"О, любовь, ты светла и крылата …" (В. В. Набоков) Цели




Скачать 144.79 Kb.
Название"О, любовь, ты светла и крылата …" (В. В. Набоков) Цели
Дата публикации07.10.2014
Размер144.79 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Литература > Документы


Учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей № 1

г. Сургут

Ковальчук Фаина Алексеевна

г. Сургут – 15

пр. Ленина – 61/1, кв.24

тел. 8-904-472-12-37

kovalchukfa@mail.ru

Литературно-музыкальная гостиная

"О, любовь, ты светла и крылата …" (В.В.Набоков)

Цели:

  • формировать эстетику чувств.

Задачи.

Образовательные:

  • развивать умение выразительного чтения прозаического и лирического текстов;

  • совершенствовать навыки устной речи.

Развивающие:

  • развивать речевую культуру учащихся;

  • расширять представления обучающихся о любовной лирике.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство эстетического наслаждения при встрече с произведениями искусства.

Оборудование:

  • кадры из кинофильма «Война и мир»;

  • диск CD-R с записью музыки;

  • сборники стихотворений А.С.Пушкина, А. Ахматовой, М.Цветаевой

Звучит «Полонез». Открываются двери, в зал под звуки музыки входят пары

1 ведущий: (из японской народной поэзии)

Пусть велика земля, но даже и она 
Имеет свой предел,
Но в мире этом есть одно,
Чему конца не будет никогда,
И это бесконечное – любовь!

2 ведущий:

В любви, как и в истории жизни на земле, постоянно появляется нечто новое. Именно в любви открывается великое “ты”, бесконечная ценность человеческой личности, радость растворения в другом человеке. Она открывает в человеке силы - жить, творить, совершать подвиги.

f:\к конкурсу\литературная гостиная\img_1364.jpg

1 ведущий:

Во имя любви, во имя самой жизни человек отдаёт всего себя, жертвуя собой ради другого.

«Подвиг нашего поэта Пушкина в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину», - В.Г.Белинский.

^ Автор (читает ученик) о Татьяне:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Погибнешь. Милая; но прежде

Ты в ослепительной надежде

Блаженство темное зовешь,

Ты негу жизни узнаешь,

Ты пьешь волшебный яд желаний,

Тебя преследуют мечты:

Везде воображаешь ты

Приюты счастливых свиданий;

Везде, везде перед тобой

Твой искуситель роковой.

«Я влюблена», - шептала снова

Старушке с горестью она…

И сердцем далеко носилась

Татьяна, смотря на луну…

Вдруг мысль в уме ее родилась…

И все Евгений на уме,

И в необдуманном письме

Любовь невинной девы дышит.

Письмо готово, сложено …

Татьяна! Для кого ж оно?

Письмо Татьяны предо мною;

Его я Свято берегу,

Читаю с тайною тоскою

И начитаться не могу.

Кто ей внушал и эту нежность,

И слов любезную небрежность?

Кто ей внушал умильный взор,

Безумный сердца разговор,

И увлекательный и вредный?

Я не могу понять.

«Письмо Татьяны» читает ученица (глава 3, часть 31)

c:\users\1\desktop\к конкурсу\литературная гостиная\img_1385.jpg

^ Автор (ученик):

Но получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет и вид унылый;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.

Быть может, чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;

Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной…

«Письмо Онегина» читает ученик (глава 4, часть 13)

2 ведущий:

Жизнь ничего просто так не даёт, любовь – тоже. Чтобы увидеть свет, нужно знать, что такое тьма. Чтобы почувствовать любовь, нужно испытать боль разлуки, безответности, потери. И всё же, мы становимся богаче, отдавая себя.

^ Первый бал Наташи Ростовой (на экране фрагменты первого бала Наташи Ростовой из кинофильма «Война и мир». Ученица на фоне фильма читает отрывок первого бала Наташи Ростовой из романа «Война и мир»)

^ Накануне нового 1810 года, был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.

На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах; дамы в атласе и горностаях осторожно проходили по сукну подъезда.

^ Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра, и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности.

 Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.

В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах - музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.

Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий - оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее.

^ Пьер шел через толпу, очевидно отыскивая кого-то.

Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, и знала, что Пьер их отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.

Но, не дойдя до них, Безухов остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире. Наташа тотчас же узнала: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.

 Всё расступилось, и государь, вышел из дверей гостиной. Больше половины дам имели кавалеров. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, - у ней была одна мысль: "неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!" - думала она. - "Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мною".

Князь Андрей в своем полковничьем, белом мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круг. Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть приглашенными.

^ Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.

- Вы всегда танцуете. Тут есть моя protégée, Ростова молодая, пригласите ее, - сказал он.

- Где? - спросил Болконский.

Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне в Отрадном и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.

^ Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.

"Давно я ждала тебя", как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей проявившейся из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея.

Вальс

c:\users\1\desktop\к конкурсу\литературная гостиная\img_1337.jpg

^ Стих. на французском языке «Моя знакомая мечта» (читают преподаватель французского языка и ученица)

1 ведущий:

Александр Иванович Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета». Плакал скупыми и облегчающими слезами. Он говорил, что ничего более целомудренного еще не писал. Любовь в рассказе как нежданный подарок, поэтический и озаряющий жизнь – среди трезвой реальности и устоявшегося быта.

2 ведущий: 

 Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано: «Сильна, как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а радость. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать финальную сцену рассказа с его изумительно найденным рефреном: «Да святится имя твое!»

 

^ Звучит музыка Бетховена (D-dur №2,ор.2) (на фоне музыки ученик читает письмо Желткова из рассказа «Гранатовый браслет»)

Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как

громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в

жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем

счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь

чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если

можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и

ничто Вам обо мне не напомнит.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я

проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою

богу было угодно за что-то меня вознаградить.

^ Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая

Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое".

Восемь лет тому назад я увидел Вас в ложе, и тогда же в первую

секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего

на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни

человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся

красота земли...

Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно

сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено

Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом. 

^ Через десять минут я уеду.

Кончено. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы

обо мне вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то... я знаю, что Вы очень

музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, - так вот,

если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur,

N 2, op. 2.

Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то,

что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением,

единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не

тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.

Г.С.Ж..

2 ведущий:

Посмотрите вокруг себя… Так необычно все, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.

1 ведущий:

Я произношу слова: «Серебряный век». И повторяю: «Серебряный век – блеск, яркость, утонченность, капель, свечение, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста…».

2 ведущий: 

Чувство любви воспринимается С.Есениным как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке.

 ^ Стих. С.А.Есенина «Заметался пожар голубой…»

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое, не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

^ Стих. «Шаганэ, ты моя Шаганэ…»

Танец «Восточный»

2 ведущий:

 В стихах С.Есенина ясно ощутима грустная нота. Она неотступно звенит в каждом, даже самом радостном стихе. Это чувство связано с раздумьями о жизни, о пережитом.

^ Песня «Ромашки»

1 ведущий: 

Лирика Ахматовой почти исключительно лирика любви. Сочетание нежности, которая могла показаться беззащитной, с твердостью характера, шепота любви и языка страсти, интонацией отчаяния и веры, молитв и проклятий – все это отозвалось в ее стихах.

 

^ Стих. А.Ахматовой «Песня последней встречи»

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела 
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три! 
Между кленов шепот осенний
Попросил: “Со мною умри!

Я обманут моей унылой 
Переменчивой, злой судьбой”.
Я ответила: “Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой...”

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

^ Романс на слова М.Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа»

2 ведущий: 

Это романс на слова другой поэтессы, такой же огромной лирической силы – Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви в ХХ веке.

Учитель: 

Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Максимилиана Волошина. Удивительное время, проведенное с Максом, морские прогулки, творческие вдохновения, часы одиночества стали для Марины самыми счастливыми моментами жизни. Здесь решилась Маринина судьба.

Это произошло в самом начале мая. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь.

^ Лист «Грезы любви»

Стих. М.Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел…»

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"

И слезы ей - вода, и кровь -
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха - Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?"

Вчера еще - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала - копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою - немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
"Мой милый, что тебе я сделала?"

Спрошу я стул, спрошу кровать:
"За что, за что терплю и бедствую?"
"Отцеловал - колесовать:
Другую целовать",- ответствуют.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил - в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?

Всё ведаю - не прекословь!
Вновь зрячая - уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

Самo - что дерево трясти! -
В срок яблоко спадает спелое...
- За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!

 

^ Романс на слова М.Цветаевой «Мне нравится…»

1 ведущий: 

В феврале 1942 года, когда гитлеровцы отступали от Москвы, газета «Правда» напечатала стихотворение Константина Симонова. Оно совершило переворот в сердцах советских людей, особенно фронтовиков, которые посылали его в виде писем своим женам, невестам, веря и надеясь, что их будут ждать.

^ Стих. К.Симонова «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, — 
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

^ Заслуженный коллектив народного творчества - ансамбль танца «Калинка» и образцовый коллектив - ансамбль танца «Сувенир». Танец «Солдат»

2 ведущий: 

Любовь приходит к нам внезапно, вспыхивает и поражает, как молния. Она смешивает в нашей крови страсть, нежность, ревность. И мы – уже не мы, а… Любовь. И ничто не может остановить Любовь – ни время, ни расстояние, ни смерть.

^ Песня «Нежность»

Стих. Р.Рождественского «Я в глазах твоих утону, можно?»

Стих. Р.Казаковой «Приснись мне…»

Песня «Любовь настала»

Стих.  собственного сочинения «Сокровенное» ученицы 10 класса

^ Стих.  А. Дементьева «Баллада о любви»

— Я жить без тебя не могу,

Я с первого дня это понял...

Как будто на полном скаку

Коня вдруг над пропастью поднял.

— И я без тебя не могу.

Я столько ждала! И устала.

Как будто на белом снегу

Гроза мою душу застала.

Сошлись, разминулись пути,

Но он ей звонил отовсюду.

И тихо просил: «Не грусти...»

И тихое слышалось: «Буду...»

Однажды на полном скаку

С коня он свалился на съемках...

— Я жить без тебя не могу,—

Она ему шепчет в потемках.

Он бредил... Но сила любви

Вновь к жизни его возвращала.

И смерть уступила: «Живи!»

И все начиналось сначала.

— Я жить без тебя не могу...—

Он ей улыбался устало,

— А помнишь на белом снегу

Гроза тебя как-то застала?

Прилипли снежинки к виску.

И капли росы на ресницах...

Я жить без тебя не смогу,

И значит, ничто не случится.

Танец «Полонез»

c:\users\teacher\desktop\ковальчук ф.а\img_7239.jpg

f:\к конкурсу\литературная гостиная\img_1779.jpg

Похожие:

\"О, любовь, ты светла и крылата …\" (В. В. Набоков) Цели iconКонспект урока по литературному чтению Тема : Владимир Набоков «Обида»
Тема: Владимир Набоков «Обида». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Эмили Шанкс «Наём гувернантки»
\"О, любовь, ты светла и крылата …\" (В. В. Набоков) Цели iconВладимир Набоков Сестрицы Вейн Со дна коробки 8 Владимир Набоков сестрицы вейн 1
Я так бы никогда и не узнал о смерти Синтии, не столкнись я в тот вечер с З., с которым уже года четыре как потерял всякую связь;...
\"О, любовь, ты светла и крылата …\" (В. В. Набоков) Цели iconУрок по данной теме Тип урока комбинированный. Тема: «В. Набоков...
Тема: «В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…»». (Заучивание стихотворения наизусть)
\"О, любовь, ты светла и крылата …\" (В. В. Набоков) Цели iconВладимир Набоков Знаки и символы Со дна коробки 6 Владимир Набоков знаки и символы 1
Исключив ряд предметов, способных обидеть или испугать его (все по части техники, например, было табуировано), родители остановились...
\"О, любовь, ты светла и крылата …\" (В. В. Набоков) Цели iconВладимир Набоков Образчик разговора, 1945 Со дна коробки 5 Владимир...
«Зимнезадов» – на английское, утверждал, что я задерживаю этот, как он выразился, «популярный и ценный труд» больше года. Он ссылался...
\"О, любовь, ты светла и крылата …\" (В. В. Набоков) Цели iconДипломная работа на тему: содержание
Ведь любовь такое чувство, которое надо пережить, а не прочитать. Но тем, кто любил, это будет понятно. Есть много разновидностей...
\"О, любовь, ты светла и крылата …\" (В. В. Набоков) Цели iconЛюбви в литературе всегда была актуальна. Ведь любовь – это самое...
Введение                                                                                           
\"О, любовь, ты светла и крылата …\" (В. В. Набоков) Цели iconСказка для взрослых, которая могла произойти на самом деле рассказ...
Покупаются старые дома, являющиеся архитектурными памятниками, безбожно переделываются фасады, вставляются алюминиевые рамы, выламываются...
\"О, любовь, ты светла и крылата …\" (В. В. Набоков) Цели icon«Дымковская игрушка»
Цели: воспитывать любовь к Отечеству, уважение, восхищение художественным мастерством народных умельцев, обобщать знания о дымковской...
\"О, любовь, ты светла и крылата …\" (В. В. Набоков) Цели icon«Где зимуют птицы?»
Цели деятельности учителя: закрепить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелетными птицами; воспитывать...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница