Тема: Та, которая перевернула жизнь.




Скачать 71.99 Kb.
НазваниеТема: Та, которая перевернула жизнь.
Дата публикации10.10.2014
Размер71.99 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Литература > Документы
Тема: Та, которая перевернула жизнь.

Цель: познакомить учащихся с содержанием фильма Р. Быкова «Чучело»;

развивать умения и навыки анализа художественного фильма;

воспитывать гуманное отношение к окружающим людям, к каждой человеческой личности.

Оборудование: портреты Р.Быкова, В. Железникова, схема «ЧТО – ОНИ – ОНА»

Опережающее задание: прочитать книгу и посмотреть фильм.

1 группа: подобрать небольшой поэтический монтаж.

2 группа: подготовить рассказ о В. Железникове и Р. Быкове.

3 группа: подготовить отзыв о фильме.

4 группа: выбрать основные эпизоды фильма с последующим анализом.

Легко быть зверем и легко быть богом,

Быть человеком – это тяжело.

Е.Винокуров

^ Ход урока

І. Обрамление урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Инсценирование (на фоне музыки Свиридова «Метель»)

Открывается дверь в класс входит «лысая» девочка. Все поворачивают головы к ней.

^ Мальчик: привет, Чучело!

Голоса: Чучело, здорова, салют, наши вам!

Девочка: оказывается, ты молодец, Чучело. Бей его!

Мальчик: садани его по роже.

Беcсольцева: машет отрицательно головой и отступает.

Девочка: но почему, почему ты против?! Именно ты – против. Тебя никогда нельзя понять… Объясни.

Бессольцева: я была на костре. И по улицам меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять. И никого не буду травить. Хоть убейте.

(девочка идет в конец класса, дети встают по одному, а потом все хором говорят: «Прости нас, Чучело»)

Фрагмент 54: 34 (Рыжий пишет на доске «Чучело, прости нас!»)

2. Литературный монтаж.

Учитель: Прими благую весть:

Я начинаю повесть,

Там будет слово совесть,

Там будет слово честь.

И вечные черты:

Достоинства, сердечность

Наивная беспечность

У гибельной черты

Там за чины и славу

Не разгорится бой

Там борются за право

За право быть собой

(Н.Локшина)

1 ученик: И полжизни, и весь свой век,

Словно жар под загнеткой рвется,

В человеке спит человек

Он начнется, когда проснется

(М. Лужанин)

2 ученик: Двадцать первый век… Бродивших по дорогам,

Среди пожаров, к мысли привело:

Легко быть зверем и легко быть богом,

Быть человеком это тяжело.

ІІ. Объявление темы, целей и задач урока.

  1. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о понятиях хорошо нам знакомых: о людской доброте, честности, порядочности, уважении, сопереживании, о сочувствии. Мы живем в сложное время, когда в мире много жестокости, насилия, бессердечности, когда кажется что все складывается против тебя и душа черствеет. Заботясь о хлебе насущном часто забываем кто окружает нас нуждается в нас. Забываем о главном, о том, на чем держится мир, – о добродетели. Учиться добродетели по сути это учиться жить правильно, нравственно, а нравственность это свод правил определяющих поведение человека и поможет нам в этом фильм созданный режиссером Р. Быковым по одноименно повести русского детского писателя В. Железникова «Чучело» я буду очень рада если этот урок поможет вам воспитать чувство сострадания, доброты милосердия.

(записываем тему и цель урока каждой группе раздаю словарь нравственных понятий)

Словарь.

Бойкот – прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения.

Гуманизм – человечность в общественной деятельности в отношении к людям.

Конформизм – приспособление.

Нравственный – соблюдающий правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.

Чучело – пугало для птиц в виде куклы, на подобие человека.

Нравственные понятия.

Лидер, авторитет, благородство, верность, доброта, наивность, простодушие, искренность, принципиальность, любознательность, распахнутость, крылатость, незащищенность, скромность, терпимость, милосердие, преданность.

Равнодушие, ложь, хитрость, жестокость, трусость, предательство, подлость.

ІІІ. Работа над темой урока.

  1. Сообщение учащихся о Р. Быкове и его фильме, В. Железникове и его книгах.

  2. Краткий пересказ сюжета фильма.

  3. Вопросы к учащимся:

  • Рекомендуете ли вы посмотреть этот фильм прочитать эту повесть? Почему?

  • Какое впечатление произвел на вас фильм Р. Быкова «Чучело»? (зачитываются лучшие отзывы)

  • Показ кинофрагмента от начала до слов «Я предательница»

Фрагмент 1:40

  • Что можно сказать о композиции фильма?

  • Почему героиня в таком страшном отчаянии?

  • Что произошло? Где? Когда? Что они с ней сделали?

  • Они. Это кто?

Попробуем понять это с помощью схемы.

Схема.

Что?

Где?

Когда?












Они Лена Бессольцева

Миронова

Шмакова

Валька

Рыжий

Сомов

  1. Аналитическая беседа по содержанию фильма.

  • Как Лена оказалась на берегу Оки?

Фрагмент 16:00 – 20:15 (Первый день в школе)

  • Какие черты характера мы можем отметить в самом начале?

  • Почему ребята в классе не приняли Лену?

  • Что вы знаете о дедушке Лены?

  • В чем сходство дедушки и Лены? (доброжелательность, доверчивость, равнодушие к внешнему проявлению комфорта)

  • Что отличает Лену и дедушку от жителей городка?

Учитель: Одному из мудрецов принадлежит мысль: «У каждого человека должны быть корни и крылья. Есть такое понятие крылатость.» Относится ли это к Лене и ее дедушке?

8. Продолжение работы над схемой. Кто же такие они? (Ребята характеризуют каждого героя)

9. Работа в группах. (Раздаю листы с написанными фамилиями и характеристиками героев. Ребята должны подобрать к фамилии соответствующую фамилию. Схема на доске заполняется полностью.)

Продолжение аналитической беседы.

  • И так эти они объявили Лене бойкот. За что?

  • Это справедливо или жестоко?

  • Почему?

Итак, милая добрая Лена взяла чужую вину на себя и ее в классе считают предателем, а не Сомова. Почему она это сделала? Поразмыслим над такими понятиями как доброта милосердие.

  1. Беседа с учащимися.

  • Как вы думаете, а кто самый жестокий по отношению к Лене? Почему?

  • Какая сцена является кульминационной?

Показ фрагмента сожжение чучела на костре.

Фрагмент 26:00 – 27:00.

  • Какие чувства вы испытывали, когда смотрели этот фрагмент?

  • Как вел себя Димка?

  • Считаете ли вы его предателем? Автор? (Трусость рождает подлость и предательство)

  • Как восприняли сожжение чучела ребята из команды ЖК?

  • Чем Лена отличается от ребят своего класса?

  • Что изменилось в ней после сожжения чучела?

  • Как заканчивается фильм?

  • Почему она прощает Димке Сомову?

  • Что оставляет городу и ребятам Лена и ее дедушка? (кроме картин свет, доброту, открытость, сердечность)

  • Что потерял город? (чистоту, бескорыстную храбрость, благородство)

^ Работа в группах.

Задание.

Что бы вы взяли с собой в будущее, что бы не взяли?

IV. Итоги урока. Выводы.

Учитель: В конце концов одноклассники узнают, кто прав, а кто виноват. Поймут и высоко оценят благородство Ленки Бессольцевой, которая перевернула жизнь одноклассников, выскажут свое презрение Димке Сомову за его душевную трусость, за двоедушие. Правда восторжествует, но слишком поздно. Хочется верить, что ребята вынесут урок, но боль, нанесенная человеческой несправедливостью, еще долго не затихнет в сердце девочки. Такое не забывается. И это не трусость, что Николай Николаевич и Лена Бессольцевы приняли решение покинуть город. На прощание дедушка подарил классу картину, на которой была изображена пробабушка Лены. Самое удивительное то, что Лена и женщина, изображенная на полотне, были поразительно похожи.

Фрагмент, где Маргарита Николаевна разворачивает картину

Фрагмент 52:40 – 55:00

А теперь обратимся к эпиграфу урока.

Легко быть зверем и легко быть богом,

Быть человеком – это тяжело.

Е.Винокуров

Особенно таким человеком как Лена Бессольцева.

Литературный монтаж.

3 ученик: Сильные упорные черные

Начинают и проигрывают.

Силы неба им подигрывают,

Но они проигрывают, черные

Не напрасны и труды и дни

У того кто точно знает:

Черные, конечно, начинают,

Но проигрываю – всегда они

(Б.Слуцкий)

4 ученик: И все же это верно – верить людям

Глаза их не сродни огням болотным.

Поверим людям мелкими не будем,

Поверим песням книгам и полотнам.

(Р. Козакова)

V. Домашнее задание.

1 группа. Допишите повесть.

2 группа. Напишите письмо одному из героев фильма.

3 группа. Напишите сочинение «Поступок, за который мне было стыдно»

5 ученик: Давайте друг друга любить,

Обиды прощать и ошибки.

Давайте друг друга любить

Затем, что не вечность живем

Давайте друг другу дарить

И нежность свою, и улыбки

(А.Иванушкин)

Похожие:

Тема: Та, которая перевернула жизнь. iconТема: «Общение в семье. Стереотипы поведения подростка»
«Подростковый возраст стадия развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными...
Тема: Та, которая перевернула жизнь. iconКнига, повлиявшая на мою жизнь
«Всем хорошим во мне я обязан книгам»,- писал М. Горький. Неужели эти безмолвные тома могут быть великодушным проводником в мир прекрасного,...
Тема: Та, которая перевернула жизнь. iconТема : «Жизнь древних славян»
Учитель : Сегодня группа ребят нашего класса подготовила исследовательскую работу по теме: «Жизнь древних славя»
Тема: Та, которая перевернула жизнь. iconМоего педагогического опыта
Ребенку, оканчивающему школу, для полноценной жизни в новых условиях недостаточно одних лишь предметных знаний. Уходит эпоха «образования...
Тема: Та, которая перевернула жизнь. iconКультура в эпоху Просвещения
Именно с этого времени у деятелей культуры появляется двойная жизнь(1ая жизнь тайные поиски нового силой воображения и 2ая явная...
Тема: Та, которая перевернула жизнь. iconИсследовательская работа тема: Как пре- изменилось на не и ни. Идейное содержание сказки
...
Тема: Та, которая перевернула жизнь. iconДва года назад была написана программа развития моу спиридоновская...
В школе постоянно увеличивается количество детей, и по прогнозам будет увеличиваться
Тема: Та, которая перевернула жизнь. iconРассказ о двух фермерах
Книга Кэрролла проникнута оптимизмом и верой в энергию Бога, которая способна изменить жизнь человека. Однако не менее важна и постоянная...
Тема: Та, которая перевернула жизнь. iconТема: «Географические названия исторические памятники местности»
Исследованию топонимов уделяется большое внимание, поэтому тема работы является актуальной. Многие ученые (В. Ф балабанов, Т. В федотова,...
Тема: Та, которая перевернула жизнь. iconТема : Символьные переменные
Составьте программу, которая из A$=Простоквашино  составляла бы В$=Просто машина
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница