Скачать 97.39 Kb.
|
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование Название работы: Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказки народов мира. Бродячие сюжеты» Автор: Цибуля Екатерина Вячеславовна, учитель начальных классов Место выполнения работы: МБОУ - лицей № 22 г. Орла Цели урока: 1)формировать у школьников представление о бродячем сюжете, обсудить с детьми несколько популярных в мире сюжетов; 2)актуализировать знания, полученные во 2 классе, и применить только что полученные знания на материале сравнительного анализа нескольких сказок народов мира: венгерской сказки «Два жадных медвежонка», корейской сказки «Как барсук и куница судились», индийской сказки «О собаке, кошке и обезьяне» ^ -в ходе сравнительного анализа первых трех сказок дети должны прийти к выводу: в бродячей сказочной истории похожи события, герои похожи по характеру, более того, есть сходство в построении сказок; -выяснить причину этого сходства: сюжеты путешествуют по разным странам, их распространяют путешественники; -показать детям на карте мира, где находятся Венгрия, Корея и Индия, чтобы они представили путь сказки- путешественницы; Оборудование: Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник. Чуракова Н.А. Русский язык. 3класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник. политическая карта мира, магниты, детские работы (с домашним заданием), маски, иллюстрации к сказкам, фотографии барсука и куницы, выставка книг. ^ 1. Оргмомент - К нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их. Улыбнитесь нашим гостям и друг другу. Настройтесь на рабочий лад. 2. Повторение пройденного материала. - Давайте напомним нашим гостям, какой раздел мы сейчас изучаем? (Постигаем секреты сравнения). - С какими видами сказок о животных мы уже знакомы? (Мы познакомились с самыми древними сказками) - Какие секреты рассказали нам эти сказки? (Они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле – природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой) 3. Проверка домашнего задания. -Какое домашнее задание вы получили? (Сходить в библиотеку и взять сборники сказок народов мира, найти сказки о животных и выписать их начало) - Какие источники информации пришли вам на помощь, кроме библиотеки? (Интернет, домашняя библиотека, соседи, рассказы родителей) -Давайте заслушаем некоторых учеников. 4-5 человек читают свои записи (Приложение 1) 4. Постановка целей и задач урока ![]() - Продолжим постигать секреты сказок. -Кто мне напомнит, на какой странице мы остановились на прошлом уроке? (Стр. 72-73) -Чтобы выполнить следующее задание, мы должны разделиться на пары. -Прочитайте задание. Задание из учебника: 1. «Хитрый шакал» индийская сказка); 2. «Откуда взялись звери, птицы и рыбы» (австралийская сказка); 3. «Как хитрый шакал обманул лесных зверей» (суданская сказка); 4. «Почему у попугая клюв кривой» (африканская сказка); 5. «Отчего у гиены задние ноги короткие» (африканская сказка); 6. «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда» (африканская сказка); 7. «Как появился огонь» (австралийская сказка); 8. «Откуда взялась ночь» (сказка индейцев Южной Америки) - ![]() Работа в парах. Проверка или взаимопроверка. Ответы детей: Самые древние сказки № 2, 4, 5, 7, 8. Они объясняют всё самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда всё в мире происходит. - Прочитайте название сказок, которые остались не выбранными. («Хитрый шакал», «Как хитрый шакал обманул лесных зверей», «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда») - Что общего мы видим в их названии? (Обман, хитрость, лесть) - Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним видом сказок и узнаем новые секреты. 5. Объяснение нового материала. - А как называются эти сказки, вам расскажет Михаил Потапович (герой учебника) - Найдите на странице учебника его объяснение и прочитайте про себя. Зачитывает вслух 1 ученик: «В древности люди постепенно научились хитростью побеждать сильных диких зверей. Поэтому сказочные истории, которые появились в более поздний период, учат ценить не только силу, сколько ум и хитрость. -Как называются эти сказки? (Просто древние сказки) - В чем их особенность? (В них одно животное побеждает других, прибегнув к обману и хитрости) Вопрос учебника: А ты читал(а) такие сказки о животных, в которых одно животное побеждает других, прибегнув к обману и хитрости? 6 Знакомство с венгерской народной сказкой «Два жадных медвежонка» -Какие словари нам помогут в работе с этой сказкой? (Толковый словарь и словарь устойчивых выражений) ![]() -Объяснение непонятных слов. Толковый словарь: Чащоба-чаща леса, густой непроходимый лес, заросль. Плутовка – хитрая, ловкая обманщица, мошенница. Словарь устойчивых выражений: Посмотреть с укоризной - упрёк, порицание. Чтение по цепочке сказки «Два жадных медвежонка» 7. Работа над содержанием сказки. Вопросы из учебника: -В этой сказке есть хоть один герой, поведение которого вызывает одобрение? (Нет, все герои совершили плохие поступки. Медвежата – жадничали, а лиса – обманывала) -Кого же осуждает сказка: лису или медвежат? -Докажите строчкой из сказки. («Вот так бывает с теми, кто жадничает») -К какому виду сказок относится эта сказка? Докажите 8. Работа с текстом корейской сказки « Как барсук и куница судились» - ![]() - Ребята, а вы знаете, как выглядит куница и барсук? Кто видел этих животных в зоопарке? Давайте найдем их фотографии в иллюстрированном словарике (Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3класс: Хрестоматия) - А теперь давайте посмотрим сказку, которую подготовила группа учащихся нашего класса. Группа детей показывает маленький спектакль по сказке «Как барсук и куница судились» ![]() - Вы можете предположить, что было дальше? Догадываешься, чем сказка закончится? - Давайте посмотрим продолжение этой сказки. - Твои предположения подтвердились? -Эта история похожа на предыдущую? -Если вы угадали, поднимите руки вверх А какая черта характера осуждается в сказке: жадность или хитрость? -Прочитайте вывод в учебнике. Вывод: «Видно, правду говорят: жадные и неуступчивые всегда в убытке бывают» 9. Чтение индийской сказки « О собаке, кошке и обезьяне» -Познакомьтесь с еще одной сказочной историей. Чтение про себя начала сказки. -Предположи, что дальше будет делать обезьяна? -Чем закончится эта история? (Обезьяна перехитрит кошку и собаку) -Откуда ты это знаешь? -Сюжеты, каких сказок он вам напоминает? 10. Работа с политической картой мира. - Вспомните, какие народы придумали эти сказочные сюжеты. -Найдите на карте расположение этих стран. ![]() Ребята находят на карте страны, откуда родом сказки, которые мы прочитали на уроке, и ставят разноцветные магниты с флажками (Венгрия, Корея, Индия) -Чем похожи эти три сказки? Ведь герои в них разные, и еда, которую они делят, тоже разная! Сравни сказки: похожи ли события? Похожи ли герои по характеру? Похоже ли построение сказки? (В этих сказках похожи события, герои схожи по характеру и одинаковое построение сказок) -Кто помог этим сюжетам добраться до разных стран и материков? (Моряки, путешественники) - Прочитайте объяснение понятия «бродячий сюжет» «Если в сказках разных народов рассказываются слишком похожие сюжеты, если у героев похожи характеры и к тому же сказки одинаково построены, значит, это БРОДЯЧИЕ сказочные истории» ![]() 11. Работа в группах - Определить, к какой русской народной сказке относится этот «бродячий сюжет» ( Приложение 2) 1 группа- «Теремок» 2 группа- «Заюшкина избушка» 3 группа –«Семеро козлят» 12. Подведение итогов -Какие секреты вам поведали сказки на уроке? -О чем сможете рассказать одноклассникам, которые из-за болезни не смогли присутствовать на нашем уроке? 13. Домашнее задание -Придумать свою бродячую сказку, используя сюжет известных русских народных сказок. 14. Рефлексия - Если вам понравилось на уроке, то подарите друг другу аплодисменты. Спасибо за прекрасную работу на уроке. ![]() Приложение 1 Красные и черные летающие лисицы ( Австралийская сказка) Бука, красные летающие лисицы, были когда-то людьми. Они умели прикреплять смолой «нос» к копьеметалке и, расколов на части раковину-черпак, приклеивать осколки пчелиным воском. Золотая птичка и дух дерева ( китайская сказка) Рос в старину в неведомом краю лес, густой, дремучий. Уж и не знаю, сколько дней, сколько ночей надобно идти, чтоб от конца до конца пройти. Каких только деревьев в том лесу нет! Сосны да кипарисы все четыре времени года зелены стоят. Дикие орехи да утуны весной цветами убираются, клены и дубы осенью красными листьями укрываются, боярышник и груши плоды дарят. Хэй! Всех и не перечтешь! Трех ночей, трех дней не хватит. Росла в том лесу акация старая-престарая. Ветки на макушке кривые, изогнутые, не то ветки, не то дракон, в стволе дупло - целый дом. Жил в том дупле дух дерева. Мудрый был, все знал. Первая охота (Африканские сказки) Давным-давно, когда еще не было людей на земле, все птицы и звери умели говорить. Даже деревья разговаривали между собой. Хамелеон и древесная ящерица (Африканские сказки) Давным-давно, когда звери умели говорить, Нонгвена-хамелеон смастерил улей, чтобы круглый год лакомиться медом. Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда (Африканские сказки) Произошло это давным-давно, в то старое доброе время, когда звери еще разговаривали. Жил-был маленький хитрый мангуст, и была у него большая красивая охотничья собака. Аист и ворон (Австралийские сказки) В те дни, когда аист и ворон были людьми, аист пригласил ворона к себе в гости. Собака и кенгуру (Австралийские сказки) Когда кенгуру и собака были людьми, повстречались они как-то на лесной тропе. О том, как змея стала ядовитой (Австралийские сказки) Это случилось в те времена, когда многие звери были еще людьми. Жил на земле страшный, ядовитый ящер, и звали его Мунгоон-Гали. Почему лягушки в озёрах и болотах живут (Корейские сказки) Когда-то давно лягушки в горах жили, а на озеро ходили купаться. Потом они в озёра да болота переселились. Хотите знать, почему? Вот я расскажу вам одну историю, что от деда своего слышал, а вы судите, правильно лягушки сделали или нет. Ворон и кит (Корякские сказки) Жила когда-то в тундре красивая девушка — дочь ворона. Женихи давали отцу за дочь большие стада оленей или готовы были сами идти в пастухи на три года. Почему петух поёт на заре (Монгольские сказки) В старые времена у петуха был такой роскошный хвост, что человек всякий раз останавливался, чтобы полюбоваться им. Происхождение растения пирипириока (Бразильские сказки) Рассказывают, что давным-давно, когда не было еще в мире зла, а животные умели разговаривать, появился среди них юноша. Земля уже была населена людьми, так что животные решили, что он пришел от людей. Как маленькая рыбка обманула жадного богача (Вьетнамские сказки) В давние времена все звери, птицы и рыбы умели говорить и жили в мире и согласии друг с другом. Ребёнок из теста (Турецкие сказки) В те дни, когда верблюды вести разносили, блохи цирюльниками служили, а я хоть и был мал, колыбель своей матери качал, в одном царстве жили муж и жена. Рябой петушок и Бейоглу (Турецкие сказки) Давным-давно, когда верблюд был зазывалой, а блоха - брадобреем, так давно, что и не вспомнить, в решете ли, во соломе, когда я дядюшкину люльку - скрип-скрип! - качала, тут и сказочке начало. Ворон и нерпа (Чукотские сказки) Жил старый шаман-ворон на Чукотке, была у него старая глупая жена — чайка. Приложение 2. З ![]() Задание для 2 группы ![]() Задание для 3 группы ![]() |
![]() | Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки К. И. Чуковского» Место выполнения работы: гбоу сош пос. Коммунарский Самарской области Красноярского района | ![]() | Уроке литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки Г. Х. Андерсена» Автор: И. Н. Жуганина, учитель начальных классов гбоу сош №86 имени М. Е. Катукова |
![]() | Урок литературного чтения в 3-м классе (1-4) по теме: "Узбекская... Выполнив задание, вы узнаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся | ![]() | Урок литературного чтения во 2 специальном-коррекционном классе по теме VII вида Аверьянова Елена Юрьевна, учитель начальных классов мбоу сош №8 имени Н. В. Пономарёвой г. Ульяновска |
![]() | Урок литературного чтения в 1 классе по теме Ш. Перро «Красная Шапочка» ... | ![]() | Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Лирическое стихотворение... Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…»; воспитать внимательное, чуткое отношение к природе, наблюдательность, чувство прекрасного;... |
![]() | Урок литературного чтения "Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша»" Цели урока Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы отправимся в страну, надеюсь любимую вами, Литературию | ![]() | Учитель: околелова ольга ивановна категория Адресация: уроки литературного чтения; интегрированные уроки литературного чтения и русского языка;уроки литературного чтения и изобразительного... |
![]() | Урок литературного чтения Тема: Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки Развивать целостное восприятие художественных образов, созданных средствами разных видов искусства | ![]() | Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14... Название работы: урок литературного чтения в 1 классе, «Буквы З, з обозначающие согласные звуки [з], [з']» (урок-путешествие) |