Реферат Музыкальная культура




Скачать 101.32 Kb.
НазваниеРеферат Музыкальная культура
Дата публикации26.09.2014
Размер101.32 Kb.
ТипРеферат
shkolnie.ru > Литература > Реферат


Петрозаводский государственный университет

Подготовительный факультет

Реферат

Музыкальная культура XVIII века


Выполнила

Науменко Ольга


Петрозаводск 2008.

Содержание
Введение

1 часть. Музыкальный быт петровской эпохи

2 часть. Пути развития русской музыки в послепетровскую эпоху

3 часть. Композиторы XVIII века

Заключение

Список литературы

Введение
Цель: проследить тенденции развития русской музыки в XVIII веке

Из цели вытекают следующие задачи:

  • ознакомление с кругом источников по данной теме;

  • выявление тенденций развития русской музыки 18 века;

  • ознакомление с композиторами 18 века.

Объект: русская музыка 18 века.

Предмет: основные этапы развития музыки, деятельность русских композиторов 18 века.

Историографический анализ: наиболее полезными для работы оказались книги: «История русской музыки» под редакцией А. Кандинского, так как более полно раскрываются основные этапы формирования русской музыки 18 века; «Русская музыкальная литература» под редакцией Э.Л. Фрида, так как освещается деятельность композиторов 18 века.

Структура: реферат состоит из содержания, введения, трех частей, списка литературы и заключения.

1 часть. Музыкальный быт петровской эпохи
Рассматривая путь исторического развития русского музыкального искусства 18 века, исследователи закономерно выделяют в этом процессе три главных периода: 1) первую четверть века, связанную с реформами Петра, 2) эпоху 1730 – 1760-х годов, отмеченную значительными достижениями национальной культуры, 3) последнюю треть столетия – период русского Просвещения, характеризующийся заметной демократизацией общественной мысли, высоким подъемом литературы и искусства.

В развитии музыкальной культуры каждый из этих периодов характеризуется своеобразными чертами. Если важнейшее достижение петровской эпохи ограничивались главным образом внедрением самых не сложных бытовых музыкальных форм, то к середине 18 века появляется более широкий и более профессиональный подход к музыке и искусству. В русскую музыкальную жизнь входят сложные жанры оперной, хоровой, инструментальной камерной музыки, формируются национальные традиции музыкального исполнительства, закладывается прочная основа оперного и балетного театра России. В итоге этого исторического процесса возникла русская композиторская школа, выдвинувшая в последних трех десятилетиях 18 века плеяду талантливых мастеров. Петровская эпоха охватывает конец 17 столетия и первую четверть 18 века. В истории России это была пора решающих сдвигов и коренных перемен. Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Завязываются культурные связи с передовыми государствами Западной Европы. На смену старой боярской Руси приходит молодое государство Петра – Российская держава, укрепленная военными победами и внутренними реформами. Политические и культурные достижения Петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувство национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства. Они окончательно завершили тот важный процесс формирования русской нации, который был подготовлен созданием централизованного Русского государства. В области искусства Петровская эпоха дала толчок к образованию самостоятельных национальных школ, достигших высокого подъема к концу 18 столетия. Петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще не значительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки – военной, застольной, танцевальной. Но музыка уже успела завоевать права гражданства в русском быту. Существенно изменились ее функции. Из праздного развлечения, из «греховной забавы» она превратилась в необходимое условие полноценного европейского воспитания и сделалась неотъемлемой частью нового уклада жизни. Занятия музыкой всячески поощрялись Петром и его приближенными. Большую роль в начале 18 века приобрели новые жанры военной музыки, возникшие в результате военной реформы, направленной на создание регулярной армии европейского образца. Уже в первые годы правления Петра в Россию выписывались духовые инструменты – флейты, гобои, валторны, трубы. Для обучения игре на этих инструментах приглашались иностранные музыканты. Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки. Существенно изменилась в начале 18 века весь церемониал придворного быта, а в более широких масштабах – и вся обстановка государственных празднеств. Теперь они приобрели строго официальный характер. В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе приобретают иной характер: зарождается концертная жизнь. В домах знатных вельмож появляются домашние оркестры – капеллы, способные исполнять серьезный репертуар. Большим успехом пользовались приехавшие в Петербург иностранные музыканты, сумевшие познакомить русских слушателей с произведениями выдающихся европейских композиторов. Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания («арии»), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки. Музыка торжественных празднеств и воинских парадов, музыка придворного и более скромного, домашнего обихода обогащалась новыми интонациями. Они проникали и в самую устойчивую сферу церковного пения, распространяли свое влияние на городскую песенную лирику, на бытовую песню. Новые тенденции «обмирщения» постепенно усваивались грамотной массой русского населения, представителями мещанских, купеческих, мелкопоместных дворянских кругов. И в этом смысле закрепление определенных слуховых навыков, привитых военной, маршевой или танцевальной музыкой, явилось важным завоеванием Петровской эпохи.
2 часть. Пути развития русской музыки в послепетровскую эпоху
Просветительские начинания петровского времени принесли ощутимые результаты в последующий период, отмеченный яркими достижениями в области русской науки, литературы, искусства. Главным препятствием на пути просветительства был резко возросший деспотизм самодержавной власти к высоким ценностям культуры, образования, творчества. Значительно расширились в период правления императриц Анны и Елизаветы льготы, предоставленные дворянству. Огромных затрат требовала вся обстановка придворного быта, показная роскошь дворцовых празднеств. Высокий престиж европейской образованности в этой среде порождал в достаточной мере условное восприятие заимствованных жанров и форм, начиная от пышно – торжественных придворных театральных зрелищ и кончая организацией собственных небольших капелл, призванных «услаждать слух» во время приемов. Однако даже эти условные формы восприятия настойчиво требовали участия национальных творческих сил. Строительство роскошных, величественных зданий, постановка торжественных оперных представлений, организация оркестров и хоровых капелл – все это требовало своих актеров и драматургов, художников и зодчих, певцов и музыкантов, способных ответить на запросы нового общественного уклада. Неизбежным в этих условиях стало участие отечественных талантов – выходцев из широкой народной среды.

В 1731 году в Петербурге было основано учебное заведение нового типа – Сухопутный шляхетный (то есть дворянский) корпус, где на ряду с общеобразовательными предметами основательно изучалось театральное и музыкальное искусство. В конце 1756 года в Головкинском доме на Васильевском острове, рядом со зданием Шляхетного корпуса, был открыт первый Российский публичный театр. В период 30 – 40 годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются новые музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты.

Однако, несмотря на заметные успехи, музыкальная жизнь этого времени несет на себе печать сословных ограничений. Центром музыкальной культуры в крепостническом государстве по-прежнему был императорский двор. Музыка служила здесь в основном целям украшения придворного быта и возвеличения персоны монарха. «В этих условиях главным рассадником музыкальной культуры служили, прежде всего, музыкальные учреждения, сосредоточенные при дворе и обслуживавшие его нужды».(11, 158) В состав придворного оркестра и Придворной капеллы вербовались наиболее одаренные музыканты и певцы, в частности воспитанники певческой школы, основанной в 1738 году на Украине, в городе Глухове, по специальному указу императрицы Анны. В этой школе получили воспитание многие талантливые русские музыканты; из числа ее малолетних певчих вышел крупнейший русский композитор 18 века Д.С. Бортнянский. Правительство не жалело средств для воспитания придворных музыкантов, приглашая в качестве руководителей придворного театра, капеллы и оркестра опытных иностранных мастеров. Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства 18 века в России, была опера. Оперы исполнялись на итальянском языке. Зрители следили за представлением, держа в руках специально отпечатанные русские переводы либретто. В середине 18 века появилась возможность исполнять оперу силами русских певцов.

Деятельность в России крупных итальянских мастеров, носителей оперной культуры, в условиях того времени оказалась достаточно плодотворной. Благодаря их усилиям русские слушатели познакомились с прекрасными образцами опер. Мастерство итальянских артистов – представителей классического стиля бельканто помогало русским певцам овладевать сложной техникой вокального искусства. Влияние итальянской оперы еще более возросло в связи с развитием нового жанра: комической оперы. К 18 веку относится формирование городской песни. В народном быту приобретают большое значение песни служилого люда, солдатские и матросские, песни городского мещанства, дворовых крепостных и «фабричных» (рабочих). Старинные крестьянские напевы меняются и звучат в новых вариантах. В 18 веке появились нотные записи народных песен, создавались сборники народных песен с напевами, печатные и рукописные. Интерес к народной песне был вызван подъемом русской национальной культуры и национального самосознания. Наряду с «вольными» театрами в конце 18 века широко развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России и особенно обильно в среднерусских губерниях – Тульской, Калужской, Орловской. Многие из них были общедоступными, открытыми для широкой публики. Увлечением театром постепенно захватывает даже Сибирь, где возникают театры в Тобольске (крепостной театр губернатора А.В. Алябьева, отца композитора А. Алябьева).

Период приобщения к ценностям западноевропейского искусства воспитал в России своих талантливых музыкантов, успешно усвоивших эстетические требования века, сумевших перенести их на русскую почву. Теперь свое слово должны были сказать первые русские композиторы, выступившие в последней трети века, в знаменательную пору русского Просвещения.
3 часть. Композиторы XVIII века
Первым в группе ведущих оперных композиторов 18 века выступил старший из них – Василий Алексеевич Пашкевич (ок. 1742 – 1797). Талантливый композитор, Пашкевич был в то же время хорошим скрипачом, дирижером, певцом и педагогом. С 1763 года он служил в придворном оркестре, а затем был назначен «камер-музыкантом» и дирижером придворного балетного оркестра. Как композитор. Пашкевич стоит в ряду самых талантливых музыкантов 18 века – основоположников оперного жанра в Росси. До нашего времени дошло несколько оперных партитур Пашкевича: бытовые комические оперы «Несчастье от кареты» (1779), «Как поживешь, так и прослывешь, или Санкт-Петербургский гостиный двор» (1782), сказочная опера «Февей» (1786), а так же музыка к исторической пьесе «Начальное управление Олега» (1790).

Евстигней Ипатьевич Фомин родился в 1761 году в Петербурге, в семье солдата-артиллериста, канонира Тобольского полка. Шестилетним ребенком Фомин был отдан в обучение в Академию художеств, где получил музыкальное образование под руководством известного композитора Г. Раупаха и итальянских композиторов М. Буини и А. Сартори. Блестяще окончив академию, он в 1772 году был отправлен в Италию для продолжения музыкального образования. Однако жизненный путь Фомина оказался нелегким. Его музыка, по-видимому, не удовлетворяла императрицу и ее приближенных. Отечественные таланты не пользовались в то время в России тем почетом, какой выпадал на долю итальянских композиторов, и Фомину пришлось добывать средства к жизни работой аккомпаниатора и педагога. В 1800 году Фомин скончался, не дожив до сорока лет. Оперное творчество композитора поражает разнообразием. Опера-балет на былинную тему «Новгородский богатырь Боеславович», опера «Ямщик на подставке», «Колдун, ворожея и сваха», «Американцы», «Орфей» и т. д.

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 – 1825) – наиболее разносторонний и зрелый среди русских композиторов 18 века. Его творчество, по существу, завершает весь исторический процесс развития музыкальной культуры этого времени. Композитор прожил очень долгую жизнь. Его творческий путь закончился в эпоху декабризма, но как художник он целиком принадлежит 18 столетию. Бортнянский родился на Украине. С семи лет был зачислен в Придворную капеллу. В 1796 году композитор получил место управляющего хором, а затем директора придворной капеллы и с тех пор посвятил свою деятельность исключительно хоровой музыке. Бортнянский написал множество опер. Например: «Креон», «сын-соперник», «Сокол», «Празднество сеньора», «Алкид» и т. д.

Заключение
Из работы следует, что в формировании русской музыки XVIII века можно выделить два основных этапа: Петровский период и послепетровский период. В разные периоды музыка развивалась по-разному и приобретала более светский характер. Образуются музыкальные академии, появляются театры, ставятся оперы, написанные русскими композиторами, заниматься музыкой становится престижно, формируются и осваиваются новые жанры музыки. Это очень важный этап для русской культуры.

Список литературы


  1. Доброхотов Б.Д. С. Бортнянский. – М., 1950.

  2. История русской музыки./ Под ред. А. Кандинского. – М.: Музыка, 1990.

  3. Русская музыкальная литература./ Под ред. Э.Л. Фрида. – Л.: Музыка, 1979. – В. 1

  4. Саймон Сто великих опер и их сюжеты. – М., 1998.

  5. Сто опер./ Под ред. М. Друскина. – Л.: Музыка, 1997.


Похожие:

Реферат Музыкальная культура iconТема: «Музыкальная культура Венгрии»
Автор: Артюхова Елена Сергеевна, учитель музыки мбоу «сош №20» г. Стерлитамак Республики Башкортостан
Реферат Музыкальная культура iconРеферат по дисциплине «Физическая культура»
Выравнивание текста по ширине страницы, допустима автоматическая расстановка переносов в тексте
Реферат Музыкальная культура icon«Русская музыкальная культура II половины XIX века»
Обзорных уроков в курсе музыкальной литературы, с учетом федеральных государственных требований, не много. За четыре года обучения...
Реферат Музыкальная культура iconУрок зачётного типа по дисциплине «музыкальная литература»
Важной составной частью дисциплины «Музыкальная литература» специальности «Теория музыки» являются индивидуальные занятия
Реферат Музыкальная культура iconПравила приема в муниципальное бюджетное образовательное учреждение...
Настоящее положение разработано в соответствии с Уставом мбоу дод «Детская музыкальная школа»
Реферат Музыкальная культура iconРеферат по физической культуре на тему: “ Влияние физических упражнений...

Реферат Музыкальная культура iconКультура – совесть – мера – мир и Бог в душе – знание. Культурность...
Анц.: culture (с ХVI в.); англ.: сulture; нем.: kultur (с ХVII в.); ит., исп.: cultura; рус культура (с 30-х г. ХIХ в.)- хлебопашество,...
Реферат Музыкальная культура iconРеферат (по Мероприятию 13)
«Организация и проведение трех циклов обучающих семинаров для педагогов коррекционных школ «Народная художественная культура как...
Реферат Музыкальная культура iconРеферат на тему
Реферат представляет собой развернутое, приведенное в систему изложение результатов изучения студентом вопросов теории и практики...
Реферат Музыкальная культура iconРеферат реферат должен быть написан своими словами
Реферат должен быть написан своими словами. Чужие слова – всегда давать цитатой в кавычках и указать откуда они. Если вижу списанный...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница