Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»




Скачать 107.76 Kb.
НазваниеКонспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»
Дата публикации19.03.2013
Размер107.76 Kb.
ТипКонспект
shkolnie.ru > Литература > Конспект
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» и словообразование.

Цели: Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.
Задачи:

- Создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Морфемика»: понятий основа слова и окончание, корень, приставка и суффикс, их значение.

- Совершенствовать умения вычленять окончание и основу, подбирать однокоренные слова, образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.

- развивать устную объяснительную речь, творческое мышление, воображение;

- создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

- развивать умение работать в парах, группах, выполнять самоконтроль и самооценку.




Этапы работы

Содержание этапа

1

2

3.

4.

5.


6.

^ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные.
Цели учебной деятельности: уметь различать однокоренные слова и формы слова; определять состав слова; находить изученные орфограммы.
^ АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить состав слова, изученные орфограммы.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по повторению сведений о составе слова и словообразованию, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Введение приобретённых умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обобщить знания по разделу «Морфемика» и словообразование, уметь сравнивать, обобщать, уметь применять свои знания в нестандартных ситуациях.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для обобщения и систематизации знаний по разделу «Морфемика» и словообразование.

Методы: репродуктивные.

Этап самостоятельной работы.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: развитие умения работать с текстом, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для формирования умения выполнять комплексный анализ текста.

Методы: репродуктивные
Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Домашнее задание.

Цель: закрепить умение применять изученные правила орфографии, знать морфемный состав слова.

Цель, которую хочет достичь учитель: развитие умения выполнять комплексный анализ текста, применять изученные правила на практике.

- Добрый день. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность.

Сегодня на уроке мы отправимся с вами на прогулку в зимний сказочный лес с таинственным названием «Морфемика». Закройте глаза и представьте, что у подъезда нас ждёт тройка лошадей. Мы садимся в резные сани… Весело зазвучали бубенцы и рванулись кони вперёд. Мы мчимся к таинственному лесу…
Звучит мелодия Леопольда Моцарта «Катание на санях». На доске картина Б.Н. Кустодиева «Масленица». Слайд 2

- Впереди показалась опушка сказочного леса. Как вы думаете, что нас может ожидать в этом лесу с таинственным названием «Морфемика»? Кого из наших друзей мы можем встретить в этом лесу?


- И вот мы уже на опушке, осторожно ступаем по белоснежному ковру и пробираемся вглубь. А там… (Слайд 3)

Ч_родейкою З_мою

_колдован, лес стоит –

И под сне_ной бахр_мою,

Неподвижною, немою,

Чудной ж_знью он бл_стит.

2. Поэтическая пятиминутка с грамматическим заданием:

- запишите четверостишие, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы;

- во второй строке выделите окончания и основы слов;

- подчеркните грамматические основы предложения.
- Какие слова имеют окончание?

- Что такое окончание?

- Докажите, что в слове ЛЕС нулевое окончание.

- Какое окончание называется нулевым?
Слово учителя:

- Мы осматриваемся по сторонам и слышим журчание воды. Это известные нам словарные слова. (Слайд 4 картина Н.М. Ромадина «Незамерзающая речка».)
3. Словарно-орфографическая работа: (Слайд 5)

- запишите слова Б_РЁЗА, ОС_НА, вставляя пропущенные буквы; поставьте ударение, объясните орфограмму;

- обозначьте морфему, в которой находится орфограмма;

- подберите родственные слова.

(Осинка, осинник, подосиновик, осиновый; берёзка, березняк, берёзовый, подберёзовик).

- Сделайте вывод о том, какие слова называются родственными.
4. Слово учителя: (Слайд 6)

- Чтобы продолжить путь дальше жители сказочного леса предлагают выполнить эти задания.

1. Мороз. В снежной бахроме заснул лес. Тропа ведёт нас по лесной чащобе в глубь уснувшего царства. Кругом белым-бело. Снежная белизна слепит глаза. Вдруг из-под осыпавшегося на лыжне снега пружинисто выстрелила зелёная веточка с огрубевшими от холода лакированными листиками. Радостно любоваться зеленью брусники.
Задание:

- выпишите из текста однокоренные слова;

- выделите корень;

- сделайте вывод, что такое корень и его значение в слове.

- какие морфемы включились в работу при создании этих слов?
2. Над прудом позёмка вьётся,

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали.

(В. Приходько.)

- Из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:

Корень, окончание.

Корень, суффикс, окончание.

Приставка, корень, суффикс, окончание.


5. Игра «Составь слово» (Слайд 7). Работа в парах.

- с помощью предложенных суффиксов и приставок образуйте новые слова на тему «Зимний пейзаж»;

- определите часть речи этих слов;

- обозначьте орфограммы в приставках и суффиксах;

- сделайте вывод о значении приставок и суффиксов;

- подберите к получившимся глаголам и прилагательным подходящие по смыслу существительные или наречия.

Пример:

-ся, -ближ-, при-, -а-, -л-, (приближался).

-ый, -ост-, -жал-, без-, -н- (безжалостный).

-сь, -каз-, -а-, по-, -л-, -о (показалось).
6. Слово учителя:

- Похоже, мы заблудились в сказочном лесу, потеряли тропинку, ведущую к тройке. Но не нужно отчаиваться. Чудо произойдёт, когда мы заполним карту-схему.(Слайд 8) (Модель «слепой» таблицы дети заполняют отвечая на вопросы)

- что изучается в морфемике?

- что такое морфемы?

- какая морфема самая главная?

- почему?

- чем отличается формы одного и того же слова от однокоренных слов?

- как найти окончание и основу слова?

- назовите морфемы, из которых может состоять основа слова?

- покажите на двух-трёх примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё ниже, ниже.

7. (Слайд 9) Работа с текстом. Ученики работают в группах, записывают текст. Затем представители групп на интерактивной доске воспроизводят свои тексты.
Красив, чудесен русский лес зимою. (…, …) лежат под деревьями сугробы. Над ( …) тропинками ( …) арками согнулись под тяжестью инея стволы ( …) берёз. ( …) шапками ( …) снега покрыты ( …) ветви ( …) елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем ( …) шишек.

- озаглавьте текст;

- вставьте в скобках, на месте пропусков, подходящие по смыслу слова;

- в вставленных словах выделить орфограммы изученные в разделе «Морфемика».

8. Слово учителя. (Подведение итогов)

- Наступила пора возвращаться домой. Мы садимся в сани и отправляемся в обратный путь. Зазвенели бубенцы…

И лес торжественно прощается с нами. (Звучит мелодия Леопольда Моцарта «Катание на санях»)

- я думаю, что Вы не забудете наше приключение и жителей сказочного леса «Морфемика.

- давайте назовём этих жителей;

- они передали совет тем , кому станет скучно учиться: (Слайд 10)
Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки

Всегда!

В добрый час!
Подготовиться к контрольной работе.

  1. Контрольные вопросы и задания (учебник стр.183)

  2. Индивидуальные карточки с заданием. Комплексный анализ текста. ( В карточках представлены задания дифференцированного контроля.)


КАРТОЧКА 1

Узкими горными тропинками, от одного дачного посёлка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрёстков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперёд. За собакой шёл двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свёрнутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плёлся старший член труппы – дедушка М. Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине. (А. Куприн)
- что описывается в тексте?

- определите его стиль;

- списать отрывок;

- разделите на морфемы все имена существительные мужского рода;

- найдите слова с чередованием звуков.

- найти слова с беглой гласной.

КАРТОЧКА 2

На полян.. около лесной опушк.. р..сли сини.. цветы. Они жались друг к другу. Зар..сли их были похожи на маленьки.. озёра с густой син..й водой.

Я н..рвал большой букет этих цветов. Когда я в..тряхивал его, в цветах п..громыхивали с..зревшие семена.

Цветы были незн..комые, п..хожие на колокольчики. Но (у)колокольчиков чаше..ка всегда склоняется к земле, а (у)этих неизве..ных цветов сухие чаше..ки стояли, вытянувшись (в)верх. (К.Г. Паустовский.)

- озаглавьте текст и спишите;

- определите его стиль;

- на месте пропусков обозначьте орфограммы, изученные в разделе «Морфемика»;

- разделите на морфемы все имена существительные женского рода;

- найдите сложное предложение, в котором простые предложения соединены союзом а. Составьте его схему.


КАРТОЧКА 3

Что общего между ц..ркулем и ц..рком? Я Ра..судил так: главное в ц..рке - это арена. На ней выступают акробаты, фокусники, ж..нглёры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого ц..рка. Но ведь и ц..ркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит.

Значит, именно круг как раз то, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность».


- озаглавьте текст;

- определите его стиль;

- списать (на выбор) одну из частей текста;

- разделите на морфемы все имена существительные мужского рода;

Список литературы

  1. Горшкова В.Н. Морфология. Словообразование. Орфография: упражнения с выборочным ответом / В. Н. Горшкова. – М., 1983.

  2. Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М., 1991.

  3. Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: Книга для учителя / Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2004.

  4. Шапиро Н.А. русский язык в упражнениях: 5-7 классы / Н.А. Шапиро. – М.: первое сентября, 2002.

  5. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010

Похожие:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» iconУрока по русскому языку Тема урока «Имя существительное. Обобщение...
Тема урока «Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала в 3 классе»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» iconКонспект урока русского языка в 8 классе Тема: Главные и второстепенные члены предложения
Цели: обобщение и систематизация знаний о главных и второстепенных членах предложения
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» iconПлан-конспект урока обобщающий урок по русскому языку в 5 классе по теме «Морфемика»
Необходимое техническое оборудование мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» iconТема урока: Глагол
Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний о глаголе изученных в 3 классе, дополнение новыми сведениями
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» iconУрока английского языка в 8м классе Тема: «Здоровое/нездоровое питание»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Здоровое и нездоровое питание»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока
Тема: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» iconТема : Клетка. Ткани. Органы растений. Корень
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков(вид урока-дидактическая игра)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» iconАвторский медиапродукт: презентация.
Цель: обобщение и систематизация знаний сказок по изученному разделу «Волшебные сказки»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» iconПлан открытого занятия по дисциплине «Основы философии» Специальности:...
Тема занятия: Систематизация и обобщение знаний по разделу «Исторические типы философии»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 4 классе Тема: І и ІІ спряжение
Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница