Элективный курс по русскому языку Текст




НазваниеЭлективный курс по русскому языку Текст
страница1/4
Дата публикации29.10.2014
Размер0.64 Mb.
ТипЭлективный курс
shkolnie.ru > Литература > Элективный курс
  1   2   3   4
Элективный курс по русскому языку
Текст

как вершина речевой культуры

для учащихся 10-11 классов
Автор Зыкова Елена Владимировна
Данный элективный курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени образования и направлен на углубленное изучение предмета. Основная цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на их основе умения и навыки стилистического анализа текста в свете подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Пояснительная записка
Актуальная задача современного курса русского языка в школе – формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся. Решить ее можно, совершенствуя методику обучения, проводя наряду с факультативными занятиями по русскому языку в старших классах спецкурсы и спецсеминары.

Программа курса «Текст как вершина речевой культуры» предусматривает углублённую подготовку учащихся 10 - 11 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием.

^ Цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на их основе умения и навыки стилистического анализа текста в свете подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Поставленная цель реализуется в ходе выполнения следующих задач:

  1. Формирование навыка определения типа речи, исходя из логической основы типа речи, функции, языковых особенностей.

  2. Формирование навыка определения стиля текста, в опоре на экстралингвистические факторы и языковые особенности.

  3. Предупреждение и преодоление речевых и грамматических ошибок в устной и письменной речи.

  4. Совершенствование умений и навыков по созданию письменного высказывания на спецкурсе по русскому языку.

  5. Рост речевой культуры школьника.

  6. Формирование навыка использования нормативных словарей и справочной литературы.

В стилистике можно выделить четыре основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет и особые методы исследований.

^ 1. Грамматическая стилистика.

Лексическое богатство русского языка.

Фразеологические выражения

Грамматические формы.

Различные типы предложений

Произносительные нормы.

^ 2. Функциональная стилистика.

Исторически сложившаяся система стилей, различающихся целью высказывания, сферой применения, способами использования, организацией языковых средств.

Связь стилей речи и литературных жанров.

^ 3. Стилистика текста

Стилистический анализ текста.
4. Практическая стилистика

Предупреждение речевых и грамматических ошибок. Создание творческих работ.

Очевидно, что методически оправданной является такая система изучения текста, при которой учащиеся вначале знакомятся со структурой текста, его основными признаками, функционально-смысловыми типами речи, стилистическими средствами всех разделов русского языка (фонетико-орфоэпического, лексико-фразеологического, словообразовательного, морфологического и синтаксического), затем с функциональными и жанрово-стилистическими разновидностями речи, и, наконец, со стилистическими особенностями текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям (прежде всего – художественному и публицистическому). И это естественно: именно с этими стилями наиболее часто приходится пользоваться современному старшекласснику.

Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • Владеть устной и письменной речью;

  • Владеть навыками стилистической правки текста;

  • Проводить самостоятельный анализ текста.

  • Создавать творческие работы.

Целесообразно использовать методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся.

Особое внимание уделять подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.
^ Учебно - тематический план




Название тем курса

часы

^ Формы и методы обучения

Формы

контроля

Раздел 1. Текст как речевое произведение.

1

Введение. Текст как речевое произведение.

2

Лекция

Ответы на вопросы

2

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.


1

Составление типовых фрагментов текста.

Сообщения учащихся.

Взаимопроверка.

3

Стили речи.

2

Лекция. Беседа. Работа с текстом.

Работа с текстом. Устный опрос.

4

Стилистический анализ текста.

2

Практикум. Работа в группах.

Работа с текстом. Устный опрос.

5

Сочинение-рассуждение как жанр школьного сочинения.

4

Практикум. Составление плана. Индивидуальная работа.

Сочинение-рассуждение.

^ Раздел 2. Лексическое богатство русского языка.

6

Слово. Лексическое значение слова.

2

Мастер-классы

Работа в группах

7

Синонимы. Антонимы.

Омонимы.

Стилистическая окраска слов.

2

Устное выступление–защита.

Оценка выступлений.

8

Употребление новых и заимствованных слов.


2

Работа со словарем.

Взаимопроверка.

9

Употребление фразеологизмов.

3

«Турнир знатоков»

Бонусы

Сочинение

^ Раздел 3. Образность речи.

10

Какую речь называют образной?

2

Беседа.

Тест.

11

Роль слова в тексте.

2

Исследовательская лаборатория слова.

Выводы на основе практической работы.

12

Стилистические фигуры речи.

2

Беседа

Тест

^ Раздел 4. Стилистика частей речи.

13

Формы имен существительных.

2

Практикум. Заполнение таблицы.

Решение тестов.

14


Формы имен прилагательных.

1

Практикум. Заполнение таблицы.

Тест.

15

Формы имен числительных.

1

Решение лингвистических задач

Составление лингвистических задач.

16

Формы местоимений.

1

Практикум.

Тест.

17

Формы глагола

1

Игра «Почему так?»

Взаимопроверка

18

Предупреждение грамматических ошибок.

2

Устные выступления учащихся. Работа со справочной литературой.

Поисковая работа на примерах текстов и использованием словаря.



^ Содержание программы
Раздел 1. Текст как речевое произведение
Введение. Текст как речевое произведение. Тема. Идея. Ключевые слова, однотематическая лексика. Способы связи между предложениями в тексте. Средства межфразовой связи. Смысловая и композиционная целостность текста: микротема, композиция.

^ Типы речи: повествование, рассуждение, описание. Схемы типовых фрагментов текста.

Стили речи. Сфера общения. Функция стиля. Признаки стиля. Языковые средства всех стилей.

^ Стилистического анализа текста. Определение стиля текста, указав внеязыковые и стилеобразующие факторы стиля. Определение типа речи. Характеристика языковых средств текста с учётом его стиля и типа речи. Определение композиционной формы (схемы) текста типа повествования, описания, рассуждения: определить тему, идею, текста, выделить в тексте микротемы в форме ключевых предложений и составить синтаксическую модель текста на основе его композиционной схемы (план).

^ Сочинение-рассуждение как жанр школьного сочинения. Составление плана. Написание сочинения-рассуждения.
Раздел 2. Лексическое богатство русского языка
^ Слово. Лексическое значение слова. Описание лексических возможностей языка. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность. Стилистическое использование многозначных слов.

^ Синонимы. Антонимы. Омонимы. Виды омонимов, их экспрессивное использование в художественном произведении для усиления изобразительности, для создания комического эффекта. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в тексте. Контекстуальные синонимы и антонимы.

^ Стилистическая окраска слов. Принадлежность слов к тому или иному стилю. Оценочная лексика.

Стилистическая оценка новых и заимствованных слов. Стилистическое использование новых и заимствованных слов.

^ Предупреждение речевых ошибок. Комплексный языковой анализ.
Раздел 3. Образность речи
Какую речь называют образной? Стилистическое использование тропов речи в художественном произведении. Эпитеты. Сравнения. Метафоры. Метонимия. Синекдоха. Олицетворения. Гипербола. Перифраза.

^ Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью. Полисиндетон. Асиндетон. Градация. Анафора. Эпифора. Эллипсис. Инверсия. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Умолчание. Параллелизм. Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в текстах разных стилей.

^ Роль слова в художественном тексте. Наблюдение за использованием тропов и стилистических фигур в художественном произведении.
Раздел 4. Стилистика частей речи
Формы имен существительных. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (род, число, падеж).

^ Формы имен прилагательных. Образная функция имен прилагательных в произведениях. Употребление кратких и полных прилагательных.

Формы имен числительных. Падежные формы имен числительных. Экспрессивная роль в художественном тексте.

^ Формы местоимений. Неоправданное употребление местоимений в речи.

Формы глагола. Грамматические категории как источник выразительности речи: категория времени, наклонения, вида, лица.

^ Предупреждение грамматических ошибок. Исправление грамматических ошибок в тексте.

Методические рекомендации
Раздел 1. Текст как речевое произведение
Занятие 1

Текст как речевое произведение

Введение. Цель и задачи курса.

Лекция.

Текст – это сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью и определенным отношением автора к сообщаемому.

Признаки текста: 1. Смысловая цельность

2. Связность

3. Членимость

^ 1. Смысловая цельность. Текст – это всегда относительно законченное высказывание, имеющее начало и конец, к нему всегда можно подобрать заголовок, который передает тему и идею высказывания.

^ Тема – предмет, основное содержание рассуждения; идея – основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения. Тема, как правило формулируется в заглавии или в первом предложении (первом абзаце) текста; идея – в последнем предложении (последнем абзаце).

^ 2. Связность текста – второй важный признак, которому соответствуют ключевые слова и однотематические группы слов и средства межфразовой связи;

Связность текста – результат связи предложений. В каждом последующим предложении повторяется часть информации из предыдущего и сообщается новое. Повторяющееся или известная информация называется темой, новое – ремой. Новая информация развивает и обогащает мысль, повторение обеспечивает связность высказывания.

Связь в предложении может быть последовательной или цепной, когда относительно новая информация (рема) первого предложения становится повторением (темой) второго.

Наряду с последовательным соединением существует параллельное: относительно известная информация первого предложения проходит через ряд других и объединяет их, являясь сквозной темой, а новая информация возникает и развивается параллельно ей в этих же предложениях.

Например: последовательная или цепная.

«Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого, худого, с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазами, взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. Этот человек ходил и зиму и лето в жёлтоватом нанковом кафтане немецкого покроя, но подпоясывался кушаком; носил синие шаровары и шапку со смушками, подаренную ему, в весёлый час, разорившимся помещиком. К кушаку привязывались два мешка: один спереди, искусно перекрученный на две половины, для пороху и для дроби, другой сзади – для дичи…»(Тур.)(указ.мест., лексич повтор).

Параллельная связь.

«^ Ордынов решился наконец переменить квартиру. Хозяйка его, очень бедная пожилая вдова и чиновница, у которой он нанимал помещение, по непредвиденным обстоятельствам уехал из Петербурга куда-то в глушь, к родственникам, не дождавшись первого числа – срока найма своего. Молодой человек, доживая срочное время, с сожалением думал о старом угле и досадовал на то, что приходилось оставить его…» (Дост.)(контекст.синонимы).

Часто при сохранении параллельного соединения в предложении отсутствует сквозная тема. Связь с текстом осуществляется благодаря общей задаче высказывания. В предложениях не выделяется известная и новая информация. Каждое предложение несёт новую информацию, они объединяются порядком слов, одинаковыми видовременными глагольными формами и др. Такое построение текста используется обычно в описаниях природы. «Снег таял кругом – дружно, но тихо; везде сочилась вода; в рыхлом воздухе бродил беззвучный ветер. Один и тот же ровный, молочный цвет обливал землю и небо; тумана не было – но не было и света…» (Тур.)
  1   2   3   4

Похожие:

Элективный курс по русскому языку Текст iconПоурочные разработки по русскому языку: 7 класс
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс VII класса
Элективный курс по русскому языку Текст iconЭлективный курс
Элективный курс предназначен для учащихся старшего школьного возраста (10-11 классы общеобразовательных школ, а также школ с углубленным...
Элективный курс по русскому языку Текст iconЭлективный курс Издательское дело Класс
Элективный курс нацелен на ознакомление с различными программами компьютерной верстки
Элективный курс по русскому языку Текст iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку образовательная система «Школа 2100»
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения...
Элективный курс по русскому языку Текст iconСпецификация стандартизированной тестовой работы по русскому языку за курс начальной школы
Назначение стандартизированной тестовой работы – оценка в рамках государственной аккредитации общеобразовательной подготовки по русскому...
Элективный курс по русскому языку Текст iconГородская школьная олимпиада угту по русскому языку 2012 г
Олимпиада по русскому языку проводилась в целях выявления у учащихся образовательных учреждений филологических способностей, развития...
Элективный курс по русскому языку Текст iconГиа по русскому языку (2009 г.). Часть 3 Демонстрационный вариант...
Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе только одно из заданий: 1 или перед написанием сочинения...
Элективный курс по русскому языку Текст iconСхема-конспект урока накопления фактического материала (групповая...
Предметные: умение различать и понимать понятия – «текст», «предложение» и «диалог»; записывать правильно предложение с законченной...
Элективный курс по русскому языку Текст iconПрограмма элективного (факультативного) курса по русскому языку для...
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся посвящён одной из важных задач филологического образования в школе формированию...
Элективный курс по русскому языку Текст iconПояснительная записка цель освоения дисциплины «Инновации в обучении...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница