Разные виды контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы. Акимова Н. В. Моу «сош№49»




Скачать 60.74 Kb.
НазваниеРазные виды контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы. Акимова Н. В. Моу «сош№49»
Дата публикации29.03.2013
Размер60.74 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Разные виды контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы.

Акимова Н.В. МОУ «СОШ№49»

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. В педагогической литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более

Требования к структуре говорят о необходимости:

  1. Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);

  2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);

  3. Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;

  4. Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;

  5. Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

  6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

  7. Найти оптимальное место для домашнего задания

На своих уроках русского языка и литературы стараюсь использовать разные и развивающие виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля. В последнее время активно использую тестовые задания. Применение данного метода позволяет учителю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Оптимальны тесты, содержащие 8-12 вопросов при 4-5 выборочных ответах, из которых правильный лишь один. (Возможно также сочетание нескольких ответов. В этом случае за верный принимается полный ответ. Если допущена хотя бы одна ошибка, ответ также считается неверным.) Не рекомендуется использовать менее четырех вариантов ответов, так как при этом существенно увеличивается возможность случайного выбора правильного ответа.

Работу начинаю с 5 класса. Например, при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму», предлагаю ученикам (каждому) распечатанный тест, состоящий из 8 вопросов:

  1. Что не входило в обязанности Герасима:

А)привезти бочку с водой

Б)наколоть дрова

В)копать огород

Затем уже ребята получают домашнее задание – составить тест самостоятельно, состоящий из 10 вопросов, в классе на уроке ребята обмениваются тестами (под руководством и контролем учителя), решают, затем отдают на проверку тест тому, кто его составлял, проверяющий отмечает, сколько ошибок допущено, и сдает тест учителю. В итоге ученик получает 2 оценки: как составил тест (насколько содержательны, интересны, оригинальны вопросы) и как решил. Оценки в журнал заношу через дробь (составил/решил). Уже к концу 5 класса ребята уверенно, активно составляют тесты не только по литературе, но и по русскому языку. В старших классах, при подготовке к ГИА и ЕГЭ, люблю использовать большие по объему упражнения, но не для того, чтобы ребята просто их списали, а для того, чтобы они составили по образцу (как правила, из книги для подготовки к экзаменам) тест из 15 заданий. Работа с тестами продолжается вплоть до 11 класса.

В последнее время в среднем звене на уроках литературы активно использую прием «кластер» (из теории критического мыщления), опять же для разнообразного контроля знаний учащихся текстов художественной литературы. Например, при изучении поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», провожу такую игру (фронтально). В центре доски рисую силуэт книги, в середине пишу название поэмы, рисую стрелочки, которые отходят от рисунка, ученики должны заполнить стрелочки словами из поэмы, другие – объясняют. В каком эпизоде встречается то или иное слово. Например, слова:»шапка, меч, русалка, пещера, кольцо, доблестный, финн, Наина и т.д.»

Интересен такой вид контроля, как «шляпная дискуссия». Класс делится на четыре группы по пять человек. Определяются границы темы, по которой будут составляться вопросы. Выбирается «совет мудрейших». Команды пишут пять вопросов, заранее обсудив и проверив правильность ответов. На уроке все вопросы складываются в шляпу (у каждой группы своя шляпа). Шляпами обмениваются, каждый из участников достаёт по одному вопросу и даёт ответ. Игра длится 8-10 минут, за это время можно опросить 10 человек+3 человека из «совета мудрейших». Эта игра развивает коммуникативные отношения между участниками, привлекает всех повторить изученный материал, найти дополнительные сведения по теме, развивает лингвистическую компетентность.

На уроках русского языка и литературы после изучения какой – либо темы (например, причастие, творчество М.Ю.Лермонтова и другие) ученик готовит карточки, на которых предлагается самостоятельная работа (первоначальный контроль), состоящая из:

  • двух вопросов, составленных в виде теста;

  • двух вопросов в виде кроссворда;

  • трёх задач;

  • двух теоретических вопросов.


Удачной находкой считаю проведение уроков литературы в форме урока-пресс-конференции ( по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Дубровский», «Отцы и дети» и т.д.)

Во время проведения этого урока осуществляется возможность всесторонне проверить и систематизировать знания учащихся, организовать коллективную познавательную деятельность, работу над развитием речи и мышления учащихся

Для проведения пресс-конференции распределяются роли:

  1. 2-е ведущих с задачей подготовить вступительное и заключительное слово, регулировать темп, проведение пресс-конференции, работу «журналистов»;

  2. Герои литературных произведений отвечают на предполагаемые вопросы «журналистов»;

  3. Работа учителя в ходе пресс-конференции: фиксировать вопросы «журналистов» для дальнейшего их анализа и оценки; а также ответы «героев произведения» и работу ведущих.

Вопросы задаются не только по содержанию текста, но и на осмысление идеи произведения.

Часто применяю такое задание – «дезинформация». Сознательно допускаю фактические ошибки при изложении материала, задача уч-ся - увидеть их. Можно этот прием использовать при изучении жизненного пути писателя (А.С.Пушкин родился на берегах Невы. Л.Н.Толстой получил прекрасное образование, окончив Симбирский университет). На уроках русского языка в старших классах при подготовке к ГИА и ЕГЭ составляется учителем текст сочинения (резенции) – часть С с орфографическими, пунктуационными, грамматическими, речевыми ошибками. Задача выпускников – найти все эти ошибки и поставить баллы в соответствии с критериями.

В последнее время популярна стала игра «Данетки». Учитель дает ребятам задание, они отвечают «Да – нет». Это можно использовать на уроках русского языка и литературы. Например, дан текст:

^ ПОЛЕЗНЫЕ ХИЩНИКИ

(В)доль берега озера тянет(?)ся стежка (не)больших следов. То (в)право, то (в)лево сворачивает запута_ая стежка а то (в)друг (не)ожида_о обрывает(?)ся. Здесь зверек нырнул (под)снег подбираясь (к)норам мышей и полевок. И снов_ зверек (на)снегу снов_ застрочили маленьк_ аккуратн_ следочки.
Так что же это за зверек, который так суетливо снует (по)зимнему лесу старательно обследуя упавшие листья кучки хвороста ныряет (под)корни деревьев? Этот ловкий, красивый и в то же время очень кров_жадный зверек – горностай.
Горностай – один из самых полезных наших хищников. Благодаря своим маленьким размерам проворству горностаи уничтожают вредителей сельского хозяйства (в)таких местах, куда (не)проб_рется н_какой другой зверь: ни еж(?) ни лисица ни кошка. Под снег мыши спрячут(?)ся (в)кротовую нору залезут но н_где (не)спасеш(?)ся (от)горностая.

I. Грамматические задания.
Ответьте
да или нет.

1. Первое предложение I абзаца – сложное.
2. Во 2-м предложении I абзаца есть однородные члены.
3. В 3-м предложении I абзаца есть деепричастный оборот.
4. В I абзаце – восемь наречий.
5. Кров_жадный (зверек) – сложное слово.
6. Во II абзаце есть деепричастный оборот.
7. Причастие запута_ая (стежка) соответствует схеме
8. Последнее предложение текста сложное и с однородными членами.
9. Упавшие (листья) – это деепричастие.
10. В последнем предложении есть отрицательное наречие.

И самый распространенный и легкий вид контроля – викторина Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

  1. Когда родился Тургенев?

  2. Что знаете об отце и матери Тургенева?

  3. Где учился Тургенев?

  4. Когда учился в Берлинском университете?

  5. Кто был идейным вдохновителем “Записок охотника”?

  6. Какое произведение из “Записок охотника” было напечатано первыми?

  7. В чем примечательность (значение) “Записок охотника”?

  8. Какова тема повести “Ася”?

  9. Какой роман И. С. Тургенева можно назвать прощанием писателя с дворянским героем?

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. И поэтому традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний учащихся должны разнообразить урок, сделать его интересным, насыщенным, эффективным.

Похожие:

Разные виды контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы. Акимова Н. В. Моу «сош№49» iconИсследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка...
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы при изучении творчества А. И. Солженицына
Разные виды контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы. Акимова Н. В. Моу «сош№49» iconЛесновой Марины Валентиновны учителя русского языка и литературы...
Тема проекта: эор как средство формирования языковой и коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка
Разные виды контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы. Акимова Н. В. Моу «сош№49» iconРешение проблемы социализации личности на уроках русского языка и...
В современном обществе к образованию предъявляются требования, связанные не только со знаниевой сферой, но и с социализацией выпускника,...
Разные виды контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы. Акимова Н. В. Моу «сош№49» iconУрок конференция с элементами Праздника. День славянской письменности...
Мероприятие подготовила и провела учитель русского языка и литературы моу «сош №3» Зилова М. Ю
Разные виды контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы. Акимова Н. В. Моу «сош№49» iconПоложение о порядке текущего контроля и оценивания знаний учащихся в моу балайская сош
Целью текущей аттестации является установление фактического уровня теоретических знаний по предметам образовательного компонента...
Разные виды контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы. Акимова Н. В. Моу «сош№49» icon«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна,...
Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного...
Разные виды контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы. Акимова Н. В. Моу «сош№49» iconНа уроках русского языка и литературы
Фролова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Разные виды контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы. Акимова Н. В. Моу «сош№49» iconУчитель русского языка и литературы
Использование технологии личностно ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы
Разные виды контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы. Акимова Н. В. Моу «сош№49» iconПроектная деятельность на уроках литературы как способ формирования метапредметных компетенций
Амелькина Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №9», первая квалификационная категория
Разные виды контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы. Акимова Н. В. Моу «сош№49» iconУрок русского языка в 5 классе «Фонетика»
Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница