Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказки народов мира. Бродячие сюжеты»




Скачать 97.39 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказки народов мира. Бродячие сюжеты»
Дата публикации09.10.2014
Размер97.39 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2013/14 учебный год)
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Название работы: Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказки народов мира. Бродячие сюжеты»
Автор: Цибуля Екатерина Вячеславовна, учитель начальных классов
Место выполнения работы: МБОУ - лицей № 22 г. Орла
Цели урока:

1)формировать у школьников представление о бродячем сюжете,

обсудить с детьми несколько популярных в мире сюжетов;
2)актуализировать знания, полученные во 2 классе, и применить только что полученные знания на материале сравнительного анализа нескольких сказок народов мира: венгерской сказки «Два жадных медвежонка», корейской сказки «Как барсук и куница судились», индийской сказки «О собаке, кошке и обезьяне»
^ Задачи урока:

-в ходе сравнительного анализа первых трех сказок дети должны прийти к выводу: в бродячей сказочной истории похожи события, герои похожи по характеру, более того, есть сходство в построении сказок;
-выяснить причину этого сходства: сюжеты путешествуют по разным странам, их распространяют путешественники;
-показать детям на карте мира, где находятся Венгрия, Корея и Индия, чтобы они представили путь сказки- путешественницы;
Оборудование:

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Н.А. Русский язык. 3класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

политическая карта мира, магниты,

детские работы (с домашним заданием),

маски, иллюстрации к сказкам,

фотографии барсука и куницы, выставка книг.
^ Ход урока.

1. Оргмомент
- К нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их. Улыбнитесь нашим гостям и друг другу. Настройтесь на рабочий лад.
2. Повторение пройденного материала.

- Давайте напомним нашим гостям, какой раздел мы сейчас изучаем? (Постигаем секреты сравнения).
- С какими видами сказок о животных мы уже знакомы?

(Мы познакомились с самыми древними сказками)
- Какие секреты рассказали нам эти сказки?

(Они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле – природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой)
3. Проверка домашнего задания.
-Какое домашнее задание вы получили?

(Сходить в библиотеку и взять сборники сказок народов мира, найти сказки о животных и выписать их начало)
- Какие источники информации пришли вам на помощь, кроме библиотеки? (Интернет, домашняя библиотека, соседи, рассказы родителей)
-Давайте заслушаем некоторых учеников.

4-5 человек читают свои записи (Приложение 1)
4. Постановка целей и задач урока




- Продолжим постигать секреты сказок.
-Кто мне напомнит, на какой странице мы остановились на прошлом уроке? (Стр. 72-73)
-Чтобы выполнить следующее задание, мы должны разделиться на пары.

-Прочитайте задание.
Задание из учебника:

1. «Хитрый шакал» индийская сказка);

2. «Откуда взялись звери, птицы и рыбы» (австралийская сказка);

3. «Как хитрый шакал обманул лесных зверей» (суданская сказка);

4. «Почему у попугая клюв кривой» (африканская сказка);

5. «Отчего у гиены задние ноги короткие» (африканская сказка);

6. «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда» (африканская сказка);

7. «Как появился огонь» (австралийская сказка);

8. «Откуда взялась ночь» (сказка индейцев Южной Америки)
-Прочитай названия сказок разных народов. Постарайся по названиям определить, в каких из них рассказываются самые древние сказочные истории.
Работа в парах.
Проверка или взаимопроверка.
Ответы детей:

Самые древние сказки № 2, 4, 5, 7, 8.

Они объясняют всё самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда всё в мире происходит.
- Прочитайте название сказок, которые остались не выбранными. («Хитрый шакал», «Как хитрый шакал обманул лесных зверей», «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда»)
- Что общего мы видим в их названии? (Обман, хитрость, лесть)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним видом сказок и узнаем новые секреты.
5. Объяснение нового материала.
- А как называются эти сказки, вам расскажет Михаил Потапович (герой учебника)

- Найдите на странице учебника его объяснение и прочитайте про себя.

Зачитывает вслух 1 ученик: «В древности люди постепенно научились хитростью побеждать сильных диких зверей. Поэтому сказочные истории, которые появились в более поздний период, учат ценить не только силу, сколько ум и хитрость.
-Как называются эти сказки? (Просто древние сказки)
- В чем их особенность? (В них одно животное побеждает других, прибегнув к обману и хитрости)
Вопрос учебника: А ты читал(а) такие сказки о животных, в которых одно животное побеждает других, прибегнув к обману и хитрости?
6 Знакомство с венгерской народной сказкой «Два жадных медвежонка»
-Какие словари нам помогут в работе с этой сказкой? (Толковый словарь и словарь устойчивых выражений)




-Объяснение непонятных слов.
Толковый словарь:

Чащоба-чаща леса, густой непроходимый лес, заросль.

Плутовка – хитрая, ловкая обманщица, мошенница.
Словарь устойчивых выражений:

Посмотреть с укоризной - упрёк, порицание.
Чтение по цепочке сказки «Два жадных медвежонка»
7. Работа над содержанием сказки.
Вопросы из учебника:

-В этой сказке есть хоть один герой, поведение которого вызывает одобрение? (Нет, все герои совершили плохие поступки. Медвежата – жадничали, а лиса – обманывала)
-Кого же осуждает сказка: лису или медвежат?
-Докажите строчкой из сказки. («Вот так бывает с теми, кто жадничает»)
-К какому виду сказок относится эта сказка? Докажите
8. Работа с текстом корейской сказки « Как барсук и куница судились»
- А сейчас я предложу вам послушать еще одну сказку. Прочитайте её название. (« Как барсук и куница судились»)
- Ребята, а вы знаете, как выглядит куница и барсук? Кто видел этих животных в зоопарке?
Давайте найдем их фотографии в иллюстрированном словарике

(Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3класс: Хрестоматия)

- А теперь давайте посмотрим сказку, которую подготовила группа учащихся нашего класса.
Группа детей показывает маленький спектакль по сказке «Как барсук и куница судились»


- Вы можете предположить, что было дальше? Догадываешься, чем сказка закончится?
- Давайте посмотрим продолжение этой сказки.

- Твои предположения подтвердились?

-Эта история похожа на предыдущую?
-Если вы угадали, поднимите руки вверх

А какая черта характера осуждается в сказке: жадность или хитрость?

-Прочитайте вывод в учебнике.
Вывод: «Видно, правду говорят: жадные и неуступчивые всегда в убытке бывают»
9. Чтение индийской сказки « О собаке, кошке и обезьяне»
-Познакомьтесь с еще одной сказочной историей.

Чтение про себя начала сказки.
-Предположи, что дальше будет делать обезьяна?

-Чем закончится эта история? (Обезьяна перехитрит кошку и собаку)

-Откуда ты это знаешь?
-Сюжеты, каких сказок он вам напоминает?
10. Работа с политической картой мира.
- Вспомните, какие народы придумали эти сказочные сюжеты.
-Найдите на карте расположение этих стран.



Ребята находят на карте страны, откуда родом сказки, которые мы прочитали на уроке, и ставят разноцветные магниты с флажками (Венгрия, Корея, Индия)
-Чем похожи эти три сказки? Ведь герои в них разные, и еда, которую они делят, тоже разная!
Сравни сказки: похожи ли события?

Похожи ли герои по характеру?

Похоже ли построение сказки? (В этих сказках похожи события, герои схожи по характеру и одинаковое построение сказок)
-Кто помог этим сюжетам добраться до разных стран и материков? (Моряки, путешественники)
- Прочитайте объяснение понятия «бродячий сюжет»
«Если в сказках разных народов рассказываются слишком похожие сюжеты, если у героев похожи характеры и к тому же сказки одинаково построены, значит, это БРОДЯЧИЕ сказочные истории»




11. Работа в группах

- Определить, к какой русской народной сказке относится этот «бродячий сюжет»

( Приложение 2)
1 группа- «Теремок»

2 группа- «Заюшкина избушка»

3 группа –«Семеро козлят»
12. Подведение итогов
-Какие секреты вам поведали сказки на уроке?
-О чем сможете рассказать одноклассникам, которые из-за болезни не смогли присутствовать на нашем уроке?
13. Домашнее задание
-Придумать свою бродячую сказку, используя сюжет известных русских народных сказок.
14. Рефлексия

- Если вам понравилось на уроке, то подарите друг другу аплодисменты.

Спасибо за прекрасную работу на уроке.


Приложение 1
Красные и черные летающие лисицы

( Австралийская сказка)

Бука, красные летающие лисицы, были когда-то людьми. Они умели прикреплять смолой «нос» к копьеметалке и, расколов на части раковину-черпак, приклеивать осколки пчелиным воском.
Золотая птичка и дух дерева

( китайская сказка)

Рос в старину в неведомом краю лес, густой, дремучий. Уж и не знаю, сколько дней, сколько ночей надобно идти, чтоб от конца до конца пройти. Каких только деревьев в том лесу нет! Сосны да кипарисы все четыре времени года зелены стоят. Дикие орехи да утуны весной цветами убираются, клены и дубы осенью красными листьями укрываются, боярышник и груши плоды дарят. Хэй! Всех и не перечтешь! Трех ночей, трех дней не хватит. Росла в том лесу акация старая-престарая. Ветки на макушке кривые, изогнутые, не то ветки, не то дракон, в стволе дупло - целый дом. Жил в том дупле дух дерева. Мудрый был, все знал.
Первая охота

(Африканские сказки)

Давным-давно, когда еще не было людей на земле, все птицы и звери умели говорить. Даже деревья разговаривали между собой.
Хамелеон и древесная ящерица

(Африканские сказки)

Давным-давно, когда звери умели говорить, Нонгвена-хамелеон смастерил улей, чтобы круглый год лакомиться медом.
Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда

(Африканские сказки)

Произошло это давным-давно, в то старое доброе время, когда звери еще разговаривали. Жил-был маленький хитрый мангуст, и была у него большая красивая охотничья собака.
Аист и ворон

(Австралийские сказки)

В те дни, когда аист и ворон были людьми, аист пригласил ворона к себе в гости.

Собака и кенгуру

(Австралийские сказки)

Когда кенгуру и собака были людьми, повстречались они как-то на лесной тропе.
О том, как змея стала ядовитой

(Австралийские сказки)

Это случилось в те времена, когда многие звери были еще людьми.

Жил на земле страшный, ядовитый ящер, и звали его Мунгоон-Гали.
Почему лягушки в озёрах и болотах живут

(Корейские сказки)

Когда-то давно лягушки в горах жили, а на озеро ходили купаться. Потом они в озёра да болота переселились. Хотите знать, почему? Вот я расскажу вам одну историю, что от деда своего слышал, а вы судите, правильно лягушки сделали или нет.

Ворон и кит

(Корякские сказки)

Жила когда-то в тундре красивая девушка — дочь ворона. Женихи давали отцу за дочь большие стада оленей или готовы были сами идти в пастухи на три года.

Почему петух поёт на заре

(Монгольские сказки)

В старые времена у петуха был такой роскошный хвост, что человек всякий раз останавливался, чтобы полюбоваться им.
Происхождение растения пирипириока

(Бразильские сказки)

Рассказывают, что давным-давно, когда не было еще в мире зла, а животные умели разговаривать, появился среди них юноша. Земля уже была населена людьми, так что животные решили, что он пришел от людей.

Как маленькая рыбка обманула жадного богача

(Вьетнамские сказки)

В давние времена все звери, птицы и рыбы умели говорить и жили в мире и согласии друг с другом.

Ребёнок из теста

(Турецкие сказки)

В те дни, когда верблюды вести разносили, блохи цирюльниками служили, а я хоть и был мал, колыбель своей матери качал, в одном царстве жили муж и жена.
Рябой петушок и Бейоглу

(Турецкие сказки)

Давным-давно, когда верблюд был зазывалой, а блоха - брадобреем, так давно, что и не вспомнить, в решете ли, во соломе, когда я дядюшкину люльку - скрип-скрип! - качала, тут и сказочке начало.
Ворон и нерпа

(Чукотские сказки)

Жил старый шаман-ворон на Чукотке, была у него старая глупая жена — чайка.

Приложение 2.

Задание для 1 группы

Задание для 2 группы



Задание для 3 группы


Похожие:

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказки народов мира. Бродячие сюжеты» iconУрок литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки К. И. Чуковского»
Место выполнения работы: гбоу сош пос. Коммунарский Самарской области Красноярского района
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказки народов мира. Бродячие сюжеты» iconУроке литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки Г. Х. Андерсена»
Автор: И. Н. Жуганина, учитель начальных классов гбоу сош №86 имени М. Е. Катукова
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказки народов мира. Бродячие сюжеты» iconУрок литературного чтения в 3-м классе (1-4) по теме: "Узбекская...
Выполнив задание, вы узнаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказки народов мира. Бродячие сюжеты» iconУрок литературного чтения во 2 специальном-коррекционном классе по теме VII вида
Аверьянова Елена Юрьевна, учитель начальных классов мбоу сош №8 имени Н. В. Пономарёвой г. Ульяновска
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказки народов мира. Бродячие сюжеты» iconУрок литературного чтения в 1 классе по теме Ш. Перро «Красная Шапочка»
...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказки народов мира. Бродячие сюжеты» iconУрок литературного чтения в 3 классе по теме: «Лирическое стихотворение...
Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…»; воспитать внимательное, чуткое отношение к природе, наблюдательность, чувство прекрасного;...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказки народов мира. Бродячие сюжеты» iconУрок литературного чтения "Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша»" Цели урока
Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы отправимся в страну, надеюсь любимую вами, Литературию
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказки народов мира. Бродячие сюжеты» iconУчитель: околелова ольга ивановна категория
Адресация: уроки литературного чтения; интегрированные уроки литературного чтения и русского языка;уроки литературного чтения и изобразительного...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказки народов мира. Бродячие сюжеты» iconУрок литературного чтения Тема: Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки
Развивать целостное восприятие художественных образов, созданных средствами разных видов искусства
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказки народов мира. Бродячие сюжеты» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Название работы: урок литературного чтения в 1 классе, «Буквы З, з обозначающие согласные звуки [з], [з']» (урок-путешествие)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница