Урока: Обучающие




Скачать 54.03 Kb.
НазваниеУрока: Обучающие
Дата публикации16.10.2014
Размер54.03 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Урок русского языка по теме «Действительные и страдательные причастия»

Раздел: Морфология. Причастие»

Класс:7

Цели урока:

Обучающие:

- сформировать знания о разрядах причастий по значению;

- сформировать знания о признаке, по которому определяется разряд причастия;

- совершенствовать навыки постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом;

- уметь конструировать предложения с причастным оборотом;

- повторить правописание НЕ с причастиями;

Развивающие:

развивать навыки связной речи, работать над построением предложений, включая в них числительные; развитие положительной мотивации учебной деятельности, мышления, памяти, воображения.

Воспитательные:

- воспитание интереса к родному языку, внимательности, мышления, формирование самостоятельности, воспитание уважения к другим, способности к сотрудничеству.

^ Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний с учётом полученных).

Формы работы с учащимися: коллективная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: таблица «Образование действительных и страдательных причастий»; индивидуальная карточка с заданиями; компьютер, проектор, презентация.

Литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория.5-9кл: Учебник для общеобразоват. учреждений/В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова.- 12-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2003.

  2. Русский язык.Практика.7кл.: . учебник для общеобразоват. учреждений/С.Н.Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под ред. С.Н.Пименовой.-14-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2007.

  3. А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов. Поурочное планирование: К учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория.», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 кл.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000

  4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. учрждений. – 6-е изд. – М. Просвещение. 2009. – 227 с.

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин).

  2. Лингвистическая разминка (объяснительный диктант) (6 мин).

  3. Объяснение нового материала (6 мин).

  4. Закрепление полученных знаний (10 мин).

  5. Практическая работа (10 мин)

  6. Игра «Кто быстрее»(2 мин)

  7. Подведение итогов урока, рефлексия (5 мин).


1.Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разрядами причастий и узнаем, как они образуются. Запишем число и тему сегодняшнего урока.

^ 2.Лингвистическая разминка (объяснительный диктант).

-А прежде чем перейти к новой теме, мы повторим предыдущую. Не с деепричастиями.

Записываем в тетради словосочетания и объясняем написание:

^ Не выполненная вовремя работа (не с причастием пишется раздельно, так как у причастия есть зависимое слово); невыспавшийся ребенок (не с причастием пишется слитно, так как оно одиночное); не опубликованный в газете очерк, выступление, не состоявшееся на собрании, не замерзающий зимой ручей.

-Выделите графически определяемые слова (над словами поставить крестик) и определите, в каком примере необходимо выделить причастный оборот.

^ 3.Объяснение нового материала

-Мы знаем, что причастие обозначает признак предмета по действию. Этот предмет может сам производить действие, либо предмет может испытывать действие со стороны другого предмета. Именно по этому признаку все причастия делятся на действительные и страдательные (слайд III).

-Чтобы лучше разобраться, как различать их, обратимся к предложению (запись в тетрадь).

^ Дети прочитали книгу.

-Возьмем существительные в качестве определяемых слов и зададим вопросы:

Дети (какие?), прочитавшие книгу

Книга (какая?), прочитанная детьми.

-Как вы думаете, какие причастия называются действительными?

- А страдательные?

-Совершенно верно.

(IVслайд)

Причастия, обозначающие признак предмета, который сам производит действие, называются действительными (сам действует)

Причастия, обозначающие признак предмета, над которым произведено или производится действие, называется страдательным (предмет «страдает» от действий другого предмета).

^ 4.Закрепление изученного материала

1) Комментированное письмо

-Обратите, пожалуйста, внимание на V-VIII слайды. Здесь вы видите причастия, вам необходимо определить разряд причастий и доказать свою точку зрения

1ученик у доски, остальные в тетрадях.

^ Прилетевшая на цветок бабочка (бабочка, которая сама прилетела);

Смотрящая в окно девочка (девочка, которая смотрит в окно);

Освещаемый солнцем дуб (дуб, который освещается солнцем);

Распаханное весной поле (поле, которое кто-то распахал);

^ 2) IX слайд – Словообразовательный разбор.

Два ученика производят словообразовательный разбор у доски, остальные в тетрадях.

-Мы с вами знаем, что причастия образуются от глаголов суффиксальным способом, теперь необходимо узнать при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия и при помощи каких - страдательные.

Произведите словообразовательный разбор данных причастий, выделите суффиксы.

Построенный дом, грохочущая машина, испеченный пирог, управляемая лейтенантом машина, запущенная ракета, вымытая посуда, желтеющая трава, осёдланные кони, тяжела дышащий бегун.

^ 3) Создание таблицы «Суффиксы действительных и страдательных причастий».

- Создайте таблицу «суффиксы действительных причастий и суффиксы страдательных причастий».

- Перечислите суффиксы, при помощи которых образуются действительные причастия (-ущ-ющ, -ащ-ящ -вш, -ш)

- Перечислите суффиксы, при помощи которых образуются страдательные причастия (ем(-ом)-им, -енн, -нн, -т) .

X СЛАЙД «Суффиксы действительных и страдательных причастий»

^ 5. Практическая работа.

Работа на карточках:

Прочитайте выразительно текст. К какому стилю речи его можно отнести?

В отличие от журавлей, живущих на глухих недоступных болотах, цапли обычно гнездятся у берегов рек. Широкие, сплетенные из толстых прутьев гнезда цапли устраивали на самых высоких вершинах вековых сосен. Однажды в бурную ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но ещё не умевший летать птенец, почти ничем не отличавшийся от взрослых птиц.

Я поймал этого птенца. Рукой я придерживал клюв пойманной птицы. Молодую цаплю я устроил на небольшой застекленной веранде, где помещалась моя собака, устроенная в другом углу цапля, казалось, ни малейшего внимания не обращала на Фрама.

(По И.Соколову-Микитову)

Спишите текст, выделяя определяемые слова, причастные обороты, суффиксы причастий и указывая, действительные они или страдательные.

^ 6.Игра «Кто быстрее» (XI слайд)

- А теперь немного поиграем. Необходимо выписать все причастия.

Желтый, желтеть, желтеющий, прочитать, прочитанный, чтение, связанный, смотрящий, рассмотренный, приобрести, бесчисленные, раздавшийся, краснеть, красный, краснеющий.

7. Подведение итогов, рефлексия.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке о причастиях?

- По какому признаку вы определяете, где действительное причастие, а где страдательное? (приведите примеры)

-На следующем уроке мы продолжим эту тему и поговорим более подробно о действительных причастиях настоящего времени.

Домашнее задание. Параграф 134, упр.109, образец рассуждения. Индивидуально: найти 5 предложений с причастиями в художественных текстах.

Похожие:

Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Обучающие: систематизировать знания и умения по теме «Производная»: формулы и правила дифференцирования, геометрический и физический...
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Цель урока: Формирование музыкальных понятий “лад”, “мажор”, “минор” на основе работы с музыкальными произведениями
Урока: Обучающие iconПрезентация Цели урока: Обучающие
Конспект урока «Ручная стирка» с учащимися 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида + Презентация
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Это заключительный урок по теме «Правление Ивана Грозного». Следовательно, тип урока – это урок обобщения и закрепления знаний. Изначальной...
Урока: Обучающие iconТема урока. «Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», духовные поиски героини
Цели урока: Обучающие: совершенствовать навыки анализа литературного произведения, умения определять тему и идею, отвечать на проблемные...
Урока: Обучающие iconЗадачи урока: Обучающие: ввести и первично закрепить лексику урока;...
Цель урока: развитие способности учащихся использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира,...
Урока: Обучающие iconЗадачи урока: Воспитательные Воспитать любовь к родной природе и чувство патриотизма. Обучающие
Цель урока: показать внутреннюю связь поэзии, живописи и музыки на примере поэзии Николая Рубцова
Урока: Обучающие iconУрока: обучающие
...
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Развивать способность смыслового и эмоционального восприятия художественного текста
Урока: Обучающие iconКонспект урока математики во 2 -б классе школы №3 г. Сосновый Бор....
Тетрадь, учебник, лента цифр, сигнальные карточки, мультимедийный проектор, презентация к уроку
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница