План-конспект открытого урока русского языка в 5-6 классах на тему «Составление текста сравнительного характера на лингвистическую тему»




Скачать 54.78 Kb.
НазваниеПлан-конспект открытого урока русского языка в 5-6 классах на тему «Составление текста сравнительного характера на лингвистическую тему»
Дата публикации15.10.2014
Размер54.78 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»

План-конспект

открытого урока русского языка в 5-6 классах на тему

«Составление текста сравнительного характера

на лингвистическую тему».
Учитель Акимова Анна Александровна



2014

Тема урока: Составление текста сравнительного характера на лингвистическую тему.

Цель урока: научить детей составлять тексты сравнительного характера, в основе которых лежит сравнение изучаемых на уроке русского языка лингвистических понятий.

Оборудование:Кодоскоп с экраном, маркеры (синий, зелёный, красный), текст-образец сравнительного характера на лингв-ую тему, тексты №1 и №2(для объяснения темы)и «памятка».

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Работа над темой урока.

---Объявить тему и цель урока.

---Беседа по вопросам. Почему именно о таких текстах сегодня пойдёт речь?

На каких уроках вы сравниваете понятия, явления, предметы, действия?

-Почему так часто мы прибегаем к сравнению?

Мы должны знать, что такое сравнение, познакомиться с правилами сравнения, построения текста сравнительного характера.

-Что же такое сравнение? Ответ на этот вопрос вы должны были найти дома в толковом словаре.

^ Сравнение – это выявление общих и отличительных признаков предметов.

-Теперь познакомимся с правилами сравнения. Скажите, сравнивать можно все предметы? Понятия? Явления? Например, учебник и дверь, стол и шкаф? (НЕТ!) А карандаш и ручку? (показать предметы) (Можно: по цвету, назначению, материалу, из которого они сделаны и т.д.)

Вот мы и выявили первое правило сравнения: сравнивают только сопоставимые предметы, явления, понятия.
Теперь попробуем разгадать второе правило сравнения. Работаем с текстами №1 и №2 (тексты прилагаются).

Текст 1.

На уроке мальчик рассказывал о своих летних впечатлениях: «Однажды на даче я встретил маленького ежонка и маму-ежиху. Они были похожи как две капли воды. Только у ежонка были маленькие, как бусинки, глаза, а иголки у ежихи – длинные, острые и очень колючие. Наверное, она «распустила», чтобы защищать своего детёныша».
Текст 2.

На уроке литературы один из учеников так сравнил сказочных героинь: »Падчерица была скромно одета, ей приходилось выполнять по дому всю чёрную работу. Зато хозяйская дочь имела крутой и злой нрав».

( Тексты проецируются на экране).

-Читаем первый текст, находим ошибки и исправляем их.

Сделаем вывод, т.е. сформулируем второе правило сравнения:

у сравниваемых предметов, явлений, понятий должно быть одно и то же (одни и те же) основание для сравнения.(^ Обратить внимание учащихся на памятку).

Напоминаю детям цель урока: учимся составлять текст сравнительного характера на лингвистическую тему. Чтобы легче было составить его, воспользуемся схемой, которая поможет нам усвоить структуру текста, построенного как параллельное сравнение.


Что сравниваем?


Основания

для

сравнения
дополнение обстоятельство

что обозначают?

вопросы

чем выражены?


При таком сравнении происходит одновременное сравнение двух понятий по одним и тем же основаниям.

Обращаем внимание ребят на текст-образец.

^ Чем различаются дополнение и обстоятельство?

Дополнение и обстоятельство различаются по трём признакам.

Если дополнение обозначает предмет, то обстоятельство – время, место, способ действия. Приведу пример: Сегодня тучи заволокли всё небо. В этом предложении обстоятельство сегодня обозначает время действия, а дополнение небообозначает предмет.

Разница между дополнением и обстоятельством заключается ещё и в том, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, а обстоятельство – на вопросы где? куда? откуда? как? и др. Приведу ещё пример: В нашем городе строители построили новую школу. В этом предложении обстоятельство в городе отвечает на вопрос где? : построили где? – в городе, а дополнение школу отвечает на вопрос что? : построили что? школу.

Третье различие между дополнением и обстоятельством состоит в том, что дополнение может быть выражено местоимением, а обстоятельство - наречием.

Например: ^ К нам медленно приближалась группа ребят. В этом предложении обстоятельство медленно выражено наречием, а дополнение к нам - местоимением с предлогом.

Анализируем данный текст.

-Сколько приведено в этом тексте примеров? (Три)

-Почему? (Потому что в нём три теоретических части)

-А сколько всего частей в тексте? (Девять)

Таким образом, получается, что в тексте три теоретические положения, приведены три примера, подтверждающих каждое теоретическое положение и объяснение их.

-А можно ли сначала рассказать всю теорию, привести один пример и объяснить его сразу по всем трём основаниям? ( Можно, тогда текст получится короче).

-Сколько частей в тексте будет? (Три)

( Составим на доске другие, уже известные детям схемы текстов: «волшебный паровозик», «человечек»).

Схема 1 («волшебный паровозик»), внесём в эту схему положения новой схемы. Вот что получится:


О3

П3

Т3

О2

П2

Т2

О1

П1

Т1


(Т1 –теор-ая часть1, П1 – пример1, О1-объяснение 1

Т2-теор-ая часть2, П2-пример2, О2-объяснение2;

Т3-теор-ая часть3, П3-пример3, О3-объяснение 3).

Схема 2.


Теория 1

Объяснение 1

Пример 1



-Попробуем переделать текст, т.е. на одном примере показатьвсе три теор-ие положения.

-Чтобы легче было работать, на тексте-образце синим маркером выделим все три теоретические части, красным – примеры, а зелёным маркером - объяснение примеров.(Ребята выполняют задание).

-А теперь оставим на выбор один пример и составим свой текст (см. схему №2). (Отводится время -3мин).

-И, наконец, чтобы построить текст сравнительного характера, мы должны обогатить нашу речь языковыми средствами, выражающими сравнительно – сопоставительные отношения в тексте.

-Найдите в тексте слова, выражения, которые помогают подчеркнуть различия между дополнением и обстоятельством:

-Если…, то…; разница между… заключается в том, что…; Третье отличие между… состоит в том, что…, а… .

-На листке – памятке нарисуйте схемы текстов сравнительного характера, над которыми сегодня работали на уроке, а на обороте листка запишите слова и выражения, которые помогут вам при составлении устного или письменного текста сравнительного характера на лингвистическую тему.

3.Выводы. Оценки.

4.Задание на дом: составить текст срав-ого хар-ра на лингвистическую тему »Чем различаются односоставные и двусоставные предложения?»
Памятка.

Помни правила сравнения как таблицу умножения:

  1. Сравнимые объекты должны быть сопоставимыми.

  2. У них должно быть одно и то же (одни и те же) основание для сравнения.

Похожие:

План-конспект открытого урока русского языка в 5-6 классах на тему «Составление текста сравнительного характера на лингвистическую тему» iconДоклад на тему: «Развитие словарно-орфографической зоркости на уроках русского языка»
Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа(Сл. 2). Данная работа...
План-конспект открытого урока русского языка в 5-6 классах на тему «Составление текста сравнительного характера на лингвистическую тему» iconТема: «Готовимся к гиа. Сочинение на лингвистическую тему»
Учитель русского языка и литературы мбоу «Учхозская сош» Краснослободского района Республики Мордовия
План-конспект открытого урока русского языка в 5-6 классах на тему «Составление текста сравнительного характера на лингвистическую тему» iconУрока развития речи в 9- м классе. Подготовка к сочинению- рассуждению...
Цели урока: раскрыть на примере текста тему дружбы; развивать аналитические и творческие способности учащихся; формировать у них...
План-конспект открытого урока русского языка в 5-6 классах на тему «Составление текста сравнительного характера на лингвистическую тему» iconПлан-конспект открытого урока на тему: «Учимся играя»
Цель урока: Раскрыть прекрасный мир звуков на начальном этапе обучения игры на флейте
План-конспект открытого урока русского языка в 5-6 классах на тему «Составление текста сравнительного характера на лингвистическую тему» iconКонспект урока русского языка в 5 классе на тему «Предложения с прямой речью»
Огбоу «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»
План-конспект открытого урока русского языка в 5-6 классах на тему «Составление текста сравнительного характера на лингвистическую тему» iconМетодические рекомендации Обучение написанию сочинения-рассуждения...
Цель: обобщить опыт работы по обучению учащихся написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к итоговой...
План-конспект открытого урока русского языка в 5-6 классах на тему «Составление текста сравнительного характера на лингвистическую тему» iconДоклад на тему: «Работа с непроверяемыми безударными гласными»
Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно – орфографическая работа. Традиционно в ней...
План-конспект открытого урока русского языка в 5-6 классах на тему «Составление текста сравнительного характера на лингвистическую тему» iconУрока русского языка в 8 классе сочинение-рассуждение на тему «мы не имеем права забывать»
...
План-конспект открытого урока русского языка в 5-6 классах на тему «Составление текста сравнительного характера на лингвистическую тему» iconПлан-конспект открытого урока на тему
Место выполнения работы: моу дод «дши №4 п. Богородское» Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
План-конспект открытого урока русского языка в 5-6 классах на тему «Составление текста сравнительного характера на лингвистическую тему» iconПлан-конспект открытого урока на тему
Место выполнения работы: моу дод «дши №4 п. Богородское» Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница