Конспект открытого урока исследования Тема: «Роль афоризмов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»




Скачать 58.53 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока исследования Тема: «Роль афоризмов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Дата публикации25.02.2013
Размер58.53 Kb.
ТипКонспект
shkolnie.ru > Литература > Конспект
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА – ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ «РОЛЬ АФОРИЗМОВ В КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Представила учитель

русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5 г.Ессентуки

Ставропольского края

Лиманская В.В.

2013г.

Конспект открытого урока – исследования

Тема: «Роль афоризмов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Цель: 1.Продолжать формирование исследовательских умений учащихся:

а) самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения;

б) выдвигать гипотезы;

в) организовывать исследование с целью проверки гипотез;

г) делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

2.Прививать учащимся любовь к родному языку и родному слову.

3. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.

Оборудование: тексты комедии А.С.Грибоедова, медиа проектор.

Ход урока

1.Оргмомент

2.Слово учителя. Создание проблемной ситуации.

На предыдущих уроках мы познакомились с комедией А.С.Грибоедова «Горе от ума», с её героями, их поступками, конфликтом произведения. Но мы не рассмотрели ещё один аспект произведения – язык комедии. А нам необходимо это сделать, потому что наряду с Пушкиным и Крыловым, Грибоедов сыграл решающую роль в создании языка русской художественной литературы. Историческое значение его творческой работы в этой области заключается, прежде всего, в обогащении языка художественной литературы элементами живой разговорной речи, почерпнутыми из сокровищницы общенародного русского языка. Из необозримого материала он отбирал наиболее яркие и меткие речения, способные с наибольшей прямотой выразить те идеи и понятия, которые он хотел донести до сознания читателя и слушателя своей комедии. Тема нашего исследования: «Роль афоризмов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». (слайд 1)

(На экране афоризмы из комедии Слайд 2)

- Скажите, кому принадлежат эти слова?

- Как часто встречаются подобные выражения в комедии?

- Для чего Грибоедов вводит их в речь своих героев или без них можно было обойтись? Для чего он это делает? выдвижение гипотез:

(Может быть, для того чтобы индивидуализировать речь своих героев;

Дать оценку кому – либо из действующих лиц;

Дать оценку каким – либо событиям;

Выразить свое отношение к чему – либо или к кому – либо)…

- Итак, мы выдвинули гипотезы ,а теперь скажите, что мы должны сделать, чтобы их подтвердить?

варианты исследования:

(Необходимо изучить текст комедии, посмотреть, в каких ситуациях автор использует эти выражения и как они работают в тексте)

-Итак, цель нашего исследования – проанализировать текст комедии, выяснить, какую роль играют в пьесе данные выражения.

3.Построение нового знания

-Скажите, а как по-другому называются эти выражения? (крылатые выражения или афоризмы)

-Давайте запишем в тетрадь определение (слайд 3)

-Скажите, нет ли связи между афоризмами и жанрами УНТ?

-Какая? (они похожи на пословицы и поговорки).

- Да, действительно, Грибоедов видел в пословицах и поговорках неисчерпаемый источник языковой выразительности и обращался к этому источнику в своей творческой работе. «Горе от ума» изобилует афористическими выражениями, которые зачастую строятся по моделям народных пословиц, начиная с заглавия. Давайте рассмотрим особенности афоризмов Грибоедова, посмотрим, в чем они аналогичны пословицам и поговоркам УНТ, выясним их происхождение.(слайд 4)

Я давала задание исследовательским группам, давайте послушаем результаты исследования.

Выступление исследовательских групп

  1. По смыслу, заключенному в них,- слайд 5-14

  2. По особенностям конструкции – слайд 15-16

  3. По признакам поэтического стиля – слайд 17

  4. По средствам художественной выразительности – слайд 18-19

  5. По происхождению.

-Какой мы можем сделать вывод?

(Грибоедовские афоризмы по своей структуре и значению близки к пословицам и поговоркам УНТ. Как и народные пословицы, грибоедовские речения вмещены в предельно сжатые лаконичные формы одностишия или двустишия, некоторые из них придуманы самим Грибоедовым, некоторые заимствованы им и переделаны).

-А в чем их отличие?

-Отличие в том, что афоризмы всегда имеют своего автора, в отличие от пословиц и поговорок, у которых автор один – народ.

4.Ориентируясь в своем творчестве на произведения фольклора, Грибоедов достигает задачи того, что в афористической форме он излагает мировоззрение своих героев. Они понятны читателю подобно тому, как русскоговорящему человеку - содержание пословиц и поговорок. Грибоедов вложил философский смысл в афористичную форму, важной из которых является самоопределение человека в обществе.

- А теперь давайте посмотрим, каким образом сопоставление ярких крылатых выражений помогают автору понять разность между позициями героев.

Перед вами высказывания героев комедии (слайд 20)

1. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

2. «А у меня что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано – так с плеч долой!»

3. «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»

4. «Мне только бы досталось в генералы»

-Кому принадлежат эти слова? Какой общей темой объединены эти высказывания? (отношение к государственной службе). Каждая группа возьмет по одному афоризму и проанализирует, как каждый герой относится к службе? Как характеризует это высказывание данного персонажа? Какое слово является ключевым в каждом афоризме? Как автор относится к герою?

^ Выступления исследовательских групп.

-В чем заключается несходство позиций Чацкого и фамусовского общества?

-Какой мы можем сделать вывод?

Фамусов-чиновник-бюрократ, Скалозуб- карьерист, мечтающий о чине генерала, Молчалин- приспособленец. Это люди фамусовского общества. Главное для них-деньги, чины, власть. Чацкий своими взглядами ненавистен реакционному обществу как идейный враг, обличающий многие пороки, в том числе карьеризм и чинопочитание. Если Чацкий – патриот своей родины, готовый честно служить своему отечеству, то Скалозуб и Молчалин – люди, стремящиеся достичь «степеней известных» любым способом. Непримиримость взглядов между Чацким и фамусовским обществом ставит его в трагическую ситуацию.

-Какую роль играют афоризмы в характеристике героев?

Вывод:

1.Для того чтобы противопоставить главного героя устоявшимся правилам жизни фамусовского общества, Грибоедов использует меткие выражения, в малую форму вкладывает глубокий смысл, подобно произведениям фольклора.

2.Автор комедии с помощью афоризмов помогает нам точнее охарактеризовать человека, выразить свои чувства. Мастерство Грибоедова направлено на индивидуализацию языка персонажей, по этому признаку мы можем судить о симпатиях и антипатиях автора, о его политических взглядах.

5.-Скажите, а используются афоризмы Грибоедова сейчас, в наше время?

(да, многие из них употребляются в нашей речи)

-Какие, например?

(Счастливые часов не наблюдают; И дым Отечества нам сладок и приятен; «Блажен, кто верует, тепло ему на свете»; «Подписано – так с плеч долой»)

-Давайте напишем мини-сочинение на тему: «В каких ситуациях используются афоризмы Грибоедова в современной жизни?»

^ 6.Чтение мини – сочинений

-Итак, ребята, всесторонне проанализировав афоризмы Грибоедова, к каким выводам мы можем прийти в результате нашего исследования?

Выводы по исследованию урока:

1.По своей структуре и по смысловому значению афоризмы А.С.Грибоедова близки к пословицам и поговоркам устного народного творчества.

2.Автор комедии, используя меткие выражения, в малую форму вкладывает большой философский смысл, подобно произведениям фольклора.

3.Афоризмы выступают в качестве средства речевой характеристики действующих лиц. Персонажи комедии обладают такой речью, которая раскрывает их социальный, идейный и культурный облик.

4.Многие строки из комедии «Горе от ума» вошли пословицами и поговорками в нашу речь и применимы в современной жизни.

7.Домашнее задание.

-Следующая тема, которую мы будем изучать, – творчество А.С.Пушкина.

Тема нашего следующего исследования – «Вмешательство природной стихии в судьбы героев» по повестям «Метель», «Капитанская дочка», поэме «Медный всадник», стихотворениям «Арион» и «Бесы». Ваша задача – перечитать эти произведения, а с заданиями по исследованию мы определимся позже.

Похожие:

Конспект открытого урока исследования Тема: «Роль афоризмов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconУрок Тема урока
Тема нашего сегодняшнего урока «Молодое поколение в комедии А. С. Грибоедова». Посмотрим, какие же надежды возлагал на своих современников...
Конспект открытого урока исследования Тема: «Роль афоризмов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconЧацкий и Молчалин
Грибоедова “Горе от ума” стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического...
Конспект открытого урока исследования Тема: «Роль афоризмов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconТема урока: «А. С. Грибоедов «Горе от ума». Обучение анализу монолога». Цель урока
В комедии «Горе от ума», созданной в 1824 году, А. С. Грибоедов представил актуальные проблемы современности. Это произведение характеризуется...
Конспект открытого урока исследования Тема: «Роль афоризмов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconВ комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” мы познакомились со многими...

Конспект открытого урока исследования Тема: «Роль афоризмов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconХарактеристика главных героев комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Фамусова, он пользуется его доверием в служебных делах не дворянин по происхождению
Конспект открытого урока исследования Тема: «Роль афоризмов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconН. В. Беляевой       Почему Гончаров считает роль Чацкого «страдательной» и«победительной»?
Почему Гончаров считает роль Чацкого «страдательной» и «победительной»? (По комедии Грибоедова «Горе от ума».)
Конспект открытого урока исследования Тема: «Роль афоризмов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconУрок по комедии А. С. Грибоедова
Итак, мы с вами прочитали комедию Грибоедова, говорили об истории ее создания, смысле названия и проблеме ума в ней, о сатирическом...
Конспект открытого урока исследования Тема: «Роль афоризмов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconГалерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
«Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лер­монтова
Конспект открытого урока исследования Тема: «Роль афоризмов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconСочинение "Два взгляда на образ Чацкого"
Сравните высказывания Пушкина и Гончарова об образе Чацкого в комедии "Горе от ума"
Конспект открытого урока исследования Тема: «Роль афоризмов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» iconКакая тема, считающаяся главной в комедии, получает своё развитие...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница