Скачать 119.08 Kb.
|
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год) Номинация конкурса: «Организация досуга и внеклассной деятельности». Название работы: «ЛЮБИ, ЦЕНИ И ЗНАЙ РУССКИЙ ЯЗЫК!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 10 г. Россоши Воронежской обл. Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного отношения к родному слову, развития интереса к изучению русского языка как на уроках, так и во внеклассное время. Для оформления зала используются плакаты с высказываниями о русском языке: ^ С русским языком можно творить чудеса. (К.Г.Паустовский) Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. (К.Г.Паустовский) и др. Бюллетени «Говорите правильно». (Слайд 1) У ч и т е л ь. Ребята, мы, русские люди, говорим на русском языке, а как мы к нему относимся, ценим ли его звучание, насколько его знаем, об этом мы не задумываемся. Наш вечер посвящен бережному отношению к родному слову. Надеюсь, что равнодушных не будет. 1-й в е д у щ и й. Русский язык является одним из самых богатых и развитых языков мира. 2-й в е д у щ и й. Прекрасные мастера русского языка М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, К.Г.Паустовский высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. 1-й ч т е ц. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов был «первым русским университетом». Он писал стихи, создал теорию «трех штилей». Русский язык М.В.Ломоносов оценивал так: «Повелитель многих языков язык Российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе…» (На экране портрет М.В.Ломоносова - слайд 2) 2-й ч т е ц. Достоинствами русского языка восхищался А.С.Пушкин. «…Как материал словесности, - писал он, - язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». Великий поэт горячо призывал изучать произведения устного народного творчества. В связи с этим он указывал: «Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка». (На экране портрет А.С.Пушкина – слайд 3) 3-й ч т е ц. В своем стихотворении в прозе «Русский язык» И.С.Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным». (На экране портрет И.С.Тургенева – сл 4) В письмах к молодым писателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна, последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..» 4-й ч т е ц. М.Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку: (На экране портрет М.Горького – слайд 5) «Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму… Мы должны добиваться от слова наибольшей активности, наибольшей силы внушения, - мы добьемся этого только тогда, когда воспитаем уважение к языку». 1-й в е д у щ и й. Весьма поучительны высказывания о языке выдающегося русского педагога К.Д.Ушинского, который считал, что в языке «одухотворяется весь народ и вся его родина…» (На экране портрет К.Д.Ушинского – слайд 6) 5-й ч т е ц. «Язык народа, - писал К.Д.Ушинский, - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Вот почему лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык». 2-й в е д у щ и й. (На экране портрет А.Н.Толстого –слайд 7) В начале 30-х годов ХХ века писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». Предвидение писателя сбылось: русский язык стал одним из широко известных мировых языков. Труды великих русских ученых – Менделеева, Сеченова, Мечникова и др., произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Л.Н.Толстого, Чехова, Бунина – известны во всем мире, их широко использут в научных работах, читают, переводят. 1-й в е д у щ и й. Поэтесса Екатерина Шевелева в одном из своих стихотворений рассказывает о том, с каким интересом в Англии простые люди изучают русский язык. И однажды пушкинские строки На моем, на русском языке Прочитал в Гайд-парке хмурый докер, Силу потерявший на войне. Строки шли, как волны, выше, круче. Слушал парк, дыханье затая, И сиянье пушкинских созвучий В городе чужом узнала я. Не кокетство музыки капризной, Не эстетов стихотворный крик – Это был язык моей Отчизны, Точный, самый правильный язык. 2-й в е д у щ и й. А как мы относимся к родному языку, родному слову? Умеем ли правильно произносить звуки и слова русского языка? Сейчас перед вами выступят ребята с сообщениями о проведенных наблюдениях за речью одноклассников, друзей, родителей. (Выступают учащиеся, рассказывая об отклонениях в произношении слов, употреблении диалектизмов, жаргонизмов, неуместном употреблении англицизмов, о переписке в Интернете, делают вывод о небрежном отношении людей к русскому языку и призывают бережно относиться к родному слову, ценить родной язык.) Ч т е ц. Стихотворение «Одеть или надеть?» Одеть и надеть. Два этих слова Мы часто путаем Так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. Выходит так, что дед одет, А шуба, стало быть, надета. Одеть, надеть… Давай глядеть. КОГО одеть и ЧТО надеть? Я полагаю, что НА деда Три шубы может быть НАДЕТО, Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет! - Помните, ребята: НАДЕТЬ (что-нибудь) пальто, шапку, туфли. ОДЕТЬ (кого-нибудь) ребенка, куклу, девочку. (Слайд 8) ^ (3.7 «Одеть, надеть, кушать, есть».) 3-й в е д у щ и й. Чтобы правильно произнести слово, подбирайте к нему рифму и запоминайте. Повторите за мной хором: разговор – договор, разговоры – договоры, разговоров – договоров. А сейчас я буду читать стихотворные строки, а вы подбирайте к ним рифму. Слова перед вами: (Слайд 9) договор, звонит, квартал, свекла, углубить, щавель, крапива, каталог, красивее, жалюзи. У меня в ушах звенит – телефон весь день … (звонит). Маша всех счастливее – она всех … (красивее). От дождя я не размокла, хоть и сахарная … (свекла). Я, конечно же, устал – я работал весь … (квартал). Это просто некрасиво – огород зарос … (крапивой). Шторки мне не привози – мы повесим …(жалюзи). Он все книги уволок, чтоб составить …(каталог). Надо будет здесь сверлить, чтобы дырку … (углубить). Поскорей откройте дверь – я принес для вас …(щавель). Вот я слышу разговор: «Мы подпишем …(договор)». 2-й в е д у щ и й. Произношение слов мы повторили, а хорошо ли мы знаем грамматику и правописание? Решите кроссворд. (На доске лист ватмана с кроссвордом…) 1-й в е д у щ и й. А сейчас предлагаю сыграть в игру «Кто дольше продержит мелок?» Зал делится на две команды. Выберите название. На сцену приглашаются по одному участнику. Я диктую слова, один участник пишет их до тех пор, пока не допустит ошибку. Затем участник другой команды исправляет ошибку соперника и тоже пишет диктуемые ему слова. Побеждает та команда, которая меньше всего допустит ошибок и дольше всех продержит у себя мелок (т.е. запишет большее количество слов). Слова: абонемент, агрессор, аккомпанемент, аккордеон, аннулировать, апробировать, баллотироваться, безыскусственный, беспрекословный, близлежащий, борющийся, вентилятор, ветреный день, взъерошить, винегрет, военачальник, врассыпную, времяпрепровождение, галерея, галлюцинация, глубокоуважаемый, гримировать, грошовый, двухъярусный, демисезонный, дирижабль, до востребования, достопримечательность, досуха, и др. (Подводятся итоги) 3-й в е д у щ и й. А сейчас г р а м м а т и ч е с к а я э с т а ф е т а. Играющие делятся на две (три) команды (Синонимы, Антонимы, Омонимы) по рядам. Я даю карточки с заданиями. Выполнив первое задание, быстро передавайте карточки членам своих команд, сидящим сзади, те выполняют последующие задания и отправляют грамматическую эстафету далее. Побеждают члены той команды, которые быстрее своих соперников выполнят все задания и меньше всего допустят ошибок. (Задания могут быть следующими: 1. Поставьте существительное дно в форме множественного числа. (Донья) 2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слова простыня. (Простыня – простынь (-ней). 3. Составьте словосочетания «прилагательное+существительное» со словами мышь, тюль, шампунь. 4. Образуйте сравнительную степень от прилагательных сладкий, красивый, звонкий, крутой. 5. Расставьте ударения в следующих прилагательных тигровая (шкура), кедровый (лес), оптовая (цена), петельный (шов), мизерное (количество), балованный (ребенок), сливовый (сок). 6. Поставьте в творительном падеже числительное восемьсот семьдесят шесть. 7. Каким способом образованы слова мороженое, русский? ) ^ (3.9 Синонимы.) 2-й в е д у щ и й. Пока жюри подводит итоги, посмотрите шуточную сценку «Ленительный падеж». Спросили Лежебокина: - А ну-ка расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знают назубок. Их за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно: - В том не моя вина. Пусть им сперва ученые Изменят имена. Ведь я падеж Творительный Нарочно не учу: Трудиться, А тем более Творить Я не хочу. Такой падеж , как Дательный, Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь с друзьями Не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходится придумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит: Отец во всякой шалости Всегда меня винит. - Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам ты смог бы новые Придумать имена? - Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный И, наконец, простительный! 2-й в е д у щ и й. А сейчас предоставляется слово жюри. (Итоги игры, эстафеты) 1-й в е д у щ и й. Каждому из нас приходилось писать сочинение. Сейчас мы сопоставим два текста: отрывок из рассказа А.П.Чехова «Каникулярные работы институтки Наденьки Н.» и отрывок из сочинения семиклассника. (Слайд 10) Отрывок из рассказа А.П.Чехова читает ученица. ^ Как только я выдержала экзамен, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иваном, учеником третьего класса гимназии, на дачу. Природа была в великолепии. Солнце то всходило, то заходило. На том месте, где была заря, летела стая птиц. Где-то пастух пас свои стада, и какие-то облака носились немножко ниже неба… 3-й в е д у щ и й. Найдите ошибки в выборе слов и построении предложений. (Ответы… Затем ученик читает отрывок из сочинения семиклассника: «У Горького есть образ Лойко Зобара – скрипача, певца, скакуна и товарища». (Слайд 11) 3-й в е д у щ и й. Все смешано в кучу: и люди, и животные. А чтобы такого не допускать, нужно старательно изучать языковые нормы. На эту же мысль наводит и содержание стихотворения Ю.Благова «Тонкость выражений». (Разыгрывается сценка по содержанию стихотворения) 1.Я в автобусе стоял(а), Вдруг на повороте Кто-то сзади мне сказал: - Вы сейчас встаете?.. Нам к ответу бы призвать Этого героя; «Объясни, как может встать Тот, кто едет стоя?» Но автобус не привык Видеть суть ошибок, Да к тому же наш язык Беспредельно гибок, И стараются в пути Дяди или тети Всех стоящих впереди Спрашивать: «Встаёте?..» 2. Я, бодрясь по мере сил, (Зуб болит, щека перевязана…) У врача в передней Ожидающих спросил: - Кто из вас последний? И сейчас же был ответ Выдан громогласно: - В наши дни последних нет. Я здесь крайний… Ясно? Так сострил какой-то бас, И не без успеха. Ожидающие враз Взвизгнули от смеха. Но сказал я в свой черед Со злорадством тайным: - Хорошо смеется тот, Кто смеется… крайним! 3. Двух гражданок городских Слушал я при встрече, Заурядные у них Обороты речи, Никаких таких примет, Только многократно Там, где надо, там, где нет, Слышится обратно: - Главк обратно ордер дал Нашему соседу, - А у нас большой скандал Был обратно в среду… 2-й в е д у щ и й. Некоторые люди путают понятия слов опять и обратно. Послушайте веселую песенку-подсказку. ^ (3.10 «Опять», «Обратно».) 1-й в е д у щ и й. Ребята, следите за своей речью, цените сказанное слово. А сейчас «Занимательная лингвистика». Жителей Москвы называют москвич и москвичка. А как называют жителей - Петербурга? (петербуржец и петербурженка) - Тулы? (туляк и тулячка) - Воронежа? (воронежец и воронежка) - Перми? (премяк и пермячка) - Курска? (курянин и курянка) - Нижнего Новгорода? (нижегородец и нижегородка) - А Архангельска? (архангелогородец и архангелогородка). 3-й в е д у щ и й. Сейчас, ребята, вам представится возможность посмотреть на себя со стороны. Что бы сказал А.С.Пушкин, если бы услышал, как говорит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Онегин»?.. (Сценка в исполнении ученика и ученицы). - Димка, ну чё, прочитал? - Прочитал. - Прикольно или стрёмно? - Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчёнка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой, не всякий, типа, Вас, как я, поймёт». - Вот лох! - А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол. - Ух, ты! - Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега… Короче… …А короче, Аня, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от этого языка. - Дима, наш слог, действительно, ужасен. Давайте, ребята, задумаемся, какой язык мы, поколение ХХI века, передадим потомкам? 1-й в е д у щ и й. (^ ) Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верти, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни. 2-й в е д у щ и й. (Стихотворения А.Яшина «Русский язык») Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша могуч. Он – язык луны и планет, Наших спутников и ракет, На свете За круглым столом Разговаривайте на нём: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой. (Итоговое слово учителя) |
![]() | Программа по дисциплине гсэ. Ф. 11 Специальность: 050301. 65 Русский язык и литература. (Квалификация – Учитель русского языка и литературы) | ![]() | Учебно-воспитательная программа Будемдобрее ! Автор программы учитель... Автор программы учитель русского языка и литературы моу «Лицей№1» г. Всеволожска |
![]() | Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс Автор: Масловская Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы, мкоу тулинская сош | ![]() | Урок русского языка в 5 классе «Фонетика» Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования... |
![]() | Темы Дата и время консультации, skype для персональных консультаций Подготовка к гиа русский язык. Консультант: учитель русского языка и литературы мбоу гимназия №24 | ![]() | Внеклассное мероприятие «Люби и знай родной язык» Учитель: Читаова... |
![]() | Игра «Слабое звено» (Русский язык 9 класс) Составила: Ошкина Л. Н.,... Какое небесное тело имеет два названия: одно- мужского рода, а другое – женского? | ![]() | Литература 5 «В» Белова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы гбоу сош №10 «оц лик» |
![]() | Гой Наталья Анатольевна Кудерко Галина Александровна учитель русского... ... | ![]() | Гой Наталья Анатольевна Кудерко Галина Александровна учитель русского... Оборудование: раздаточный материал, тексты стихотворений Э. Асадова, А. Лысова, Р. Гамзатова, Л. Скворцова, видеозапись фрагмента... |