9 класс I. Работа с текстом художественного произведения




Скачать 35.34 Kb.
Название9 класс I. Работа с текстом художественного произведения
Дата публикации12.03.2014
Размер35.34 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Литература > Документы
9 класс
I. Работа с текстом художественного произведения

Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Туча».
Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала,

И ты издавала таинственный гром,

И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Проведите лингвистический анализ текста. Дайте развернутые ответьте на следующие вопросы:

1.Каким чувством проникнуто стихотворение? Как построение стихотворения помогает определить настроение лирического героя?

2. Найдите в стихотворении:

    • стилистические фигуры и тропы;

    • категориальное различие и сходство времен глагола;

    • индивидуально-авторское сочетание слов.

3. Объясните, какова роль названных художественных и языковых средств

в тексте.

4.Дайте лингвистический комментарий к словам: «лазурь, алчная, миновалась, сокройся, древес». Какие «смыслы» привносит в стихотворение употребление данных слов?

5.Является ли образ тучи в этом стихотворении традиционным для поэтического языка первой половины 19 века? Объясните вашу точку зрения.

Дайте развернутые ответы на лингвистические вопросы.


  1. История русского языка

1. Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

трясти – трус; крыша – кровля
2. К словам, которые устарели и не употребляются в современном языке, подберите родственные слова, активно использующиеся в наши дни. Как называются эти устаревшие слова:

^ Персты, кика, тщание, перси, чаять, десница, денница ?

Расскажите, а какие ещё разновидности устаревших слов вы знаете? Чем они отличаются от перечисленных выше слов?
3. Каково значение и происхождение слов хитрый и хищный? Можно ли их назвать однокоренными? Свой ответ аргументируйте.


  1. Нормы русского литературного языка

1. Расставьте ударение в словах и словосочетаниях:

Августовский (от август, месяц), августовский (от Август, римский император), баловать, безудержный, блокировать, бомбардировать, вероисповедание, ветеринария, включит, включишь, ворожея.

2. Определите, какая из указанных ниже форм является литературной, объясните сферу употребления остальных форм:

[что]; [што]; [ цо]; [чо]
3. Малыш говорит: « Мышка какая юрчатая! » Правильно ли образовано слово юрчатая? Или надо сказать, что мышь юркая? Ответ обоснуйте.
4. Определите, сколько - н - в данных словах. Объясните ваш вариант правописания.

1. Девочка умна и воспита (н, нн)а . – Девочка хорошо воспита (н, нн)а родителями.

2. Грозовая туча была рассея ( н, нн)а ветром. – Ученица рассея ( н, нн) на уроке..

3. Встреча выпускников хорошо организова( н, нн)а. - Студентка организова (н, нн)а и дисциплинирова(н, нн)а.


  1. Язык художественного произведения

1. Напишите, какие синтаксические средства связи предложений в тексте вы знаете?

Прочитайте фрагмент стихотворения Л Пастернака:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,

До их причины.

До оснований, до корней,

До сердцевины.
Попробуйте определить, какие средства связи, использованные поэтом, придают тексту экспрессию?
2.Напишите, как вы понимаете значение термина звукопись? Объясните, как с помощью звуков поэт передаёт шум и завывание холодного осеннего ветра?

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она,

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу.

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зёрна купая в пыли!»



  1. ^ Современный русский язык

1. Объясните, в каком значении употреблено слово противный в отрывке из поэмы А.С.Пушкина «Кавказский пленник»:

Уже плывет и пенит волны,
Уже противных скал достиг,
Уже хватается за них…

Напишите, как вы назовете слова противный берег и противный запах?

2. Даны слова: просинец, сечень, сухий, березень, травень, изок, червень, зарев (серпень), рюин, груден, студен. Предположите, что обозначает каждое из них. Кратко поясните лексическое значение слова.
3. В указанных словах определите окончание: чего-нибудь, растаявшему снегу, четырьмястами бусинками.
4. Слова достоин и удостоен имеют один и тот же корень, они родственные. Почему слово удостоен пишется через букву «Е»? Свой ответ аргументируйте.


5. Запишите по памяти несколько высказываний (стихотворных строк) выдающихся русских писателей, поэтов, общественных деятелей, лингвистов о русском языке.
6. Укажите, какие варианты расстановки знаков препинания могут быть в предложении. Аргументируйте свой ответ.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.


  1. Творческая работа

В Москве установлен памятник Кириллу и Мефодию. Что бы вы рассказали друзьям об этом памятнике? Напишите сочинение-миниатюру.

Похожие:

9 класс I. Работа с текстом художественного произведения iconУрок развития речи. Работа с текстом. 9-й класс Тема: Работа с текстом
Ребята, у меня на столе входные билеты четырех цветов. Выберите билет понравившегося вам цвета. Каждому цвету билета соответствует...
9 класс I. Работа с текстом художественного произведения iconТекстом художественного произведения, призванные раскрыть художественный...
Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим
9 класс I. Работа с текстом художественного произведения iconТема опыта: «Работа над словом художественного произведения как средство...

9 класс I. Работа с текстом художественного произведения icon3. Работа с текстом до чтения А) Откройте учебники, прочитайте название произведения? -кто
На доске вы видите незаконченное предложение. Я вам предлагаю его закончить. Слайд№1
9 класс I. Работа с текстом художественного произведения iconЧитаем сказку К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Образовательные: учить учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения; формировать навыки анализа художественного...
9 класс I. Работа с текстом художественного произведения iconОбучение правильному, плавному безошибочному чтению на примере произведения...
Развивать интерес и наблюдательность на примере работы с текстом и отдельно взятыми словами
9 класс I. Работа с текстом художественного произведения icon11 класс русский язык
Стихотворение написано Пушкиным в 1836 году. Мешает ли некоторая архаичность речи восприятию художественного смысла текста? Каковы...
9 класс I. Работа с текстом художественного произведения iconЧитательской культуры школьников
В самом тексте художественного произведения имеется все необходимое для формирования чувств детей, их духовного мира, личностного...
9 класс I. Работа с текстом художественного произведения iconПрофессиональный конкурс работников образования
Пересказ художественного произведения В. Г. Сутеев «Под грибом» методом условно-символического моделирования
9 класс I. Работа с текстом художественного произведения iconУрока: Звуки весеннего леса. Обобщающий урок по теме «Глагол»
Дидактические средства обучения: аналитическая работа над текстом, групповой блиц-опрос, работа с технологической картой
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница