Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г.




Скачать 169.55 Kb.
НазваниеРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г.
Дата публикации30.09.2014
Размер169.55 Kb.
ТипРабочая программа
shkolnie.ru > Литература > Рабочая программа


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоберезовская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании МО: Утверждено на заседании

Протокол № ____ Педагогического Совета:

от «____» _______20 __г. Протокол № ___

Руководитель МО от «____» ________ 20___г.

__________ / Сбродова Н.А./ Директор школы

_________ /С.А.Панченко/

Рабочая программа

по русскому языку

9 класс

Составитель: Сбродова Н.А.,

учитель русского языка и литературы

второй квалификационной категории

2012 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г.), Примерной программы основного образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. ( Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.– М.: Просвещение,2009).

Преподавание русского языка в 9-ом классе направлено на достижение следующих целей:

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, их них на развитие речи – 15 часов.

В неделю – 2 часа.
Формы и виды контроля:

- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

- комплексный анализ текста;

- сочинение по картине;

- изложение с элементами сочинения;

- тест;

- устное высказывание на лингвистическую тему.

^ Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать / понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

Речевая деятельность:

Аудирование:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

- формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

Чтение:

- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

- составлять конспект прочитанного текста;

- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

Говорение:

- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные , нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

Письмо:

- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествование);

- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

Текст:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковая и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

Фонетика и орфоэпия:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

Морфемика и словообразование:

- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава ( в том числе и слов с иноязычными элементами типа –ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

Лексикология и фразеология:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

- верно использовать термины в текстах научного стиля;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

Морфология:

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

Орфография:

- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

- проводить орфографический анализ текста;

Синтаксис и пунктуация:

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

-уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

- проводить синтаксический анализ сложного предложения;

- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

- проводить пунктуационный анализ текста.

^ Учебно-тематический план


Тема урока

Кол-во часов

^ Контрольные работы

Развитие речи

Общие сведения о языке

1







Повторение изученного в 5-8 классах

6

1

1

Сложное предложение

53

3

13

^ Сложносочиненные предложения.










Сложноподчиненные предложения.










^ Бессоюзные сложные предложения.










Сложные предложения с различными видами связи










Общие сведения о языке

1







Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах

9

1

1

Итого

70

5

15



Содержание тем учебного курса

Международное значение русского языка (1ч)
Повторение пройденного в 5—8 классах (6ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его час­тей.
Сложное предложение (41ч+13ч)
^ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Сложносочиненное предложение и его особен­ности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделитель­ными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

11. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения,

III. Рецензия на литературное спектакль, кинофильм.
^ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Сложноподчиненное предложение и его осо­бенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи прида­точного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Раздели­тельные знаки препинания между главным и при­
даточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложно­подчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с нескольки­ми придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчинен­ные предложения и простые с обособленными вто­ростепенными членами как синтаксические сино­нимы.

III. Академическое красноречие и его виды, стро­ение и языковые особенности. Сообщение на линг­вистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявле­ние).
^ БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Бессоюзное сложное предложение и его особен­ности. Смысловые взаимоотношения между частя­ми бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз­личные смысловые отношения между частями бес­союзного сложного предложения. Умение пользо­ваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента ста­тьи) на лингвистическую тему.
^ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

I.Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков пре­пинания.

II. Умение правильно употреблять в речи слож­ные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на линг­вистическую тему.

^ Общие сведения о языке (1ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как разви­вающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его сти­ли. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская - письменность. Наука о русском языке и ее разделы, видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
^ Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (6ч + 3 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании. рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистиче­скую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критиче­ской статьи.

^ Контрольно-измерительный материалы

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»

Приближение ночи

Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов eщё алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смоли­стых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.

Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.

Всюду: и направо, и налево от тропинки — простирается не­высокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неяс­ные, белые.

Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли. (133 слова) (По А. Куприну.)

Грамматическое задание:

1. Сделайте синтаксический разбор предложения: Глаз, привыкший….

2. Постройте схему предложения: Всюду: и направо, и налево….

3. Найдите и обозначьте вводное слово.

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»

Сквозь чашу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом го­рит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему но сопкам ярусами зелени и у самой воды замиряет. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные де­ревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале — точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно осе­дают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их мед­ленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.) (По В. Пескову.)

Грамматическое задание:

1. Найдите и объясните постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении.

2. Сделайте фонетический разбор слова: чистая.

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

^ АНДРЕЙ РУБЛЕВ

В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учи­телем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи.

Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одаренность Рублена, но и воспитал в нем самостоятельную творческую мысль и ма­неру, не подавлял споим авторитетом, понимая, что каждый должен ид­ти своим путем. Поступать так —значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик за­водит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а вся­чески поощрять к продолжению этого спора.

Рублеву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался та­кой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бе­режно принес признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.

От того далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Руб­лев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство. (167 слов.) (По В. Прибыткову.)

Грамматическое задание:

Найдите и объясните постановку знаков препинания в сложноподчиненных предложениях. Определите вид придаточных.

^ Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Кусака долго металась но следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная' — вернулась обратно. Здесь она про­делала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподняв­шись на задние лапы и заглянув в стеклянную дверь, поскребла когтя­ми. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи, Бистро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем .лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалоб­но завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, йотой ворвался вой в моно­тонный шум дождя, прорезая тьму, и, замирая, понесся над обнаженны­ми полями.

И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось е тепло, к яркому огню, к любяще­му сердцу. (160 слов.)

(По Л. Андрее в у.)

Грамматическое задание:

1. Укажите бессоюзные сложные предложения.

2. Сделайте фонетический разбор слова: грязная.

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

^ УТРО В ТАЙГЕ

Тайга дышала, просыпалась, росла.

Сердце мое трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травкe, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев — повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.

И каждая роняла крошечную блестку света, но, слившись вместе, эти блестки залипали сиянием торжествующей жизни все вокруг.

Еще ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белесая глубь небес все гая-па, таяла, обнажая блеклую, прозрачно-льдистую голубизну, в кото­рой все ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.

Живым духом пополнились леса, кусты, трапы, листья. Снова за­щелкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костер наш, едва тлевший, воспрянул, щелкнул раз-другой, разбрасы­вая угли, и сам собой занялся огнем.

Солнце во всем сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки. (160 слов.) (По В. Астафьеву.)

Грамматическое задание:

Укажите все виды сложных предложений (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

Литература

Для учащихся:

1.Тростенцова А.А. Русский язык 9 класс. / А.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2006.

2. Цибулько И.П., Александров В.Н., Пучкова Л.И., СоловьеваТ.В. Русский язык. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. / И.П.Цибулько, В.Н. Александров, Л.И. Пучкова, Т.В. Соловьева – М.: «Интеллект-Центр», 2009.

Для учителя:

1. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2004.

2. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2001.

3. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С.И.Львова. – М.: Мнемозина, 2003.

4. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2006.

5. Пучкова Л.И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л.И. Пучкова, Ю.М. Гостева. – М.: Просвещение, 2004.


Похожие:

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г. iconРабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г. iconПояснительная записка 5 класс  
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г. iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе...
Преподавание ведется по учебнику «Русский язык. 6 класс.» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа. – 2005
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г. iconРабочая программа по русскому языку составлена на основе требований...
Развернутое тематическое планирование составлено для 3 класса общеобразовательной школы на основе программы М. С. Соловейчик, Н....
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г. iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г. iconРабочая программа по английскому языку Для 6 класса
Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы общего образования...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г. iconРабочая программа по русскому языку 8 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г. iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и др. (Допущено Министерством образования РФ (письмо №13-58-1005/17 от 07. 07. 2003)) в соответствии...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г. iconРабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г. iconРабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основе...
Авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. К данному варианту программы прилагается методическое пособие И. В. Золотарёвой, Л. П....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница