Русский язык
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
– авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык, 2004.
На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится:
– 170 часов в учебный год (5 часов в неделю);
в том числе:
на написание контрольных диктантов – 8 ч;
написание проверочных диктантов – 3 ч;
написание словарных диктантов – 5 ч;
проведение контрольных списываний – 2 ч;
проведение проверочных списываний – 2 ч;
написание проверочных работ – 7 ч;
написание свободных диктантов – 4 ч;
написание сочинений – 9 ч;
написание изложений – 7 ч;
тестирование – 2 ч.
Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Пронина, О. В. Русский язык. 4 класс. Ч. 1, 2 / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2003, 2005.
2. Комисарова, Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 4 класс. – М.: Баласс, 2003.
3. Яковлева, М. А. Тетрадь по чистописанию. 4 класс. – М.: Баласс, 2003.
4. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс: варианты 1, 2. – М.: Баласс, 2003.
5. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Фролова, Л. А. Орфографическая тетрадь. Слова с непроверяемыми написаниями. 4 класс. – М.: Баласс, 2003.
6. Наглядные пособия.
7. Методические рекомендации с электронным приложением.
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.
Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».
^
Ведущим направлением учебной деятельности детей в 4 классе остается овладение письменной речью, культурой письменного общения (наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания).
В разделах «Предложение» и «Текст» продолжается развитие синтаксических и пунктуационных умений, а также формируется умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но.
Вводится понятие предложения с прямой речью. Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух или трех частей. Акцентируется внимание детей на роль знаков препинания в понимании смысла написанного предложения, текста.
В разделе «Слово» продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3 классах, а также отрабатываются умения писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода (луч, ночь); безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонений (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжений; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (ответила, ответило); -тся – -ться в глаголах, не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. В 4 классе дети продолжают наблюдения за словообразованием и словоизменением имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.
Лексическая работа включает в себя наблюдение над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практическое знакомство с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
В курсе русского языка морфология – один из сложных разделов, так как его изучение предполагает способности к обобщению, к абстрагированию и является средством развития мышления детей, представления о языке как о системе работы по повышению орфографической грамотности.
В 4 классе части речи становятся главным предметом изучения, так как для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен достаточный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
На протяжении курса изучения русского языка в 4 классе ведущими направлениями работы остаются «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии»:
– количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдений за лексическим значением слов;
– развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, над построением предложений; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов;
– развитие устной и письменной речи;
– развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.
^ от других действующих заключается в следующем:
1) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом.
2) Введено понятие «орфограммы», названы признаки «опасных» мест в словах.
3) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
4) Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
5) Усиленное внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи.
6) Увеличение периода предварительного знакомства с частями речи, отнесение тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Личные местоимения» на последний год обучения в начальной школе, отказ от ступенчатого изучения этих тем.
7) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности.
8) Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.
^
Учащиеся должны знать:
– названия и признаки изученных частей речи, правила написания слов с изученными орфограммами.
^
– опознавать изученные части речи по их признакам;
– разбирать слово как часть речи с указанием изученных признаков;
– видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– производить звукобуквенный анализ слов;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение из 2–3 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2–3 частей (без союзов, с союзами и, а, но), в предложениях с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20–25 предложений);
Н. М. Баркалова
Тематическое планирование
№
п/п
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Тип урока
|
Элементы
содержания
|
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
|
Вид
контроля.
Измерители
| Элементы
дополнительного
(необязательного)
содержания
|
Домашнее задание
| Дата
проведения
| план
| факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 1–2
| Поэты и писатели
о русском языке
| 2
| Урок объяснения нового материала
| Письмо авторов учебника; повторение фонетики
|
|
|
| с. 7, упр. 3; сочинение «Самые дорогие слова»
|
|
| ^
| 3
| Повторение фонетики и графики
| 1
| Урок повторения изученного
| Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация
| ^ значимые части слова, признаки изучен-ных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Уметь:
– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
– различать произноше-ние и написание слов;
– находить способ проверки написания слова;
| Текущий контроль (устный опрос)
| Расширение словарного запаса
| № 6, 7 (дидактический материал)
|
|
| 4
| Повторение фонетики. Слог и ударение
| 1
| Урок повторения изученного
| Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов
| Текущий контроль (письмо под диктовку: запись слов, деление их на слоги и для переноса, постановка ударения, подчеркивание гласных или согласных)
| Умение отличать законы языка от правил письма; видеть особенности ударения в разных языках
| № 13, 14 (дидактический материал)
|
|
| ^ 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 5
| Что такое графика. Контрольное списывание по теме «Повторение»
(40 минут)
| 1
| Урок повторения. Урок контроля: входная контрольная работа
| Русский алфавит. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Употребление пробела между словами, знака переноса
Списывание текста
| – без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
– обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами
Знать:
– значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
– изученные орфографические правила. Уметь:
– применять на письме изученные орфографические правила;
– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
– различать произношение и написание слов;
| Текущий контроль (устный опрос).
Контрольное списывание
(Е. В. Бунеева «Проверочные
и контрольные работы по русскому языку.
4 класс», с. 2–3)
| Систематизация знаний о графике как науке (обобщение знаний в виде схемы)
| № 18 (дидактический материал);
с. 34, № 1; с. 16 – запомнить порядок фонетического разбора;
с. 39, № 1
|
|
| 6
| Фонетический разбор слова
| 1
| Урок повторения изученного
| Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация; словарная работа; роль транскрипции в языке; порядок фонетического разбора
| Текущий контроль (письменный опрос)
| Умение читать слова по транскрипции
|
|
|
| 7
| Повторение орфографии
| 1
| Урок повторения изученного
| Правописание безударных гласных, парных звуков и глухих согласных, непроизносимых и удвоенных согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Разделительные Ъ и Ь знаки
| Текущий контроль: тест (разделить слова на группы в соответствии с орфограммой)
| Тесная связь наук – орфографии и фонетики
| с. 39, № 2
|
|
| 8
| Повторение изученных орфограмм
и их графического обозначения
| 1
| Урок повторения изученного
| Текущий контроль (устный опрос)
| Систематизация знаний об орфограммах
| с. 39–40,
№ 3
|
|
| ^ 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 9
| Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания
| 1
| Урок развития умений
и навыков
|
| – находить способ проверки написания слова;
– без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
– выполнять фонетический разбор
| Текущий контроль (устный опрос)
|
| № 21 (учебник), № 23 (дидактический материал)
|
|
| 10
| Повторение состава слова
| 1
| Урок повторения изученного
| Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок
| Текущий контроль (письменный опрос)
|
| с. 40, № 4; выучить определения, с. 26
|
|
| 11
| Входная административная контрольная работа по теме «Повторение»
(40 минут)
| 1
| Урок контроля
|
| ^ изученные орфографические правила и уметь применять их на письме
| Контрольная работа. Тетрадь «Проверочные и к/р по рус. яз. 4 класс»
|
| Повторить словарные слова
|
|
| 12
| Работа над ошибками. «Пишу правильно»
| 1
| Урок коррекции знаний
и умений
| Контрольный словарный диктант
| Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте
| Текущий контроль: словарный диктант
|
|
|
|
| 13
| Повторение изученного о частях речи
| 1
| Урок повторения изу-ченного
| Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, их значение и употребление
| ^ графическое обозначение орфограмм.
Уметь работать со схемами, выполнять словарную работу
| Текущий контроль (устный опрос)
|
| с. 40, № 5
|
|
| ^ 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 14
| Повторение изученного по синтаксису
| 1
| Урок повторения изученного
| Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения
| ^ порядок разбора предложения и образец записи.
Уметь:
– выполнять словарную работу;
– разбор предложений (главные и второстепенные члены);
– определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
| Текущий контроль (синтаксический разбор предложений)
| Творческое задание повышенной трудности; постановка знаков препинания в предложениях; выбор алгоритма
| № 45,
с. 33; правило
|
|
| 15
| Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение»
| 1
| Урок обобщения и систематизации материала
| Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)
| Тематический контроль (письмо под диктовку предложений
с выделением знакомых орфограмм, с подчеркиванием грамматической основы предложения)
|
| № 26 (дидактический материал), повторить словарные слова
|
|
| 16
| ^
Обучающее изложение «Золотой рубль» (40 минут)
| 1
| Урок развития связной речи
| Отличие текста от группы предложений. Тема и главная мысль текста, план
| Уметь самостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку
| Творческая работа
|
| с. 41; записать словарные слова
|
|
| 17
| Анализ изложений
и работа над ошибками
| 1
| Урок коррекции знаний
и умений
|
|
|
| № 26
|
|
| ^ 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| Предложение. Текст (40 часов)
Раздел 2. простое предложение. предложения с однородными членами (15 часов)
| 18
| Как отличить простое предложение
от сложного
| 1
| Урок ознакомления
с новым материалом)
| Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены предложения
| ^ о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения.
Уметь:
– узнавать в тексте словосочетания, простые предложения;
– приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений;
– определять предложения по цели высказывания и интонации
| Текущий контроль: составление схем предложений
| Простое предложение. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении
с однородными членами). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов. Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный тексты и по-разному
| № 53 (у);
№ 29 (дидактический материал)
|
|
| 19
| Как отличить простое предложение
от сложного
| 1
| Урок рефлексии
| Отличительные особенности простого предложения с однородными членами
| Текущий контроль: тест (выбери номер простого предложения, подчеркни грамматические основы, выпиши словосочетания)
| № 28 (дидактический материал)
|
|
| ^ 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 20–21
| Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов
и с союзом и
| 2
| Комбинированный урок
| Отличительные особенности простого предложения с однородными членами
| Знать:
– о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения;
– о стилистической роли в художественном тексте предложений с однородными членами
Уметь:
– узнавать в тексте простые предложения;
– приводить примеры предложений с однородными членами;
– ставить знаки препинания в конце предложений
| Текущий контроль: самостоятельная работа (найти в учебнике предложения
с однородными членами)
| читать эти тексты. Развитие навыков изучающего и ознакомительного чтения. Части речи и члены предложения
| № 30 (дидактический материал)
|
|
| 22
| ^ Обучающее изложение «Что я люблю»
(40 минут)
| 1
| Урок развития связной речи
| Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста
| Творческая работа: письмо текста по памяти
| № 31 (дидактический материал)
|
|
| 23
| Анализ изложений
и работа над ошибками
| 1
| Урок коррекции знаний, умений, навыков
| Нахождение и исправление ошибок
в изложении
| Творческая работа (в отрывках из изложений найти речевые и стилистические ошибки)
|
| № 32 (дидактический материал)
|
|
| 24–25
| Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но
| 2
| Урок объяснения нового материала. Комбинированный урок
| Отличительные особенности простого предложения с однородными членами, знаки препинания при однородных членах
| ^ порядок разбора слова как части речи, правила постановки запятой в предложениях с однородными членами.
Уметь работать со схемами предложений, рассуждать по образцу, выполнять
| Текущий контроль: карточки (списать предложение, поставив, где нужно, запятые, синтаксический разбор, схема предложения)
| Различие простого предложения с однородными членами
и сложного предложения
с союзом и,
с бессоюзной связью
| с. 53–54,
№ 1
|
|
| ^ 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 26
| ^ Обучающее сочинение «Что я люблю»
(40 минут)
| 1
| Урок развития связной речи
| Последовательное, логичное, грамматически правильное изложение своих мыслей, употребление в речи слов в соответствии с их
| письмо текста по памяти с самопроверкой, употреблять предложения с однородными членами в собственной письменной речи
| Творческая работа
| Требования
к стилю изложения
| с. 54, № 3
|
|
| 27
| Анализ сочинений
и работа над ошибками
| 1
| Урок коррекции знаний, умений, навыков
| лексическим значением, правильное построение предложения
| ^ о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения.
Уметь:
– узнавать в тексте простые предложения;
– приводить примеры разных видов предложений
| Текущий контроль: словарный диктант
| Постановка проблемы и поиск ее решения
| с. 54, № 4
|
|
| 28–29
| Развитие умения ставить запятую
в предложениях
с однородными
членами
| 2
| Комбинированный урок (урок-прак-тикум)
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами
| Текущий контроль: карточки (списать предложение, поставив, где нуж-но, запятые, синтаксический разбор, схема предложения)
|
| с. 54, № 2; № 33 (дидактический материал)
|
|
| 30
| Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1
(20 минут)
| 1
| Урок систематизации изученного материала
| Знаки препинания
в предложениях
с однородными членами
| Уметь:
– применять теоретические знания о простом предложении
с однородными членами;
– «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;
– выполнять синтаксический разбор простого предложения
| Текущий контроль: проверочная работа № 1, с. 4–5
(Е. В. Бунеева)
|
|
|
|
| 31
| Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения
с однородными членами» (40 минут)
| 1
| Урок контроля
| Письмо под диктовку, правильное оформление предложения на письме, постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами
| Тематический контроль: контрольная работа.. (Методичес-кие рекомендации для учителя, с. 74–75.)
|
| № 36 (дидактический материал)
|
|
| |