Учитель русского языка и литературы




Скачать 53.26 Kb.
НазваниеУчитель русского языка и литературы
Дата публикации26.10.2014
Размер53.26 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Литература > Документы
Хребтова И.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 87

г. Челябинск

Использование технологии личностно - ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы
Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который умеет самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний. Те учащиеся, которые успешно освоят базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века. Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем будущем, должен обладать определёнными качествами личности, в частности:

  1. Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;

  2. Самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  3. Грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать закономерности);

  4. Быть коммуникабельными, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации;

  5. Самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.


В условиях личностно - ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить трудности в познании и применении знаний. Личностно - ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. Овладение теорией и технологией личностно - ориентированного обучения становится необходимым условием успешной работы учителя в современной школе.

Повышению эффективности процесса обучения способствует лнчностно-развивающий подход к обучению. В образовании личностно - ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находятся деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько образование, проявление его в самом себе, формирование себя.

Объединение разрозненных частей знаний на уроках русского языка и литературы осуществляю за счёт использования интеграции. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. В форме интегрированных уроков провожу обобщающие уроки, уроки внеклассного чтения, занятия элективного курса. С позиций развития личности интеграция создаёт условия для:

  • Выхода на более высокий уровень осмысления;

  • Совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания;

  • Развития свободы мышления;

  • Формирование креативности учащихся.

Уроки планирую на основе принципов личностно-ориентированного обучения:

  • личностное целеполагание ученика;

  • выбор;

  • межпредметность;

  • продуктивность обучения;

  • ситуативность;

  • рефлексиия

Рефлексия - необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

Использую разнообразные формы рефлексии: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение и различные варианты игровой рефлексии.

Эффективно также обучение с помощью органов чувств. Пять органов чувств принято считать у человека основными: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Например, на уроке литературы можно раздать засушенный лист дерева и попросить сочинить про него стихотворные строки. Задание выполняется детьми с большей заинтересованностью, чем если бы ученики сочиняли на основе картины или даже букета, стоящего в вазе. Каждый ребёнок может потрогать лист руками, ощутить запах, применить свои органы чувств для более полного восприятия.

Особое место отвожу рефлексии чувств. Для этого школьникам предлагаю кратко описать, какие они испытывали чувства в той или иной ситуации, в ходе учебного занятия, дня или недели. Поскольку словами не всегда можно адекватно передать чувства, осваиваются невербальные способы чувственной рефлексии: с помощью рисунков, ассоциаций, музыки и др.

Выбор методов обучения определяю следующими факторами: смысловыми целями, особенностью предмета, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения, временем и др. Основными методами являются наглядные, проблемные, поисково-исследовательские и др.

История педагогики богата не только инновациями в области методов и организационных форм обучения. На разных этапах параллельно развитию технической мысли шло интенсивное внедрение всевозможных средств наглядности, технических средств в учебный процесс. В своей работе использую компьютер и мультимедийный проектор, электронные учебники «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Мои учащиеся используют компьютер при подготовке к урокам, составлении презентаций. Составлен каталог презентаций.

Таким образом, использование технологии личностно - ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы позволяет организовать равноправное, партнерское общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

Похожие:

Учитель русского языка и литературы iconГой Наталья Анатольевна Кудерко Галина Александровна учитель русского...
...
Учитель русского языка и литературы iconГой Наталья Анатольевна Кудерко Галина Александровна учитель русского...
Оборудование: раздаточный материал, тексты стихотворений Э. Асадова, А. Лысова, Р. Гамзатова, Л. Скворцова, видеозапись фрагмента...
Учитель русского языка и литературы icon«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна,...
Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного...
Учитель русского языка и литературы iconНа уроках русского языка и литературы
Фролова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Учитель русского языка и литературы iconУрок русского языка и литературы в 6 классе по теме: «Устаревшие слова»
Клеймёнова Алеся Александровна-учитель русского языка и литературы мкоу казачья кадетская сош №19 г. Пятигорска
Учитель русского языка и литературы iconУрок русского языка в 5 классе «Фонетика»
Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования...
Учитель русского языка и литературы iconОбщеобразовательная школа і-іііст. №1 им. А. П. Довженко Новокаховского...
Белявская Т. Д. – учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории, старший учитель
Учитель русского языка и литературы iconКорюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы
Гбоу сош с. Кашпир м р. Приволжский Самарской области Корюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы iconПринцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка
Абдрахманова А. К., учитель русского языка и литературы, мбоу цппмсп калиниского района г. Челябинска
Учитель русского языка и литературы iconУрок конференция с элементами Праздника. День славянской письменности...
Мероприятие подготовила и провела учитель русского языка и литературы моу «сош №3» Зилова М. Ю
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница