Книга-учитель




Скачать 198.88 Kb.
НазваниеКнига-учитель
Дата публикации02.10.2014
Размер198.88 Kb.
ТипКнига
shkolnie.ru > Литература > Книга


Х научно-практическая конференция школьников

«Первые шаги – 2012»

Секция: Литература





Автор работы: Николаев Тимофей Константинович
Место выполнения работы: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», 3 класс

г. Тобольск, Тюменская область
Научный руководитель: Леонтьева Надежда Анатольевна, библиотекарь

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»

Тобольск 2012 г.

Содержание
Краткая аннотация…………………………………………………………………...стр.3

Введение………………………………………………………………………………стр.4

Глава 1. Роль книги в жизни человека

1.1. Что такое книга…………………………………………………..……………..стр.5

1.2. Книга в моей семье …………………………………………………….стр.6

Глава 2. Исследование по теме.

Описание результатов исследования

2.1. Изучение мнения современных писателей……………………………….стр.6

2.2. Практические исследования

1. Первое исследование – интервью………………………………………….стр.7

2. Второе исследование – анализ чтения……………………………………..стр.8

3. Результаты анкетирования учащихся начальных классов и их родителей «КНИГА В МОЕЙ ЖИЗНИ…….....................................................................................стр.8

Заключение…………………………………………………….......................стр.14

Список используемой литературы……………………………...................стр.15

Приложения

Приложение 1.Анкета для родителей ………………..……………………стр .16

Приложение 2. Анкета для учащихся ……………………………………..стр.17

Приложение 3. Пословицы о книгах и чтении…………………………..стр. 18

Приложение 4. Афоризмы о книгах и чтении……………………………стр. 19

«Есть ли у книги будущее?»

Николаева Тимофея Константиновича

^ Россия, Тюменская область, г. Тобольск, МАОУ «СОШ №14», 3 класс

«Краткая аннотация»

В данной работе рассмотрены проблемы чтения современных детей, когда книга перестала быть единственным источником знаний. В исследовании приведен анализ взглядов современных писателей на будущее книги.

Практическим результатом исследования является анализ анкетирования учащихся начальных классов и их родителей.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что, несмотря на внедрение в жизнь новых информационных технологий, наши дети в своем большинстве все-таки любят книгу и ценят знания, которые она дает.

Введение

Книга-учитель,

Книга – наставник,

Книга- бесценный

Товарищ и друг.

Ум, как ручей,

Высыхает и старится

Если ты выпустишь

Книгу из рук.

Последнее время часто можно услышать, что современные дети совсем не читают книг. Книга перестала быть единственным источником знаний. Таких источников теперь много. Телевизор, видео, компьютер заменили книгу многим детям, живущим в третьем тысячелетии.
^

Так ли это?

Любят ли читать обучающиеся начальных классов школы № 14? Какие книги они читают? Почему необходимо читать? А какие книги читали наши родители, когда учились в школе?

^

Вместе с библиотекарем Надеждой Анатольевной мы решили задать эти вопросы учащимся начальных классов и их родителям.


Актуальность:

Тему для исследования я выбрал не случайно. Она актуальна, как никогда раньше. Сейчас, когда почти в каждой семье есть компьютер, ребята большую часть свободного времени проводят со своим «электронным другом». А в это время книги пылятся на полках, ожидая нас. Некоторые люди думают, что кино, телевидение, Интернет убьет будущее книги.

^ Объект исследования: учащиеся и родители начальных классов.

Предмет исследования: книги и читательский интерес.

Гипотеза: Несмотря на то, что в настоящее время люди очень часто смотрят телевизор, видео, используют компьютеры, они читают разные книги. Книга живая, она имеет будущее. Книга приносила, и будет приносить пользу человеку и ее значение огромно. Ничто не может заменить её.

^ Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по данной проблеме; изучение материалов сети Интернет; анкетирование;

Цель моей исследовательской работы:

Найти ответ на вопрос: «Какую пользу приносит книга и есть ли у неё будущее?»

Исходя из поставленной цели, мы определили следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной проблеме.

2. Показать влияние чтения на интеллектуальное развитие человека и на его культурный уровень.

3. Исследовать читательские предпочтения учащихся и членов их семей.

4. Сделать подборку цитат, пословиц о книгах и чтении.

План исследования:

  1. Посещение библиотеки с целью поиска ответа на вопрос «Что такое книга?»

  2. Исследование «Книга в моей семье».

  3. Изучение мнения современных писателей.

  4. Взятие интервью у библиотекаря МАОУ «СОШ №14».

  5. Анализ чтения читательских групп в библиотеке филиала №3.

  6. Анкетирование учащихся начальных классов и их родителей.

  7. Анализ анкет.

Глава 1. Роль книги в жизни человека

^ 1.1. Что такое книга

Сначала я решил отыскать ответ на вопрос «А что же такое книга?» И тут на помощь мне пришли мои верные помощники ... книги.
В толковом словаре Сергея Ожегова я нашел описание книги как «произведения печати в виде переплетённых листов с каким-нибудь текстом». Владимир Даль характеризует книгу как «сшитые в один переплёт листы бумаги или пергамента».

С детских лет книга помогает нам узнать и понять окружающий нас мир и самих себя.

В ней увековечены подвиги и наших предков, и наших отцов. А уроки истории, запечатленные в книгах, знакомят нас с прошлым.

Книга - помощник, когда мы учимся, товарищ, когда отдыхаем, часто - советчик, а для того, кто умеет дружить с ней - верный друг. Есть люди, которые этого не забывают. Они платят книге любовью и уважением. Их называют книголюбами. Прекрасное слово! Хорошо заслужить право называться так.

С книгой можно обращаться как с вещью. Её можно взять в руки как вещь. Измерить и взвесить. Купить и продать. Словом, с книгой можно сделать всё, что можно сделать с вещью. Она и есть вещь. Она - предмет, сделанный из материала, обладающий размером и весом. Книга не только текст. Книга – предмет истории культуры, иногда произведение искусства.

Но на самом деле книга - чудо. Она переносит нас в прошлое и в будущее. Книга - единственная машина времени, созданная человеком. Неживая - она живет, немая - она говорит. О разных странах. О разных временах.

Много о книгах мне рассказали «мудрые старцы» - пословицы и поговорки:

  • Книга может рассказать обо всем на свете - о далеких странах, о дальних планетах, о звездах, о великих людях и полководцах, живших много лет назад, о важных исторических событиях, происходивших в далеком прошлом :

Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.

  • Одна книга открывает знания многим людям, в книгах собрана вся мудрость:

Одна книга тысячу людей учит.

Книга мала, а ума придала.

Кто много читает, тот много знает.

С книгой поведешься — ума наберешься.

Не красна книга письмом, а красна умом.

  • Книга как верный друг никогда не даст скучать, всегда придет на помощь. Нужно только взять ее с полки.

Книга - друг человека.

С книгою жить – век не тужить.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Испокон века книга растит человека.

^ 1.2.Книга в моей семье.

Когда я был маленьким, книги мне читали взрослые – мама и дедушка. Чтение мне сказки на ночь было приятной обязанностью, которую мои близкие с большой радостью выполняла каждый день. Русские народные сказки, стихи Агнии Барто, сказки Андерсена, Пушкина, Шарля Пьеро, Киплинга, потешки Чуковского, детские рассказы Носова – без них нельзя представить мое раннее детство.

В нашей семье все очень любят читать, но каждый читает разные книги. Дедушка любит исторические, поэтому знает много интересных фактов из истории. Мама любит кулинарные, поэтому она много и вкусно готовит. Даже младший брат, хотя пока не умеет читать, тоже любит книги.

Ну, а я люблю книги о животных и стихи. Мама любит, когда я ей читаю вслух, а потом мы обсуждаем прочитанную книгу или рассказ.

К сожалению, у нас дома не очень много книг, поэтому я рад, что существуют библиотеки, в которых всегда можно взять новую интересную книгу!

Глава 2. Исследование по теме. Описание результатов исследования.

^ 2.1. Изучение мнения современных писателей.

Я нашёл несколько замечательных высказываний современных писателей о будущем книги. Вот они: Однажды детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили, есть ли у книги будущее. На что она ответила: «С таким же успехом можно спросить, есть ли будущее у хлеба, у розы, у детской песенки, у майского дождя? Лучше спросить, есть ли будущее у человека! Если оно есть у человека, оно есть и у книги. Потому что, если однажды мы научились черпать радость и утешение в книгах, нам без этого не обойтись…».

Константин Паустовский говорил о книге:

«Никакие провалы истории и глухие пространства времен не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях, тысячах и миллионах рукописей и книг».

А вот слова Самуила Яковлевича Маршака:

«Книги, как и люди, не переходят из класса в класс без экзамена. Даже самым знаменитым книгам приходится держать экзамен у каждого нового поколения в каждой стране. И бывает, что книга, мирно и спокойно стоящая на полке, как-то незаметно теряет свою жизненность и остроту … но, к счастью, есть книги, не поддающиеся разоблачающему воздействию времени».

^ 2.2. Практические исследования

Изучив значение книги, я провел ряд исследований.

1. Первое исследование – интервью.

Я взял интервью у библиотекаря школьной библиотеки Леонтьевой Надежды Анатольевны. В своей беседе она отметила: «Наша школьная библиотека очень полезная и популярная среди наших школьников. Они ходят в библиотеку, чтобы читать, смотреть, слушать, искать, спрашивать, обсуждать, изучать, а также отдохнуть и подумать. Школьной библиотека является важным информационным центром. В ней имеется 15353 книг, 5883 учебников, 150 компакт-дисков и видеокассет, Интернет, компьютер, словари, энциклопедии, журналы, газеты. Самые активные читатели- учащиеся начальных классов. Старшеклассники в основном берут дополнительные материалы по предметам, классическую литературу, книги о различных профессиях.

В библиотеке накоплен богатый опыт по поддержке чтения, активно используются как ставшие традиционными, так и новые формы и методы работы. В арсенале проверенных средств - проведение интеллектуальных игр и викторин, литературно-музыкальных композиций, организация выставок книг. В нашем классе уже на протяжении двух лет проводится семейный конкурс «Самая читающая семья». Но, в большей степени, привлечению к чтению, укреплению имиджа библиотеки способствует проведение крупных мероприятий. Для нашей библиотеки одним из главных праздников Книги и Чтения является - Неделя детской и юношеской книги.

2. Второе исследование – анализ чтения. Совместно с заведующей библиотекой филиала №3 городской библиотеки Климовой Людмилой Гавриловной был проведён анализ чтения читательских групп в филиале.

Наконец 2-й четверти этого учебного года в филиал городской библиотеки записалось 16 учащихся 1-х классов, 36 учащихся 2-х классов, 40 учащихся 3-х классов и 32 четвероклассника, что составляет 73% охвата учащихся начальных классов.

Какую литературу предпочитают учащиеся начальных классов?

Первоклассники и второклассники выбираю журналы: «Принцесса», «Губка-боб», «Скуби-ду», «Весёлые гонки», «Коллекция идей», «Классный журнал», «Юный эрудит», «Мир техники для детей» и др.; книги детские с 3д очками. Ребята из вторых классов берут детские книги А. Барто, Заходера, Драгунского, Житкова, русские народные сказки, сказки Пушкина, сказки зарубежных писателей Андерсена, братьев Гримм, Шарля Перро.

Третьеклассники так же берут детские журналы, детские книги Носова, Драгунского, Паустовского, Пришвина, сказки русских и зарубежных писателей, загадки, пословицы, поговорки. Познавательную литературу – энциклопедии: «Узнай мир», «Почемучки», «Я познаю мир», о природе, животных, технике.

Ученики 4 класса уже помимо детских журналов и книг берут для подготовки сообщений литературу познавательного характера: по истории России, исследования архитектурных строений, военная техника, оригами, квилинг, поделки из различных материалов. Так же пользуется спросом литература по русскому народному творчеству.

^ 3. Результаты анкетирования «КНИГА В МОЕЙ ЖИЗНИ»

Чтобы узнать, как семья влияет на отношение ребят к чтению книг, как приобщить ребят к миру книг, поинтересоваться, какие книги любят читать ученики и родители, вместе с библиотекарем мы разработали анкеты.

Сначала на вопросы анкеты ответили 55 родителей обучающихся начальной школы (приложение №1).



Все опрошенные родители хотят, чтобы их дети любили читать.



Родители в большинстве сами не подают пример своим детям, так как в основном читают сами от случая к случаю.



Для 54,5% родителей читать необходимо для общего интеллектуального развития, но есть и такие родители, которые выбрали ответ как способ отвлечь ребёнка от телевизора и компьютера.


В большинстве опрошенных семей имеется домашняя библиотека.



31 из 55 опрошенных родителей делятся с нами впечатлениями о прочитанных книгах.

^ 6 вопрос. Какие художественные книги, прочитанные в детстве, Вы помните до сих пор?

Этот вопрос для меня интересен больше всего. Какими же книгами зачитывались наши родители, когда были детьми?

Книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Витя Малеев в школе и дома», «Фантазеры», сказки А. Пушкина указали 5 участников, «Остров сокровищ» Стивенсона, «Маленький принц» А.Экзюпери», «Денискины рассказы» Драгунского, Алан Милн «Винни Пух и все-все- все», сказки Шарля Перро. Русские народные сказки среди любимых книг наших взрослых встречаются несколько раз. Любимые детские книги наших родителей – это «Волшебник изумрудного города» А.Волкова, «Маугли» Р.Киплинга, «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, сказки братьев Гримм, «Летящие сказки» В. Крапивина, книги Гайдара. И даже, прочитанная в 3-м классе, книга Шолохова «Тихий Дон». К счастью, на этот вопрос ответили все участники анкетирования.



На этот вопрос чуть больше половины родителей ответили, что они не читают детям книги, а на вопрос, «Читали раньше – до какого возраста?» они ответили, что в основном читали детям до школьного возраста и только несколько человек ответило до 8 лет.



25 родителей из 55 дают советы по выбору литературы для чтения своим детям, 12 человек затруднились ответить на этот вопрос.

Затем на вопросы анкеты ответили 45 учащихся 2-4 классов (приложение №2).



Те, кто любит читать и не очень, получилось почти поровну. Три человека не любят читать. Девочки любят читать больше, чем мальчики.



На этот вопрос большинство учащихся ответило, что чтение им даёт ум, знания, лишь 2 человека ответили, что чтение им даёт развитие, эрудицию, улучшает память.

^ 3 вопрос. Твоя любимая книга

Любимые книги наших ребят – «Денискины рассказы» В.Драгунского (5 человек), «Алиса в стране чудес» Л.Кэролла; «Рикки-Тикки-Тави» Киплинга; «Приключения Незнайки», «Живая шляпа» Н.Носова; «Девочка с Земли» К.Булычева; «Желтый туман», «Семь подземных королей», «Волшебник изумрудного города» А.Волкова; «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина; «Как я ловил человечков» Б..Житкова; «Винни Пух и все-все-все» А.Милна; «Конек-горбунок» Н. Ершова; «В стране невыученных уроков» Л. Гераскиной; рассказы о животных. 7 человек ответило, что у них нет любимой книги.



На этот вопрос многие ребята отвечали, что им советуют читать в основном мамы, кому-то бабушки и очень редко папы.



В основном учащиеся 2-4 классов уже владеют навыками работы с компьютером, но в большинстве случаев это для них развлечение – игры.



35,5 % ребят читают книги вместе со своими родителями. Совместное чтение книг приносит радость и детям, и взрослым. Взрослые, читая книги вместе с нами, возвращаются в детство. А для детей чтение становится любимым и нескучным занятием.

В конце анкетирования родители и дети ответили на один и тот же вопрос:

^ Какую роль сыграли родители в формировании Вашего отношения к чтению книг?



75% опрошенных ребят и 72% взрослых (в том числе все взрослые, считающие себя читающими людьми) ответили, что родители привили им любовь к чтению книг. Этот результат доказывает, что семья воспитывает в нас любовь к чтению.

Выводы

В своей работе я постарался ответить на поставленные вопросы и сделал следующие выводы:

1. В результате исследования гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.

2. Значение книги неоспоримо. Книга не только учебник, с помощью которого овладевают знаниями, но и учебник жизни, который никогда не заменит телевизор, компьютер. Медики утверждают, что для нормального функционирования человеческого мозга каждый человек должен прочитывать 20 – 25 страниц художественного текста каждый день.

3. Наши родственники читают разные книги для знаний и для удовольствия. Большинство из них заставляют своих детей читать регулярно, потому что они знают, как это важно и полезно. Многие из них имеют большие домашние библиотеки, где есть книги любимых авторов, словари, справочники и тому подобное.

4. Привить и сохранить любовь к книге – дело взрослых. Я очень люблю читать и полюбить книги помогли мне родители.

Заключение

Наше исследование показало, что книга имеет свое будущее, потому что чтение это идеальное средство обучения, расширения кругозора, развития мышления, а также способ проведения досуга. Несмотря на то, что в настоящее время люди очень часто смотрят телевизор, видео, используют компьютеры, они читают разные книги. Книга живая, она имеет будущее. Книга приносила, и будет приносить пользу человеку и ее значение огромно. Ничто не может заменить её.

На вопрос «есть ли у книги будущее?» я уверенно отвечу – есть. Но каким будет это будущее – это уже другой вопрос. Умные люди всегда будут читать, чтобы оставаться таковыми, и передавать свои знания, свою культуру потомкам. Скорее всего, в будущем будут преобладать электронные книги – их легче хранить, они не порвутся и не заплесневеют от времени. От формата текста не изменится его содержание и оттого, что сказки Пушкина не в бумажном виде, а на диске, они не перестанут быть литературой.

Список литературы:

  1. Даль В.И. Пословицы русского народа. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.

  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1997.

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1988.

  4. Мудрое слово: русские пословицы и поговорки /составил А.А.Разумов.- М.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1958.

  5. http://www.litra.ru Роль книги в жизни человека.


Приложение №1

Анкета для родителей.

1. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок любил читать?

да нет (почему?) все равно

2. Как часто Вы читаете?

ежедневно часто иногда не читаю совсем

4. Почему необходимо читать?

- для общего интеллектуального развития, получения информации;

- для формирования конкретных умений и навыков;

- для воспитания и формирования личности, познания и понимания мира, эмоционального развития;

- чтение как одна из форм проведения досуга;

- для получения удовольствия;

- как способ отвлечь ребенка от телевизора, компьютера.

4. Есть ли у Вас домашняя библиотека?_______

5. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное?

6. Какие художественные книги, прочитанные в детстве, Вы помните до сих пор?

7. Читаете ли Вы книги Вашему ребенку?_____ (читали раньше – до какого возраста?)________

8. Даете ли советы по выбору литературы для чтения своему ребёнку?

Какую роль сыграли родители в формировании Вашего отношения к чтению книг?

Благодарим за сотрудничество!

Приложение №2

Анкета для учащихся

Класс_______________

1.    Любишь ли ты читать?
  - да
  - нет
  - не очень
2.     Что дает тебе чтение?
3.    Есть ли у тебя любимая книга?
4.    Чьими советами пользуешься?
5.   Владеешь ли ты компьютером?
6.   Читают ли в вашей семье вместе с взрослыми вслух книги, журналы?
Какую роль сыграли родители в формировании Вашего отношения к чтению книг?

Благодарим за сотрудничество!

Приложение №3

^ ПОСЛОВИЦЫ О КНИГЕ



● Пословицы кратки, а ума в них целые книги.

● Хлеб питает тело, а книга питает разум.

● ^ Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

● Ум без книги, как птица без крыльев.

● Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги.

● Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

● ^ Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.

● Книга не пряник, а к себе манит.

● Книга в суме – в пути тягость, книга в уме - в пути облегчение.

● Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

● ^ Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

● Сказанное слово – было, да нет, а написанное живёт век.

● Неграмотный – как слепой, а книга глаза открывает.

● Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

● ^ Велико ли перо, а большие книги пишет.

● Испокон века книги растит человека.

● Книга поможет в труде, выручит в беде.

● Кто много читает, тот много знает.

● ^ С книгой поведешься – ума наберешься.

● Книга – зеркало жизни.

● Книга для ума – что теплый дождик для всходов.

● Кто много читает, тот много знает.

Приложение №4

^ АФОРИЗМЫ О КНИГЕ



● Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.
(А. Декурсель)
● Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу будущего.


(М. Горький)
● Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло,— все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг.


(Т. Карлейль)

Величайшее из чудес, созданных человеком,— книга воплощает в себе все знания о жизни мира, всю историю роста мирового разума, весь исторический труд и опыт народов земли,— книга самое мощное орудие дальнейшего развития духовных сил человечества.

(М. Горький )

Книга — сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далеких и темных дорогах жизни.

(А. М. Упит)
● Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он поглощает.
(Э. Лабуле)
● Книга так захватила его, что он захватил книгу.


(Эмиль Кроткий.)

● Книги – дети разума.

(Джонатан Свифт.)

● Книга – учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости.

(А. Навои)

Рецензия

на исследовательскую работу по теме

«Есть ли у книги будущее?»

обучающегося 3 «А» класса МАОУ «СОШ №14»

Николаева Тимофея Константиновича
Актуальность исследовательской работы, представленной для рецензирования, не вызывает сомнения и обусловлена необходимостью привлечь внимание к проблеме чтения.

Обучающийся сформулировал проблему, проанализировал ее причины, исходя из данной проблемы сформулировал цель. Обозначенные задачи соответствуют поставленной цели.

Данная работа соответствует требованиям, предъявляемым к написанию исследовательской работы. В ней присутствует краткое введение в проблему исследования, рассматривается ее актуальность. Сформулирована цель и задачи исследования, определены объект, предмет и методы исследования.

С целью выявления значимости книги для человека автором проведен опрос среди учащихся начальных классов и их родителей. Изложение материала соответствует теме.

При оформление работы обучающийся соблюдает нормы, каждый раздел работы заканчивается конкретными примерами и выводами, использует вспомогательную графику.

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности.

Данное исследование заслуживает, на наш взгляд, внимания, так как автор затрагивает в нём современную проблему нашей страны, проблему чтения современных детей.

Исследовательская работа обучающегося 3 «А» класса МАОУ «СОШ №14» Николаева Тимофея Константиновича может быть представлена на Х научно-практическую конференцию школьников «Первые шаги – 2012».



Похожие:

Книга-учитель iconКнига учитель
«знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга. Из чего сделана книга»
Книга-учитель iconТематический план № п/п Тема Дата
Книга — твой друг. Книга в твоей жизни. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная...
Книга-учитель iconКнига школьной мудрости «Единственная золотая книга, которую я любил читать»
«Единственная золотая книга, которую я любил читать», из отзыва выпускника. Эта «книга» проверена временем и егэ! Я хочу рассказать...
Книга-учитель iconТема урока. Красная книга. Будь природе другом
Ямалетдинова Равия Хабибулловна – учитель начальных классов мбоу «Шыгырданская сош имени профессора Э. З. Феизова»
Книга-учитель iconКнига адресована широкому кругу читателей. Isbn 5-06-000129-6 Верстка,...
Александр Коток. Прививки в вопросах и ответах для думающих ро­дителей — Новосибирск, «Гомеопатическая книга» (ранее «Гомеопатия-Урос»),...
Книга-учитель iconКнига не просто «позволяет задуматься»
Эта книга о жизни самого обычного человека. Самого обычного российского парня. Среднестатистического. Выросшего в обычной семье....
Книга-учитель iconКнига 11 Шаманы Древней Мексики: их мысли о жизни, смерти и Вселенной...
Итак, «Колесо времени», очевидно, итоговая книга Карлоса Кастанеды. Может быть, он все же напишет что-нибудь еще, но эта книга все...
Книга-учитель iconВнеклассное мероприятие в 7 классе Учитель
Учитель: Сверчкова Анна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы моу «сош №1»
Книга-учитель iconКнига-крик, книга-исповедь, книга-хроника жизни Гоа за последние...
Но Васино затянувшееся путешествие по благостной Индии, где время "густое, как кисель", а желания имеют свойство материализовываться,...
Книга-учитель iconУрока. Митоз. Амитоз. Учитель
Учитель. Баштанник Наталья Евгеньевна, учитель биологии высшей квалификационной категории мбоу сош №31
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница