Педагогические идеи и технологии: среднее образование




Скачать 53.48 Kb.
НазваниеПедагогические идеи и технологии: среднее образование
Дата публикации18.10.2014
Размер53.48 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Литература > Документы
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Название работы: Ономастическое комментирование на уроках литературы в школе (из опыта работы).
Автор: Санина Зоя Михайловна, учитель русского языка и литературы


Место выполнения работы: МБОУ СОШ № 27 г. Воронеж



Ни для кого не секрет, что бездуховность стала в наше время массовым явлением. И пришли мы к этому не вдруг, а постепенно. Коммерциализация всех сфер нашей жизни подобна наступлению вражеских сил, медленно, но верно опустошающих одну за другой важнейшие позиции: культуру, искусство, нравственно-эстетический мир человека. Средства массовой информации, все проявления современной общественной жизни в свою очередь выстраивают «культурное пространство», не самым лучшим образом влияющее на формирование личности, в особенности личности ребёнка или подростка. Важной задачей учителя-словесника в этих условиях является умение составить «конкуренцию» этим мощным силам, используя силу великой русской литературы, русского языка, их способность обогатить подрастающее поколение духовным опытом жизни нации.

Каждый из учителей литературы сталкивается в своей повседневной работе с проблемой: как наладить заинтересованное чтение программных произведений учащимися? Мне кажется, что помочь решить эту проблему поможет интеграция уроков русского языка и литературы. Ребятам всегда любопытно узнать происхождение своего имени, фамилии, названия родного города и так далее. Этот интерес можно соединить с интересом к происхождению имени и фамилии писателя, литературного героя, географическим и даже гастрономическим названиям. Обращение к ономастическим единицам (антропонимам, топонимам, этнонимам) на уроках литературы позволит достичь хороших результатов: они будут проходить оживленно, интересно.

Большой простор для ономастического комментирования дает изучение романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Интерес учеников к личности Пушкина даже и в наше непростое время остается исключительным. Чуткие детские души интуитивно чувствуют высочайшие нравственные критерии, которые поэт предъявлял к жизни и самому себе. Ребята восхищаются его верностью в дружбе, искренней и горячей любви к своим братьям-лицеистам, мужеству и смелости, проявленным при защите чести и достоинства своей семьи. Изучая роман «Евгений Онегин», мы неизменно повторяем детям слова В.Г.Белинского, назвавшего это произведение энциклопедией русской жизни. Но проникнуться вполне пониманием этого определения, на мой взгляд, возможно, только прибегнув к ономастическому комментированию текста романа, в котором огромное количество имен собственных и нарицательных, охватывающих географию России и всего мира, указывающих на исторические события, исторические личности, рисующих детали быта людей 19 века. Из всего этого, как из кусочков мозаики, и складывается картина мира.
Представьте, какое недоумение и любопытство вы прочтете на лицах своих учеников, когда в начале урока положите себе на стол вместе с текстом

«Евгения Онегина» поваренную книгу «Кухня без секретов» (автор, кстати, не профессиональный повар, а журналист А. Головко, год издания книги 1991, Москва). А потом предложите детям заглянуть вместе с Онегиным в знаменитый и модный ресторан Талон, на Невском проспекте, дом №15. Помните?

К Talon помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин,

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток,

Пред ним Roast-beef окровавленный

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

Какими такими загадочными блюдами его угощал … друг А.С. Пушкина Петр Павлович Каверин – гусар, весельчак, повеса, дуэлянт? Именно он тогда ждал Евгения за столиком. Пушкин решил «накрыть» друзьям стол отнюдь не дешевыми по тем временам лакомствами. Ростбиф тогда перекочевал в Россию из Англии и был кулинарной новинкой, а ведь Онегин поклонник всего английского. Почему «окровавленный»? Потому, что это говяжья замаринованная вырезка, прожаренная до плотной корочки и сыроватая изнутри. Трюфели - земляные грибы, приготовленные особым способом. Лимбургский сыр, мягкий, который «плакал», когда его резали, - выступал сырный сок. Его делали в Лимбургском герцогстве, в местечке Греве, знаменитые сыровары и продавали по всему свету. А пирог? «Страсбурга пирог нетленный» - не что иное как законсервированный в банки, изобретенные Николя Франсуа Аппере , паштет из куриной печени. «Нетленный» - законсервированный, долго не портящийся. Жаль, что не медовая коврижка!

Вот так десять пушкинских строк стали для ребят кулинарной энциклопедией, позволившей «увидеть» детали жизни представителей высшего света Петербурга 19 века, лучше понять вкусы и привычки главного героя.

Очень интересной, на мой взгляд, является топонимика восьмой строфы первой главы, которая еще раз подтверждает нам четкую внутреннюю хронологию романа, а именно тот факт, что Пушкин начинал писать первую главу в южной ссылке. Будучи в мае 1823 года в Кишеневе и приступая к первой главе романа, поэт не мог не ощущать себя изгнанником и страдальцем, а потому, по аналогии с собственной судьбой, ему вспомнилась ссылка римского поэта Овидия Назона (43 век до нашей эры – 16 век нашей эры), которого, по существовавшей в пушкинские времена версии, император Август сослал в город Томи в устье Дуная. А среди произведений Назона известна поэма «Наука любви» («Ars amatoria»). Отсюда и родились следующие строки:

Но в чем он истинный был гений,

Что знал он тверже всех наук,

Что было для него измлада

И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень, -

Была наука страсти нежной,

Которую воспел Назон,

За что страдальцем кончил он

Свой век блестящий и мятежный

В Молдавии, в глуши степей,

Вдали Италии своей.
В письме к П.В. Нащокину в 1821году из Кишенева Пушкин пишет: «Я живу в стране, в которой долго бродил Назон…»

Поэт в декабре 1821 года ездил к Дунаю, посещал Измаил и Аккерман, где искал следы пребывания Овидия. В ссыдлке Пушкин сравнивал свою судьбу с судьбой Овидия (см. письма к Гнедичу от 24 марта 1821 года). Эпизод об Овидии звучит в романе «Евгений Онегин»:

…наука страсти нежной,

Которую воспел Назон,

За что страдальцем кончил он

Свой век блестящий и мятежный

В Молдавии, в глуши степей,

Вдали Италии своей.
Таким образом, ономастический комментарий позволяет учащимся понять, что в восприятии Пушкина Кишенев, Молдавия и весь этот южный край, в который его забросила судьба, предстает как бы в двух ипостасях: с одной стороны, это романтический край, овеянный легендами об Овидии Назоне и об античных времена, а с другой стороны, это глушь, место ссылки поэта.

В заключение хотелось бы привести слова профессора ВГУ, доктора филологических наук Г.Ф. Ковалева, вдохновившего меня на использование ономастического комментирования изучаемых программных литературных произведений: «Думается, что прием ономастического комментария окажется плодотворным для учителей русского языка и литературы, ибо он позволяет вводить в ткань обычного урока интригу в виде проблемных вопросов, которые требуют ответа с приличным знанием текста. Кроме того, ономастические экскурсы дают возможность хоть немного уделять внимания этимологии и сопоставлению лексики разных языков» (сб. «Известия», ВГПУ-ВОИПКРО, выпуск 2, 2004г.)

г. Воронеж, 2014 г.
Список использованной литературы:


  1. Пушки А.С. Полн. СОБР. Соч.: В 10 т. Л., 1978г.

  2. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин»,Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителя. М., 1964г.

  3. Головко А. «Кухня без секретов», М., 1991г.

Похожие:

Педагогические идеи и технологии: среднее образование iconПедагогические идеи и технологии: среднее образование
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование 1394 заявка от 22. 01. 2014г
Педагогические идеи и технологии: среднее образование iconКонкурс 2013-2014 Номинация : педагогические идеи и технологии: среднее...
Номинация : педагогические идеи и технологии: среднее образование Миронова Лариса владимировна
Педагогические идеи и технологии: среднее образование iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
Номинация конкурса: Педагогические технологии идеи и технологии: среднее образование
Педагогические идеи и технологии: среднее образование iconПедагогические идеи и технологии: среднее образование
Название работы: «Региональный компонент в преподавании истории в средней школе»
Педагогические идеи и технологии: среднее образование iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2012-2013...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества 2012-2013 учебный год в номинации «Педагогические идеи и технологии:...
Педагогические идеи и технологии: среднее образование iconПедагогические идеи и технологии: среднее образование
Образовательная: обучающиеся смогут дать определение понятия варны, индуизм, буддизм
Педагогические идеи и технологии: среднее образование iconКонкурса: педагогические идеи и технологии среднее образование
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»
Педагогические идеи и технологии: среднее образование iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование
Педагогические идеи и технологии: среднее образование iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование
Педагогические идеи и технологии: среднее образование iconКонкурс педагогического творчества Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная работа нескольких учеников со всем классом
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница