пословицы, присказки были у него на слуху.

Всё это богатство впечатлений, накопленное годами наблюдений над жизнью народа, народу же и возвратил поэт в своём творчестве.

Народные пословицы, поговорки, загадки, плачи и заклинания частью вошли в поэзию Некрасова без изменения, частью вернулись к народу в литературной форме, не утратив ни формы, ни звучания, свойственного фольклору.


  1. Художественные особенности поэмы Н.Л.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».



Многоголосие. Песни и причитания Стих поэмы

Обилие массовых сцен
Сатира и юмор. Элементы фольклора:

а) сказочный зачин,

б) элементы волшебства,

в) постоянные эпитеты,

г) поговорки, пословицы, загадки,

д) сравнения

– Какие же фольклорные мотивы отразились уже в “Прологе”?

– Для этого вспомним, что такое фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий; включает в себя сказки, былины, песни, загадки, пословицы и поговорки и т. д. (Термин выносится на доску)

Сказочные мотивы: зачин, сказочные герои, волшебные вещи, помогающие героям, животные разговаривают с человеком.

4. Исследование текста.

Беседа.

– Итак, обратимся к тексту.

– Что напоминают первые строки «Пролога»? (Сказочный зачин. Зачин – традиционное начало сказки: В каком году – рассчитывай…)

Многие русские народные сказки начинались похожим образом: В некотором царстве, в некотром государстве. Жили-были. Давным-давно…)

– Таким образом, с самого начала мы ощущаем сказочный тон повествования.

– Какие ещё сказочные мотивы вы бы отметили в «Прологе»? (Почти все герои названы по именам, а фамилии не указываются:

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому!-

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю...;

магическое число 7 (мужиков, филинов, деревьев.)

Действительно, фольклорный колорит усиливается с помощью сакральных чисел. Приведите примеры из сказок? («Сказка о спящей царевне и семи богатырях», «Цветик-семицветик», «Белоснежка и 7 гномов».)

Сказочным кажется сюжет, когда Пахом подбирает птенчика и беседует с ним, а затем и с пеночкой, которая в качестве выкупа за птенца даёт скатерть-самобранку, тайное место с «волшебной коробкой»; условная форма обращения к скатерти похожа на формулу обращения Емели к щуке в сказке «По щучьему веленью»; «две дюжие руки»; запрет пеночки, запрет и его нарушение – основа многих русских народных сказок.

Приведите примеры? (Выпил Иванушка водицы – стал козлёнком; сжёг царевич шкуру царевны-лягушки – отправился искать её за тридевять земель…)

Однако запрет пеночки так никогда и не нарушится, что лишний раз свидетельствует, по видимости, о незавершённости поэмы.

– Как вы объясните выражение: «А всё ж ты пташка малая сильнее мужика…»?

Постепенно к мужикам приходит осознание социальной несправедливости, попранных человеческих прав.

Кроме сказочных мотивов, в «Прологе» огромное количество примет, поговорок, загадок, которые не только отражают ум, красоту, мудрость речи русского народа, но и придают поэме чрезвычайную фольклорную насыщенность.

Маленькие по форме, они раскрывают образный мир человека.

  1. ^ Самостоятельная исследовательская работа по группам (заданная на дом).

– Какие же пословицы, поговорки и загадки поместил в «Прологе» Некрасов?

^ Пословицы и поговорки:

«Мужик, что бык…» Пословица характеризует качество характера простого мужика, его упрямство, упорство, настойчивость. В современной речи можно встретить выражение: упрям, как бык) «Пташка малая, а коготок востёр». («Маленький, да удаленький») и т. д.

«Сова - замоскворецкая княгиня»; «Сама лисица хитрая по любопытству бабьему»; «Солдаты шилом бреются, солдаты дымом греются»; «Добра ты, царска грамота, да не про нас ты писана»; «Шла борона прямехонько: да вдруг махнула в сторону»; «Из песни слово выкинуть, так песня вся нарушится»; «Ты тем перед крестьянином, пшеница, провинилася, что кормишь ты по выбору, зато не налюбуются на рожь, что кормит всех; «И гнется, да не ломится», «Наши топоры лежали до поры»; «Без прутика, без кнутика все ходим, люди грешные, на этот водопой»; «Высоко Бог, далеко царь»; «Что на роду написано, того не миновать»; «Правды из мошенника и топором не вырубишь»; «С работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат»; «За погудку правую смычком по шее бьют»; «Брань господская, что жало комариное, мужицкая - обух»; «Хвали траву в стогу, а барина в гробу»; «Они (господа) в котле кипеть, а мы дрова подкладывать». Характерно обилие ярко окрашенных социальных пословиц.

Загадки:

В словаре Даля мы находим такую загадку, подслушанную у народа

«Живёт без тела, говорит без языка,

плачет без души, смеётся без радости;

никто его не видит, а всяк слышит»

(отголосок)

У Некрасова:

«Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела – а живёт оно,

Без языка – кричит»(эхо)

Вот несколько примеров загадок в «Прологе» и первой части:

о тени: Ой тени, тени черные!

Кого вы не нагоните?

Кого не перегоните?

Вас только, тени черные,

Нельзя поймать - обнять!

об эхе: Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела - а живет оно,

Без языка - кричит!

о снеге Пришла весна - сказался снег!

Он смирен до поры:

Летит - молчит, лежит - молчит,

Когда умрет, тогда ревет

о мельнице («Одним не птица мельница»), о козле («Так с бородой козел гулял по свету ранее, чем праотец Адам»),

о замке Замок - собачка верная:

Не лает, не кусается,

А не пускает в дом!

о топоре "Подлец ты, не топор!

Пустую службу, плевую

И ту не сослужил.

Всю жизнь свою ты кланялся,

А ласков не бывал!" («

о веретене («Вот то, чем больше вертится»),

о ночи Ночь тихая спускается,

Уж вышла в небо темное

Луна, уж пишет грамоту

Господь червонным золотом

По синему по бархату,

Ту грамоту мудреную,

Которой ни разумникам,

Ни глупым не прочесть.

о пиле («Весь век пила железная жует»).

Все эти загадки у Некрасова даны, однако, не в виде собственно загадок, а в виде метафор или сравнений, с называнием разгадок («Замок - собачка верная» и т. д.).

Всё это свидетельствует, что Некрасов был очень внимателен к народному языку.

^ Приметы, поверья.

Поверье – идущее из старины, живущее в народе убеждение, вера в примету. Примета – явление, случай, которые в народе являются предвестием чего-нибудь.

«Ну, леший шутку славную над нами подшутил». Леший – в славянской мифологии: человекообразное, сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный человеку. Раньше крестьяне искренне верили в существование нечистой силы и мифологических существ, поэтому такие поверья бытовали везде.

В настоящее время можно услышать такие выражения: леший попутал, иди ты к лешему (уходи), какого лешего? (выражение досады), леший его знает (кто его знает) – все они используются в просторечном стиле.

«Кукуй, кукуй, кукушечка!

Заколосится хлеб,

Подавишься ты колосом –

Не будешь куковать.»

Сам Некрасов даёт объяснение этой народной примете: кукушка перестаёт куковать, когда заколосится хлеб («подавившись колосом», говорит народ «С кем встречи вы боитеся, идя путем-дорогою» (с попом); «Пошли крутую радугу на наши небеса»; «С тех пор, как бабы начали рядиться в ситцы красные, леса не подымаются, а хлеба хоть не сей... А ситцы те французские, - собачьей кровью крашены»; «Илья-пророк по ней гремит-катается на колеснице огненной»; «В рот яблока до спаса не беру»; «В тот год необычайная звезда играла на небе»; «Рубаху чистую надела в Рождество»; «Такая память знатная, должно быть... сорочьи яйца ел ». Часть этих примеров и примет Некрасов сам отметил и пояснил в примечаниях.

– Какие из приведённых пословиц, загадок бытуют и сейчас?

  1. ^ Работа над особенностями языка поэмы.

Показывая духовное богатство простого русского человека, Некрасов использует всё разнообразие речевых форм и интонаций устной разговорной народной речи.

Проведём исследование языка поэмы (работа по группам).

Разнообразие речевых форм:

повторы часто использовались в былинах для создания напевности, плавности речи, особого ритма, а также усиливают эмоциональное впечатление с этой же целью использованы и у Некрасова (гулять-погуливать, кричать-покрикивать, сошлись 7 мужиков//7 временнообязанных);

просторечные обороты, Некрасов не идеализирует народный быт, рисуя порой подлинно грубые сцены соответствующим «грубым» языком (зачитать сцену драки: ругательски ругаются, забрало пуще прежнего, вцепятся друг другу в волоса, тузит) но удельный вес таких вульгаризмов в общем тексте поэмы невелик, отмечает в своей исследовательской работе критик А.А. Озерова, и они всегда соответствуют требованиям художественной выразительности.;

устаревшие формы слов с целью передать колорит эпохи, чтобы читатель ясно услышал настоящую крестьянскую речь (покудова – пока, перелетаючи), а постоянное повторение постфикса служит средством раскрытия степени угнетения и забитости крестьян (переглянулися, сложилися);

уменьшительно-ласкательные суффиксы (чаще всего это слова, обращенные к природе) говорят о любви к природе, предают ту нежность, те добрые чувства, которые испытывает сам поэт (пеночка, зайка, птенчик, гнёздышко).

Изобразительно-выразительные средства:

постоянные эпитеты, (эпитет – образное определение предмета столь частые в народном языке и в народной поэзии (солнце красное, тени чёрные, зайка серенький, лисица хитрая);

олицетворение разновидность эпитета, когда неживому приписываются свойства живого; («а эхо вторит всем», ворон «сидит да чёрту молится», «сама лисица хитрая, по любопытству бабьему, подкралась к мужикам, послушала, послушала…», пеночка «человечьим голосом Пахому говорит», «проснулось эхо гулкое», «весь лес переполошился», «потом кукушка старая проснулась и надумала кому-то куковать»); эти приемы (эпитеты и олицетворения) были распространены в народной поэзии, т. к. в народе ещё бытовали отголоски язычества, когда люди поклонялись солнцу, ветру, дождю, священным животным;

сравнение и гиперболизация («А их глазищи желтые// Горят, как воску ярого// Четырнадцать свечей», часто такие сравнения с сильным преувеличением использовались в былинах (а глазищи, словно чашищи)



Итак, своими исследованиями вы показали насколько самобытен и национален, поистине народен язык поэмы.

IV. Итог урока.

– В чём вы увидели своеобразие художественного мастерства Некрасова? Какие фольклорные традиции мы наблюдали? Каковы языковые особенности?

- С какой целью поэт вводит в авторский текст народные элементы?

^ Заключительное слово учителя.

Поэма Некрасова – кладезь народной мудрости.

Как могучая река, то спокойно и медленно, то бурно и стремительно, текут свободные стихи некрасовской музы:

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков…

Этот сверкающий поток слов захватывает и увлекает… Секрет вечной силы и молодости музы Некрасова в приобщении её к неиссякающему источнику русской народной поэзии. Да и мог ли Некрасов писать иначе книгу, по его словам «полезную, понятную народу и правдивую»? Бойкое, размашистое народное слово, меткое и остроумное, «какого не придумаешь, хоть проглоти перо», – основа основ всей поэзии Некрасова.

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы заранее подготовленным учеником.

РУСЬ

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

В рабстве спасенное

Сердце свободное -

Золото, золото

Сердце народное!

Сила народная,

Сила могучая -

Совесть спокойная,

Правда живучая!

Сила с неправдою

Не уживается,

Жертва неправдою

Не вызывается -

Русь не шелохнется,.

Русь - как убитая!

А загорелась в ней

Искра сокрытая -

Встали - небужены,

Вышли - непрошены,

Жита по зернышку

Горы наношены!

Рать подымается -

Неисчислимая,
Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!..

Итак, наш урок-исследование подошёл к концу. Большое спасибо вам за работу.

Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Выучить отрывок наизусть, написать эссе на тему «Фольклорные традиции в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Похожие:

Новаторство Н. А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в Поэме «Кому на Руси жить хорошо» iconН. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как поэму-эпопею?
...
Новаторство Н. А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в Поэме «Кому на Руси жить хорошо» icon"О двух великих грешниках". (Анализ легенды из поэмы Н. А. Некрасова...
О двух великих грешниках". (Анализ легенды из поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".)
Новаторство Н. А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в Поэме «Кому на Руси жить хорошо» icon    Эй, счастие мужицкое!
Кому на Руси жить хорошо должна была стать венцом творчества Некрасова, венцом
Новаторство Н. А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в Поэме «Кому на Руси жить хорошо» iconВ поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасов показал два мира, две сферы...

Новаторство Н. А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в Поэме «Кому на Руси жить хорошо» iconПоэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” создавалась на протяжении...
Некрасов, как жемчугом, пересыпает свое повествование фольклорными элементами, показывая тем самым реальность, опоэтизированную глазами...
Новаторство Н. А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в Поэме «Кому на Руси жить хорошо» iconРазработка урока по литературе в 10 классе Тема урока: «Кому на Руси...
Методические приемы: коллективная работа, сообщение и презентация на тему «Поэма в рисунках»
Новаторство Н. А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в Поэме «Кому на Руси жить хорошо» iconКому на Руси жить хорошо
«Ну! леший шутку славную Над нами подшутил! Никак ведь мы без малого Верст тридцать отошли! Домой теперь ворочаться Устали - не дойдем,...
Новаторство Н. А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в Поэме «Кому на Руси жить хорошо» iconНекрасов НиколайКому на Руси жить хорошо

Новаторство Н. А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в Поэме «Кому на Руси жить хорошо» iconСценарий устного журнала
Ведущий: Мы все хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки. Сегодня мы поговорим о пословицах – одним из жанров русского...
Новаторство Н. А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в Поэме «Кому на Руси жить хорошо» iconЖить нужно хорошо. А хорошо жить еще лучше! Кто же с этим спорит?
В этом вопросе. Так что риска при покупке никакого!
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница