Андрея Белого "Петербург"




Скачать 27.07 Kb.
НазваниеАндрея Белого "Петербург"
Дата публикации22.02.2013
Размер27.07 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Литература > Документы
В русской литературе одной из крупных удач неомифологического сознания стал роман Андрея Белого "Петербург", в центре которого конфликт между сенатором Аполлоном Аблеуховым и его сыном Николаем, который, связавшись с революционерами-террористами, должен убить отца подбросив ему в кабинет бомбу. Этот эдиповский мотив имеет ярко выраженный мифологический характер: умерщвление престарелого жреца-царя молодым (сюжет книги Дж. Фрейзера "Золотая ветвь"), восходящее к культу умирающего и воскресающего бога; бой отца с сыном как характерный эпизод мифологического эпоса, в частности русского (былина "Илья Муромец и Сокольник"). Главной же мифологемой "Петербурга" является миф о самом Петербурге, о его построении на воде, его призрачности, о городе-наваждении, который исчезнет так же неожиданно, как возник. Неомифологический характер имеет образ террориста Дудкина, мифологическим прототипом которого является герой пушкинской поэмы "Медный всадник". Подобно Евгению Дудкин вступает в диалог со статуей Петра I, далее мотив заостряется: Медный всадник приходит к Дудкину домой и разговаривает с ним. Весь роман написан тягучей метрической прозой, что создает эффект мифологического инкорпорирования слов-предложений.

В одном из высших достижений прозы ХХ в., романе Фолкнера "Шум и ярость" мифологическим дешифрующим языком является евангельская мифология. В романе четыре части, делящиеся асимметрично на три первые, рассказанные поочередно тремя братьями Компсонами - Бенджаменом, Квентином и Джейсоном, - и четвертая часть, имеющая итоговый и отстраненный характер и рассказанная от лица автора. Такая структура соотносится с композицией Четвероевангелия - синоптические три Евангелия от Матфея, Марка и Луки, и абстрактное, наиболее "объективное" и итоговое гностическое Евангелие от Иоанна. Сам главный герой, идиот Бенджи, соотносится с Иисусом: все время подчеркивается, что ему тридцать лет и три года, а действие происходит во время праздника Пасхи. (Возможно, что посредником здесь послужил роман Достоевского "Идиот", герой которого, князь Мышкин, также соотносится с Христом.)

Одним из самых ярких романов-мифов европейской литературы ХХ в. является, безусловно, "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова.

Наиболее сложный тип неомифологического сознания представляют собой произведения Кафки. В нем мифы не называются, но от этого действуют еще острее и создают ту неповторимую загадочную атмосферу, которая так характерна для произведений Кафки. По мнению исследователей, в основе "Процесса" лежит библейская история Иова, у которого Бог отнял семью, имущество, а самого поразил проказой. В "Замке" бесплодные усилия землемера К. натурализоваться в деревне и Замке ассоциируются у литературоведов с мифом о Сизифе, катившем под гору камень, который каждый раз падал вниз (в ХХ в. этот миф был философски переосмыслен в эссе Альбера Камю). Мифологизм Кафки наиболее глубок и опосредован.

Самым утонченным и интеллектуализированным неомифологическим произведением ХХ в., несомненно, является "Доктор Фаустус" Томаса Манна. Здесь сталкиваются два мифа - легенда о докторе Фаусте, средневековом маге, продавшем душу дьяволу (главный герой романа, гениальный композитор Адриан Леверкюн, заразившийся в публичном доме сифилисом и в своих бредовых фантазиях заключающий договор с чертом на 24 года (по числу тональностей темперированного строя - ср. додекафония; один из прообразов Леверкюна, наряду с Ницше, основатель серийной музыки Арнольд Шенберг), и вагнеровско-ницшеанская мифология сверхчеловека, подсвеченная горькими рассуждениями о ее судьбе в гитлеровской Германии. Характерно, что мифологическим источником ключевой сцены "Доктора Фаустуса" является соответствующая сцена разговора с чертом Ивана Карамазова из романа Достоевского "Братья Карамазовы".

В послевоенное время к неомифологизму привыкли и он обмельчал, выхолостился, став уделом таких примитивных построений, как, например, "Кентавр" Дж. Апдайка, мифологизм которого поверхностен и прямолинеен. Постмодернизм оживил неомифологическое сознание, но одновременно и "поставил его на место", лишив его той сверхценной культувой роли, которую он играл в середине ХХ в. 

Похожие:

Андрея Белого \"Петербург\" icon«Символы моих духовных узнаний»: медитативные рисунки Андрея Белого Авторы: Моника Спивак
В октябре 2005 года в гостиной «Мемориальной квартиры Андрея Белого» открылась выставка неизвестных рисунков писателя, приуроченная...
Андрея Белого \"Петербург\" iconМ. Л. Спивак \ А. Белый На склоне Серебряного века Последняя осень...
Последняя осень Андрея Белого: Дневник 1933 года (Публикация, вступительная статья, комментарии М. Л. Спивак)
Андрея Белого \"Петербург\" iconSzakdolgozók neve és a szakdolgozatok címe Han Anna témavezetésével
Общие типологические элементы в теории поэтического языка у Андрея Белого и Велимира Хлебникова
Андрея Белого \"Петербург\" iconСоветы родителям Как помочь детям подготовиться
«Экзамены грядут, и протестует душа…» эти слова, написанные в начале двадцатого века московским гимназистом, приятелем будущего Андрея...
Андрея Белого \"Петербург\" icon«Производственный роман» последний замысел Андрея Белого Опубликовано в журнале
Кавказ) сообщает и сам Белый в письме к Г. А. Санникову от 28 июня 1933 г.: “ загорелось желание попробовать новой жизни (тут возможность...
Андрея Белого \"Петербург\" iconГаврюшин Н. К. В спорах об антропософии. Иван Ильин против Андрея Белого
Максимилиан Волошин и Андрей Белый. Коктебельский анахорет, однако, открыто не заявлял себя апостолом штейнерианства, оберегая от...
Андрея Белого \"Петербург\" iconОккультные мотивы в русской поэзии нашего века ”
Мимо этих оккультных учений не прошли, естественно, и русские поэты, и то или иное их отражение мы находим в творчестве многих лучших...
Андрея Белого \"Петербург\" iconТоня расставила 4 крестика на расстоянии 3см друг от друга. Какого...
У андрея и Бори вместе 11 орехов, у Андрея и Вовы-12 орехов, у Бори и Вовы-13 орехов. Сколько всего орехов у Андрея, Вовы и Бори?...
Андрея Белого \"Петербург\" iconТоня расставила 4 крестика на расстоянии 4см друг от друга. Каково...
...
Андрея Белого \"Петербург\" iconТоня расставила 4 крестика на расстоянии 4см друг от друга. Каково...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница