Скачать 53.26 Kb.
|
Хребтова И.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 87 г. Челябинск Использование технологии личностно - ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который умеет самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний. Те учащиеся, которые успешно освоят базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века. Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем будущем, должен обладать определёнными качествами личности, в частности:
В условиях личностно - ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить трудности в познании и применении знаний. Личностно - ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. Овладение теорией и технологией личностно - ориентированного обучения становится необходимым условием успешной работы учителя в современной школе. Повышению эффективности процесса обучения способствует лнчностно-развивающий подход к обучению. В образовании личностно - ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находятся деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько образование, проявление его в самом себе, формирование себя. Объединение разрозненных частей знаний на уроках русского языка и литературы осуществляю за счёт использования интеграции. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. В форме интегрированных уроков провожу обобщающие уроки, уроки внеклассного чтения, занятия элективного курса. С позиций развития личности интеграция создаёт условия для:
Уроки планирую на основе принципов личностно-ориентированного обучения:
Рефлексия - необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты. Использую разнообразные формы рефлексии: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение и различные варианты игровой рефлексии. Эффективно также обучение с помощью органов чувств. Пять органов чувств принято считать у человека основными: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Например, на уроке литературы можно раздать засушенный лист дерева и попросить сочинить про него стихотворные строки. Задание выполняется детьми с большей заинтересованностью, чем если бы ученики сочиняли на основе картины или даже букета, стоящего в вазе. Каждый ребёнок может потрогать лист руками, ощутить запах, применить свои органы чувств для более полного восприятия. Особое место отвожу рефлексии чувств. Для этого школьникам предлагаю кратко описать, какие они испытывали чувства в той или иной ситуации, в ходе учебного занятия, дня или недели. Поскольку словами не всегда можно адекватно передать чувства, осваиваются невербальные способы чувственной рефлексии: с помощью рисунков, ассоциаций, музыки и др. Выбор методов обучения определяю следующими факторами: смысловыми целями, особенностью предмета, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения, временем и др. Основными методами являются наглядные, проблемные, поисково-исследовательские и др. История педагогики богата не только инновациями в области методов и организационных форм обучения. На разных этапах параллельно развитию технической мысли шло интенсивное внедрение всевозможных средств наглядности, технических средств в учебный процесс. В своей работе использую компьютер и мультимедийный проектор, электронные учебники «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Мои учащиеся используют компьютер при подготовке к урокам, составлении презентаций. Составлен каталог презентаций. Таким образом, использование технологии личностно - ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы позволяет организовать равноправное, партнерское общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества. |
![]() | Гой Наталья Анатольевна Кудерко Галина Александровна учитель русского... ... | ![]() | Гой Наталья Анатольевна Кудерко Галина Александровна учитель русского... Оборудование: раздаточный материал, тексты стихотворений Э. Асадова, А. Лысова, Р. Гамзатова, Л. Скворцова, видеозапись фрагмента... |
![]() | «люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна,... Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного... | ![]() | На уроках русского языка и литературы Фролова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории |
![]() | Урок русского языка и литературы в 6 классе по теме: «Устаревшие слова» Клеймёнова Алеся Александровна-учитель русского языка и литературы мкоу казачья кадетская сош №19 г. Пятигорска | ![]() | Урок русского языка в 5 классе «Фонетика» Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования... |
![]() | Общеобразовательная школа і-іііст. №1 им. А. П. Довженко Новокаховского... Белявская Т. Д. – учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории, старший учитель | ![]() | Корюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы Гбоу сош с. Кашпир м р. Приволжский Самарской области Корюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы |
![]() | Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка Абдрахманова А. К., учитель русского языка и литературы, мбоу цппмсп калиниского района г. Челябинска | ![]() | Урок конференция с элементами Праздника. День славянской письменности... Мероприятие подготовила и провела учитель русского языка и литературы моу «сош №3» Зилова М. Ю |