Скачать 54.12 Kb.
|
Проектная деятельность на уроках литературы как способ формирования метапредметных компетенций. /Из опыта работы/ Амелькина Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №9», первая квалификационная категория. ![]() ![]() ![]() ![]() Желание ученика учиться – источник получения качественного образования. К сожалению, достаточно часто мне как педагогу приходится сталкиваться с равнодушием ученика, имеющего низкую учебную мотивацию. Как преодолеть данную ситуацию? Как развить у ученика стремление получать знания? Безусловно, что каждый из педагогов понимает, чтобы заинтересовать ребёнка в учебе, необходимо предложить ему в рамках урочной и внеурочной деятельности интересную разнообразную интеллектуальную жизнь. Другой вопрос заключается в том, как это сделать? Как создать для ученика привлекательную образовательную среду? Чтобы ученик ощущал желание учиться, необходимо создать специфические условия, позволяющие ему самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурного уровня. Проектная деятельность на уроках литературы – один из путей решения данной проблемы. Тем более, что именно проектная деятельность позволяет формировать у ученика метапредметные компетенции, востребованные современным миром. Организуя проектную деятельность учащихся на уроке литературы /создание творческого проекта на уроке и исследовательского проекта во внеурочной деятельности/ ставлю перед собой следующие цели:
Организация проектной деятельности на уроках литературы способствует развитию и формированию многих метапредметных компетенций. Исходя из этого, урочная и внеклассная работа данного типа позволяет решить учебные задачи:
Так, например, отдавая предпочтение творческому проекту на уроках литературы, привлекаю интерес учащихся к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать работы учащихся изобразительного или декоративно-прикладного искусства, презентации, видеофильмы. Интересен тот факт, что создание подобного творческого проекта может привлечь учащихся к систематическому чтению программных произведений. Подобные проекты: творчески представить сюжет произведения, анализ эпизода, характеристику героя, - требуют от учащегося знания содержания произведения, позволяют научиться анализировать, интерпретировать произведение, как правило, более качественно представить собственную точку зрения. ![]() ![]() ![]() Выше представлены образцы творческих изобразительных проектов, созданные учащимися на уроке литературы в 10 классе по теме «Истоки характера Обломова». Защита данных проектов, кроме реализации целей литературного образования учащихся, позволила решить коммуникативные задачи: умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение кратко излагать свои мысли, умение полно и развернуто излагать свои мысли, умение задавать вопросы, умение отвечать на вопросы, умение корректно возражать, умение слышать собеседника и встать на его точку зрения, умение отстаивать свою позицию, умение адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Обобщая высказанное участников, могу утверждать, что проектная деятельность дает значительные возможности для развития общеучебных навыков. Наряду со специфическими проектными навыками, такими как проблематизация, целеполагание, планирование, умение точно реализовать план или внести в него обоснованные изменения, рефлексия и презентация, проектная деятельность создает предпосылки для успешной учебы не только в школе, но и в вузе. Работа над творческим проектом позволяет реализовать многие личностные потребности учащихся 10-11 классов. Она дает ученику возможность применить и нарастить не только академические знания, но и использовать свой собственный житейский опыт, заявить о себе как о неповторимой личности, продемонстрировать свои сильные стороны. Все это в полной мере соответствует потребностям и интересам учащихся. Именно творческий проект на уроках литературы позволяет решить потребности учащихся в коммуникации со сверстниками, в самопознании, в формировании образа своего будущего, в том числе профессионального. Предоставляя ученику возможность проявлять максимальную самостоятельность, работа над проектом позволит подростку выстроить новые отношения и занять свое место в классной иерархии; узнать границы своих возможностей, увидеть рост своей компетентности в различных областях знаний; приобрести новый опыт; сформировать более четкие представления о будущей профессии, о своей взрослой жизни. Поэтому при правильной организации проектной деятельности в школе появляется возможность решать не только учебные, но и воспитательные задачи. Об этом свидетельствуют фотографии, сделанные во время работы учащихся 10 класса над творческими проектами - созданием литературной газеты /групповая работа/ на уроке литературы обобщающего характера «Мир творчества любимого писателя 19-20 века». ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() | «Проектная деятельность как способ формирования информационной и коммуникативной компетенций» Вступающее в жизнь новое поколение должно обладать прочными знаниями основ современной науки, иметь высокие моральные качества, обладать... | ![]() | Способы обеспечения условий для формирования ключевых компетенций... Личностно ориентированный подход как средство формирования ключевых компетенций 9 |
![]() | Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования ууд Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного... | ![]() | Педагогическая технология «Проектная задача», как средство развития... Процесс обучения в начальной школе ориентирован на развитие личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных особенностей,... |
![]() | Методическая разработка: «Проектная деятельность в дошкольном образовании... Проектная деятельность в дошкольном образовании как средство формирования духовно – нравственного здоровья | ![]() | Литература. Введение Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» |
![]() | Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных компетенций учащихся На протяжении девяти лет автор занимается исследовательской деятельностью с учащимися. Ребята стали победителями и призерами 13 городских,... | ![]() | Проектная и исследовательская деятельность при изучении темы Проектная и исследовательская деятельность позволяет объединить в единую стройную систему разрозненные знания и умения учащихся,... |
![]() | Название: «Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса» Секция: Проектная и исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве | ![]() | Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка и литературы |