Урок русского языка по теме «Словосочетание. Строение словосочетаний» Автор: Маркова Наталья Анатольевна Место




Скачать 71.85 Kb.
НазваниеУрок русского языка по теме «Словосочетание. Строение словосочетаний» Автор: Маркова Наталья Анатольевна Место
Дата публикации10.10.2014
Размер71.85 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Всероссийский интернет-конкурс

педагогического творчества

(2013/14 учебный год)

Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии:

среднее образование.

Название работы: урок русского языка по теме

«Словосочетание. Строение словосочетаний»

Автор: Маркова Наталья Анатольевна
Место выполнения работы: ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей с ограниченными

возможностями здоровья, специальная

коррекционная общеобразовательная

школа-интернат №2 VII вида

г. Вышний Волочек Тверской области

^ Открытый урок по русскому языку. 5 класс

Тема урока. Словосочетание. Строение словосочетания.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: 1) обучающая. Помочь обучающимся в составлении словосочетания, в определении главного слова и зависимого, показать отличие словосочетаний от других синтаксических единиц (слова, предложения);

2) коррекционная: коррекция лексико-грамматической стороны речи.

3) воспитательная. Способствовать развитию любви, бережному отношению к родной природе.

Оборудование: интерактивная доска, таблички «Имя существительное, «Имя прилагательное».
Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Приветствую обучающихся, обращаю их внимание на приглашенных гостей.

  2. Проверка готовности к уроку.

- Для того, чтобы успешно усвоить сегодняшний материал, предлагаю вам еще раз обратить внимание на ваше рабочее место. Давайте еще раз проверим все ли необходимое приготовлено для урока: учебник, дневник, рабочая тетрадь, ручка. ( Об-ся поочередно поднимают предметы, демонстрируя их наличие).

  1. ^ Проверка усвоения изученного ранее материала.

- Ребята, вчера на уроке вы познакомились с наукой, которая в переводе с древнегреческого языка переводится как «составление, построение, порядок». Напомните, как же она называется. Подсказку вы найдете на доске. (На интерактивной доске заранее записаны следующие слова в хаотичном порядке: пунктуация, синтаксис, фонетика, морфемика, морфология). Слайд 1

- Остальные науки о языке мы будем изучать на последующих уроках.

- Давайте вспомним, что изучает синтаксис? (^ Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения).

- Сегодня первый урок по изучению словосочетаний. Мы познакомимся с понятием словосочетание. Будем учиться находить главное слово и зависимое. Попытаемся отличать словосочетания от слов предложений.

^ 3. Изучение нового материала.

(Перед вступительным словом включаю слайд 2 с видами города).

- Сегодня я предлагаю вам, ребята, и нашим уважаемым гостям, прогулку по осеннему городу, чтобы еще раз полюбоваться, понаблюдать за красотой родной природы, восхититься ее богатством, щедростью. Подышать свежим морозным воздухом, так полезным для нашего здоровья. Именно бодрое осеннее настроение поможет нам успешно изучить тему сегодняшнего урока, ее название вы видите на доске. (Читаю)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

- Ребята, знакомы ли вам эти виды? (Центр, памятник Венецианову,

Цнинская набережная, торговые ряды).

- Какие предметы вы видите на фотографиях?

лестница гранитная (Перечисленные предметы записываю на

памятник художнику левое крыло доски под таблицей

река прозрачная «Имя существительное»)

деревья высокие

церковь белокаменная

дома старинные

листья кленовые

- Рассмотрите еще раз внимательно на фотографии. Дополните названные вами существительные именами прилагательными, например лестница (какая?) гранитная. (Ответы об-ся записываю на правом крыле доски под таблицей «Имя прилагательное»).

- Ребята, как вы думаете, что наиболее полно, яснее выражают наши мысли отдельные слова или сочетания слов? (Сочетания)

- Запишите себе в тетрадь эти сочетания слов в столбик через одну строчку.

- Давайте еще раз прочитаем записи на доске. Ответьте на вопрос: связаны ли эти слова по смыслу? (Связаны)

- В каждом сочетании данных слов мы можем задать вопрос от одного слова к другому. (Демонстрация слайда 3). То слово от которого мы задаем вопрос называется главным, к которому – зависимым.

- Задайте вопросы к нашим словосочетаниям и определите главное и зависимое слово.

- Какой частью речи выражено главное слово и зависимое. (^ Сущ., прилаг.).

- Ребята, главное слово в словосочетании может быть выражено глаголом. Слова связываться не только по смыслу, но и грамматически. Но это темы наших следующих уроков.

4. Физкультминутка. Предлагаю обучающимся отдохнуть под спокойную музыку, сопровождающуюся видами осенней природы. После завершения демонстрации, об-ся встают, подымают руки вверх, смотрят в окно, садятся на место.

- Вы немножко отдохнули. В осеннем лесу грибники собирают грибы, а вам предлагаю «собрать» словосочетания, определить главное слово и зависимое. (Слайд 4)

- Ребята, в начале урока вы сказали, что синтаксис изучает не только словосочетания, но и предложения. В русском языке все предложения, как правило состоят из словосочетаний. На доске у меня записано предложение.

Торопливая осень смывает холодным дождем пестрый убор листьев. (Обращаю внимание об-ся, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием. Подчеркиваю грамматическую основу). Запишите предложение в тетрадь.

- Из каких слов в этом предложении можно составить словосочетания? Запишите их в тетрадь, определите главное слово и зависимое. (Двое об-ся работают у доски).

Торопливая осень, смывает дождем, холодным дождем, пестрый убор, убор листьев.

^ 5. Домашняя работа. (На карточках)

1) Списать предложение, выписать из него все словосочетания, определить главное слово и зависимое.

2) Составить словосочетания, которые будут использованы учителем на следующем уроке для повторения и закрепления сегодняшней темы урока, обозначить главное и зависимое слово.

6. Рефлексия. (Слайд 5)

- Давайте еще раз вспомним и закрепим материал сегодняшнего урока.

а) Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и …

б) В словосочетании различают … слово и …

в) От … слова к … ставится вопрос.

г) … и … не являются словосочетанием.


Литература

  1. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской «Русский язык. 5 класс». / Е.А.Влодавская, М.: Издательство «Экзамен», 2007.


^ Самоанализ урока
Урок проводился в 5 классе, где большинство обучающихся имеют «удовлетворительные» знания, умения и навыки. Хотя сразу хочу отметить, что у Тыллара Д. уровень познавательной активности и владение материалом выше, чем у остальных ребят.

Цели урока соответствует содержанию материала, программным требованиям, определяются необходимым уровнем знаний и умений обучающихся по теме «Словосочетание». При изучении темы ребята смогли в результате совместной работы с учителем дать понятие о словосочетании, познакомились с его строением.

Это второй урок по теме «Синтаксис и пунктуация» и является основой для дальнейшего изучения словосочетания. При определении целей урока руководствовалась психолого-педагогической характеристикой класса, а также исходила из типа урока (изучение нового материала).

Цели урока: 1) обучающая. Помочь обучающимся в составлении словосочетания, в определении главного слова и зависимого, показать отличие словосочетаний от других синтаксических единиц (слова, предложения);

2) коррекционная. Коррекция лексико-грамматической стороны речи.

3) воспитательная. Способствовать развитию любви, бережному отношению к родной природе.

Считаю, что структура урока соответствует его целям и типу, прослеживается логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

На первом этапе урока создается рабочая обстановка, которая необходима для успешного проведения занятия, мобилизуется внимание учащихся.

С помощью вопросов, предложенных мною ребятам, происходит проверка домашнего задания. На основе обратной связи получаю информацию об уровне подготовки домашнего задания, смотрю не только на правильные ответы учащихся, но и на умение грамотно формулировать ответ. В ходе проверки у учащихся формируется понимание того, что домашняя работа есть продолжение и неотъемлемая часть их учебной и классной работы. При проверке домашнего задания происходит подготовка к следующему этапу урока.

Задания каждого этапа урока развивают у обучающихся логическое мышление, речь, учат самостоятельному поиску, анализу, взаимодействию.

На этапе подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала попыталась показать взаимосвязь изучаемой темы с объектами окружающего мира. Для упрощения усвоения нового материала использовалась наглядность. На картинках показаны единичные предметы,

так как учащиеся затрудняются развернуто выражать свои мысли, но в то же время происходило стимулирование познавательной активности и обогащение словарного запаса детей.

На этапе изучения строения словосочетаний использовались только именные, чтобы отработать навык нахождения главного и зависимого слова.

Темп урока был средний, в связи с постоянным контролем внимания обучающихся.

В целом учебный материал на этапе объяснения был сокращен, так как обучающиеся не смогут усвоить его большой объем.

Структура и содержание урока менялись по ходу его ведения. Пришлось применять педагогическое мастерство, так как уровень владения знаниями детьми по русскому языку фрагментарен, а внимание рассеяно и неустойчиво. Организация учебных действий требует постоянного контроля со стороны педагога. Материал урока упрощен до минимума, срезание содержания по максимуму.

На этапе закрепления изученного материала провела тренировочные упражнения с использованием наглядности, отработку навыков применения знаний в выполнении упражнений.

Урок проводился с учетом требований здоровьесбережения.









Похожие:

Урок русского языка по теме «Словосочетание. Строение словосочетаний» Автор: Маркова Наталья Анатольевна Место iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...
Урок русского языка по теме «Словосочетание. Строение словосочетаний» Автор: Маркова Наталья Анатольевна Место iconУрок русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание»
Давайте отправимся в страну Ошиблику. Вот первое, что вы можете увидеть, подъезжая к ней
Урок русского языка по теме «Словосочетание. Строение словосочетаний» Автор: Маркова Наталья Анатольевна Место iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Богатство и разнообразие лексики русского языка»
Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка»
Урок русского языка по теме «Словосочетание. Строение словосочетаний» Автор: Маркова Наталья Анатольевна Место iconГой Наталья Анатольевна Кудерко Галина Александровна учитель русского...
...
Урок русского языка по теме «Словосочетание. Строение словосочетаний» Автор: Маркова Наталья Анатольевна Место iconГой Наталья Анатольевна Кудерко Галина Александровна учитель русского...
Оборудование: раздаточный материал, тексты стихотворений Э. Асадова, А. Лысова, Р. Гамзатова, Л. Скворцова, видеозапись фрагмента...
Урок русского языка по теме «Словосочетание. Строение словосочетаний» Автор: Маркова Наталья Анатольевна Место iconГиа в8 (виды словосочетаний)
Замените словосочетание человеческая личность (предложение 7), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным...
Урок русского языка по теме «Словосочетание. Строение словосочетаний» Автор: Маркова Наталья Анатольевна Место iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие»
Автор-составитель – Булеева Анна Ивановна, учитель высшей квалификационной категории
Урок русского языка по теме «Словосочетание. Строение словосочетаний» Автор: Маркова Наталья Анатольевна Место iconУчебно-воспитательная программа Будемдобрее ! Автор программы учитель...
Автор программы учитель русского языка и литературы моу «Лицей№1» г. Всеволожска
Урок русского языка по теме «Словосочетание. Строение словосочетаний» Автор: Маркова Наталья Анатольевна Место icon-
Подготовили и провели преподаватель общественных дисциплин Хохлова Ольга Васильевна, преподаватель русского языка и литературы Телегина...
Урок русского языка по теме «Словосочетание. Строение словосочетаний» Автор: Маркова Наталья Анатольевна Место iconУрок русского языка в 5 классе «Простое предложение»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница