Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»




Скачать 252.56 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 6 классе по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
страница1/3
Дата публикации08.03.2013
Размер252.56 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
  1   2   3


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальная образовательная школа №5
Название конкурса Открытый урок
Название номинации Преподавание русского языка
Название работы
Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: урок-исследование «Лингвистическое путешествие в Палех – край лаковой миниатюры»

Автор работы: НЕПЛОХОВА НАТАЛЬЯ ВИТАЛЬЕВНА
Место работы: МБОУ СОШ №5

Должность: учитель русского языка и литературы
Дата рождения: 25.12.1971
Cтаж работы в данной должности 17 лет
Категория высшая
Контактная информация телефон 89605136523, e-mail natneplohova@yandex.ru


С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлен и согласен.

число                                                                                    подпись

Разрешаю размещение своей работы на городском образовательном портале в полном объеме.

число                                                                                    подпись

Иваново 2012

^ Пояснительная записка к уроку
Урок направлен на открытие новых знаний учащихся о правописании суффиксов имён прилагательных («Правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных»), отработку умения применять на практике орфографические правила, определять роль прилагательных в художественном тексте; способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, совершенствованию навыка выразительного чтения, формирует интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам, воспитывает любовь к родному краю, уважение к труду.


Занятие построено в форме заочного путешествия в Палех – край лаковой миниатюры (осуществляется интеграция учебных предметов: русский язык, литература, краеведение и живопись).
Один из этапов урока — исследовательская работа по созданию проекта правила «Правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных». На мой взгляд, это один из самых важных моментов занятия, так как ориентация современной школы на разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задания

Данный урок является первым в изучении темы «Правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных». Это довольно трудный материал для изучения детьми 6-го класса, а потому желательно максимальное наглядное сопровождение. Этой цели служит форма урока-путешествия в Палех (в течение урока ребята работают с текстами, посвящёнными истории Палеха, палехской лаковой миниатюре, иконописи). Для этой цели предназначено электронное сопровождение урока. Электронное приложение (презентация Power Point) позволит разнообразить формы работы с учащимися, сделает урок более зрелищным, позволит ученикам легче запомнить грамматический материал, стимулирует познавательный интерес к предмету. Для работы с электронным приложением потребуется компьютер, мультимедийный проектор и демонстрационный экран. Приложение позволит более наглядно продемонстрировать новый материал и закрепить уже изученный.
^ Тема урока
«Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: урок–исследование «Лингвистическое путешествие в Палех – край лаковой миниатюры»
^ Цели урока
Обучающая: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных».
Развивающая: развитие навыков работы с текстом, умения работать с информацией.
Воспитывающая: воспитание чувство патриотизма, гордости за свой край, уважение к труду.
^ Задачи урока
Cформулировать правило правописания Н-НН в именах прилагательных, выявить слова исключения из правила.
Научиться применять правило правописания Н-НН в именах прилагательных на практике.
Познакомиться с культурным наследием родного края на примере работ мастеров Палеха.

Оборудование

 

АРМ учителя

 Проекционный аппарат

 Экран (Смарт доска).
^ Программное обеспечение:
Операционная система – Windows

Microsoft Office

Презентация Power Point

Windows media player
Оформление кабинета:
Выставка книг (открыток, календарей и т.д.), оформленных в стиле палехской живописи
Выставка изделий палехских мастеров (шкатулки, броши и т.п.)
Выставка детских рисунков, выполненных в стиле палехской росписи (иллюстрации к сказкам, жар-птица и пр.)

^ Конспект урока


Деятельность учителя


Деятельность ученика


1.Организационный момент 1 мин.



^ ЦЕЛЬ ЭТАПА

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.


ЦЕЛЬ ЭТАПА

Эмоциональный настрой на урок.


Деятельность 1
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Улыбнёмся друг другу, мысленно пожелаем удачи. Я верю, что у нас сегодня всё получится! Итак, начнём урок. Ребята, сегодня мы будем работать не в тетрадях, а на специальных рабочих листах. Подпишите, пожалуйста, их.


Деятельность 1
Приветствие. Дети подписывают рабочие листы




^ 2.Повторение 10 минут.




Цель этапа

Положительный психологический настрой на урок .

Повторение изученного.



Цель этапа

Положительный психологический настрой на урок .

Повторение изученного.



Деятельность 2

Слайд №2
БЕСЕДА
Посмотрите, пожалуйста, на карту Ивановской области. В каких населённых пунктах области вам довелось побывать?

А знаете ли вы, что на территории Ивановской области есть посёлок, название которого известно всему миру?

Хотели бы вы сегодня, на уроке русского языка, отправиться в путешествие в это удивительное место? Итак, в путь….



Деятельность 2

Ответы детей


Деятельность 3

Слайд №3

^ ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА «ПАЛЕХ»


Деятельность 3
ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА «ПАЛЕХ»


Деятельность 4
Беседа.
Ребята, чем прославился Палех?


Деятельность 4
Дети отвечают на основе просмотренного видеофрагмента


Деятельность 5

Сообщение учителя о Палехе
Русские люди не только в песнях воспевали красоту родной земли, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой, нарядной росписью. Это и пламенеющие цветы Хохломы, и голубые отблески Гжели, и лаковая миниатюра Палеха.
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Палехские мастера расписывают шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы. В 1925 году на Всемирной выставке худождественно-декоративного искусства в Париже коллекция шкатулок из Палеха получила гран-при.

Поэт Евгений Синявский посвятил Палеху одно из своих стихотворений.


Деятельность 5
Дети слушают сообщение учителя.




Деятельность 6
Учитель предлагает учащимся прослушать стихотворение Синявского «Палех».



Деятельность 6
Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Синявского «Палех» (приложение №1)




Деятельность 7
^ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА

Обратимся к дидактическому материалу с заданиями, который у каждого лежит на партах (Приложение №2, задание №1)
Учитель предлагает детям самостоятельно прочитать только что прослушанное стихотворение, восстановить деформированный текст, графически указав условия правописания прилагательных



Деятельность 7
Дети восстанавливают текст, обозначают орфограммы



Деятельность 8

Слайд №4
Учитель предлагает проверить и прокомментировать работу




Деятельность 8
Учащиеся проверяют работу по эталону на слайде презентации, комментируют.



^ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 20 минут



Цель этапа: сформулировать правило правописания Н-НН в именах; прилагательных, выявить слова исключения из правила



^ Цель этапа: сформулировать правило правописания Н-НН в именах; прилагательных, выявить слова исключения из правила



Деятельность 9

Фиксирование затруднения в пробном учебном действии
^ Попытка восстановления деформированного текста, сопровождаемая беседой




Деятельность 9

Фиксирование затруднения в пробном учебном действии


1)О правописании какой части речи мы продолжаем разговор?


1)О правописании прилагательных


2) Художник рисует красками, а писатель – словом. Русская зима – излюбленный сюжет палехских живописцев.

Я прошу вас выразительно прочитать текст задания №2 (Приложение №2, задание 2)



2)Ученик вслух читает текст


3) Что затрудняет понимание текста?

3) Пропущенные буквы затрудняют понимание текста


4) Я предлагаю вам вставить пропущенные буквы


4)Дети вставляют пропущенные буквы


5)^ ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ Слайд №5
У всех задание выполнено правильно?
Я прошу вас объяснить ваш выбор.

5) Дети легко объясняют правописание слов ЛУННЫЙ и СОННЫЙ, но правописание других слов вызывает недоумение




Деятельность 10

Выявление места и причины затруднения

^ Постановка проблемы
Правописание каких букв вы объяснить не можете? В какой морфеме какой части речи?



Деятельность 10

Выявление места и причины затруднения

^ Постановка проблемы
1)Н-НН в суффиксах прилагательных



2)Сформулируйте лингвистическую проблему, которую нам предстоит решить в течение урока



2)Правописание Н – НН в суффиксах имён прилагательных


Деятельность 11

Определение темы урока

Слайд №6
Итак, какова тема нашего урока?


Деятельность 11

Определение темы урока
Правописание Н – НН в суффиксах имён прилагательных



Деятельность 12

Определение задачи
Что мы должны сделать, чтобы узнать, когда в суффиксах прилагательных пишется одна Н, а когда – две?


Деятельность 12

Определение задачи
Ответ: сформулировать правило


Деятельность 13

Построение проекта выхода из затруднения

Работа в группах

^ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА (Приложение №3)




Деятельность 13

Построение проекта выхода из затруднения

Работа в группах


^ Слово учителя:
1)Палех еще с допетровских времен славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века .

Я прошу вас внимательно прочитать текст задания №3 (Приложение№2, задание 3)


1) ученик читает текст


2)Учитель предлагает поработать в группах

(на столах у каждой группы лежит лист с групповым заданием (Приложение №3), листы для построения проекта, маркер и фломастер)



2) дети работают в группах с заданием (Приложение №3) в течении 4 минут, оформляют ответы на задания на листах А4 маркером или фломастером, закрепляют листы магнитами на доске


^ 3)ВЫВОД ПО ИТОГАМ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ ЛИСТОВ, ПРИКРЕПЛЁННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ГРУПП К МАГНИТНОЙ ДОСКЕ



Сделаем вывод:

- в каких суффиксах прилагательных пишется одна Н?

- Приведите примеры.

- в каких суффиксах прилагательных пишется две Н?

Сделаем вывод:

- в каких суффиксах прилагательных пишется одна Н?

3) Сделаем вывод:
- в каких суффиксах прилагательных пишется одна Н?

(ин,ан,ян)
- например….

^ Соболиными Лебедиными Серебряными Песчаными
- в каких суффиксах прилагательных пишется две Н?

(енн,онн, и если прилагательное образовано от существительного с основой на Н)
- например….

Революционных

Длинными

Бесчисленными



Деятельность 14

Формулирование правила

Слайд №7
Суффиксы прилагательных ИН АН ЯН пишутся с одной Н, ЕНН ОНН с двумя Н, также с двумя Н пишутся прилагательные, образованные от существительных с основой на Н


Деятельность 14

Формулирование правила
Ученик, пользуясь схемой (на слайде) проговаривает правило


Деятельность 15

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
^ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Слайд №8


Н

НН

Подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши


присесть





  1   2   3

Похожие:

Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» iconУрок русского языка в 6 классе Тема: «Н, нн в суффиксах прилагательных»
Оборудование: Таблица «Правописание Н, нн в суффиксах прилагательных», раздаточный материал, атрибуты к дидактической игре «Волшебный...
Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» iconУрок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание мягкого знака...
Познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода», а также с написанием...
Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» iconУрок русского языка в 6 классе по теме: «Разряды имен прилагательных»
Отработать навыки определения разрядов прилагательных; закрепить навыки употребления прилагательных в речи; усовершенствовать навыки...
Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» iconУрок русского языка в 8 классе по теме «Разряды имён прилагательных...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Разряды имён прилагательных по значению» с использованием средств икт
Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» iconУрок русского языка в 4-м классе по теме «Упражнения в распознавании...
Познакомить детей с распознаванием типа склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах
Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» iconУрок- практикум по русскому языку ( 6 класс) Тема : Имя прилагательное ( итоговое повторение)
«Не с прилагательными», «Н и нн в суффиксах прилагательных», «О и е в суффиксах прилагательных», «Степени сравнения и разряды имен...
Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» iconДніпропетровська область Відділ освіти Широківської рда урок російської мови у 7 класі
«Одна и две буквы н в суффиксах причастий и прилагательных, образованных из причастий»
Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Богатство и разнообразие лексики русского языка»
Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка»
Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...
Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» iconУрок русского языка во 2- а классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные...
Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница