Лекция о сквернословии. Просмотр видео фильма «Как наше слово отзовётся в сердце другого»




Скачать 96.73 Kb.
НазваниеЛекция о сквернословии. Просмотр видео фильма «Как наше слово отзовётся в сердце другого»
Дата публикации07.10.2014
Размер96.73 Kb.
ТипЛекция
shkolnie.ru > Литература > Лекция
Курдюкова А. Д. учитель биологии БОУ г. Омска «СОШ № 58»
Открытый классный час «Как твоё слово отзовётся в сердце другого»
Цели:

Средствами совместного обсуждения нравственных проблем в общении прививать любовь к родному языку как культурному достоянию нации, развитие языковой культуры, воспитание бережного, вдумчивого отношения к речи, внимательного доброго отношения друг к другу.

Участники:

Классный руководитель, родители, учащиеся третьеклассники.

Форма проведения:

Информационный лекторий, обмен мнениями, выступление детей.

Организация родительского собрания:

- подготовка приглашений для родителей;

- разработка сценария собрания;

- подготовка презентации;

- подготовить выставку словарей, глобус.

План проведения собрания:

1.Лекция о сквернословии.

2.Просмотр видео - фильма «Как наше слово отзовётся в сердце другого»

3.Обмен мнениями.

4.Выступление ребят. Путешествие в страну чистых слов.

5.Просмотр фото и видео « Наша жизнь»

Ход собрания:

  1. Вступительное слово кл. руководителя:

Дорогие ребята! Уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на семейном кл. часе. А поводом для встречи стало очень важное событие: День рождения нашей школы. Тема классного часа « Как наше слово отзовётся в сердце другого» .Хочу начать разговор и встречу с известной притчи.
Жил - был очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда юноша сообщил отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, - шрам останется.

2. Лекция о сквернословии.

Русский язык всегда отличался от других красотой, гибкостью и разнообразием, недаром его называют великим и могучим. Но огромное число русскоговорящих взрослых и детей зачастую вставляют в свою речь матерщину и даже заменяют ею остальные слова. Когда мы признаем это, задумываемся ли об истинных причинах происходящего?

Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано:«Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, грязь и гниль, тление, мертвечина, нравственное растление; все богопротивное».

Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью.

Теперь мат используется для:

  1. повышения эмоциональности речи,

  2. эмоциональной разрядки,

  3. оскорбления, унижения адресата речи,

  4. демонстрации агрессии,

  5. демонстрации отсутствия страха,

  6. демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

  7. демонстрации принадлежности к «своим» и др.


Но как же влияет мат на человека? Этим в последнее время озабочены многие ученые, исследователи.

А) Кандидат биологических наук Петр Петрович Горяев (автор новой науки «волновая генетика») и кандидат технических наук Георгий Георгиевич Тертышный занимаются этой проблемой. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. А они, как известно, влияют на молекулы ДНК. Ученые обнаружили, что когда человек ругается, то его хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. И так постепенно потомству передается программа самоликвидации. Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с облучением много лет проводился на семенах растения. Почти все они погибли, а те, что выжили, стали генетическими уродцами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились.

Проведен был и обратный эксперимент: ученые «благословляли» семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и тогда перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись, убитые семена ожили.

Б) известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Леонид Китаев – Смык утверждает, что злоупотребление матом медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям, особенно у женщин. Косметологи заметили, что те их клиентки, которые не могут жить без мата, больше других страдают от повышенной волосатости конечностей, у них более низкий голос. Дело в том, что мат способствует выработке мужских половых гормонов.

В) уже давно проводятся эксперименты с водой.

Ученые начали проверять, как влияют слова на воду. Проводили разные эксперименты. Об этом мы посмотрим с вами видео фильм.

Таким образом, эксперименты проводились в разных странах и разными людьми, но все показывают одно: зло разрушает структуру воды, а добро улучшает. А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить себе, что происходит с человеком, когда его ругают, матерят. Уже существуют специальные институты, в которых как раз на семена пытаются воздействовать добрыми словами, чтобы повысить урожайность.

Матерные слова – это имена языческих богов, то есть, бесов. И человек, который произносит эти слова, автоматически призывает этих бесов на себя, своих детей и свой род. С матерными словами связано еще одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время, как в России эти заболевания существуют. Интересно и то, что многих заболеваний нет у животных только потому, что они не умеют разговаривать и, тем более, ругаться матом.

Заблуждением является и общепринятое мнение, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено, но и очень долго являлось уголовно наказуемым. Во вре­мена царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича выматерившегося че­ловека подвергали публичной порке.

Если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от сквер­ного слова, он бы никогда не произнес его.

Душа — тонкий и сложный организм. Бог, когда творил Землю, дал человеку дар слова, тем самым, отличив от животных. Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова». Сквернословие - это признак избытка скверны в сердце. Если сердце у человека не очищено, а переполнено горечью, то сквернословие льется из него неудержимым потоком.
Еще известный лексикограф Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

  1. Просмотр видео-фильма.

  2. Обмен мнениями.

- Что запомнилось?

- Что произвело впечатление?

4.Выступление ребят.

^

Путешествие в страну "Чистых слов"


Ведущий:

– Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну “Чистых слов”. Где же нам ее найти? На каком материке? (учащиеся ищут страну на глобусе)

Что же это за страна?

Учащиеся:

– Это страна, где люди говорят красиво, правильно, четко и точно излагают свои мысли.

Ведущий:

– Ребята, я знаю, кто может нам помочь найти страну “Чистых слов”.

Страна эта находится рядом с нами. Стоит только с полки снять книгу, и мы окажемся там. А правит этой страной государь “Толковый словарь”.

(Входит Словарь).

Звучит грамзапись классической музыки.

1 учащийся:

– В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми населена.

2 учащийся:

– Правит ими государь,
По прозванию Словарь!
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к Словарю.

Ведущий:

– Уважаемый Словарь, помогите нам попасть в страну “Чистых слов”.

Словарь:

– Хорошо! В страну “Чистых слов” может попасть любой человек, который любит свой родной язык и выполняет правила.

1 учащийся:

– Любите свой родной язык!

2 учащийся:

– Не засоряйте язык словами-сорняками!

1 учащийся:

– Не засоряйте язык кличками!

2 учащийся:

– Красиво и точно излагайте свои мысли!

Словарь:

– Задумывались ли вы, ребята, над тем, какое значение имеет родной язык в жизни человека? Послушайте, что писал Г. Тукай о родном языке.

1-2 учащийся:

– Родной язык – святой язык,
Отца и матери язык.
Как ты прекрасен!
Целый мир в твоем богатстве я постиг!

Ведущий:

– На нашей планете люди говорят на разных языках. Только в России говорят более чем на 100 языках. Русский язык служит языком межнационального общения народов России. Послушайте стихотворение о русском языке.

3 учащийся:

– На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.

4 учащийся:

– Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн,
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что я на русском говорю
Уж целых 10 лет.

5 учащийся:

– Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч
И грозен для врагов.

Ведущий:

– Многие люди так безжалостно портят наш язык, бездушно искажают, уродуют его словами-сорняками, вульгаризмами, т.е. грубыми просторечными словами, американизмами.

Когда мы употребляем грубые вульгарные, нецензурные слова, тем самым мы выражаем неуважение к другим людям.

Словарь:

– Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из школы, и появляются ненужные слова и даже грубые выражения. Послушайте!

Вася:

– Ну, ты олимпиаду смотрел? Ну им классно всыпали, понимаешь наши, значит; этим самым мировецки вкатили, вмазали шайбу, колоссально, понимаешь!

Витя:

– Ага! Ну, а я фильмец смотрел. Люкс! Понимаешь, так здорово, что не могу... Сначала он так, потом убегает, а потом так... О'кей! Ну, понимаешь, одним словом здорово! О'кей!

Ведущий:

– Ребята, вы что-нибудь поняли из того, что они рассказали? Я ни слова! А вы, уважаемый словарь?

Словарь:

– Русский язык так богат и красив, зачем же говорить на каждом шагу “о'кей!”, если есть прекрасное русское слово “хорошо”.

Ведущий:

– Очень печально, когда в разговоре ребята не находят нужных, красивых, русских слов.

Послушайте стихотворение Агния Барто “Тупица”.

“Мальчишка круглолицый
Хитро прищурил глаз.
– Слыхали, я тупица,
Тупица я у нас!
А если я тупица,
Что в школу торопиться?
Шестьсот гусей на 30
Помножить я не мог.
“Петров, не будь тупицей”, -
Сказал мне педагог.
Все стали веселиться:
“Тупица он, тупица!”
Прилипло, словно пластырь,
Ко мне это словцо!
“Привет, тупица, здравствуй!” –
Мне все кричат в лицо.
Смеются все: тупица!
А матери не спится...
Во двор бы приходила –
Нет, там я не тупой,
Я первый заводила,
И все за мной толпой.
А в школе я – тупица.
Ну что ж, мне утопиться?
Нет, я не унываю,
Я прицеплюсь к трамваю
И еду, напевая.
Тот мямля, тот тупица,
А этот бестолков.
Нельзя ли обходиться,
Друзья, без ярлыков?”

Учащийся:

– А вам, ребята, нравится, когда одноклассники дают вам клички?

– Давайте сделаем наш язык чище, и будем обходиться без прозвищ и кличек!

– Послушайте стихотворение ученицы 5 класса Зименой Яны из г.Железногорска, которое называется “Люблю тебя, русский язык!”.

1 учащийся:

– Люблю тебя, русский язык!
В нем столько добра и силы,
В нем слышится русский ямщик,
В нем слышится голос России.

2 учащийся:

– Люблю тебя, русский язык!
Великое русское слово!
В нем вижу я Пушкина лик,
В нем вижу я лик Толстого.

3 учащийся:

– Люблю тебя, русский язык!
Язык пониманья и мира:
На нем говорят и якут и калмык,
И те, кто живет на Памире.

4 учащийся:

– За то, что красив и могуч,
За то, что как солнце, велик,
За слово, как солнечный луч,

Все:

– Люблю тебя, русский язык!

Учащийся:

– Какие красивые слова!

Красивые, добрые слова делают человека духовно чище, обогащают его внутренний мир.

Поэтому, чем чище и краше будет наша речь, тем добрее будет наше сердце.

А человек с добрым сердцем – это настоящее сокровище.

Так будьте всегда добры!

1 учащийся:

– Как много добрых слов на Голубой планете:
Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!
А грязные слова нам Землю засоряют;
Калечат души нам и счастье разрушают.

2 учащийся:

– И пусть из чистых уст на голубой планете
Прекрасные слова лишь произносят дети!
И голубь мира всем несет благое слово,
Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!

3 учащийся:

– Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи
Все грубые слова и злое просторечье.
А чистые слова бриллиантом засверкают,
Как капельки росы на солнце засияют.
Пусть радуга-дуга, как символ красоты,
Приносит в нашу речь побольше

Все:

– Чистоты!

4 учащийся:

– Чистое слово,
Чистое дело,
Чистое сердце
Радостно, смело
Провозглашаем мы на планете
Чтоб были счастливы люди на свете.

Ведущий: – Уважаемый, Словарь, нам пора прощаться!

Словарь: – Заканчивается наше путешествие по стране “Чистых слов”, но я думаю, что в эту страну вы будете возвращаться вновь и вновь! Пусть ваша речь всегда будет чистой, грамотной и доброй! Идите по жизни только Дорогою добра! (Песня “Дорога Добра”).

Учащиеся: – До свидания, Словарь! До новых встреч! А вы, ребята, не забывайте дорогу в страну “Чистых слов”. 

Песня.

5. Заключительное слово учителя.

6. Просмотр фото и видео «Наша жизнь»

Похожие:

Лекция о сквернословии. Просмотр видео фильма «Как наше слово отзовётся в сердце другого» iconУрок- мастерская «Как наше слово отзовется…»
Вашему вниманию предлагаются четыре сдвоенных урока одной тематической серии «Формирование культуры речи учащихся» (всего восемь...
Лекция о сквернословии. Просмотр видео фильма «Как наше слово отзовётся в сердце другого» iconНовости кино
Предоставление пользователю возможности просмотреть видео-файл в режиме онлайн. Цель сайта – просмотр пользователем фильма, повторное...
Лекция о сквернословии. Просмотр видео фильма «Как наше слово отзовётся в сердце другого» iconКонвертер видео Phillips saa7135
Наличие функции Time Shift вы можете поставить просмотр на паузу, а через несколько минут подойти и продолжить просмотр с того места,...
Лекция о сквернословии. Просмотр видео фильма «Как наше слово отзовётся в сердце другого» icon«Семьи связующая нить»
Методические приемы: аналитическая беседа, работа в группах, просмотр и анализ фрагментов художественного фильма «Старший сын»
Лекция о сквернословии. Просмотр видео фильма «Как наше слово отзовётся в сердце другого» iconСердце середина средство
Сердце центр средоточие. Сердце орган таинственных преобразований всех типов взаимодействия в отклик системы. В каждом сердце Храм...
Лекция о сквернословии. Просмотр видео фильма «Как наше слово отзовётся в сердце другого» iconКраткий вариант бизнес-презентации opp (длительность 80 минут, с переводом 160 минут)
Первая часть: представление Компании ( просмотр фильма на dvd + рассказ, 15 минут)
Лекция о сквернословии. Просмотр видео фильма «Как наше слово отзовётся в сердце другого» iconОрганы управления миникамерой Q5 Запись видео на мини камеру Q5
Запись видео: Миникамера Q5 записывает hd видео 720P со звуком и разрешением 1280 Х 720 пикселей и частотой 30 кадров в секунду....
Лекция о сквернословии. Просмотр видео фильма «Как наше слово отзовётся в сердце другого» iconСпящее сердце… Человечество болеет сердцем…
От рождения тела стучит физическое сердце, и тело живёт лишь постольку, поскольку сердце не перестанет стучать
Лекция о сквернословии. Просмотр видео фильма «Как наше слово отзовётся в сердце другого» iconГод выпуска: 2006 Версия
Новый видео-декодер, "VP6", который вошел в Macromedia Flash 8 обеспечивает не только качественное сжатие видео, но и столь необычные...
Лекция о сквернословии. Просмотр видео фильма «Как наше слово отзовётся в сердце другого» iconКоль любить, так без рассудку… (Любовная лирика А. К. Толстого в романсах П. И. Чайковского)
В. И. Сахарова и С. А. Зинина «Литература 19 века». Урок построен на основе межпредметных связей, включает в себя анализ стихотворений...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница