Скачать 95.27 Kb.
|
Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат «Русскинская средняя общеобразовательная школа-интернат» Урок внеклассного чтения в 4 «Б» классе по программе «Школа России» Писатели и поэты Югры Выполнила: Понкратова Т.В., учитель начальных классов 2013 год Тема: Писатели и поэты Югры. «Милосердно охраняй Все, что в мире дивно …» Тип урока: обучение на основе проблемных ситуаций Цели урока:
2. Развивать у школьника мотивацию к чтению. 3. Воспитывать любовь к родному языку, к родному краю. Воспитывать культуру общения на основе восприятия учащимися стихов. Оборудование: -выставка книг; -у детей книги, которые они читают; -детские рисунки к прочитанным произведениям; - интерактивный комплекс с программным обеспечением Windows HP и программа Microsoft Office –Point План урока
Ход урока 1.Организационный момент - Слайд 1 Урок внеклассного чтения. (Читаем тему на слайде) Мы снова обращаемся к их творчеству, будем учиться любить родной край, родной язык. Давайте послушаем наших девочек. … ^ Этой хантыйской песенкой про олененка мы приветствуем всех гостей на нашем уроке, а друг другу желаем хорошей дружной работы. Спасибо, девочки. ^ Потребность знать свой край, в котором живешь, возникает у каждого. И в этом вам помогут книги Югорских писателей и поэтов. Каких югорских писателей и поэтов вы знаете? … Больше всего детей всегда интересуют сказки. В них вымысел и волшебство. В них звери думают как люди И даже говорят. Народа мудрость вековая Таится в них, как клад. Вот некоторые сказки из книги Презентация Интересно? В школьной библиотеке вы сможете эти сказки взять и прочитать. ^ Сегодня на уроке внеклассного чтения мы будем читать стихи югорских поэтов Ювана Шесталова , Микуля Шульгина, Андрея Тарханова Алексея Сенгепова. Постараемся понять и объяснить призыв нашего земляка поэта Ювана Шесталова : (на доске) (Хором) «Милосердно охраняй Все, что в мире дивно…» Как понимаете слово - милосердно … (Чувства: сострадание, помощь) На уроке будем совершенствовать навыки чтения, учиться слушать друг друга. Вы не только читали к этому уроку внеклассного чтения произведения писателей и поэтов Югры, сделали к ним интересные рисунки. Что вы изобразили и к какому произведению? Давайте послушаем друг друга. … О чем они пишут? (ставлю возле слова «дивно» карточки со словами: природа, родной язык) Это все дивно (красиво, интересно). И призывают нас все это …- Охранять. И как призывают, давайте узнаем. - Слайд 2 Юван Шесталов ушел - прекрасный знаток обрядов и обычаев, легенд и былин своего народа. Народными преданиями, песнями, поверьями пронизаны его проза и поэзия. Ученик - Ю. Шесталов много писал для детей. Он явился основоположником детской литературы манси. В его стихах слышится дыхание родной земли: ароматы тайги, тихие всплески волн на Оби. Поэт любит природу и людей: Ученик – Что за запах! Что за свет! Вновь я до сердца согрет! Как ладонь руки родной, Солнце ласково со мной! У Ювана Шесталова есть поэма «Клич журавля». Прочитаем отрывок из нее. Я родился Здесь. Мир передо мной Весь. Я еще мал – Гном, Но буду лететь В нем. Что там внизу? Низ! Что наверху? Верх! ^ – Писк. Кто я такой? Стерх. *** Я – стерх, Я – журавль, Священная птица. Я плачу – Внимают мне все колдуны, Я плачу – шаманю, Священные мысли и мудрое слово В мой плач вплетены. Прочитаем слова, которые наполняют стерха жизнью. …И жизнь его должна продолжаться. Слайд 3 Журавль или стерх крупная, красивая и редкая птица. Число их резко сократилось. Для сохранения природы Югры отмечается экологический праздник «День журавля». В Сургуте и Сургутском районе он проходит в сентябре с 2007 года. «День журавля» - Международный праздник, который отмечают более чем в 10 странах мира. Серые журавли в ХМАО не многочисленный вид, но их можно встретить на болотах. Кто видел серых журавлей? …Белых? …А вот белые практически исчезли. Уже много лет существует программа, призванная сохранить стерхов . В специальных питомниках (в нашей стране и за рубежом) стерхов разводят в вольерах. Подросших птенцов, а иногда, и взрослых птиц выпускают на волю в тех местах, где они когда-то гнездились. В 2009 году в конце июня два четырёхлетних стерха – Ямал и Итера, выращенные в Питомнике, были выпущены на болото в бассейне реки Куноват (Ямало-Ненецкий автономный округ). У этой пары очень интересная история. Слайд 4 …Итера с грелкой под родительским крылом. … - это Ямал Люди в белых костюмах заменяли им родителей. Мотодельтаплан учил их летать. В конце августа на самолёте их привезли в Салехард. Здесь они провели весну и лето. Птицы были очень молоды и их вернули в Питомник. Три последующих года они прожили в закрытом вольере. За это время они создали пару и достигли возраста, когда журавли могут начать размножаться. Летом 2009 года их выпустили на свободу. И вот к посёлку Кондинское прилетела пара белых журавлей – Ямал и Итера. Птицы были в прекрасном состоянии – они кричали в унисон, Ямал вымазал основание шеи грязью, так делают в природе птицы, готовые к гнездованию. Все говорило о том, что эта пара будет выводить потомство. Слайд 5 Но, увы… Ямал и Итера были застрелены вечером 17 мая. Их расстреляли. Расстреляли в упор. И уж, конечно, не потому что хотели съесть. А для чего? В те трагические майские дни, в Окском питомнике появился на свет стершонок. Слайд 6 В память о событиях в Кондинском районе, его назвали Конда. Что ждёт его? Сможет ли он выводить птенцов, прожить долго и счастливо где-то здесь, на болотах Югры? В настоящее время это зависит только от людей, от нас с вами! Ваши родители охотятся на журавлей?... Слайд 7 У всех северных народов убить стерха считалось грехом и предшествовало несчастью. Как сохранить этих дивных птиц? И этот вопрос тоже стоит в стихах Ювана Шесталова. Давайте прочитаем хором такие стихи. Слайд 8 О человек! С природою борясь И удивляя мир своей борьбою, Не преврати его в немую грязь, Где лишь слепые тропы за тобою. Какой слышим призыв? … ^ И это тоже Югорский поэт – Андрей Тарханов. 4.Физкультминутка Слайд 10 Вот еще хантыйский поэт Микуль Шульгин. Мы знаем наизусть его стихи, выполняем физкультминутки. Давайте вспомним стихотворение Микуля Шульгина «Северный олень» Вот он – северный олень, Белый, словно снег. Пусть сугробы до колен, Легок его бег. Я сожму в руках хорей, Только кино взгляд, Только лихо крикну: «Эй!» - Все скорее и скорей Нарты полетят. -Среди снежной кутерьмы В тундре голубой, Сквозь дыхание зимы – Солнечной стрелой!... Друг мой, северный олень, Белый словно снег. Он в сугробах до колен Не убавит бег. А вот еще стихотворение Микуля Шульгина «Тайга». Ветры пахнут сосновой корой, Каждый ствол, словно солнечный луч, Световой забавляя игрой, Кедр касается кроною туч. Красной девицей в терему, Ветви – косы свои расплетя, Наклонилась березка к нему, Что-то ласково шелестя. Все: Древний лес…Голубая тайга! И под солнцем, и под дождем Ты мне, словно бы жизнь, дорога Ты – для ханты – родимый дом! Учитель: Молодцы! Какой литературный прием помогает поэту передать красоту леса? … Олицетворение. Кедр – касается туч, березка – красна девица, наклонилась к нему. В стихах - безграничная любовь …(к природе родного края). Слайд 11 - Алексей Михайлович Сенгепов – соавтор и составитель 9 учебников грамматики хантыйского языка для начальных классов. Вот один из них. Часть на хантыйском языке и тут же перевод на русский язык. К этому учебнику мы с вами часто обращаемся. Давайте некоторые послушаем. «Подарок отца» Подарил мне отец трех оленей. Запрягу их в нарту. Сам на нарту сяду. Моя нарта – птица Быстро полетит. Вожак – олень передовой Рысью бежит. Если метель дорогу заметет, Олени чутьем дорогу найдут. Если наступит снегопад, Сквозь толщу снега проскочу. Если буран застанет в пути, Мой путь и он не остановит. А для школьного конкурса стихов «Школа – пристань детства моего» готовили стихотворение Алексея Михайловича Сенгепова «Школа». Читали на хантыйском языке Сопочин Владик и Мултанов Вова, а на русском – Русскина Наташа. Здравствуй, школа! Сегодня двери школ С утра все открыты. Кончилось лето. Снова в школу Дети, радуясь, идут. Нам мало ещё лет, Нам дальше надо жить, Много надо знать, все запоминать И узнать много новых дел. Нам сейчас не праздник, Это мы хорошо помним. Работать дальше обещаем, Учиться и жить. Здравствуй, здравствуй, наша школа! Помним мы всегда тебя. К тебе, наша школа, Снова мы собрались. Алексей Михайлович Сенгепов считал, что прекрасное знание своего языка дает возможности духовного развития человека. Спасибо, ребята, садитесь. И в этом сборнике дает детям наказ. (Стр. 49) Что учит беречь, охранять? (Родной язык) ^ Давайте подведем итог нашего урока, на парте фишки с вашими именами, кто любит свой край, будет охранять природу края и все что в нем дивно красиво, поставим ее (распишемся) по этим призывом… Теперь можно хором …(читаем) Учитель: «И гусей, и собак, И иную живность». Поэты Югры нас к этому призывают. Слайд 12 Я верю, что вы будете охранять красоту родного края. И мы будем еще и еще читать произведения писателей и поэтов Югры. Спасибо за работу, ребята. Гостям – спасибо за внимание. (Дети садятся за парты) Литература:
|
![]() | Урок внеклассного чтения во 2 классе. Тема: «Защитники Отечества» Формировать представление о качествах «защитниках», познакомить с великими полководцами России | ![]() | Урок русского языка в 3 классе Область применения. Проводится в 3 классе; обучающемся по программе «Школа России» |
![]() | Урок по математике в 1, 3 классе, по программе «школа россии» Учитель начальных классов моу луптюгская средняя общеобразовательная школа Логинова Т. А | ![]() | Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем... Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы мбоу «сош №22» г. Чебоксары Л. П.... |
![]() | Урок литературного чтения в 1 классе по образовательной программе «Школа 2100» Личностные ууд: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать | ![]() | Урок литературного чтения во 2 «Б» классе. Л. Климанова, в горецкий умк «Школа России» Цель: формировать интерес к чтению поучительных рассказов, осмысливать и анализировать текст |
![]() | Тема учебного занятия Урок литературного чтения в 3 классе по программе Н. А. Чураковой в системе развивающего обучения Л. В. Занкова | ![]() | Уроки внеклассного чтения Приёмы педагогической работы по формированию духовно – нравственных качеств на уроках внеклассного чтения |
![]() | Урока математики во 2А классе Я давала урок по математике во 2 а классе по программе «Школа 2100». Автор учебника – Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П | ![]() | Урок во 2 классе, по программе «Школа России». Тема: Закрепление... Цель: Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся через расширение знаний о животных |